ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-468/2013 от 03.10.2013 Устьянского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-468/2013

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 октября 2013 года п. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Летавиной Н.Ф., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Летавиной А.Ю., представителя ответчика – МУП ... Тарбаева Н.Р., представителя ОАО ... Кошутина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию ... о возложении обязанности составить и согласовать с филиалом ОАО ... акт согласования технологической и (или) аварийной брони по договору энергоснабжения ... от ...г. и передать его копию ОАО ...,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию ... о возложении обязанности составить акт согласования технологической и аварийной брони по договору энергоснабжения ... от ...г. и направить его на согласование в ОАО .... В обоснование иска ссылается на то, что в ходе проверки соблюдения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере и подготовки к прохождению осенне–зимнего сезона в деятельности ответчика выявлены существенные нарушения закона об электроэнергетике. МУП ... осуществляет деятельность по сбору и очистке, распределению воды, поэтому относится к категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Договор энергоснабжения с ОАО ... заключен ...г.. В нарушение требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии», Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 акт согласования аварийной и технологической брони ответчиком не составлен, что может повлечь нарушение социальных прав граждан.

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил заявленные требования, просил возложить на ответчика обязанность составить и согласовать с ОАО ... акт согласования технологической и (или) аварийной брони по договору энергоснабжения ... от ...г. и передать его копию ОАО ....

В судебном заседании помощник прокурора Летавина А.Ю. исковые требования прокурора поддержала, привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МУП ... Тарбаев Н.Р. возражений по иску не представил, пояснив, что не может дать оценку действующему законодательству на предмет того, обязано ли предприятие разрабатывать указанный акт, между тем после получения иска прокурора акт согласования технологической и (или) аварийной брони по договору энергоснабжения был составлен и направлен на согласование.

Представитель третьего лица- ОАО ... Кощутин А.В. в судебном заседании иск прокурора не поддержал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав на неправильное толковании прокурором нормативных правовых актов, не применение норм, подлежащих применению, и применение норм, не подлежащих применению к сложившимся правоотношениям, в том числе пояснил, что на день заключения ответчиком договора энергоснабжения с ОАО ... действовали Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, объекты МУП ... не были отнесены к объектам, ограничение режима потребления электрической энергии которых не допускалось ниже уровня аварийной брони, по условиям договора энергоснабжения сторонами не был составлен акт согласования аварийной брони. Постановление Правительства от № 442 применяется к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), в части прав и обязанностей, которые возникают после вступления его в силу, между сторонами указанного в иске прокурора договора энергоснабжения новых прав и обязанностей после вступления в законную силу указанного постановления не возникло, прокурором таких доказательств не предоставлено, в силу системного токования ранее действующего и вновь принятого законодательства и обстоятельств дела потребитель имеет право, а не обязан составить акт согласования аварийной брони.

В соответствии с совокупностью действующего законодательства об энергоснабжении на момент заключения ответчиком договора энергоснабжения и в настоящее время отсутствуют основания для возложения на ответчика указанной в иске обязанности, поскольку составление и согласование акта аварийной и (или) технологической брони является правом данного потребителя электроэнергии.

Третье лицо- ОАО ... о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представителя в суд не направило. Представитель третьего лица Перхурова Л.Г. с иском прокурора согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве, указав, что акт согласования аварийной и технологической брони составляется всеми потребителями электрической энергии не зависимо от форм собственности.

Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства и иные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов настоящего дела, прокурором исковое заявление подано в защиту гарантированных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

На основании материалов дела установлено: ...г. между ОАО ...) -гарантирующим поставщиком и МУП ...»-потребителем был заключен договор энергоснабжения за №2-00036. Пунктами 1.1, 2.2.2 договора предусмотрено, что гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, оказывать услуги по передаче электрической энергии сетевой организацией и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Гарантирующий поставщик вправе приостановить исполнение обязательств по договору в случаях и порядке, предусмотренном настоящим договором и действующим законодательством. На основании п. 9.1-9.2 договор вступил в силу с момента подписания обеими сторонами, срок действия определен по ...г., при этом договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Согласно п. 4.2.1 договора ( в редакции по соглашению о внесении изменений от ...г.) гарантирующий поставщик имеет право вводить частичное и ( или ) полное ограничение режима потребления электрической энергии в случаях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Сетевой организацией согласно п....г. договора является филиал ... ОАО ... (л.д. 14-27).

Таким образом, указанный договор является действующим, что лицами, участвующими в деле не оспаривается.

В соответствии со ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, в связи с чем в случаях, предусмотренных законом, Правительством Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям таких обязательных правил, ничтожны.

Основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике на основании ст.20 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" являются, в том числе достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав.

Пункт 168 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 в редакции постановления Правительства РФ от 2 октября 2009 г. N 785, действовавшей на день заключения договора энергоснабжения от ...г. ... между ОАО ... и МУП ..., предусматривал, что в отношении потребителей (отдельных объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления; перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении N 6; в отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с п. 188 и 189 данных Правил, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).

Согласно п. 188 и п. 189 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 (в ред. постановления Правительства РФ от 2 октября 2009 г. N 785) в случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к необратимому нарушению технологического процесса, устанавливается величина технологической брони. Порядок определения величины технологической брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики. В случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и (или) экологической безопасности, устанавливается величина аварийной брони. Порядок определения величины аварийной брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.

Из п.2.2 Устава МУП ... следует, что предприятие осуществляет деятельность на территории МО ... в том числе по распределению, сбору и очистке воды.

Установлено, что для осуществления деятельности по договору аренды объектов муниципальной собственности МУП ... владеет скважиной в д..... Данный объект указан в приложении ... к договору энергоснабжения от ... в перечне мест установки расчетных учетов по предприятию.

Согласно приложению N 6 (пункт 2) указанных Правил, объекты водоснабжения (в данному случае скважина) относятся к перечню потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается.

Таким образом, МУП ... осуществляет эксплуатацию объектов водоснабжения и относится к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

В соответствии с пунктами 188 и 189 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 в редакции постановления Правительства РФ от 2 октября 2009 г. N 785, действовавшей на день заключения договора энергоснабжения от ...г. ... между гарантирующим поставщиком- ОАО ... и потребителем- МУП ..., в отношении таких потребителей (отдельных объектов) был установлен обязательный порядок определения величины аварийной и технологической брони, данные условия являлись существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).

Согласно п. 9.9. договора энергоснабжения от ...г. указан перечень приложений, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора, согласно которому в п.п 5 указано: Приложение № 5. Акт согласования аварийной и технологической брони (заполняется при наличии обязанности в соответствии с нормами постановления Правительства Ф от 27.12.2004 № 861)

Так, пункт 31 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861 в редакции постановления Правительства РФ от 02 октября 2009 года N 785, действовавшей на дату заключения указанного договора энергоснабжения, содержал положения о том, что потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключается договор) не может быть ограничен в потреблении электрической энергии менее величины мощности, установленной в акте согласования аварийной и технологической брони, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.В случае если потребитель электрической энергии согласно требованиям нормативных правовых актов включен в перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, составляется акт согласования аварийной и технологической брони.Акт согласования аварийной и технологической брони составляется потребителем электрической энергии и направляется сетевой организации (гарантирующему поставщику, энергосбытовой организации) в течение 3 рабочих дней с даты заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии (договора энергоснабжения).При заключении с потребителем электрической энергии договора энергоснабжения гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация), выступающий потребителем услуг по передаче электрической энергии, получает от потребителя электрической энергии акт согласования аварийной и технологической брони и после получения такого акта направляет его для подписания сетевой организации. При заключении потребителем электрической энергии договора на передачу электрической энергии с сетевой организацией и заключении таким потребителем договора купли-продажи (поставки) электрической энергии с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) сетевая организация при получении от потребителя электрической энергии акта согласования аварийной и технологической брони направляет его копию гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации).Потребитель, нарушивший требования настоящего пункта в части обязанности составления акта согласования аварийной и технологической брони, несет ответственность перед сетевой организацией (гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией) в порядке, предусмотренном договором оказания услуг по передаче электрической энергии (договором энергоснабжения).

Как установлено судом, по указанному договору между ОАО ... и МУП ... величина аварийной и технологической брони не определена, соответствующий к договору энергоснабжения не составлен.

Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 вышеуказанное постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 признано утратившим силу и на момент подачи иска прокурором не действовало. Также утратил силу и п. 31 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии» утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии; Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Согласно п\п «а» п. 2. постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии» установлено, что настоящее постановление применяется к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.

Прокурором соответствующих доказательств, подтверждающих, что по ранее заключенному договору энергоснабжения у сторон после вступления в силу указанного постановления возникли новые права и обязанности, не предоставлено, судом таких обстоятельств не установлено.

Согласно п. 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 данных Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с Правилами.

В соответствии же с п. 31.1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года N 861, (в редакции Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442), в целях исполнения договора в части условий о величинах технологической и (или) аварийной брони потребитель электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, в том числе потребитель электрической энергии, частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящийся к категориям, определенным в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в отношении которого при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства не был составлен и согласован с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони либо он нуждается в изменении в связи с наступлением указанных в пункте 31.2 Правил случаев, вправе составить и согласовать такой акт в порядке, установленном в пункте 31.4 Правил, как до заключения договора, так и после его заключения.

Указанный пункт правил регламентирует право, а не обязанность потребителя электрической энергии составить и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в случае его не составления до заключения договора энергоснабжения.

Не составление потребителем акта аварийной и технологической брони не дает оснований считать, что необходимость аварийной и технологической брони отсутствует, а предоставляет другой стороне договора принять меры к понуждению потребителя исполнить условия договора либо к составлению этого акта по своей инициативе.

Доказательств составления акта по инициативе ОАО ..., разрешения спорного вопроса между МУП ... и ОАО ... в судебном порядке прокурор не представил.

Более того согласно доводам представителя МУП ... Тарбаева Н.Р. ответчик воспользовавшись своим правом, составил акт согласования технологической и (или) аварийной брони и направил его на согласование в сетевую организацию. Данные доводы представителя ответчика прокурором не опровергнуты.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия МУП ..., выразившегося в не составлении, не согласовании и не предоставлении энергоснабжающей организации акта согласования аварийной и технологической брони и обязании ответчика составить указанный акт, согласовать его с ОАО ...» и передать его копию ОАО ... являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию ... о возложении обязанности на муниципальное унитарное предприятие ... составить и согласовать с отрытым акционерным обществом ... акт согласования технологической и (или) аварийной брони по договору энергоснабжения ... от ...г. и передать его копию отрытому акционерному обществу ... отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий судья А.М.Рогачева

Мотивированное решение принято судом 8 октября 2013 года.

Председательствующий судья А.М.Рогачева