Дело № 2-468/2020
44RS0003-01-2020-000936-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2020 года г. Шарья
Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Шушкова Д.Н., с участием помощника Шарьинского межрайонного прокурора Вестниковой Т.О., при секретаре Курмашевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарьинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Межпоселенческой централизованной клубной системе «Поветлужье» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Шарьинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (уточненным при рассмотрении дела) к Межпоселенческой централизованной клубной системе «Поветлужье» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов, а именно: в срок до 01.06.2021 года установить систему видеонаблюдения в здании МУ «Зебляковский дом культуры» Шарьинского муниципального района, расположенного по адресу: <...>; в срок до 01.10.2021 года установить систему видеонаблюдения в здании МУ «Дом культуры Ивановского сельского поселения» Шарьинского муниципального района, расположенного по адресу: <...>; в срок до 01.03.2022 года установить систему видеонаблюдения в здании МУ «Дом культуры Шангского сельского поселения» Шарьинского муниципального района, расположенного по адресу: <...>; в срок до 01.06.2022 года установить систему видеонаблюдения в здании МУ «Дом культуры Шекшемского сельского поселения» Шарьинского муниципального района, расположенного по адресу: <...>.
В обоснование заявленных требований указано, что Шарьинской межрайонной прокуратурой на основании задания прокуратуры Костромской области проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности на следующих объектах культуры Шарьинского муниципального района Костромской области: МУ «Зебляковский дом культуры» Шарьинского муниципального района, расположенный по адресу: <...>; МУ «Дом культуры Ивановского сельского поселения» Шарьинского муниципального района, расположенный по адресу: <...>; МУ «Дом культуры Шангского сельского поселения» Шарьинского муниципального района, расположенный по адресу: <...>; МУ «Дом культуры Шекшемского сельского поселения» Шарьинского муниципального района, расположенный по адресу: <...>.
Проверкой установлено, что в МУ «Зебляковский дом культуры», расположенном по вышеуказанному адресу, осуществляет свою деятельность Межпоселенческая централизованная клубная система «Поветлужье» (далее - МЦКС «Поветлужье») на основании договора №_____ безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 20.12.2018, заключенного между администрацией Зебляковского сельского поселения и МЦКС «Поветлужье».
В соответствии с постановлением Правительства РФ №_____ межведомственной комиссией по обследованию объекта проведено обследование МУ «Зебляковский дом культуры» на предмет состояния его антитеррористической защищенности, по результатам которого составлен акт обследования от 27.03.2017. На основании акта обследования 18.06.2019 разработан паспорт безопасности МУ «Зебляковский дом культуры», согласно которому учреждению присвоена третья категория опасности.
Также в МУ «Дом культуры Ивановского сельского поселения», расположенном по вышеуказанному адресу, осуществляет свою деятельность МЦКС «Поветлужье» на основании договора №_____ безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 20.12.2018, заключенного между администрацией Ивановского сельского поселения и МЦКС «Поветлужье».
В соответствии с постановлением Правительства РФ №_____ межведомственной комиссией по обследованию объекта проведено обследование МУ «Дом культуры Ивановского сельского поселения» на предмет состояния его антитеррористической защищенности, по результатам которого составлен акт обследования от 27.03.2017. На основании акта обследования 18.06.2019 разработан паспорт безопасности МУ «Дом культуры Ивановского сельского поселения», согласно которому учреждению присвоена третья категория опасности.
В МУ «Дом культуры Шангского сельского поселения», расположенном по вышеуказанному адресу, осуществляет свою деятельность МЦКС «Поветлужье» на основании договора №_____ безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 07.12.2018 года, заключенного между администрацией Шангского сельского поселения и МЦКС «Поветлужье».
В соответствии с постановлением Правительства РФ №_____ межведомственной комиссией по обследованию объекта проведено обследование МУ «Дом культуры Шангского сельского поселения» на предмет состояния его антитеррористической защищенности, по результатам которого составлен акт обследования от 28.02.2017. На основании акта обследования 15.06.2017 разработан паспорт безопасности МУ «Дом культуры Шангского сельского поселения», согласно которому учреждению присвоена третья категория опасности.
Кроме того, в МУ «Дом культуры Шекшемского сельского поселения», расположенном по вышеуказанному адресу, осуществляет свою деятельность МЦКС «Поветлужье» на основании договора №_____ безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 19.11.2018, заключенного между администрацией Шекшемского сельского поселения и МЦКС «Поветлужье».
В соответствии с постановлением Правительства РФ №176 межведомственной комиссией по обследованию объекта проведено обследование МУ «Дом культуры Шекшемского сельского поселения» на предмет состояния его антитеррористической защищенности, по результатам которого составлен акт обследования от 28.02.2017. На основании акта обследования 23.05.2019 разработан паспорт безопасности МУ «Дом культуры Шекшемского сельского поселения», согласно которому учреждению присвоена третья категория опасности.
Согласно актам обследования и паспортам безопасности вышеуказанных объектов одним из основных мероприятий обозначена установка видеокамер.
Вместе с тем, до настоящего времени камеры видеонаблюдения на данных объектах не установлены.
В связи с выявленными нарушениями 02.03.2020 Шарьинской межрайонной прокуратурой в адрес заведующих Зебляковским, Ивановским, Шангским и Шекшемским секторам МЦКС «Поветлужье» вносились представления об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности в части отсутствия системы видеонаблюдения на вышеуказанных объектах, но по результатам рассмотрения представления нарушения не устранены.
В силу п. 2.1 Устава МЦКС «Поветлужье», учреждение (МЦКС «Поветлужье») осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными настоящим Уставом, путем выполнения работ, исполнения функций и оказания услуг в сфере культурно-досуговой деятельности.
Дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика Межпоселенческой централизованной клубной системе «Поветлужье» и представителя третьего лица администрации Шарьинского муниципального района Костромской области, просивших рассмотреть дело без их участия.
В судебном заседании помощник Шарьинского межрайонного прокурора Вестникова Т.О. уточненные исковые требования поддержала по тем же основаниям.
Представитель ответчика Межпоселенческой централизованной клубной системы «Поветлужье» ФИО1 представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что установка камер видеонаблюдения в зданиях, переданных МЦКС «Поветлужье» на основании договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом, расположенных по адресам: <...> а; <...>; <...>; <...> планируется в период с 2021 года до 2024 года. Изменения, касающиеся финансирования, направленного на обеспечение инженерно-технического укрепления здания, будут внесены в муниципальную программу «Профилактика терроризма, а так же минимизация и ликвидация последствий его проявления на 2021-2024 гг.» в августе 2020 года. В Зебляковском доме культуры установлено видеокамера на входе в здание с обзором 360 градусов, также в банкомате ПАО Сбербанк, установленном в фойе, есть тревожная кнопка и записывающее устройство. Таким образом, антитеррористическая защищенность обеспечена. Просит суд учесть, что исполнение требований истца влечет большие финансовые затраты и перенести срок установки систем наблюдения до 01.06.2024 года, распределив на этапы. Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении исковых требований об установке видеонаблюдения в ФИО2 в связи с имеющейся видеокамерой ПАО Сбербанк; установить срок установки систем видеонаблюдения поэтапно: дом культуры, расположенный по адресу: <...> до 01.06.2021 года; дом культуры, расположенный по адресу <...> до 01.06.2022 года; дом культуры, расположенный по адресу: <...> до 01.06.2023 года.
Представитель третьего лица администрации Шарьинского муниципального района ФИО3 представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что финансирование мероприятий антитеррористической защищенности объектов муниципальных учреждений осуществляется из средств бюджета Шарьинского муниципального района, предусмотренных муниципальной программой «Профилактика терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений на 2017 - 2021 годы», утвержденной постановлением администрации Шарьинского муниципального района от 11 ноября 2016 г. № 193. Перечень мероприятий программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей районного бюджета. В рамках данной программы финансируются мероприятия по террористической защищенности образовательных учреждений. Финансирование указанных в иске объектов культуры в настоящее время не предусмотрено. Срок действия программы планируется продлить в августе 2020 г. на период с 2021 по 2024 г.г. и предусмотреть финансирование антитеррористической защищенности объектов культуры. В Зебляковском Доме культуры установлено видеонаблюдение ПАО Сбербанк в фойе здания на 1 этаже с обзором 360 градусов, просматриваются 2 входа. Имеется тревожная кнопка у банкомата. Таким образом, антитеррористическая защищенность ФИО2 обеспечена. Стоимость оснащения одного объекта видеонаблюдения требует значительных денежных средств, у администрации Шарьинского района отсутствует возможность финансирования установки видеонаблюдения на объектах культуры в срок до 01.06.2021 года.
Выслушав пояснения прокурора, изучив материалы дела, суд считает, что требования Шарьинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Статьей 5 Федерального закона №35-ФЗ установлены организационные основы противодействия терроризму.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 5 указанного закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 №176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены требования по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
В силу п.п. 5, 7, 18 вышеуказанного постановления Правительства РФ, в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий).
Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории).
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
Согласно п. 19, п. «д» п. 25 правительства РФ от 11.02.2017 №176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий.
Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются мероприятия, в том числе, направленные на обеспечение инженерно-технического укрепления зданий (строений, сооружений) объектов (территорий).
Судом установлено, что на основании договора №_____ безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 20.12.2018 года, заключенного между администрацией Зебляковского сельского поселения и МЦКС «Поветлужье», в МУ «Зебляковский дом культуры», осуществляет свою деятельность Межпоселенческая централизованная клубная система «Поветлужье» (л.д. 10-12).
На основании договора №_____ безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 20.12.2018 года, заключенного между администрацией Ивановского сельского поселения и МЦКС «Поветлужье», в МУ «Дом культуры Ивановского сельского поселения» осуществляет свою деятельность МЦКС «Поветлужье» (л.д. 20-22).
Согласно договора №_____ безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 07.12.2018 года, заключенного между администрацией Шангского сельского поселения и МЦКС «Поветлужье», в МУ «Дом культуры Шангского сельского поселения» осуществляет свою деятельность МЦКС «Поветлужье» (л.д. 24-26).
Согласно договора №_____ безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 19.11.2018 года, заключенного между администрацией Шекшемского сельского поселения и МЦКС «Поветлужье», в МУ «Дом культуры Шекшемского сельского поселения» осуществляет свою деятельность МЦКС «Поветлужье» (л.д. 33-36).
На основании акта обследования объекта от 27.03.2017 года разработан паспорт безопасности МУ «Зебляковский дом культуры» Шарьинского муниципального района Костромской области, согласно которому учреждению присвоена третья категория опасности (л.д. 40-46, 47-48).
На основании акта обследования объекта от 27.03.2017 года разработан паспорт безопасности МУ «Дом культуры Ивановского сельского поселения» Шарьинского муниципального района Костромской области, согласно которому учреждению присвоена третья категория опасности (л.д. 55-60, 62-63).
На основании акта обследования объекта от 28.02.2017 года разработан паспорт безопасности МУ «Дом культуры Шангского сельского поселения» Шарьинского муниципального района Костромской области, согласно которому учреждению присвоена третья категория опасности (л.д. 66-71, 73-74).
На основании акта обследования объекта от 28.02.2017 года разработан паспорт безопасности МУ «Дом культуры Шекшемского сельского поселения» Шарьинского муниципального района Костромской области, согласно которому учреждению присвоена третья категория опасности (л.д. 81-86, 88-89).
Согласно актам обследования и паспортам безопасности вышеуказанных объектов одним из основных мероприятий обозначена установка видеокамер.
Шарьинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности на следующих объектах культуры Шарьинского муниципального района Костромской области: МУ «Зебляковский дом культуры» Шарьинского муниципального района; МУ «Дом культуры Ивановского сельского поселения» Шарьинского муниципального района; МУ «Дом культуры Шангского сельского поселения» Шарьинского муниципального района, МУ «Дом культуры Шекшемского сельского поселения» Шарьинского муниципального района.
02.03.2020 года по результатам проверки Шарьинским межрайонным прокурором внесены представления в адрес руководителей вышеуказанных организаций об устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности (л.д. 95-96, 98-99,101-102,104-105).
Согласно ответа Комитета по делам культуры, молодежи и спорта администрации Шарьинского муниципального района Костромской области от 08.04.2020 года на представления прокурора установление камер видеонаблюдения запланировано: в здании Зебляковского сектора МЦКС «Поветлужье» - в 2021 году, в здании Ивановского сектора МЦКС «Поветлужье» - в 2024 году, в здании Шангского сектора МЦКС «Поветлужье» - в 2024 году, в здании Шекшемского сектора МЦКС «Поветлужье» - в 2023 году (л.д. 97, 100, 103, 106).
Исходя из содержания Устава МЦКС «Поветлужье» учреждение обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, закрепленное за ним в установленном порядке на праве оперативного управления, от своего имени осуществляет и приобретает имущественные и неимущественные права и обязанности (л.д. 107-117).
В силу п. 2.1 Устава МЦКС «Поветлужье», учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными настоящим Уставом, путем выполнения работ, исполнения функций и оказания услуг в сфере культурно-досуговой деятельности.
Из материалов дела, в том числе сообщений главы Зебляковского сельского поселения от 14.07.2020г. (л.д. 141) следует, что в настоящее время в МУ «Зебляковский дом культуры» Шарьинского муниципального района Костромской области, МУ «Дом культуры Ивановского сельского поселения» Шарьинского муниципального района Костромской области, МУ «Дом культуры Шангского сельского поселения» Шарьинского муниципального района Костромской области, МУ «Дом культуры Шекшемского сельского поселения» Шарьинского муниципального района Костромской области камеры видеонаблюдения не установлены.
Поскольку организация оказания услуг в сфере культурно-досуговой деятельности должна осуществляться с соблюдением требований действующего законодательства, исковые требования прокурораподлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно п. 2 ст. 333.20 НК РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату.
С учетом финансового положения ответчика, являющегося бюджетным учреждением, финансируемым из бюджета, суд считает возможным освободить его от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать межпоселенческую централизованную клубную систему «Поветлужье» устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов, а именно:
в срок до 01.06.2021 года установить систему видеонаблюдения в здании МУ «Зебляковский дом культуры» Шарьинского муниципального района, расположенного по адресу: <...>;
в срок до 01.10.2021 года установить систему видеонаблюдения в здании МУ «Дом культуры Ивановского сельского поселения» Шарьинского муниципального района, расположенного по адресу: <...>;
в срок до 01.03.2022 года установить систему видеонаблюдения в здании МУ «Дом культуры Шангского сельского поселения» Шарьинского муниципального района, расположенного по адресу: <...>;
в срок до 01.06.2022 года установить систему видеонаблюдения в здании МУ «Дом культуры Шекшемского сельского поселения» Шарьинского муниципального района, расположенного по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шарьинский районный суд.
Председательствующий: Д.Н. Шушков
Решение вступило в законную силу __________