ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4686/13 от 22.08.2013 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2013 г. г.Махачкала

Советский районный суд г.Махачкалы в составе:

председательствующего судьи Атаева Э.М.,

с участием помощника прокурора г.Каспийск Черкесова К.А.,

представителя ОАО «Дагэнергосеть» ФИО1,

при секретаре Будуновой П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора г.Каспийска в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа Дагэнергосеть» об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов,

УСТАНОВИЛ:

и.о. прокурора г. Каспийск Гасанова С.В. обратилась в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа Дагэнергосеть» об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов, указывая на то, что прокуратурой города совместно с сотрудниками Каспийского отделения ФСБ России по РД и ОВО ОМВД РФ по г.Каспийск была проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего обеспечение антитеррористической защищенности населения, противодействия экстремизму и терроризму на подстанциях 110/6КВ, расположенных по адресу <...>

В ходе проверки было установлено, что уровень антитеррористической защищенности по обеспечению безопасности на потенциально опасных и критически важных объектах (подстанциях 110/6КВ, расположенных по адресу <...>) является недостаточным, в связи с чем нарушаются Федеральные законы от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», в части обеспечение антитеррористической защищенности населения и от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В ходе обследования подстанции 110/6КВ, расположенной по адресу <...> было установлено, что территория электроподстанции по периметру огорожена железобетонно-плиточным забором высотой 2,5 метров, поверх которого установлен козырек из колючей проволоки. С западной стороны объекта имеется одноэтажное каменное строение электро-щитовых установок, в котором имеется помещение дежурного диспетчера. Въезд на территорию объекта осуществляется со стороны ул. А.Султана, ворота металлические. На объекте установлен круглосуточный режим работы технического персонала.

Охрана объекта осуществляется работниками ООО ЧОП «Энергия» в круглосуточном режиме по одному человеку. Оружие и специальное средство охранник не имеет. На объекте установлено круглосуточное дежурство технического персонала. Объект оборудован тревожной сигнализацией с выводом сигнала на ПЦО ОВО ОМВД РФ по г.Каспийск. Имеется радиосвязь с диспетчером электросетей городов Махачкала-Каспийск. Системой видео наблюдения и контроля объект не оборудован.

В ходе обследования подстанции 110/6КВ, расположенной по адресу <...> установлено, что объект в момент обследования расположен в южной части города по ул. Кирова. По периметру объект огорожен железобетонными плитами высотой 2,5 метров поверх которого, установлен спиральный барьер безопасности «Егоза». В Северной части объекта расположено одноэтажное строение электро-щитовых установок, вход в которое осуществляется через имеющиеся металлические двери, в котором также имеется помещение дежурного диспетчера. Въезд на территорию объекта осуществляется с южной стороны, ворота металлические высотой 2,5 метров.

Охрана объекта осуществляется работниками ООО ЧОП «Энергия» в круглосуточном режиме по одному человеку. На объекте установлено круглосуточное дежурство технического персонала. На объекте по периметру установлены камеры видеонаблюдения, которые выведены на монитор в помещение охраны, также периметральное ограждение оборудовано датчиками движения. Техническими средствами охраны объект не оборудован. На объекте имеется неустойчивая телефонная связь и радиосвязь с диспетчером электросетей городов Махачкала-Каспийск.

Директором ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа Дагэнергосеть» является ФИО2, на которого возложена обязанность по осуществлению мер по обеспечению требований законодательства о противодействии терроризму, в части антитеррористической защищенности объектов, в том числе автостанции.

В связи с чем просит ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа Дагэнергосеть» устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов.

В судебном заседании помощник прокурора г.Каспийск Черкесов К. поддержал заявленные требования и просил суд обязать ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа Дагэнергосеть» устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов, указанные в настоящем исковом заявлении.

Представитель ОАО «Дагэнергосеть» ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, при этом указывал, что данный иск является незаконным и необоснованным, в виду того, что прокурор подал иск в суд в интересах неопределенного круг лиц не как контролирующий орган для понуждения выполнения норм административного права, а как представитель неопределенного круга лиц для защиты их прав.

Данная подстанция входит перечень объектов, где ИТСЗ (инженерно-технические средства защиты) будут внедрены в соответствии с планом, разработанным на 2012-2015 годы.

В соответствии с приказом министра энергетики РФ ФИО3 от 10.02.2012 года №48 «Об утверждении методических рекомендаций по включению объектов топливно-энергетического комплекса в перечень объектов, подлежащих категорированию, принятого в соответствии со ст.5 Федерального закона от 21.07.2011 года №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» предусмотрено, что электрические подстанции запитывающие критически-важные объекты, данные подстанции к указанной категории не относятся.

Согласно протокола выездного заседания Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан №33-05/3 утвержден перечень объектов в Республике Дагестан подлежащих категорированию и требующих усиленной охраны. В соответствии с данным протоколом, объекты подстанции 110/6 КВ не входит в категорию объектов требующих усиленной охраны, не является объектом подлежащие категорированию и не является объектом запитывающий критически-важные объекты.

Проводимая проверка состоялась без привлечения полномочных представителей, компетентных заниматься безопасностью объектов ОАО «Дагэнергосеть», которые не были предварительно уведомлены о проводимой проверке и составлении Актов указанной проверки, что является обязательным условием проведения проверки, не были заранее представлены соответствующие акты, о них стало известно только подаче искового заявления в суд.

Довод о том, что ООО ЧОП «Энергия» не имеет полномочия на осуществления охранной деятельности является не обоснованным, и ни чем не подтвержден.

Выслушав мнения сторон и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статье 5 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» от 21 июля 2011 года №256-ФЗ для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.

При проведении категорирования учитываются:

1) информация о том, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным объектом топливно-энергетического комплекса;

2) масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте топливно-энергетического комплекса;

3) наличие критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса;

4) наличие потенциально опасных участков объекта топливно-Энергетического комплекса;

5) наличие на объекте уязвимых мест.

С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса:

1) объекты высокой категории опасности;

2) объекты средней категории опасности;

3) объекты низкой категории опасности.

Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно ч. 5 этой же статьи по окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2012 года № 459 «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования» утверждено Положение об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования.

Согласно этому Положению для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию.

Перечень объектов, подлежащих категорированию, рассматривается на заседании антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 дней со дня утверждения перечня объектов, подлежащих категорированию, направляет субъектам топливно-энергетического комплекса уведомление о включении объекта в этот перечень с указанием сроков проведения категорирования объекта.

Для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта (далее - комиссия), в состав которой включаются:

а) представители Министерства энергетики Российской Федерации, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию);

б) руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса;

в) работники объекта, являющиеся специалистами в области основного технологического оборудования, технологической (промышленной) и пожарной безопасности, контроля за опасными веществами и материалами, учета опасных веществ и материалов, а также в области инженерно-технических средств охраны и защиты информации;

г) представители режимно-секретного отдела и подразделения безопасности (в случае их наличия);

д) представители структурного подразделения (работники) по гражданской обороне объекта, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Комиссию возглавляет руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса.

Комиссия проводит сравнительный анализ всех выявленных критических элементов объекта и с учетом их взаимовлияния выделяет те из них, совершение акта незаконного вмешательства на которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

По результатам работы комиссия присваивает категорию опасности обследуемому объекту в зависимости от степени его потенциальной опасности или подтверждает (изменяет) категорию опасности объекта в случаях, предусмотренных Правилами актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 460.

Решение комиссии оформляется актом, который является основанием для внесения субъектом топливно-энергетического комплекса в проект паспорта безопасности объекта данных об отнесении объекта к соответствующей категории опасности или подтверждения (изменения) категории опасности объекта.

Приказом министра энергетики Российской Федерации ФИО3 от 10.02.2012 года №48 утверждены «Методические рекомендации по включению объектов топливно-энергетического комплекса в перечень объектов, подлежащих категорированию», разработанные в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

Из приведенных правил видно, что не всякий объект топливно-энергетического комплекса становится объектом обеспечения мер противодиверсионной и антитеррористической защиты и подпадает под действие названного Федерального закона, для обеспечения на объекте топливно-энергетического комплекса указанных мер защиты он должен быть включен в утвержденный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации Перечень объектов, подлежащих категорированию.

Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской Федерации.

С учетом требований указанного Федерального закона Президентом Республики Дагестан, председателем Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан ФИО4 на выездном заседании Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан (протокол №33-05/3 от 29 октября 2012 года) 31 октября 2012 года утвержден Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию.

В данный перечень объектов подстанции 110/6КВ, расположенные по адресу <...> не включены, то есть эти объекты не являются объектами, подлежащими категорированию и не отнесены к категории опасных.

Отсюда следует, что на ОАО «Дагэнергосеть» не могут быть возложены обязанности по обеспечению безопасности объекта энергоснабжения по правилам Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и с применением его норм на указанных объектах.

Прокурор, ссылаясь на нарушения, при функционирование подстанциях 110/6КВ, расположенных по адресу <...> Федеральных законов №35-ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 года, в части обеспечение антитеррористической защищенности населения и №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 года, не приводит их конкретные пункты, предусматривающие указываемые им требования к объектам топливно-энергетического комплекса, которые не относятся к категорируемым объектам.

Также прокурором не указано в чем выразилось бездействие директора ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа Дагэнергосеть» ФИО2 по непринятию мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта - подстанций 110/6КВ, расположенных по адресу <...> требованиям каких конкретных норм права не соответствуют его действие или бездействие, какие нарушения и каких конкретных норм закона при эксплуатации этих подстанций, подлежат устранению.

Таким образом, те правовые основания, которые приведены прокурором, не могут свидетельствовать о незаконности действия (бездействия) ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа Дагэнергосеть», в связи с чем суд считает, что не имеется правовых оснований для удовлетворения требований прокурора.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований и.о. прокурора г.Каспийска в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа Дагэнергосеть» об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня провозглашения.

Председательствующий: Э.М. Атаев

Решение отпечатано в совещательной комнате.