ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-467/2021 от 27.05.2021 Урюпинского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2-467/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Урюпинск «27» мая 2021 года

Урюпинский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи – Савченко И.Н.,

при секретаре судебного заседания – ФИО3,

с участием:

истца – прокурора Родиной Е.А.,

представителя ответчика – Ванюкова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области о понуждении осуществить мероприятия по освещению улиц,

УСТАНОВИЛ:

Урюпинский межрайонный прокурор Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области о понуждении осуществить мероприятия по освещению улиц.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Урюпинской межрайонной прокуратурой Волгоградской области в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства в сфере защиты социальных прав граждан в деятельности администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области выявлены нарушения требований действующего законодательства, а именно отсутствует освещение в г. Урюпинск по ул. Весенняя, ул. Мотовилина, ул. Доценко: от дома № 187 до пересечения с ул. Красноармейская; ул. Казачья, ул. Вишневая, что нарушает права граждан, в том числе, на личную безопасность, безопасность дорожного движения, способствует бытовому травматизму, создает благоприятные условия для совершения правонарушений и преступлений, проведению террористических актов и свидетельствует о ненадлежащем исполнении действующего законодательства в части благоустройства территории населенного пункта. Таким образом, администрацией не выполняются требования вышеуказанного законодательства, что приводит и может привести к нарушению прав и законных интересов граждан, как проживающих, так и временно находящихся на территории соответствующего населенного пункта. Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении сотрудниками администрации своих должностных обязанностей и отсутствия должного контроля за их деятельностью со стороны главы муниципального образования. В связи с указанными обстоятельствами, межрайонной прокуратурой в адрес главы городского округа 25.12.2020 года внесено представление с требованием устранить допущенные нарушения. Согласно ответу от 11.02.2021 года в настоящее время не представляется возможным выполнить мероприятия по освещению указанных улиц.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учётом уточнённых исковых требований, просит суд: обязать администрацию городского округа г. Урюпинск Волгоградской области осуществить мероприятия по освещению улиц в г. Урюпинск: ул. Весенняя – от строения 2г до пересечения с ул. Огарева; ул. Доценко – от домовладения № 187 до пересечения с ул. Красноармейской; ул. Вишневая – в месте расположения нерегулируемого пешеходного перехода у образовательного учреждения МАОУ «Средняя школа № 8»; ул. Мотовилина – от границы г. Урюпинск до пересечения ул. Казачья; ул. Казачья – от границы г. Урюпинск до начала ул. Большая Мушкетовская.

Истец прокурор Родина Е.А. в судебном заседании подтвердила уточнённые исковые требования, просила их удовлетворить по приведённым в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области Ванюков А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения. Дополнительно пояснил, что администрацией городского округа г. Урюпинск постепенно проводятся работы по освещению улиц. По улицам Весенняя, Мотовилина, Вишневая освещение имеется. По улице Казачья проводятся работы, будет установлено новое освещению от Техникума до начала улицы Казачья. Уже установлены столбы, закуплен провод. Работы по освещению улиц проводятся МУ «Благоустройство и озеленение».

Свидетель Антонов И.А. в судебном заседании пояснил, что он работает государственным инспектором БДД ОГИБДД МО МВД России «Урюпинский». Им 26.05.2021 года проводился осмотр дорог (улиц) в черте города Урюпинск, по итогам которого им был составлен акт о том, что на дрогах (улицах) в черте г. Урюпинск зафиксированы нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения, установленных требованиями ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а именно: ул. Весенняя – дорога от строения 2 «г» до пересечения с ул. Огарева не имеет стационарного электрического освещения; ул. Доценко – дорога от домовладения № 187 до пересечения с ул. Красноармейской не имеет стационарного электрического освещения; ул. Вишневая – на дороге частично отсутствует стационарное электрическое освещение, в том числе в месте расположения нерегулируемого пешеходного перехода у образовательного учреждения МАОУ «Средняя школа № 8»; ул. Мотовилина – дорога от границы г. Урюпинск до пересечения ул. Казачья не имеет стационарного электрического освещения; ул. Казачья – дорога от границы г. Урюпинск до начала ул. Большая Мушкетовская не имеет стационарного электрического освещения, в том числе в месте расположения нерегулируемых пешеходных переходов с ул. Буденного, у образовательного учреждения ГБПОУ «Урюпинский агропромышленный техникум».

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.

В соответствии ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.

В силу пункта 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Федеральный Закон N 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.

Частью 9 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ определено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу ч.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно ст. 12 Закона N 196-ФЗ содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц установлены ГОСТом Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее по тексту - ГОСТ Р 50597-2017), утвержденным Приказом Госстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст., СНиП 23-05-95, с учетом требований СНиП 2.05.02-85.

Согласно требованиям 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: - на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части автомобильных дорог, магистралей и улиц населенных пунктов должна соответствовать требованиям п. 4.6.1.4 ГОСТа Р 52766-2007.

Согласно требованиям п. 4.6.1.13 ГОСТа Р 52766-2007 наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.

Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположения неработающих светильников подряд, один за другим.

Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов не превышает 40 чел./ч и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч.

В соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» в городах и поселках, сельских населенных пунктах должно быть искусственное освещение в вечернее и ночное время.

В нарушение требований действующего законодательства уличное освещение на ул. Весенняя – от строения 2г до пересечения с ул. Огарева; ул. Доценко – от домовладения № 187 до пересечения с ул. Красноармейской; ул. Вишневая – в месте расположения нерегулируемого пешеходного перехода у образовательного учреждения МАОУ «Средняя школа № 8»; ул. Мотовилина – от границы г. Урюпинск до пересечения ул. Казачья; ул. Казачья – от границы г. Урюпинск до начала ул. Большая Мушкетовская, отсутствует.

Данный факт подтверждаются актом проверки от 29.03.2021 года и актом выявленных недостатков дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 26.05.2021 года.

Таким образом, обязанность по организации уличного освещения на территории городского округа г. Урюпинск Волгоградской области возложена на администрацию городского округа г. Урюпинск Волгоградской области, которой работа по организации уличного освещения городского округа в полном объеме не проводится (л.д. 10-11, 13-15).

Кроме того, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации N 35-ФЗ от 06.03.2006 "О противодействии терроризму", одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер по его предупреждению.

Согласно п. "д" ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009. одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой рассматривается в контексте с положениями ч.3 ст. 123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих исковых требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; причем от самих сторон зависит, участвовать ли им в состязательном процессе или нет (представлять ли доказательства в обоснование своих требований и возражений, а также в опровержение обстоятельств, указанных другой стороной); уклонение от участия в таком процессе может повлечь неблагоприятные последствия для той стороны, которая уклоняется от доказывания.

В обоснование своих возражений на исковые требования прокурора, ответчиком представлена справка МУ «Благоустройство и озеленение» от 17.05.2021 года № 244, согласно которой на балансе МУ «БиО» в качестве уличного освещения числятся светильники: ул. Весенняя – 10 штук (на опорах уличного освещения рядом с домами № 2,6,10,12,14,20,22А,28,40,50); ул. Доценко – 13 штук (на опорах уличного освещения рядом с домами № 1, 3, 29, 32, 38, 51, 52, 74, 76, 101, 169, 177, 189); ул. Казачья – 14 штук (на опорах уличного освещения рядом с домами № 1, 8, 10, 16, 20, 21, 24, 30, 31, 34, 40, 41, 48, 49, остановка СПТУ – 1 штука); ул. Вишневая – 6 штук (на опорах уличного освещения рядом с домами №1, 4, 13, на детской площадке 2 штуки), ул. Мотовилина – 9 штук (на опорах уличного освещения рядом с домами №1, 3, 13, 23, 29, 33, 43, 49, 53).

Между тем, ответчиком не представлено суду достоверных, отвечающих принципам относимости и допустимости доказательств того, что указанное уличное освещение соответствует действующим ГОСТам и СниП, устанавливающим требования к уличному освещению на территории городского округа.

Невыполнение органом местного самоуправления в полной мере обязанности по организации уличного освещения может повлиять на рост совершения противоправных и уголовных деяний, в том числе террористического характера, создает предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий, нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по улицам г. Урюпинск в ночное время, в связи с чем, прокурор обоснованно обратился с настоящим иском в суд.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковое заявление Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области о понуждении осуществить мероприятия по освещению улиц – удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа г. Урюпинск Волгоградской области осуществить мероприятия по освещению улиц в г. Урюпинск: ул. Весенняя – от строения 2г до пересечения с ул. Огарева; ул. Доценко – от домовладения № 187 до пересечения с ул. Красноармейской; ул. Вишневая – в месте расположения нерегулируемого пешеходного перехода у образовательного учреждения МАОУ «Средняя школа № 8»; ул. Мотовилина – от границы г. Урюпинск до пересечения ул. Казачья; ул. Казачья – от границы г. Урюпинск до начала ул. Большая Мушкетовская.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Урюпинский городской суд Волгоградской области.

Судья И.Н. Савченко