ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4683/2014 от 26.05.2014 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

     Дело № 2-4683/2014                                                         

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 26 мая 2014 года                                                                                             город Архангельск

 Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Глебовой М.А.,

 при секретаре Кокориной Т.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Попова И. В. к мэрии города Архангельска о возложении обязанности предоставить место в детском дошкольном учреждении, взыскании судебных расходов,

 у с т а н о в и л :

 Попов И.В. обратился в суд с заявлением к мэрии города Архангельска о возложении обязанности предоставить его несовершеннолетней дочери Поповой Я. И., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, место в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении муниципального образования «Город Архангельск» согласно перечню учреждений, указанных им в личном заявлении.

 В обоснование заявления указал, что его дочь была зарегистрирована в очереди для дальнейшего определения в детский сад. До настоящего времени место в детском саду ребенку не предоставлено. Непринятие мэрией города Архангельска необходимых мер по обеспечению ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении нарушает права заявителя и его несовершеннолетнего ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, предусмотренное статьей 43 Конституции Российской Федерации.

 В судебном заседании заявитель Попов И.В. на удовлетворении заявленных требований настаивал.

 Мэрия мэрии города Архангельска, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направила.

 В соответствии с частью 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) неявка в судебное заседание гражданина, органа местного самоуправления, решения, действия (бездействие) которого оспариваются, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

 По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

 Заслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

 В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию отнесено неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

 Как усматривается из материалов дела Попов И.В. является отцом Поповой Я.И, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в городе Архангельске.

 Попова Я.И. зарегистрирована по адресу: г. Архангельск, <адрес>.

 Согласно справке Департамента образования мэрии города Архангельска за подписью и.о. директора департамента Коптяевой Н.И. несовершеннолетняя Попова Я.И., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована в общей очереди для дальнейшего устройства в муниципальное дошкольное образовательное учреждение <адрес> территориального округа города Архангельска. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ место в детском саду не предоставлено.

 На день рассмотрения дела в суде место в детском дошкольном учреждении Поповой Я. не предоставлено, при этом ребенок достиг возраста 1 года 6 месяцев.

 В судебное заседание заинтересованным лицом также не представлено доказательств обеспечения ребенка заявителя местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

 Разрешая возникший спор о признании бездействия мэрии города Архангельска в части не предоставления несовершеннолетней дочери заявителя места в детском дошкольном учреждении незаконным, суд исходит из следующего.

 В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

 Важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.

 Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

 Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

 Невыполнение обязанности государства и муниципальных образований влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке.

 На основании статьи 1 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» муниципальное образование «Город Архангельск» (административный центр - город Архангельск) наделено статусом городского округа.

 В силу подпункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

 Аналогичные полномочия отнесены к вопросам местного значения МО «Город Архангельск» пунктом 13 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования «Город Архангельск».

 Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

 Надлежащим заинтересованным лицом по настоящему делу является мэрия города Архангельска как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных мэрии города федеральными законами и областными законами.

 Постановлением мэрии города Архангельска от 21 августа 2013 года № 554 утвержден Порядок комплектования муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении департамента образования мэрии города Архангельска (далее по тексту - Порядок).

 Согласно пункту 2 указанного Порядка в учреждения МО «Город Архангельск», реализующие основные общеобразовательные программы дошкольного образования, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.

 Следовательно, при наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, ребенок должен быть обеспечен местом в детском дошкольном учреждении.

 Между тем, заинтересованным лицом обязанность по обеспечению ребенка заявителя местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении не исполнена, чем нарушено конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.

 Постановлением мэрии г. Архангельска от 21 августа 2013 года № 557 в развитие положений пункта 6 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплены муниципальные образовательные организации муниципального образования «Город Архангельск», реализующие образовательные программы дошкольного образования, находящиеся в ведении департамента образования мэрии города Архангельска, за конкретными территориями муниципального образования «Город Архангельск».

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для признания бездействия мэрии города Архангельска незаконным, и, как следствие, о необходимости возложения на мэрию города Архангельска обязанности обеспечить предоставление Поповой Я.И.места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

 Согласно пункта 3 Порядка комплектования муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении департамента образования мэрии города Архангельска, решение о комплектовании организаций принимается комиссией по комплектованию муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования (далее по тексту - комиссия), действующей на основании положения, которое утверждается приказом директора департамента образования.

 В силу пунктов 1.1, 1.2, 1.3 Порядка комплектование организаций осуществляется на территории муниципального образования «Город Архангельск» согласно нормативному правовому акту, установленному мэрией города Архангельска, о закреплении организаций за конкретными территориями муниципального образования «Город Архангельск», при наличии свободных мест в организации, в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей) в предусмотренной Порядком последовательности.

 В соответствии с пунктом 1.2. Порядка комплектование организаций на новый учебный год проводится с 15 апреля до 01 сентября ежегодно. Ежемесячно проводится доукомплектование организаций на освободившиеся места на 20 число каждого месяца.

 В действующем на территории муниципального образования «Город Архангельск» Порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений не предусмотрена обязанность предоставления ребенку места в конкретном муниципальном дошкольном учреждении, в том числе, указанном в заявлении родителей (законных представителей), или детском учреждении, посещаемом другим ребенком заявителя, не установлена такая обязанность и иными нормативными правовыми актами.

 Вопрос о предоставлении места несовершеннолетнему ребенку заявителя в конкретном дошкольном образовательном учреждении может быть разрешен в порядке исполнения данного решения суда.

 В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 По общему правилу обязанность устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина наступает по вступлению решения суда в законную силу, что соответствует принципу обязательности судебных постановлений, закрепленному в статье 13 ГПК РФ.

 В силу части 3 статьи 258 ГПК РФ в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

 В силу ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

 При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по оплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу понесенных им судебных расходов. Освобождение от возмещения судебных расходов органов государственной, исполнительной власти в случае, если решение принято не в их пользу, нормами ГПК РФ, НК РФ не предусмотрено.

 На основании изложенного с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 рублей, оплаченная истом при обращении в суд.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 р е ш и л :

 заявление Попова И. В. к мэрии города Архангельска о возложении обязанности предоставить место в детском дошкольном учреждении удовлетворить.

 Обязать мэрию города Архангельска организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования Поповой Я. И., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, путем приема в детское дошкольное образовательное учреждение, расположенное на территории муниципального образования «Город Архангельск».

 Взыскать с мэрии города Архангельска в пользу Попова И. В. возврат государственной пошлины в сумме 200 рублей.

 Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

 Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2014 года.

 Председательствующий                         М.А. Глебова

 Копия верна

 Судья                                                                                                                 М.А. Глебова