ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4685/2016 от 29.12.2016 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-4685/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 декабря 2016 года город Барнаул

Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Леонтьевой Т.В.,

при секретаре Хардиной В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Железнодорожного района г. Барнаула о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в древесине для собственных нужд на 2017 год, признании недействительным постановления Администрации Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в древесине для собственных нужд для индивидуального жилищного строительства на 2017 год

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Железнодорожного района г. Барнаула о признании за ней права на постановку на учет в качестве нуждающейся в древесине для собственных нужд на 2017 г. для такой собственной нужды как индивидуальное жилищное строительство; признании недействительным постановление администрации Железнодорожного района г. Барнаула ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет в качестве испытывающей потребность в древесине для собственных нужд ФИО1»; возложении обязанности на администрацию Железнодорожного района г. Барнаула принять её на учет в качестве нуждающейся в древесине для такой собственной нужды как индивидуальное жилищное строительство на 2017 г.

В обоснование своих требований указала, что является застройщиком, имеет в собственности земельный участок и разрешение на строительство на нём жилого дома по <адрес>. Постановлением администрации Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет в качестве испытывающей потребность в древесине для собственных нужд ФИО1» ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в древесине для собственных нужд на основании подпункта «в» п. 17 Порядка ведения учета граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд на том основании, что она не относится к категориям граждан, указанным в пункте 4 Порядка ведения учета. С данным постановлением администрации Железнодорожного района г. Барнаула она не согласна, т.к. оно нарушает право на покупку в частную собственность такого природного ресурса как лесные насаждения. ч. 3 ст. 8 Закона Алтайского края от 10.09.2007 № 87-ЗС «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» устанавливает круг лиц, имеющих право вставать на учет в органы местного самоуправления в качестве нуждающихся в древесине для такой собственной нужды как индивидуальное жилищное строительство, и, как следствие — могущих заключать договоры купли-продажи лесных насаждений для этой собственной нужды. Данная правовая норма закона противоречит ч. 2 ст. 9 Конституции России и ч. 1 ст. 30 Лесного кодекса Российской Федерации, гарантирующие всем без исключения гражданам право купить в свою частную собственность такой природный ресурс как лесные насаждения в т.ч. для индивидуального жилищного строительства. При принятии спорного постановления ответчик должен был руководствоваться Лесным кодексом Российской Федерации, а не законом края, который противоречит кодексу.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, Отдел государственного пожарного надзора Железнодорожного района г.Барнаула, Муниципальное казенное учреждение «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Барнаула», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края, Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула.

Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1к Администрации Железнодорожного района г. Барнаула о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в древесине для собственных нужд на 2017 год, признании недействительным постановления Администрации Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в древесине для собственных нужд для индивидуального жилищного строительства на 2017 год оставлены без удовлетворения в полном объеме.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения.

ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 поступило заявление об отмене решения суда по новым обстоятельствам в связи с принятием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2016 № 21-П.

Определением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ решение суда отменено по новым обстоятельствам.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика Администрации Железнодорожного района г. Барнаула ФИО2 в судебном заседании полагала, что отсутствуют основания для удовлетворения иска.

Третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежаще.

Суд в силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником земельного участка, расположенного по <адрес>, что подтверждается нотариальной копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением Росреестра по <адрес>.

Администрацией Железнодорожного района г. Барнаула ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома по <адрес> на земельном участке площадью 0,0764 га, общая площадь жилого дома 54 кв.м., строительный объем 162 куб.м., 1 этаж.

Постановлением администрации Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет в качестве испытывающей потребность в древесине для собственных нужд ФИО1» ФИО1 было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в древесине для собственных нужд на основании подпункта «в» п. 17 Порядка ведения учета граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд. При этом Администрация Железнодорожного района г. Барнаула при вынесении данного постановления руководствовалась Лесным кодексом Российской Федерации, законом Алтайского края от 10.09.2007 № 87-ЗС «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края», Постановлением Администрации города Барнаула от 27.12.2007 N 4174 "Об установлении Порядка ведения учета граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд".

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2016 № 21-П постановлено:

Признать часть 3 статьи 8 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 9 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 40, в той мере, в какой она не позволяет признать испытывающими потребность в древесине для индивидуального жилищного строительства проживающих на территории Алтайского края граждан, которые не относятся к принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с жилищным законодательством или к снятым с такого учета ввиду использования указанных в данной статье форм удовлетворения потребности в жилье, не связанных с предоставлением жилого помещения, и тем самым лишает таких граждан права на заготовку древесины для собственных нужд по ставкам, утвержденным нормативным правовым актом Администрации Алтайского края.

Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления Алтайского края, основанные на части 3 статьи 8 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" в той мере, в какой она признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, а также содержащие такое же регулирование нормативные правовые акты других субъектов Российской Федерации и муниципальных образований подлежат отмене.

Законодателю Алтайского края надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, - внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения.

Правоприменительные решения, принятые по делу гражданки ФИО1 , основанные на положениях части 3 статьи 8 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" в той мере, в какой они признаны настоящим Постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации, подлежат пересмотру в установленном порядке.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации исходил из того, что по смыслу части 3 статьи 8 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" во взаимосвязи с названными положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 3 Закона Алтайского края "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", граждане, не состоящие (и ранее не состоявшие) на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не признаются нуждающимися в древесине для индивидуального жилищного строительства и потому лишаются возможности ее заготовки (приобретения) по установленным в Алтайском крае ставкам (ценам), которые значительно, в десятки раз, отличаются от рыночных цен. Тем самым законодатель Алтайского края, признав преимущество в удовлетворении потребностей в древесине для индивидуального жилищного строительства за гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с жилищным законодательством, фактически закрепил возможность заготовки древесины для индивидуального жилищного строительства - в порядке, по нормативам и ставкам, установленным данным Законом, - исключительно за этой категорией граждан.

Сам по себе такой критерий предоставления права на заготовку древесины, избранный в целях защиты прав и законных интересов этой категории граждан, не может быть признан произвольным. Однако следует учитывать, что закрепленная в статье 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязанность органов публичной власти поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище распространяется, в отличие от установленного частью 3 той же статьи права на предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов, не только на малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, которые, будучи поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в любом случае могут рассчитывать на удовлетворение жилищных потребностей с помощью публичной власти и в этом смысле - с точки зрения возможного участия государства в решении их жилищной проблемы - находятся в более выгодном положении, чем граждане, также нуждающиеся в улучшении жилищных условий, но не относящиеся к малоимущим или иным специально предусмотренным законодательством категориям.

Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации, исходя из принципов равенства и справедливости, не должен был лишать не упомянутых в статье 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, но испытывающих потребность в древесине для индивидуального жилищного строительства граждан возможности ее заготовки для этих целей. Между тем часть 3 статьи 8 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" - в нарушение указанных конституционных принципов - ограничивает круг граждан, признаваемых нуждающимися в древесине для индивидуального жилищного строительства и имеющих в связи с этим право на заготовку древесины для собственных нужд по ставкам, утвержденным нормативным правовым актом Администрации Алтайского края, теми, кто поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством или снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ввиду использования других, не связанных с предоставлением жилого помещения, форм удовлетворения потребности в жилье.

Таким образом, Администрацией Железнодорожного района г. Барнаула вынесено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии на учет в качестве испытывающей потребность в древесине для собственных нужд ФИО1» на основании неконституционной нормы закона Алтайского края. Поскольку норма ч. 3 ст. 8 закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" противоречила Конституции РФ, то не подлежала применению. В связи с чем, постановление администрации Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет является незаконным.

Законом Алтайского края от 19.12.2016 N 88-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" часть 3 статьи 8 признана утратившей силу;

статья 12 дополнена частью 5.1 следующего содержания:

"5.1. В первоочередном порядке осуществляют заготовку либо приобретение древесины для собственных нужд следующие категории граждан:

1) граждане, принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и законом Алтайского края от 9 декабря 2005 года N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", имеющие земельные участки, вид разрешенного использования которых предусматривает индивидуальное жилищное строительство или ведение личного подсобного хозяйства на землях населенных пунктов, и получившие разрешение на строительство;

2) граждане, получившие в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетные средства на строительство жилого помещения и не реализовавшие своего права на строительство жилого помещения;

3) граждане, получившие в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельный участок для строительства жилого дома и оформившие разрешение на строительство жилого дома.".

Изменения в Закон Алтайского края от 10.09.2007 № 87-ЗС вступили в силу с момента официального опубликования закона 21.12.2016.

Таким образом, в настоящее время норма ст. 8 закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" не содержит перечень категорий лиц, которые испытывают потребность в древесине.

В соответствии со ст. 6 Закона Алтайского края от 10.09.2007 N 87-ЗС (ред. от 12.05.2015) "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края", на лесных участках, не переданных в аренду в целях использования лесов для заготовки древесины, граждане вправе заготавливать древесину для собственных нужд. На лесных участках, переданных в аренду, граждане вправе приобрести древесину для собственных нужд у арендатора в порядке, установленном настоящим Законом и договором аренды лесного участка, в соответствии с гражданским законодательством. Древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.

Статья 7 Закона Алтайского края от 10.09.2007 N 87-ЗС устанавливает нормативы заготовки или приобретения гражданами древесины для собственных нужд.

Таким образом, граждане могут реализовать свое право на обеспечение древесиной для собственных нужд путем заготовки или приобретения древесины.

Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 просит признать её нуждающейся в древесине для собственных нужд для индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч. 1 ст. 8 закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" порядок осуществления учета граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд, устанавливается органами местного самоуправления поселений и городских округов.

Согласно п. 17 Постановления Администрации города Барнаула от 27.12.2007 N 4174 "Об установлении Порядка ведения учета граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд" 17. решение об отказе в принятии на учет принимается в следующих случаях:

а) не предоставлены документы, предусмотренные пунктом 8 Порядка (для строительства индивидуального жилого дома: а) копию паспорта гражданина Российской Федерации заявителя или копии документов, заменяющих паспорт гражданина Российской Федерации; б) копии правоустанавливающих документов на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок к ним);

б) не истекли сроки, предусмотренные пунктом 1 статьи 7 Закона N 87-ЗС (для индивидуального жилищного строительства: а) до 100 куб. м деловой ликвидной сырорастущей древесины хвойных пород, пригодной для строительства, один раз в 25 лет из расчета на одного застройщика на лесных участках, не переданных в аренду в целях использования лесов для заготовки древесины, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений; б) до 100 куб. м лесоматериалов для выработки пиломатериалов и заготовок из древесины хвойных пород, длиной от 3 до 6,5 м и диаметром от 0,14 м и более, один раз в 25 лет из расчета на одного застройщика на лесных участках, переданных в аренду в целях использования лесов для заготовки древесины);

в) заявитель не отвечает условиям, установленным в п. 4 Порядка (для постановки на учет в целях строительства индивидуального жилого дома) (Гражданами, испытывающими потребность в древесине в целях индивидуального жилищного строительства, являются: 4.1. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, законом Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; 4.2. Граждане, снятые с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство жилого помещения, но не реализовавшие своего права на строительство жилого помещения; 4.3. Граждане, снятые с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, но не реализовавшие своего права на строительство жилого дома);

г) в администрацию района города поступил ответ на межведомственный запрос от органа государственной власти, органа местного самоуправления, свидетельствующий об отсутствии документа и (или) информации, необходимой для принятия на учет.

П. 4 Порядка, по мнению суда, не подлежит применению, как противоречащий в настоящее время закону субъекта, имеющему большую юридическую силу, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 25.10.2016 № 21-П.

Сведений о том, что ранее ФИО1 пользовалась правом на заготовку древесины для собственных нужд для индивидуального жилищного строительства, и не истекли 25-летние сроки, материалы дела не содержат, ответчик на такие обстоятельства не ссылался.

Необходимые документы (копия паспотра заявителя и правоустанавливающие документы на земельный участок) истцом представлены были ответчику, что ответчик не оспаривал.

Какие-либо ответы из иных органов об отсутствии документа, необходимого для постановки на учет, не поступали, доказательств обратному не имеется.

Истец ФИО1 имеет в собственности земельный участок по <адрес>, получила от Администрации Железнодорожного района г. Барнаула разрешение на строительство на данном участке индивидуального жилого дома.

При таких обстоятельствах, все необходимые условия для признания за ФИО1 право на постановку на учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд для индивидуального жилищного строительства на 2017 год, имеются, оснований для отказа в признании за истцом такого права суд не находит, ответчик в данной части доводов об обратном не привел, потому требования подлежат удовлетворению, на ответчика подлежит возложению обязанность принять ФИО1на учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд для индивидуального жилищного строительства на 2017 год.

Довод представителя ответчика на то, что суд не должен подменять орган местного самоуправления и возлагать обязанность поставить истца на учет, суд не принимает во внимание ввиду следующего.

Данное дело рассмотрено судом в порядке гражданского судопроизводства, а не административного судопроизводства, а потому, удовлетворяя требования о признании за истцом права на постановку на такой учет, суд, в силу предусмотренных действующим законодательством полномочий, вправе разрешить вопрос о защите нарушенных прав истца таким способом, который наиболее эффективно приведет к своевременному и надлежащему восстановлению прав истца.

В данном случае, поскольку закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" в настоящее время не содержит категорий лиц, которые признаются испытывающими потребность в древесине для собственных нужд, в связи с вынесением Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2016 № 21-П нормативные акты города не приведены в соответствие, то, по мнению суда, своевременное и надлежащее восстановление нарушенных прав истца возможно только путем обязания ответчика поставить истца на соответствующий учет. Возложение же обязанности на ответчика рассмотреть повторно обращение истца о постановке на учет, в том числе, ввиду отсутствия нормативных актов, приведенных в соответствие с законодательством, имеющим большую юридическую силу, не приведет к скорейшему восстановлению прав истца, и надлежащего исполнения решения суда.

Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на постановку на учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд для индивидуального жилищного строительства на 2017 год.

Признать незаконным постановление администрации Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет.

Обязать администрацию Железнодорожного района г. Барнаула принять ФИО1на учет граждан, испытывающих потребность в древесине для собственных нужд для индивидуального жилищного строительства на 2017 год.

Взыскать с администрации Железнодорожного района г. Барнаула в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.В. Леонтьева