ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-467/18 от 21.10.2019 Железнодорожного районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело № 2-467/2018

Решение

Именем Российской Федерации

21 октября 2019 года г. Орел

Железнодорожный районный суд города Орла в составе :

председательствующего судьи Севостьяновой Н.В.,

при секретаре Шкарупа А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» к Крутых Алексею Геннадьевичу о возмещении ущерба,

установил:

Некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес>» обратился в суд с иском к Крутых А.Г. о возмещении ущерба, указывая на то, что 12.05.2018г. в многоквартирном <адрес> в <адрес> произошел пожар. 26.03.2019г. Железнодорожным районным судом <адрес> Крутых А.Г. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 167 УК РФ поскольку умышленно, путем поджога, уничтожил чужое имущество, что повлекло причинение значительного ущерба, в частности уничтожение крыши многоквартирного <адрес>. 13.05.2018г. согласно Протоколу заседания внеочередного собрания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации <адрес> приняты следующие решения: информацию принять к сведению, УК ООО «ДЭЗ-5 <адрес>», обслуживающей организации ООО «ДЭЗ-5 <адрес>» выполнить мероприятия, в частности: по перекрытию (закрытию) крыши временными материалами, срок исполнения 14.05.2018 (п. 2.1); с 10.00 13.05.2018 обеспечить подготовку актов причинённого ущерба жилых и нежилых помещений <адрес>, срок исполнения - в кратчайшие сроки (п. 2.5), МКУ «Управление коммунальным хозяйством администрации <адрес>» с 10.00 13.05.2018 г. принять участие в подготовке актов причиненного ущерба жилых и нежилых помещений дома, срок исполнения 14.05.2018 (п. 3.1); обеспечить составление сметы по выполнению ремонтных работ общедомового имущества и жилых и нежилых помещений, срок исполнения - 21.05.2018 (п. 3.2), Территориальному управлению по <адрес> возглавить рабочую группу по составлению актов по размерам причиненного ущерба и восстановлению систем жизнеобеспечения пострадавшего дома, Управлению городского хозяйства и транспорта администрации <адрес> направить обращение в <адрес> по вопросу выделения денежных средств для выполнения необходимых ремонтно-восстановительных работ, срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ (п. 7.1); организовать работу с ООО «Первая управляющая компания» по восстановлению систем жизнеобеспечения дома.

14.05.2018г. администрацией <адрес> вынесено постановление № 2136 о проведении капитального ремонта общего имущества в <адрес> в <адрес> в связи с произошедшим 12.05.2018 пожаром. Постановлено провести капитальный ремонт дома в соответствии региональной программой в 2018 году; утвержден перечень работ и (или) услуг по капитальному ремонту: ремонт крыши; ремонт систем электро - теплоснабжения; разработка проектной документации и проверка достоверности сметной стоимости; услуги по строительному контролю. Срок завершения работ утвержден до 28.09.2018 г. 31.05.2018 г. между НО «РФКР» (Заказчик) и ЗАО «Горпроект» (Подрядчик) заключен договор № 003-ПСД/2018/КЧС по разработке проектной документации капитального ремонта общего имуществ в многоквартирном доме по адресу: <адрес>» <адрес> на сумму 46 780,00 руб. Работы по разработке проектной документации выполнены и сданы по актам формы КС-2, КС- 3 № 055 от 04.07.2018 года на сумму 46 780,00 руб. 06.07.2018г. между НО «РФКР» (Заказчик) и ООО «РСУ-2» (Подрядчик) заключен договор № 004-КР/2018/КЧС о проведении капитального ремонта общего имущества в указанном многоквартирном доме на сумму 5 273 325,00 руб. Срок окончания работ - 15.10.2018 года (п. 3.1). Работы сданы Подрядчиком и приняты Заказчиком на общую сумму 4 306 012,00 руб. по актам приемки выполненных работ, а именно: ремонт крыши - КС-2, КС-3 № 1 от 20.08.2018 года на сумму 3 042 330,00 руб.; ремонт системы электроснабжения - КС-2, КС-3 № 2 от 22.09.2018 на сумму 442 334,00 руб.; ремонт системы теплоснабжения - КС-2, КС-3 № 4 от 17.09.2018 на сумму 821 348,00 руб. В целях осуществления строительного контроля за выполнением работ на Объекте между НО «РФКР» (Заказчик) и КУ ОО «Орелгосзаказчик» (Исполнитель) заключен договор № 005-СК/2018/КЧС от 13.07.2018 года на сумму 137 606,00 руб. Услуги по стройконтролю приняты по актам выполненных работ КС-2, КС-3 № 1 от 06.11.2018 года на сумму 137 606,00 руб. Таким образом, работы по капитальному ремонту дома после пожара были выполнены на общую сумму 4490 398,00 руб. Просит взыскать с Крутых А.Г. в пользу НО «РФКР» убытки в размере 4490398,00 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 30652,00 рублей.

В судебном заседании представитель истца Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» Гуденкова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

В судебное заседание ответчик Крутых А.Г., отбывающий наказание в ИК 7 УФСИН России по Орловской области, извещенный о слушании дела, в суд возражений не направил.

Суд, выслушав участников процесса, допросив эксперта, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу статьи 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно части 1 статьи 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

В соответствии с частью 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена частью 5 статьи 178 и частью 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии ч. 6 ст. 189 Жилищного кодекса РФ в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, 12.05.2018г. в многоквартирном доме № 3 по ул. Герцена в г. Орле произошел пожар.

26.03.2019г. Железнодорожный районный суд г. Орла вынесен приговор в отношении Крутых А.Г., который признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 167 УК РФ. Из приговора следует, что Крутых А.Г. умышленно, путем поджога, уничтожил чужое имущество, что повлекло причинение значительного ущерба, в частности уничтожение крыши многоквартирного <адрес> областного суда, указанный приговор изменен в части срока назначенного наказания.

Согласно Протоколу № 6 заседания внеочередного собрания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации <адрес> от 13.05.2018, было принято решение по восстановлению систем жизнеобеспечения пострадавшего дома и даны указания различным службам.

Также 14.05.2018г. администрацией <адрес> вынесено постановление № 2136 о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД № 3 по <адрес> в <адрес> в связи с произошедшим 12.05.2018 г. пожаром.

Указанным документом постановлено провести капитальный ремонт дома в соответствии региональной программой в 2018 году. Утвержден перечень работ и (или) услуг по капитальному ремонту: ремонт крыши; ремонт систем электро-, теплоснабжения; разработка проектной документации и проверка достоверности сметной стоимости; услуги по строительному контролю. Срок завершения работ утвержден до 28.09.2018.

31.05.2018 г. между НО «РФКР» (Заказчик) и ЗАО «Горпроект» (Подрядчик) заключен договор № 003-ПСД/2018/КЧС по разработке проектной документации капитального ремонта общего имуществ в многоквартирном доме по адресу: <адрес> на сумму 46 780,00 руб.

Работы по разработке ПОД выполнены и сданы по актам формы КС-2, КС- 3 № 055 от 04.07.2018 года на сумму 46 780,00 руб.

06.07.2018 г. между НО «РФКР» (Заказчик) и ООО «РСУ-2» (Подрядчик) заключен договор № 004-КР/2018/КЧС о проведении капитального ремонта общего имущества в указанном многоквартирном доме на сумму 5 273 325,00 руб. Срок окончания работ - 15.10.2018 года (п. 3.1).

Работы сданы Подрядчиком и приняты Заказчиком на общую сумму 4306012,00 руб. по актам приемки выполненных работ, а именно: ремонт крыши - КС-2, КС-3 № 1 от 20.08.2018 года на сумму 3 042 330,00 руб.; ремонт системы электроснабжения - КС-2, КС-3 № 2 от 22.09.2018 на сумму 442 334,00 руб.; ремонт системы теплоснабжения - КС-2, КС-3 № 4 от 17.09.2018 на сумму 821 348,00 руб.

В целях осуществления строительного контроля за выполнением работ на Объекте между НО «РФКР» (Заказчик; и КУ ОО «Орелгосзаказчик» (Исполнитель) заключен договор № 005-СК/2018/КЧС от 13.07.2018 года на сумму 137 606,00 руб.

Услуги по строительному контролю приняты по актам выполненных работ КС-2, КС-3 № 1 от 06.11.2018 года на сумму 137 606,00 руб.

Таким образом, работы по капитальному ремонту дома после пожара были выполнены на общую сумму 4 490 398,00 руб. (46 780,00 + 4 306 012,00 + 137606,00).

Представитель истца заявил ходатайство о проведении судебной экспертизы об определении размера ущерба, в связи с чем, по делу была проведена строительно-оценочная экспертизы в ФБУ Орловской ЛСЭ Минюста России.

Согласно выводов строительно-оценочной экспертизы ФБУ Орловской ЛСЭ Минюста России №903/2-2 от 23.09.2019 года Стоимость выполненных работ по ремонту кровли дома №3 по ул. Герцена в г. Орле определена в справке, составленной 20.08.2018 года (унифицированная форма КС - 3) и составляет 3 042 330 руб. Стоимость выполненных работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения <адрес> в <адрес>, согласно справке (унифицированная форма КС - 3), составляет 442 334 руб. Стоимость выполненных работ по ремонту системы отопления- теплоснабжения <адрес> в <адрес>, согласно справке (унифицированная форма КС - 3), составляет 821 348,00 руб.

В силу ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на вопросы, поставленные судом.

Суд принимает во внимание экспертное заключение ФБУ Орловской ЛСЭ ФИО2, которое является обоснованным и соответствующим вышеуказанным требованиям. Экспертное заключение содержит в себе подробное описание проведенного исследования, в заключении указаны все расчеты с указанием способа и источника данных для их определения.

Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности, заключение является полным, не содержит противоречий, согласуется с исследованными в судебном заседании доказательствами.

Эксперт ФБУ Орловской ЛСЭ Минюста России Орлова Н.В. в судебном заседании выводы экспертного заключения поддержала в полном объеме.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что с Крутых А.Г. в пользу Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» подлежит взысканию сумма ущерба, подтвержденная экспертным заключением ФБУ Орловской ЛСЭ Минюста России, в размере 4 490 398 рублей.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, которые, согласно ст. 88 ГПК РФ, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, в силу ст. 94 ГПК РФ, относятся, в том числе и расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Таким образом, с Крутых А.Г. в пользу Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» подлежит взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 35 489 рублей.

Также с ответчика в пользу ФБУ Орловской ЛСЭ Минюста России подлежат взысканию судебные издержки в виде стоимости судебной экспертизы в размере 39 840 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» к Крутых Алексею Геннадьевичу о возмещении ущерба удовлетворить.

Взыскать с Крутых Алексея Геннадьевича в пользу Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» убытки в размере 4 490 398 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 35 489 рублей.

Взыскать в пользу Орловской ЛСЭ Минюста России с Крутых Алексея Геннадьевича затраты на проведение строительно-технической экспертизы в размере 39 840 рублей, обязав произвести оплату по реквизитам:

Федеральное бюджетное учреждение Орловская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации

-- руб

-- руб

-- руб

-- руб

-- руб

-- руб

-- руб

-- руб

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.

Судья Н.В. Севостьянова