ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-468/14 от 02.12.2014 Икрянинского районного суда (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Икряное 2 декабря 2014г.

Икрянинский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Хамидуллаевой Р.Р.

при секретаре Гриценко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астраханского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах РФ и неопределенного круга лиц к Администрации МО <адрес> Астраханской области о возложении обязанности произвести подьем судна,

У С Т А Н О В И Л:

Астраханский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «Икрянинский район» Астраханской области о возложении обязанности произвести подьем судна, указав, что Астраханской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области на бездействие Администрации МО «Икрянинский район», выразившиеся в непринятии мер по подъему затонувшего судна <данные изъяты>. В ходе проведенной проверки установлено, что <дата изъята>г. в ходе рейдового мероприятия Управления Росприроднадзора по Астраханской области по адресному ориентиру:<адрес> от пристани <адрес> Икрянинского района Астраханской области затоплено <данные изъяты>,которое практически погружено в акваторию протоки <адрес><дата изъята>г. снят с классификационного учета в связи с непредьявлением к освидетельствованию более 2 лет <данные изъяты> регистрационный номер <номер изъят> При этом последнее заявление о проведении освидетельствования судна подано Администрацией МО «Икрянинский район» Астраханской области. Распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 2002г. №1800-р утвержден Перечень внутренних водных путей РФ в границах государственного учреждения «Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», в который включена, в том числе и <адрес>. В ходе проведенной проверки установлено, что Администрация МО «Икрянинский район» не предпринимает мер по подъему затонувшего судна <данные изъяты> мероприятия, связанные с поиском подрядной организации и восстановлению природной среды, не проводит, что противоречит требованиям указанных выше норм права. Допущенные нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и транспортной безопасности влекут нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывают негативное воздействие на устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, а также создают угрозу безопасному функционированию объектов внутреннего транспорта, а также важнейших систем жизнеобеспечения Икрянинского района Астраханской области. Согласно акта от <дата изъята>. Федерального государственного бюджетного учреждения «Севкаспрыбвод», проток <адрес> является миграционным путем осетровых и чистяковых видов рыб, а также местом обитания и нереста Чистяковых видов рыб. Просит суд признать незаконным бездействие Администрации МО «Икрянинский район» Астраханской области, выразившееся в непринятии мер к поднятию судна <данные изъяты>затопленного в акватории протоки <адрес> ниже по течению от пристани <адрес> Икрянинского района Астраханской области, обязать Администрацию Мо «Икрянинский район» Астраханской области произвести подьем судна <данные изъяты>затопленного по адресному ориентиру:<данные изъяты> ниже по течению протоки <адрес> Икрянинского района Астраханской области.

В ходе судебного заседания, прокурор уточнил исковые требования, указав, что в судебном заседании установлено, что <данные изъяты> в соответствии с договором купли-продажи <номер изъят> от <дата изъята>г. и актом приема-передачи от <дата изъята>г. передан Бородину А.В., которым перебуксирован в <адрес>. В настоящее время судно находится на плаву и не угрожает безопасности судоходства. Дополнительным выездом в <адрес> Икрянинского района Астраханской области осмотром прибрежной полосы акватории протоки <адрес> установлено, что примерно на расстоянии <данные изъяты> выше по течению от пристани <адрес> и примерно в <адрес> Икрянинского района Астраханской области в акватории протоки <адрес> параллельно линии береговой полосы в затопленном состоянии находится плавательное средство-баржа из металла дном вверх. Судно затоплено в пределах административной границы <адрес> Икрянинского района Астраханской области. Просит суд признать бездействие Администрации МО <адрес> Икрянинского района Астраханской области, выразившееся в непринятии мер к поднятию судна типа <данные изъяты> затопленного в акватории <адрес> Икрянинского района Астраханской области,<адрес> Икрянинского района, Астраханской области; обязать Администрацию МО <данные изъяты> Икрянинского района произвести подьем судна типа <данные изъяты>затопленного по адресному ориентиру :<адрес> Икрянинского района Астраханской области <адрес> Икрянинского района Астраханской области.

Прокурор в судебном заседании поддержал иск в полном объеме.

Представитель Администрации МО <данные изъяты> Бурова Н.В. иск не признала и пояснила, что нормами Кодекса внутреннего водного транспорта РФ установлен порядок подъема, удаление, утилизации затонувшего судна или иного затонувшего имущества администрацией бассейна внутренних водных путей. Нахождение имущества, а именно судна «баржа» в водном объекте угрожает безопасности судоходства и может привести к причинению вреда окружающей природной среде. Положениями пункта 1 статьи 56 Водного кодекса РФ установлен запрет на сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств. Аналогичный запрет содержит также часть 5 статьи 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления». Статьей 19 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ установлено, что выявление бесхозяйных судов является обязанностью бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте. Учет таких судов осуществляется органами государственного морского и речного надзора. После постановки судна на учет этими же органами принимаются меры к установлению его собственника, которому направляется предписание с требованием осуществить транспортировку судна в пункт отстоя. При этом статьей 49 КВВТ РФ право поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его предоставлено бассейновым органам государственного управления на внутреннем водном транспорте. Подать заявление в территориальное управление государственного надзора на ВВТ о принятии вышеуказанного имущества на учет как бесхозяйную недвижимую вещь согласно распоряжению Ространснадзора от 19 июля 2005г. №АН-149 «Об организации регистрации судов внутреннего водного и смешанного плавания территориальными управлениями государственного надзора на внутреннем водном транспорте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта», полномочия органов, осуществляющих регистрацию судов и прав на них, ими являются управления государственного надзора на ВВТ (БУГН на ВВТ). Таким образом, считает, что Администрация МО <данные изъяты> не имеет правовых оснований на подьем вышеуказанного имущества, а именно судна типа <адрес> Икрянинского района Астраханской области,<адрес> Икрянинского района Астраханской области.

Представитель Администрации МО «Икрянинский район» Бандаков С.В. возражал против удовлетворения заявленных требований прокурора.

Суд, выслушав участников процесса, приходит к следующему.

Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу части 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Исходя из положений части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу ч.1 ст.47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ владелец затонувшего судна обязан обеспечить подъем затонувшего судна.

Согласно ч. 6 ст.47.1 КВВТ РФ в случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества неизвестен, по представлению администрации бассейна внутренних водных путей делается официальная публикация о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником.

В соответствии со статьей 48 КВВТ РФ в случаях, если собственник затонувшего имущества не поднимет имущество в срок, установленный в соответствии с п.4 и 5 ст.47.1 настоящего Кодекса, права собственника на затонувшее имущество определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Астраханской транспортной прокуратурой проведена проверка в сфере природопользования по Астраханской области, в ходе которой установлено, что по адресному ориентиру: <адрес> Икрянинского района Астраханской области затоплено плавательное средство-баржа.

До настоящего времени сведения о собственнике плавательного средства отсутствуют.

В силу пункта 15 статьи 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ бесхозяйное судно подлежит специальному учету государственной речной судоходной инспекцией бассейна на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное судно по представлении соответствующего бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте.

В силу статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся морские суда, суда внутреннего плавания.

Согласно Правилам государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 26 сентября 2011г. №144 бесхозяйные суда подлежат постановке на специальный учет государственными речными судоходными инспекциями бассейнов на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится судно, по представлению соответствующего бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте.

В связи с тем, что администрация МО <адрес> собственником плавательного средства не является, заявление в государственную речную судоходную инспекцию бассейна о постановке на специальный учет не подавала, в суд с иском о признании муниципальной собственности на плавательное средство не обращалась, требования Астраханского транспортного прокурора о возложении обязанности на Администрацию Мо <адрес> произвести подьем плавательного средства удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст.191-197 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Астраханского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к Администрации МО <адрес> о возложении обязанности произвести подьем плавательного средства отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 7 декабря 2014 года.

Судья Хамидуллаева Р.Р.