ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4681/2016 от 07.10.2016 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-4681/2016

г.Хабаровск

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе:

Председательствующего судьи

Савченко Е.А.

При секретаре судебного заседания

ФИО2

истца

ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству транспорта Российской Федерации о признании незаконным приказа об увольнении, изменении даты увольнения, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, обязании осуществить процедуру упразднения в соответствии с действующим законодательством,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Дальневосточному территориальному управлению Росграницы, Федеральному агентству по обустройству государственной границы РФ о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, об обязании произвести перерасчет и взыскании компенсации за время вынужденного прогула. В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ приказом Дальневосточного территориального управления Росграницы (далее - ДВТУ Росграницы) от ДД.ММ.ГГГГ действие служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с истцом прекращено, ФИО1 освобождена от замещаемой должности ведущего специалиста-эксперта отдела правового, кадрового и документационного обеспечения ДВТУ Росграницы, и уволена с государственной гражданской службы в соответствии с п. 8.3. ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №79-ФЗ) в связи с ликвидацией ДВТУ Росграницы в соответствии с приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Приказ ). Из Приказа следует, что органом, принявшим решение о ликвидации территориальных органов Росграницы, является ликвидационная комиссия Росграницы. Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации упразднено, функции Росграницы переданы Министерству транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России), являющегося правопреемником Росграницы. Указала, что территориальные органы Росграницы являются государственными органами и находятся в подчинении Росграницы, при этом они являются самостоятельными юридическими лицами. Полагает, что органом правомочным принимать решение о ликвидации является Минтранс России. Указала также, что положения указа Президента от 02.02.2016г. №40 об упразднении Росграницы не распространяются на территориальные органы, в том числе ДВТУ Росграница. В связи с указанным, оснований для расторжения служебного контракта по п.8.3 ч.1 ст.37 ФЗ №79-ФЗ не имелось, в связи с чем, увольнение является незаконным. Уведомление о предложении вакантных должностей государственной гражданской службы было вручено ДД.ММ.ГГГГ., менее чем за 25 дней до предстоящего увольнения. С учетом изменения исковых требований, принятых судом в порядке ст.39 ГПК РФ, просит суд обязать Минтранс РФ осуществить процедуру упразднения ДВТУ Росграницы в соответствии с действующим законодательством; признать незаконным приказ ДВТУ Росграницы от ДД.ММ.ГГГГ. «О прекращении служебного контракта с государственным гражданским служащим (увольнении)», в соответствии с которым прекращено действие служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ФИО1 с представителем нанимателя о прохождении федеральной государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в ДВТУ Росграницы, ФИО1 освобождена от замещаемой должности ведущего специалиста-эксперта отдела правового, кадрового и документационного обеспечения и уволена с государственной гражданской службы по п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; изменить дату освобождения от замещаемой должности гражданской службы, указанную в приказе ДВТУ Росграницы от ДД.ММ.ГГГГ. (ДД.ММ.ГГГГ) на дату фактической ликвидации ДВТУ Росграницы, подтверждённую исключением ДВТУ Росграницы из ЕГРЮЛ, обязании оплатить время вынужденного прогула с момента увольнения (ДД.ММ.ГГГГ.) по дату фактической ликвидации ДВТУ Росграницы, подтвержденной исключением ДВТУ Росграницы из ЕГРЮЛ в размере <данные изъяты> руб.

Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ. производство по требованиям ФИО1 к Дальневосточному территориальному управлению Росграницы, Федеральному агентству по обустройству государственной границы РФ в части требований о восстановлении на работе, обязании Росграницу осуществить процедуру упразднения ДВТУ Росграницы в соответствии с законом прекращено, в связи с отказом от иска в данной части. Вышеуказанным определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство транспорта Российской Федерации.

Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ. производство по делу в части исковые требований ФИО1 к Дальневосточному территориальному управлению Росграницы, Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации прекращено в связи с ликвидацией организации.

В судебном заседании истец измененные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в иске.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе телефонограммой, а также публично путем размещения информации на сайте суда. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. Возражений на иск не представил. Суд не располагает сведениями об уважительности причин его неявки в судебное заседание и полагает возможным в силу требований ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Стороны дополнительных документов, кроме тех, которые были приложены к исковому заявлению, представить не могут. Сторонам ставились на обсуждение обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу. Заявлений и ходатайств о затруднении в представлении доказательств и оказания содействия в их собирании, от сторон не поступало. Суд считает, что, так как иных, кроме представленных документов нет, взять за основу при рассмотрении иска пояснения и документы, имеющиеся в деле.

Вопросы, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, включая порядок назначения на должность и освобождения от должности федерального государственного гражданского служащего, регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" (далее Закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ), другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (статьи 2, 3, 5 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Согласно ст. 3 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 5 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;

При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В соответствии с ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.11.2011 N 25-П, Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" исходит из того, что отношения, связанные с государственной гражданской службой, регулируются специальным законодательством, а положения законодательства о труде применяются к ним субсидиарно - в части, не урегулированной законодательством о государственной гражданской службе.

Правовую основу службы в ДВТУ Росграницы составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, международные договоры РФ, а также Положение о территориальном органе Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации" (утв.приказом Росграницы от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ)).

В соответствии со ст.23 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. а 06.12.2011г.), регулирование отношений между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы осуществляется на основании служебного контракта.

Служебный контракт является основанием возникновения права и обязанностей сторон, и заключается в порядке, предусмотренном ст.ст.24-27 вышеуказанного федерального закона.

Из материалов дела, трудовой книжки следует, что ФИО1 принята на должность федеральной государственной гражданской службы специалиста 1 разряда отдела правового и кадрового обеспечения ДВТУ Росграницы с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 принята на должность федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта отдела правового, кадрового и документационного обеспечения ДВТУ Росграницы с ДД.ММ.ГГГГ. на неопределенный срок.

Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) права, работодатель (юридическое лицо) в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые организационные решения, в частности о создании обособленных структурных подразделений для осуществления всех или части своих функций и прекращении их деятельности, а также кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников, в том числе направленные против возможного произвольного увольнения.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ. с ФИО1 расторгнут, ФИО1 освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с п.8.3 ч.1 ст.37 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, денежной компенсации за неиспользованные 67 календарных дней ежегодного оплачиваемого отпуска, окончательного расчета.

В основание увольнения в приказе указаны указ Президента РФ от 02.02.2016г. №40 «Об упразднении Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации»; приказ Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. «О ликвидации территориальных органов Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации», п.8.3 ч.1 ст.37 ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ.

Рассматривая доводы истца о нарушении процедуры упразднения Федерального агентства, ДВТУ Росграницы и, как следствие, незаконности увольнения, суд приходит к выводу, что они основаны на неверном толковании норм материального права.

Указом Президента РФ от 02.02.2016г. №40 Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации упразднено. Пунктом 2 вышеуказанного приказа функции упраздняемого Федерального агентства по обустройству переданы Министерству транспорта Российской Федерации.

Во исполнения Указа Президента РФ от 02.02.2016г. №40, Правительством РФ принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ. которым назначен председатель ликвидационной комиссии Росграницы, на которого возложена обязанность в соответствии с законодательством РФ предупредить работников упраздняемой Росграницы о предстоящем высвобождении, оказать работникам упраздняемой Росграницы содействие в трудоустройстве в иные федеральные органы исполнительной власти. Указанным распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. принятым во исполнение приведенного выше Указа, было установлено, что работники упраздняемой Росграницы продолжают выполнять возложенные на них функции до высвобождения в соответствии с законодательством Российской Федерации, срок завершения ликвидационных мероприятий был установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Во исполнения Указа Президента РФ от 02.02.2016г. №40, распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. , председателем ликвидационной комиссии издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ о ликвидации территориальных органов Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации.

Согласно п.4 "О Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.11.2007 N 734 (ред. от 27.12.2014)), действующей до 20.04.2016г., Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, представительство Агентства за рубежом и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Согласно п.2 Положения о территориальном органе Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации", утв. приказом Росграницы от ДД.ММ.ГГГГ. , Управление является государственным органом и находится в подчинении Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (далее - Агентство). Управление в своей деятельности руководствуется том числе федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Агентства. Реорганизация и ликвидация Управления осуществляются Агентством в установленном порядке (п.19 Положения). В связи с указанным, доводы истца о том, что на ДВТУ Росграницы не распространяется Указ Президента РФ №40 от 02.02.2016г. являются ошибочными.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации, ДВТУ Росграницы, ликвидированы ДД.ММ.ГГГГ., о чем внесены соответствующие запись в ЕГРЮЛ.

Нарушений процедуры упразднения ДВТУ Росграницы судом не установлено, в связи с чем, требование истца об обязании Минтранс РФ осуществить процедуру упразднения ДВТУ Росграницы в соответствии с действующим законодательством не подлежит удовлетворению.

В силу п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае упразднения государственного органа.

Расторжение служебного контракта с работником по пункту 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (ч. 4 ст. 31 ФЗ от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ) и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (ч. 2 ст. 31 ФЗ от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ); ему были предложены в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении все имеющиеся соответственно в том же государственном органе, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 31 ФЗ от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).

В Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что гражданским служащим наряду с основными гарантиями могут предоставляться при определенных условиях дополнительные гарантии, к числу которых относится право на замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 53).

Ликвидация любой организации предполагает прекращение ее полномочий без перехода принадлежащих ей прав и обязанностей в порядке правопреемства, что влечет расторжение трудового договора с работником и не возлагает на работодателя (ликвидируемую организацию) обязанность по принятию мер к трудоустройству работников. В случае ликвидации государственного органа государственным гражданским служащим - в отличие от лиц, работающих по трудовому договору, - действующее законодательство предоставляет дополнительную гарантию продолжения государственно-служебных отношений: в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 31 названного Федерального закона им может быть предоставлено право на замещение иной должности гражданской службы в другом органе государственной власти, в том числе в том государственном органе, которому полностью или частично переданы функции ликвидируемого государственного органа.

Судом установлено, и не оспаривается стороной истца, что о предстоящем увольнении в связи с упразднением Росграницы ФИО1 была уведомлена ДД.ММ.ГГГГ., что также подтверждается предупреждением от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.21). Предусмотренная законом обязанность по предоставлению государственному служащему в порядке замещения иной должности государственной гражданской службы была исполнена, о чем свидетельствует представленное в суд уведомление от ДД.ММ.ГГГГ., от замещения которых ФИО1 отказалась.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

В связи с указанным, нарушений прав истца работодателем допущено не было, факт упразднения истца нашел свое подтверждение, о предстоящем увольнении работник был уведомлен работодателем в установленный срок, ей были предложены вакантные должности, на которые работник мог бы претендовать, в связи с чем у работодателя имелись основания для увольнения истца по п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ.

Доводы о нарушении порядка увольнения не соответствуют обстоятельствам дела и направлены на ошибочное толкование положений Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В связи с указанным, оснований для признания увольнения незаконным и как следствие изменение даты увольнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула у суда не имеется. Суд полагает необходимым в заявленных требованиях отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству транспорта Российской Федерации о признании незаконным приказа об увольнении, изменении даты увольнения, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, обязании осуществить процедуру упразднения в соответствии с действующим законодательством отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом 10 октября 2016 года решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Копия верна:

Председательствующий Е.А.Савченко