ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4682/19 от 24.10.2019 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2-4682/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кызыл 24 октября 2019 года

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Сат А.Е., при секретаре Монгуш Х.А., с участием представителя истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мэрии г. Кызыла к Садоводческому некоммерческому товариществу № 12 об обязании подготовить и направить для утверждения проект планировки территории и проект межевания территории,

установил:

Мэрия г. Кызыла обратилась в суд с иском к Садоводческому некоммерческому товариществу № 12 (далее – СНТ № 12) об обязании подготовить и направить для утверждения проект планировки территории и проект межевания территории.

Указывает, что на сегодняшний день на территории г. Кызыла предоставление земельных участков, расположенных на территории садоводческих некоммерческих обществ осуществляется в соответствии с землеустроительными делами, проведенными в рамках инвентаризации земельных участков в 2002 – 2005 гг., имеющие статус «ранее учтенные».

Для оформления новых образованных земельных участков требуется утвержденный проект межевания территории садоводческого общества в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

До настоящего времени, Садоводческое некоммерческое товарищество № 12 не имеет утвержденного проекта межевания территории, что приводит к хаотичной застройке г. Кызыла.

Согласно п. 3 ст. 43 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденных решением Хурала представителей г. Кызыла от 27.11.2012 № 432, застройка города должна осуществляться в соответствии со схемой территориального планирования Республики Тыва, генеральным планом г. Кызыла, утвержденными проектами планировки, проектами межевания и градостроительными планами земельных участков, настоящими Правилами, а также действующими на территории города нормативными правовыми актами в области градостроительной деятельности.

Указывает, что условные номера земельных участков, распределенных между членами товарищества указываются в реестре членов товарищества и проекте межевания.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства и огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования.

Просит обязать СНТ № 12 подготовить и направить для утверждения проект планировки территории и проект межевания территории в Мэрию г. Кызыла.

В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности, поддержала исковое заявление по указанным доводам.

Представитель ответчика СНТ № 12 – председатель Товарищества ФИО2 в судебном заседании с иском согласился частично, указав, что они предпринимали меры к подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории Товарищества еще в 2017 году. Обращались в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва. В 2018 году проводились комплексные кадастровые работы, в результате которых границы земельных участков были установлены по фактически установленным границам, также были выявлены недостатки в проекте планировки территории, над которыми в данный момент идет работа по их устранению, после чего они снова в ближайшее время обратятся за утверждением проекта.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения, в частности отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится в том числе, утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исходя из положений части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусмотрено осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи(часть 2).

Часть 3 указанной статьи определяет, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, в следующих случаях:

1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;

3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории;

4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов);

5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории;

6) планируется размещение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимых для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда.

Согласно части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.

В силу части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

В соответствии с п. 5 ч. 1.1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ).

Исходя из системного толкования названных норм права, проект планировки территории является градостроительным документом, который разрабатывается на основании генерального плана территории, правил землепользования и застройки на территорию квартала, микрорайона, а также других территорий, являющихся элементами планировочной структуры, которые подлежат освоению.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 14.03.2011 установлен факт владения СНТ № 12 на праве собственности объектом недвижимого имущества – земельным участком, находящимся по адресу: <адрес>. Решение вступило в законную силу.

В указанном решении судом установлено, что в решении исполнительного комитета Кызылского городского Совета народных депутатов № 408 от 17.07.1985 об отвод садоводческому товариществу » земельного участка общей площадью <данные изъяты> га отсутствует адрес (или иное описание) объекта недвижимости.

Вместе с тем в 2005 году была проведена инвентаризация земельных участков садоводческого товарищества № 12, в результате проведения которой были определены границы земельных участков, составляющих территорию садоводческого общества № 12. Материалы инвентаризации рассмотрены и утверждены постановлением мэра г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из постановления Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в собственность бесплатно Садоводческому товариществу № 12», Садоводческому товариществу № 12 предоставлено в собственность бесплатно земли города Кызыла, категория земель – земли населенных пунктов, с кадастровыми номерами:

-, общей площадью <данные изъяты> кв.м.;

- общей площадью <данные изъяты> кв.м.;

-, общей площадью <данные изъяты> кв.м.;

общей площадью <данные изъяты> кв.м,

расположенные по адресу: <адрес> - в целях использования под земли общего пользования.

Из Устава СНТ № 12, утвержденного общим собранием членов СНТ № 12 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что СНТ № 12 является правопреемником <данные изъяты> (п. 1.1).

В пункте 1.2 Устава указано, что Общество базируется на отведенных Решением исполнительного комитета Кызылского горсовета народных депутатов земельных участках, общей площадью на <данные изъяты> га по адресу: <адрес> В границах Товарищества находится 460 земельных участков.

Таким образом судом установлено, что СНТ отводились земельные участки. Однако до настоящего времени СНТ не имеет утвержденного проекта межевания территории, что и послужило поводом для обращения Мэрии г. Кызыла с настоящим иском с целью упорядочения застройки г. Кызыла на территории данного Товарищества.

Бесспорно, решение о подготовке документации по планировке территории принимается самостоятельно садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.

Однако подготовка документации по планировке территории является обязательной только в связи с наступлением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ.

Вместе с тем в материалы дела не представлено доказательств наступления таких случаев.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Мэрии г. Кызыла, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении искового заявления Мэрии г. Кызыла к Садоводческому некоммерческому товариществу № 12 об обязании подготовить и направить для утверждения проект планировки территории и проект межевания территории отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2019 года.

Судья А.Е. Сат