54RS0003-01-2021-005383-78
Дело №2-667/2022
13.04.2022г. г.Новосибирск
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судья Заельцовского районного суда г.Новосибирска Елапов Ю.В. при секретаре Коломиец А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 18 по Новосибирской области, о взыскании компенсации в размере четырех окладов месячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, процентов за задержку указанных выплат, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, о взыскании компенсации в размере четырех окладов месячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, процентов за задержку указанных выплат, компенсации морального вреда, указывая на то, что он (ФИО1), в период с xx.xx.xxxx. на основании служебного контракта от xx.xx.xxxx., замещал должность начальника Межрайонной ИФНС России №5 по Новосибирской области (632336, <...>), которая xx.xx.xxxx была реорганизована в форме присоединения к ИФНС России по Заельцовскому району г.Новосибирска, переименованной в Межрайонную ИФНС России №18 по Новосибирской области (630082, <...>). В результате занимаемая им (истцом) должность была сокращена, в связи с чем, xx.xx.xxxx. он (истец) был уволен с государственной гражданской службы в соответствии с приказом от xx.xx.xxxx__ на основании п.8.2 ч.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе».
В связи с сокращением замещаемой должности при увольнении ему (истцу) была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 495269,64 рублей и компенсация за неиспользованный отпуск за 28 дней в сумме 114961,84 рублей.
Он (истец) считает, что при его сокращении были нарушены нормы законодательства о государственной гражданской службе, выразившееся в том, что при расчете месячного денежного содержания, от которого зависит размер компенсации, выплачиваемой при сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы, а также при расчете компенсации за неиспользованный отпуск не учтены выплаченные ему (истцу) в период с xx.xx.xxxx. средства материального стимулирования в сумме 653 000 рублей и дополнительное материальное стимулирование в сумме 455 000 рублей.
Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В силу статьи 73 Закона №79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Из вышеуказанных положений закона следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.
В соответствии с п.4 ч.1 статьи 14 Закона №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Согласно ч.1 статьи 46 Закона №79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 статьи 46 названного федерального закона предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 статьи 50 Закона №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч.2 статьи 50 Закона №79-ФЗ).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (ч.3 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Частью 5 статьи 50 указанного закона к дополнительным выплатам законодатель отнес следующее: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в определенных размерах; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Частью 10 статьи 50 закона №79-ФЗ предусмотрена возможность произведения гражданским служащим других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п.8.2 ч.1 ст.37 Закона №79-ФЗ служебный контракт, может быть, расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии с п.3.1 ч.3 ст.37 вышеуказанного закона в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п.п.8.1-8.3 ч.1 ст.37, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007г. №562.
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил №562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил №562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Закона №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006г. №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа №763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 8 пп. «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01 июля 2012г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом №601, производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Закона №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченные мне в период xx.xx.xxxx года средства материального стимулирования и дополнительное материальное стимулирование (транш) должно учитываться при расчете среднего денежного содержания для расчета компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск.
В соответствии с пунктом 10 раздела IV служебного контракта, заключенного со мною, гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В период с xx.xx.xxxx года Межрайонной ИФНС России №5 по Новосибирской области в пределах выделенных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих по результатам оценки эффективности деятельности территориального налогового органа производилось начисление своим гражданским служащим и выплата средств материального стимулирования и дополнительного стимулирования, которые также подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего.
Так, в xx.xx.xxxx ему (истцу) начислены средства материального стимулирования за xx.xx.xxxx в размере 129 000 рублей, в декабре 2020 года xx.xx.xxxx года в размере 171 000 рублей, в xx.xx.xxxx в размере 167 000 рублей и xx.xx.xxxx в размере 186 000 рублей. Итого – 653 000 рублей. При учете указанных сумм размер месячного денежного содержания увеличится на 54 416,67 рублей.
Дополнительное стимулирование начислялось в xx.xx.xxxx в размере 80 000 рублей, в xx.xx.xxxx года в размере 175 000 рублей, в xx.xx.xxxx за xx.xx.xxxx в размере 100 000 рублей, в xx.xx.xxxx за xx.xx.xxxx в размере 100 000 рублей. Итого – 455 000 рублей. При учете указанных сумм размер месячного денежного содержания увеличится на 37 916,66 рублей.
Размер его (истца) среднего заработка с учетом указанных выплат материального стимулирования составляет 216 150,74 рублей. Исходя из размера указанного месячного денежного содержания, размер компенсации должен был составить 864 602,96 рублей. Таким образом, разница между фактически выплаченной компенсацией в размере четырехмесячного денежного содержания составляет 369 333,32 рублей.
Размер его (истца) среднего заработка с учетом указанных выплат материального стимулирования для расчета компенсации за неиспользованный отпуск составляет 212 632,74 руб., исходя из которого, размер компенсации должен был составить 203 198,47 рублей. Таким образом, разница между фактически выплаченной компенсацией за неиспользованный отпуск составляет 88 236,63 рублей.
Статья 236 Трудового кодекса РФ предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты и по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически невыплаченных в срок сумм.
Согласно ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплаты всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения.
Учитывая, что в установленный срок (xx.xx.xxxx.) причитающиеся ему (истцу) выплаты произведены ответчиком не в полном объеме, следовательно, он (ответчик) обязан выплатить их с уплатой процентов, размер которых за период с xx.xx.xxxx г. составил 16 510 рублей 64 копеек.
Не имея специального образования и соответствующих навыков, он (истец) для реализации судебной защиты его нарушенных прав был вынужден обратиться за юридической помощью. Данный факт подтверждает договор на оказание юридических услуг от xx.xx.xxxx., согласно которому он (истец) понес расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 рублей.
Неправомерными действиями ответчика, которые выразились в неполной выплате денежных компенсаций, нарушены его (истца) имущественные права. Согласно пункту 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. N2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Трудового кодекса РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав. Моральный вред, причиненный ему (истцу) неправомерными действиями ответчика, он (истец) оценивает в 50 000 рублей.
На основании изложенного, истец просит суд: Взыскать с Межрайонной ИФНС России №18 по Новосибирской области в его (истца) пользу не полностью выплаченные ему:
-компенсацию в размере четырех окладов месячного денежного содержания в сумме 369 333 рубля 32 коп.;
-компенсацию за 28 дней неиспользованного отпуска в сумме 88 236 руб. 63 коп.;
-денежную компенсацию (проценты) за задержку выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты (xx.xx.xxxx.) на день подачи заявления (xx.xx.xxxx.) в размере 16 510 рублей 64 коп.;
-после вынесения решения, по существу, обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительную сумму указанных процентов с xx.xx.xxxx. по день фактического расчета;
-судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 рублей;
-компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей (л.д.2-10).
Истец в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен.
Представитель истца по доверенности ФИО2, в судебном заседании исковые требования в целом поддержала, кроме требования, о взыскании судебных расходов за юридические услуги представителя. В связи с тем, что истцом не были представлены доказательства заключения договора на юридические услуги и несение таких расходов, представить истца заявила, что не поддерживает указанное требование и просила суд это требование не рассматривать. На удовлетворении всех остальных требований настаивала.
Представители ответчика, по доверенностям ФИО3 и ФИО4, в судебном заседании заявленные исковые требования не признали, по основаниям указанным в отзыве на исковое заявление (л.д.40-49). Просили суд в иске отказать в полном объеме.
Суд, выслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, считает, что исковые требования, подлежат удовлетворению частично.
Из обстоятельств дела видно, что истец ФИО1, в период с xx.xx.xxxx. на основании служебного контракта __ от xx.xx.xxxx., замещал должность начальника Межрайонной ИФНС России №5 по Новосибирской области (632336, <...>), которая xx.xx.xxxx была реорганизована в форме присоединения к ИФНС России по Заельцовскому району г.Новосибирска, переименованной в Межрайонную ИФНС России №18 по Новосибирской области (630082, <...>) (л.д.12-16).
Занимаемая истцом должность была сокращена, в связи с чем, xx.xx.xxxx., истец ФИО1, был уволен с государственной гражданской службы в соответствии с приказом от xx.xx.xxxx. __@ на основании п.8.2 ч.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (л.д.98).
В связи с сокращением замещаемой должности при увольнении, истцу была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 495 269,64 рублей и компенсация за неиспользованный отпуск за 28 дней в сумме 114 961,84 рублей.
При расчете месячного денежного содержания, полагаемого истцу, от которого зависит размер компенсации, выплачиваемой при сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы, а также при расчете компенсации за неиспользованный отпуск не учтены выплаченные истцу в период с xx.xx.xxxx. средства материального стимулирования в сумме 653 000 рублей и дополнительное материальное стимулирование в сумме 455 000 рублей.
Федеральным законом от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Пунктами 3.1, 3.2 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ предусмотрено, что в случае расторжения служебного контракта, в том числе, при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а также дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при наличии установленных Законом оснований.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007г. №562 в соответствии с подпунктом «б» пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006г. №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а)ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д)премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно, абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а»-«г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»-«ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006г. №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006г. №763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01 июля 2012г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Судом установлено, что во исполнение мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. №601, Минфин России ежегодно разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих.
Из информации Минфина России следует, что в период с 2015г. по 2017г. Правительством Российской Федерации принимались постановления о выделении федеральным государственным органам, в том числе ФНС России, дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты их труда: в 2015г. -постановление от 31 марта 2015г. №302-12, в 2016г. -постановление от 23 апреля 2016г. №347-7, в 2017г. -постановление от 23 февраля 2017г. №228-7. В постановлениях предусмотрены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов ФНС России в общем годовом объеме, без распределения между управлениями ФНС, а также без разделения по категориям и группам должностей федеральной государственной гражданской службы.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу, что выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка (денежного содержания) для расчета компенсации при увольнении.
Оценивая доводы ответчика о том, что выплаты материального стимулирования не входят в состав денежного содержания, суд исходит из следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007г. №611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007г. №90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы (далее-Порядок), которым установлен механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Между тем в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007г. №611 указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 01 января 2007г., в 2008 - 2012 года и в 2013г. В силу пункта 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих, территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете. Исходя из приведенных положений следует, что материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007г. №611 и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.
Согласно, разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014г. №14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007г. №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014г. №237-7.
Суд считает необоснованными доводы ответчика о том, что содержащиеся в названном письме Министерства финансов Российской Федерации разъяснения не подлежат применению к спорным правоотношения и распространяются только на выплаты в 2014г.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
В период с xx.xx.xxxx Межрайонной ИФНС России №5 по Новосибирской области в пределах выделенных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих по результатам оценки эффективности деятельности территориального налогового органа производилось начисление своим гражданским служащим и выплата средств материального стимулирования и дополнительного стимулирования, которые также подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего.
Так, в xx.xx.xxxx. истцу начислены средства материального стимулирования xx.xx.xxxx 2020 года в размере 129 000 рублей, в xx.xx.xxxx в размере 171 000 рублей, в xx.xx.xxxx в размере 167 000 рублей и xx.xx.xxxx года в размере 186 000 рублей. Итого – 653 000 рублей. При учете указанных сумм размер месячного денежного содержания увеличится на 54 416,67 рублей.
Дополнительное стимулирование начислялось в xx.xx.xxxx года за xx.xx.xxxx года в размере 80 000 рублей, в xx.xx.xxxx года за xx.xx.xxxx в размере 175 000 рублей, в xx.xx.xxxx за xx.xx.xxxx в размере 100 000 рублей, в xx.xx.xxxx за xx.xx.xxxx в размере 100 000 рублей. Итого – 455 000 рублей. При учете указанных сумм размер месячного денежного содержания увеличится на 37 916,66 рублей.
Размер среднего заработка истца с учетом указанных выплат материального стимулирования составляет 216 150,74 рублей. Исходя из размера указанного месячного денежного содержания, размер компенсации должен был составить 864 602,96 рублей. Таким образом, разница между фактически выплаченной компенсацией в размере четырехмесячного денежного содержания составляет 369 333,32 рублей.
Размер среднего заработка истца с учетом указанных выплат материального стимулирования для расчета компенсации за неиспользованный отпуск составляет 212 632,74 руб., исходя из которого, размер компенсации должен был составить 203 198,47 рублей. Таким образом, разница между фактически выплаченной компенсацией за неиспользованный отпуск составляет 88 236,63 рублей.
Статья 236 Трудового кодекса РФ предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты и по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически невыплаченных в срок сумм.
Согласно ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплаты всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения.
Учитывая, что в установленный срок xx.xx.xxxx.) причитающиеся истцу выплаты произведены ответчиком не в полном объеме, следовательно, ответчик обязан выплатить их с уплатой процентов, размер которых за период с xx.xx.xxxx. составил 16 510 рублей 64 копеек.
Неправомерными действиями ответчика, которые выразились в неполной выплате денежных компенсаций, нарушены имущественные права истца.
Согласно пункту 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. N2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Трудового кодекса РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав. Истец, оценивает, причиненный ему ответчиком моральный вред в размере в 50 000 рублей.
Суд приходит к выводу о том, что действительно неправомерными действиями ответчика истцу причинены нравственные страдания. Для восстановления нарушенного права, истец был вынужден обратиться в суд, однако, по мнению суда учитывая принципы разумности и справедливости необходимо взыскать компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В судебном заседании, представитель истца, отказалась поддерживать требование, о взыскании судебных расходов по договору на оказание юридических услуг от xx.xx.xxxx., согласно которому истец, якобы понес расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 рублей, в связи чем, суд не рассматривал указанное требование.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Межрайонной ИФНС России №18 по Новосибирской области, в пользу ФИО1 не полностью выплаченные ему: -компенсацию в размере четырех окладов месячного денежного содержания в сумме 369 333 рубля 32 копейки; -компенсацию за 28 дней неиспользованного трудового отпуска в сумме 88 236 рублей 63 копейки; -компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей; -проценты за задержку указанных выплат за период с xx.xx.xxxx., в размере 16 510 рублей 64 копейки.
__ по Новосибирской области, в пользу ФИО1, проценты за задержку указанных выплат, с xx.xx.xxxx. по день фактической оплаты.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Новосибирский областной суд, через данный суд.
Судья: Елапов Ю.В.