ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-468/19 от 24.07.2019 Отрадненского городского суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июля 2019 года Отрадненский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего Гребешковой Н.Е.

при секретаре Набока В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ООО «ЭкоСтройРесурс» об обязании начислять плату за услугу с учетом количества собственников жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к ООО «ЭкоСтройРесурс» об обязании регоператора по обращению с ТКО начислять плату за услугу с учетом количества собственников жилого помещения.

В обоснование исковых требований истец указал следующее.

ФИО2 является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении он зарегистрирован.

Также в собственности истца находится еще одно жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

В отношении данных помещений истец несет расходы по оплате коммунальных услуг, в том числе по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО).

В помещении, расположенном по адресу: <адрес>, никто не прописан и не проживает.

ФИО2 обратился в ближайший Центр Обслуживания Населения (далее ЦОН) с вопросом о перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по количеству собственников, так как в квартире никто не зарегистрирован и отсутствуют постоянно и временно проживающие граждане.

Истец считает, что платить за два помещения по квадратным метрам это нарушение, так как в пустой квартире мусор не накапливается. Истец не отказывается платить за ТКО, а просит произвести перерасчет.

Согласно п.2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Специалист ЦОН устно сказала истцу, что перерасчет не производится, потому что плата за вывоз ТКО начисляется за квадратные метры, а они не меняются и платить придется за все имущество, находящееся в собственности.

ФИО2 написал обращение в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства с просьбой разъяснить ситуацию и произвести перерасчет. Данное обращение было перенаправлено в Государственную жилищную инспекцию.

В январе 2019 года истцу поступил ответ с расшифровкой о том как рассчитывается плата за ТКО.

ДД.ММ.ГГГГ поступил повторный ответ с тем же содержанием, но был добавлен абзац, о том, что перерасчет платы в соответствии с Правилами утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила) возможен, только в случае утверждения норматива накопления ТКО на человека.

Далее истец обратился в Департамент ценового и тарифного регулирования <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ о том, что в городских округах применяются нормативы накопления ТКО с квадратного метра общей площади жилого помещения. Также прописали, что в связи с повышением платежей граждан за коммунальные услуги пересчитываются и меры социальной поддержки населения. Истец получает меры социальной поддержки за квартиру, в которой прописан и проживает.

Далее последовало обращение в прокуратуру. ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ, что в соответствии со ст. 148 (1) главы XV (1) постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО. У истца как собственника, имеется обязанность оплаты услуг по обращению с ТКО от метража квартиры. В ответе рекомендовано обратиться в суд.

Также истцом было написано обращение в Управление Президента РФ. Ответ был перенаправлен в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Из ответа следует, что с учетом положений жилищного законодательства, субъект РФ вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО. Правила, утвержденные постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, не содержат запрета на установление различного порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО в отношении МКД и индивидуальных жилых домов.

В соответствии с частью 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством РФ.

При этом в соответствии с пунктом 88 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила), размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении перерасчету не подлежит.

Подпунктом «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Следовательно, в состав расходов на содержание общего имущества МКД не включаются расходы на сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

При этом с ДД.ММ.ГГГГ введен в указанные Правила раздел XI (1), которым регулируется порядок предоставления и начисления платы за отдельную коммунальную услугу — твердые коммунальные отходы.

Следовательно, по данной коммунальной услуге возможен перерасчет в связи с временным отсутствием потребителя услуги.

В соответствии с п.п. 148(22), 148(23), 148(24), 148(27), 148(29), 148(30), 148(34), 148(36), 148(37) указанных Правил, исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право устанавливать в порядке, предусмотренном пунктом 148(35) настоящих Правил, количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, и составлять акт об установлении количества таких граждан для расчета размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу.

Коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами не предоставляется на общедомовые нужды.

Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную временно проживающим потребителям, рассчитывается в соответствии с пунктами 57, 57(1) и 58 Правил.

Принимая во внимание указанные нормы, с учетом того, что истец является собственником спорной квартиры, в квартире никто не зарегистрирован, ФИО2 полагает, что он вправе требовать от ответчика перерасчета платы за поставленную услугу с учетом количества собственников жилого помещения.

Истец просит обязать ООО «ЭкоСтройРесурс» начислять плату с ДД.ММ.ГГГГ за услугу по обращению с ТКО по адресу: <адрес>, с учетом количества собственников такого помещения, а именно за 1 человека, начислять плату с ДД.ММ.ГГГГ за услугу по обращению с ТКО по адресу: <адрес>., с учетом количества собственников такого помещения, а именно за 2 человека.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные описательной части решения.

Представитель ООО «ЭкоСтройРесурс» ФИО5 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют предмет регулирования жилищного законодательства (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4), при этом к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг и внесением платы за них, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом (статья 8).

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе и плату за обращение с твердыми коммунальными отходами, которая определяется из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов).

Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ).

В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с Региональным оператором.

В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора являются обязательными для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора. В соответствии с Правилами обращения с ТКО, если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора.

В соответствии с пунктом 148 (30) правил , размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО. В данном случае в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении (пункт 148 (44) правил ).

Одновременно следует отметить, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ и пункт 148 (30) Правил ).

В случае принятия такого решения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО.

В соответствии со статьей 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в частности, установление порядка расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в частности, относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления (пункт 9 статьи 13 ЖК РФ).

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м. общей площади жилого помещения.

В случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении.

Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении N 2 к Правилам N 354, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Приказ ) утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов <адрес>: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск. Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск - на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов (далее - МКД и ИЖС соответственно) и составляет 0,091 м3 в год, то есть применительно к площади жилого помещения.

Установление нормативов накопления ТКО с квадратного метра общей площади жилого помещения предусмотрено положениями постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и приказом Минстроя России ДД.ММ.ГГГГ/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

В случае установления платы за услугу по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения законодательством Российской Федерации, не установлен порядок перерасчета данной платы. Аналогичная позиция указана в абзаце 6 пункта 8 Информационного письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, согласно действующим в настоящее время правовым нормам размер платы за услугу по обращению с ТКО на территории городского округа Оградный не зависит от количества зарегистрированных или проживающих в жилом помещении, следовательно, расчет платы за услуги по обращению с ТКО, исходя из количества зарегистрированных или проживающих граждан, противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Судом установлено, что начисление истцу платы за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов ответчиком производится в соответствии с действующим законодательством, факт нарушения ответчиком прав потребителя - истца судом не установлен.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к ООО «ЭкоСтройРесурс» об обязании начислять плату за услугу с учетом количества собственников жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Отрадненский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме (с учетом выходных дней) принято ДД.ММ.ГГГГ

Судья Н.Е. Гребешкова