ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4685/16 от 12.05.2016 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2-4685/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород [ 00.00.0000 ]

Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи: Нуждина В.Н.,

при ведении протокола секретарем: Елизаровым Р.С., с участием представителей ответчика ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Нижегородской таможни о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с иском к Нижегородской таможни о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания, ссылаясь на то, что с [ 00.00.0000 ] ФИО3 работает в таможенных органах, с [ 00.00.0000 ] замещает должность главного государственного таможенного инспектора правового отдела Нижегородской таможни. Приказом от [ 00.00.0000 ] [ № ]ФИО3 был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания. По мнению истца, дисциплинарное взыскание было наложено в нарушении требований действующего законодательства, поскольку был нарушен порядок проведения служебной проверки, оснований для наложения дисциплинарного взыскания не имелось. Истец указал, что фактически служебная проверка проведена поверхностно, необъективно, из заключения не следует, какие именно действия или бездействия, какие факты и обстоятельства были установлены в ходе проверки как нарушение служебной дисциплины. Изложенные обстоятельства в заключение не соответствуют действительности, поскольку все законные требования приставов истцом были выполнены, в разговоре с приставами истец голос не повышал и вел себя корректно в соответствии с действующим законодательством.

Истец просит суд признать незаконным приказ от [ 00.00.0000 ] [ № ] о привлечении ФИО3 к дисциплинарной ответственности в виде замечания, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил.

В судебном заседании представители ответчика не согласились с заявленными требованиями, указали, что служебная проверка была проведена в соответствии с законодательством, в ходе проведения служебных проверок был установлен факт нарушения ФИО3 служебной дисциплины.

Изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.

Прохождение службы должностными лицами таможенных органов регулируется положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», а также Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. №1396.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 17 указанного Федерального закона сотрудник таможенного органа обязан, в частности, обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов; выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных; соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции.

Пунктом 2 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.11.1998 г. №1396 предусмотрено, что служебная дисциплина состоит в строгом выполнении всеми сотрудниками таможенных органов (далее именуются - сотрудники) должностных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Государственного таможенного комитета Российской Федерации, правилами внутреннего распорядка в таможенном органе, должностными инструкциями сотрудников, приказами начальников таможенных органов, а также условиями контракта о службе в таможенных органах.

В силу статьи 29 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» за нарушение служебной дисциплины на сотрудников таможенных органов могут налагаться дисциплинарные взыскания.

Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

В должностной регламент в числе прочего включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы (пункт 2 части 2 статьи 47 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 56 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

На основании части 1 статьи 57 указанного Федерального закона за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» - «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 этого же Федерального закона.

Статьей 58 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу приведенной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1 - 4).

Согласно статье 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа (часть 4 статьи 59).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, с [ 00.00.0000 ] ФИО3 проходит службу в таможенных органах на различных должностях государственной гражданской службы. Приказом от [ 00.00.0000 ] [ № ]ФИО3 был принят на государственную гражданскую службу и назначен на должность главного государственного таможенного инспектора правового отдела Нижегородской таможни.

Пунктом 6 Должностного регламента главного государственного таможенного инспектора отдела установлено, что главный государственный таможенный инспектор отдела исполняет обязанности, установленные статьей 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (пп.6.1); главный государственный таможенный инспектор отдела обязан соблюдать Кодекс Этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (пп.6.3.1).

Согласно пункта 3 Кодекса Этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, с целью обеспечения высокого уровня выполнения своих должностных функций и для улучшения качества представляемых услуг должностные лица таможенных органов обязаны быть тактичны, корректны, внимательны к гражданам и участникам ВЭД, всем своим действиям обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Статьей 15 названного Федерального закона предусмотрена обязанность государственного служащего, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Пункт 13 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.07.2994 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» обязывает гражданского служащего не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Нижегородской таможни от 25 декабря 2015 года №1089 «О проведении служебной проверки»; письма УФССП России по Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О предоставлении информации» была проведена служебная проверка в отношении главного государственного таможенного инспектора правового отдела Нижегородской таможни ФИО3 по факту соблюдения требований к служебному поведению, установленных Кодексом этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов РФ, утвержденного приказом ФТС России от [ 00.00.0000 ] [ № ]. Срок проверки был установлен с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] .

Согласно заключению [ № ] о результатах служебной проверки от [ 00.00.0000 ] факт нарушения служебной дисциплины, выразившейся в ненадлежащем исполнении подпункта 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», должностных обязанностей, установленных подпунктом 6.3.1 пункта 6 должностного регламента главного государственного таможенного инспектора правового отдела был установлен работодателем. В ходе проверки было установлено, что [ 00.00.0000 ] в здании Арбитражного суда Нижегородской области ФИО3 при прохождении стационарного металлодетектора отказался выложить металлические предметы и предъявить для осмотра содержимое ручной клади, в результате чего возникла конфликтная ситуация. Комиссией было предложено привлечь главного государственного таможенного инспектора правового отдела ФИО3 к дисциплинарной ответственности в виде замечания. С приказом о проведении служебной проверки и заключением о результатах служебной проверки ФИО3 был ознакомлен, что подтверждается листками ознакомления, и не оспаривалось сторонами. [ 00.00.0000 ] у главного государственного таможенного инспектора правового отдела были отобраны объяснения, в которых ФИО3 изложил свою версию произошедшего.

Приказом руководителя Нижегородской таможни от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О результатах служебной проверки» главный государственный таможенный инспектор правового отдела ФИО3 был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за нарушение служебной дисциплины, выразившейся в ненадлежащем исполнении подпункта 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», должностных обязанностей, установленных подпунктом 6.3.1 пункта 6 должностного регламента главного государственного таможенного инспектора правового отдела.

Таким образом, порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде замечания ответчиком был соблюден, в том числе в части соблюдения сроков применения дисциплинарного взыскания.

Довод истца о необоснованности наложения дисциплинарного взыскания судом не могут быть приняты во внимание, поскольку данный довод опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами.

Как ранее уже отмечалось, служебная проверка в отношении главного государственного таможенного инспектора правового отдела ФИО3 была инициирована на основании письма УФССП России по Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О предоставлении информации», в котором содержалась информация о некорректном поведении главного государственного таможенного инспектора правового отдела ФИО3 в здании Арбитражного суда Нижегородской области и допустимости данного поведения.

В своих объяснениях от [ 00.00.0000 ] ФИО3 не отрицал факт возникшей конфликтной ситуации при прохождении в задание Арбитражного суда Нижегородской области, в связи с чем, в ходе служебной проверки изучалось поведение государственного служащего ФИО3 в отношении иных должностных лиц на соответствии требований Должностного регламента, главного таможенного инспектора правового отдела и Кодекса Этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации.

Представленные в материалы дела доказательства подтверждают факт, что поведение главного государственного таможенного инспектора правового отдела ФИО3 в отношении иных лиц при осуществлении должностных обязанностей не соответствуют положениям Должностного регламента, главного таможенного инспектора правового отдела и Кодекса Этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, является некорректным, не уважительным по отношении к иным лицам.

Из имеющихся в материалах дела доказательств усматривается, что вышеуказанное поведение главного государственного таможенного инспектора правового отдела ФИО3 является неединичным случаем, что нашло отражение в письме Председателя Арбитражного суда Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] . [ № ] в адрес начальника Нижегородской таможни, рапортах судебных приставов по ОУПДС специализированного отдела судебных приставов по ОУПДФС, письме руководителя Управления УФССП России по Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] . [ № ]-ик в адрес начальника Нижегородской таможни.

При таком положении суд приходит к выводу о наличии дисциплинарного проступка в виде нарушения служебной дисциплины, выразившейся в ненадлежащем исполнении главным государственным таможенным инспектором правового отдела ФИО3 подпункта 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», должностных обязанностей, установленных подпунктом 6.3.1 пункта 6 должностного регламента главного государственного таможенного инспектора правового отдела.

Принимая во внимание изложенное, правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО3 о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда, у суда не имеется, в связи с чем, в иске истицу должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд первой инстанции.

Судья В.Н. Нуждин