ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-467/19 от 15.07.2020 Сортавальского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 2-467/2019

УИД - 10RS0017-01-2020-000401-40

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2020 года гор. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ратомской Е.В.,
при секретаре Лифановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Карелводоканал» к ФИО1 о взыскании задолженности за водоснабжение и водоотведение и неустойки,

установил:

ООО «Карелводоканал» обратилось с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности за водоснабжение и водоотведение, истец просит взыскать с ответчика задолженность за потребленную воду и отведение сточных вод за октябрь 2019 года в размере 123192 руб. 56 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 3664,00 руб. Требования мотивированы тем, что в соответствии с Распоряжениями Главы Сортавальского городского поселения №382-О от 19.09.2013 «О наделении ЗАО «Карелводоканал» статусом гарантирующей организации» и №747-О от 26.12.2019 «О внесении изменений в распоряжение №382-О от 19.09.2013» для централизованной системы водоснабжения и водоотведения на территории Сортавальского городского поселения ООО «Карелводоканал», как универсальный правопреемник, является гарантирующей организацией. Решением единственного акционера №06/07/15 от 06.07.2015 ЗАО «Карелводоканал» было реорганизовано в ООО «Карелводоканал» и стало его правопреемником. Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 13.12.2018 №133 ООО «Карелводоканал» утверждены тарифы на питьевое водоснабжение и водоотведение на территории Сортавальского городского поселения: с 01.07.2019 по 31.12.2019 за водоснабжение – 67 руб. 15 коп. за 1 м?, в том числе НДС, за водоотведение 44 руб. 99 коп. за 1 м?, в том числе НДС. В соответствии с Актом регистрации прибора учета (водомерного счетчика) от 16.12.2013 в нежилом помещении общей площадью 39,8 кв.м., расположенном на 1 этаже здания по адресу: <Адрес обезличен>, а также в нежилом помещении общей площадью 42,1 кв.м., расположенном на 1 этаже здания по адресу: <Адрес обезличен>, принадлежащим ФИО1 на праве собственности, были установлены и введены в эксплуатацию (зарегистрированы) приборы учета воды: 1. «Каскад» СВ-15Х, <Номер обезличен>, дата первоначальной поверки – 29.10.2013; 2. «Каскад» СВ-15Х, <Номер обезличен>, дата первоначальной поверки – 19.11.2013. В соответствии с паспортами указанных приборов учета датами очередной поверки были определены – 29.10.2018 и 19.11.2018. Между сторонами 01.08.2012 заключен договор <Номер обезличен>, согласно которому абонент обязан своевременно и в сроки, установленные в техническом паспорте, производить поверку приборов учета либо их замену. Данная обязанность ответчика также установлена п.47 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ №776 от 04.09.2013. ФИО1 в установленные сроки не известила истца о том, что у приборов учета воды истекли сроки поверки, она готова их демонтировать, провести поверку либо заменить на новые. 16.04.2019 истцом в адрес ответчика направлено требование о необходимости замены либо поверки приборов учета, которое получено 23.04.2019, при этом замена приборов учета произведена 14.10.2019. Учитывая, что сроки поверки, установленных в 2013 году приборов учета, истекли в 2018 году, истец произвел расчет водопотребления коммерческим способом с выставлением счета <Номер обезличен> от 08.10.2019 на сумму 123192 руб. 56 коп., при этом расчет произведен только за расчетный месяц – 30 дней, с учетом внутреннего диаметра водопроводного ввода на объекте в размере 15 мм за 549,4 м? за каждый из объектов.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Пояснила, что в силу п.49 Правил организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденных Правительством РФ №776 от 04.09.2013, в случае истечения межпроверочного интервала поверки приборов учета узел учета считается вышедшим из строя (неисправным). Пунктом 50 Правил организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденных Правительством РФ №776 от 04.09.2013, предусмотрено, что лицо, осуществляющее эксплуатацию узла учета, в случае выхода узла учета или прибора учета из строя (неисправности) обязано незамедлительно известить об этом организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение (абонента или транзитную организацию), и сообщить показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя (возникновения неисправности), а также устранить выявленную неисправность (осуществить ремонт) в течение 60-ти дней со дня выхода узла учета или приборов учета из строя (возникновения неисправности). Согласно п.14 Правил организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденных Правительством РФ №776 от 04.09.2013, при отсутствии прибора учета, в том числе в случае неисправности прибора учета, коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом. Ответчику произведен расчет задолженности по отпущенной холодной воде в сумме 123192 руб. 56 коп.за один расчетный период, то есть за месяц. Просила иск удовлетворить.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась. Представители истца ФИО3 и ФИО4 с иском не согласились. Пояснили, что исправность приборов «Каскад» СВ-15Х, <Номер обезличен> и «Каскад» СВ-15Х, <Номер обезличен> подтверждена проведенной поверкой после снятия указанных приборов, следовательно, не принимать показания данных приборов учета по расходу коммунального ресурса с момента истечения срока поверки до даты их замены оснований у истца не имеется. Полагают, что в качестве штрафной меры за нарушение срока поверки возможно применение расчетного способа, но не на такой объем. Полагают разумной расчетную сумму в размере МРОТа. Просили учесть материальное положение ответчика.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила) в пределах предоставленных Правительством Российской Федерации федеральным законодателем полномочий.

В соответствии с п.18 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.

Согласно ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства согласно ст. 310 ГК РФ не допускается.

В соответствии со ст. ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоснабжение и водоотведение.

Из пунктов 2, 32, 40, 63, 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 N 354, следует, что обязанность оплачивать коммунальные услуги возлагается на лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме и потребляющее коммунальные услуги.

В силу пункта 80 Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межпроверочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Согласно пункту 81 Правил предоставления коммунальных услуг, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

В соответствии с п. 81(12) и 81.(13) Правил прибор учета считается вышедшим из строя в том числе, в случае истечения межпроверочного интервала поверки приборов учета. Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).

По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом (то есть не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения) плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил исходя из расчетного объема коммунального ресурса (п. 60 Правил).

В силу пункта 37 Правил, расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

В соответствии с пунктом 43 Правил № 354 и подпунктом "б" пункта 4 Приложения N 2 к Правилам при отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса. Размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению в нежилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных бытовых вод и электрической энергии, определяется как произведение расчетного объема потребленной холодной воды, горячей воды, сточных бытовых вод, электрической энергии и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании положений статьи 20 ФЗ от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации. Осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается, в том числе, в случае неисправности прибора учета.

Согласно п. 15 и подп. "б" п. 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 г. N 776, при расчетном способе коммерческого учета воды применяются: метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения; метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды; метод гарантированного объема подачи воды; метод суммирования объемов воды. Применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующем случае: через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе непроведения проверки после истечения межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо проверки без демонтажа прибора учета.

Из представленных материалов усматривается, что ФИО1 является собственником нежилых помещений площадью 39,8 кв.м., адрес объекта: <Адрес обезличен>, и площадью 42,1 кв.м., адрес объекта: <Адрес обезличен>.

Согласно акту <Номер обезличен> от 16.12.2013 в указанных помещениях ФИО1 были установлены приборы учета (водомерные счетчики): 1. «Каскад» СВ-15Х, <Номер обезличен>, дата первоначальной поверки – 29.10.2013, срок поверки истек 29.10.2018; 2. «Каскад» СВ-15Х, <Номер обезличен>, дата первоначальной поверки – 19.11.2013, срок поверки истек 19.11.2018.

16.04.2019 истцом в адрес ФИО1 было направлено требование о необходимости замены, либо поверки прибора учета (водомерного счетчика).

14.10.2019 ответчиком была произведена регистрация новых приборов учета «Экомера» <Номер обезличен>, «Экомера» <Номер обезличен>, то есть за пределами 60 дней после истечения межпроверочного интервала, в связи с чем истцом произведен расчет задолженности по отпущенной холодной воде за 549,4 кубических метра, размер которой составил 123 192 руб. 56 коп.

31.10.2019 ответчик обратился к истцу с претензией, полагая, что произведенный расчет не соответствует фактическому водопотреблению, так как в жилых помещениях расположены магазины непродовольственных товаров, что исключает водопотребление в указанном ООО «Карелводоканал» объеме. В обоснование своих требований ответчиком приложены сведения о проведенной поверке приборов учета «Каскад» СВ-15Х, <Номер обезличен>, и «Каскад» СВ-15Х, <Номер обезличен> 25.10.2019 года, выполненной по договору возмездного оказания услуг от 23.10.2019

20.11.2019 ООО «Карелводоканал» был дан мотивированный ответ на претензию с предложением оплатить счет <Номер обезличен> от 08.10.2019 в сумме 123192 руб. 56 коп. в течение 30-ти дней с даты получения данного письма. Согласно почтовому уведомлению, документ получен ответчиком 27.11.2019.

Заявление ФИО1 от 10.12.2019 о перерасчете 06.12.2019 оставлено истцом без удовлетворения.

По смыслу правовых позиций, выраженных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 № 30-П, действующим правовым регулированием придается приоритетное значение данным приборов учета ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные ресурсы.

Конституционным Судом отмечено, что одним из действенных правовых механизмов, стимулирующих потребителей коммунальных ресурсов к эффективному и рациональному их использованию и тем самым к бережному отношению к окружающей среде, является регламентация порядка определения платы за коммунальные услуги. В этих целях статьей 157 жилищного кодекса российской Федерации установлены общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, к числу которых часть 1 данной статьи относит учет потребленного коммунального ресурса, прежде всего, исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества энергетических ресурсов, использованием нормативов потребления коммунальных услуг ( определения от 12.11 2008 № 975-О-О, от 16.04.2009 № 570-О-О и от 01.10.2009 № 1099-О-О).

Этот принцип, как указал Конституционный Суд, воспроизводится в части 2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающей, в частности, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. Приведенным законоположениям корреспондируют регламентирующие отношения энергоснабжения и применимые к отношениям по снабжению прочими коммунальными ресурсами предписания Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. ( пункт 1 статьи 544 и статья 548)

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком доказательств отсутствия обязанности по оплате образовавшейся задолженности не представлено, ссылки ответчика основаны на неправильном толковании материальных норм права, регулирующих возникшие правоотношения, поскольку в случае истечения межпроверочного интервала поверки прибор учета является неисправным, при этом, на ответчике лежала обязанность устранить неисправность прибора учета в течение 30 дней. В указанный срок ответчиком неисправный прибор учета заменен не был. Кроме этого, в силу действующего законодательства, у ответчика имелось 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета для проведения проверки после истечения межповерочного интервала с демонтажом прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо проверки без демонтажа прибора учета для исключения начисления платы за водоснабжение и водоотведение расчетным способом.

Учитывая, что в установленные сроки свои обязанности ответчик не исполнил, принимая во внимание выше изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплаченной государственной пошлине.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Карелводоканал» задолженность по оплате водоснабжения и водоотведения за октябрь 2019 года в сумме 123192 руб. и расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 3664 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Ратомская

Мотивированное решение изготовлено – 22.07.2020