ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-468/2016 от 10.08.2016 Арзгирского районного суда (Ставропольский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-468/2016 год

«10» августа 2016 года с. Арзгир

Арзгирский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Чернышевой В.В.

единолично

с участием помощника прокурора Арзгирского района Киселева М.М.

представителя ответчика ФИО1

при секретаре Головко Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к главам крестьянских (фермерских) хозяйств «ФИО2» улавину А.В., «ФИО3» ФИО3, «ФИО1» ФИО1 о признании незаконными действий по трансформации пастбищ в пашню и о наложении обязанностей по рекультивации земель,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в Арзгирский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к главам крестьянского (фермерского) хозяйства «ФИО2» улавину А.В., «ФИО3» ФИО3, «ФИО1» ФИО1 о признании незаконными действий по трансформации пастбищ в пашню и о наложении обязанностей по рекультивации земель.

Прокурор указал, что в рамках исполнения задания прокуратуры края проведена проверка соблюдения земельного законодательства главами КФХ ««ФИО2» улавину А.В., «ФИО3» ФИО3, «ФИО1» ФИО1 при использовании земельного участка, с кадастровым номером , местоположение примерно в 980 м по направлению на северо-запад от ориентира <адрес>, общей площадью 44 га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для сенокошения и выпаса скота. В ходе проверки было установлено, что на основании свидетельств о государственной регистрации права -АЖ 091458, 26-АЗ 903610, 26-АИ 647665, 26-АИ 647666, 26-АИ 647667, 26-АИ 647668, 26-АИ 647669, 26-АИ 647670 ФИО2 является собственником 1/16 общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером , общая площадь паевой собственности 22 га.

По результатам проверки установлено, что на указанном земельном участке 22 га ФИО2 проведены сельскохозяйственные работы – вспашка, культивация.

На основании свидетельств о государственной регистрации права -АЗ 903655, 26-АЗ 903654, 26-АЖ 091540, 26-АЖ 091449, 26-АЖ 091451 ФИО3 является собственником 1/16 общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером , общая площадь паевой собственности 13,75 га.

По результатам проверки установлено, что на указанном земельном участке 13,75 га ФИО3 проведены сельскохозяйственные работы – вспашка, культивация.

На основании свидетельств о государственной регистрации права -АЖ 091442 от 15.01.2010 года, 26-АЗ 903770 от ДД.ММ.ГГГГ, 26-АЗ 903771 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 является собственником 1/16 общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером , общая площадь паевой собственности 8,25 га.

По результатам проверки установлено, что на указанном земельном участке 8,25 га ФИО1 проведены сельскохозяйственные работы – вспашка, культивация.

По результатам проверки установлено, что на указанном земельном участке площадью 74,24 га проведены сельскохозяйственные работы - вспашка, культивация. В ходе проверки также установлено, что пастбища являются природными кормовыми угодьями и предназначены для пастьбы сельскохозяйственных животных. В результате самовольной распашки пастбищ происходит их деградация и существенно снижается продуктивность пастбищ из-за уничтожения естественного травостоя.

Таким образом, в результате неправомерных действий глав КФХ ««ФИО2» ФИО2, «ФИО3» ФИО3, «ФИО1» ФИО1 произошло фактическое уничтожение компонента природной среды - пастбищ, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Просит признать незаконными действия глав крестьянского (фермерского) хозяйства ««ФИО2» ФИО2, «ФИО3» ФИО3, «ФИО1» ФИО1 по трансформации пастбищ в пашню (распашке пастбищ), то есть использование земельного участка с кадастровым номером площадью 44 га, приводящему к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель и значительному ухудшению экологической обстановки. Возложить обязанность на глав ««ФИО2» ФИО2, «ФИО3» ФИО3, «ФИО1» ФИО1 разработать проект (восстановления) рекультивации нарушенных земель земельного участка с кадастровым номером , и на его основании провести комплекс работ по восстановлению нарушенного состояния земельного участка.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Киселев М.М. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, согласен устранить нарушения, указанные прокуратурой <адрес>.

Представители ответчиков – глав КФХ ««ФИО2» и «ФИО3», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились и не просили об отложении дела слушанием.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав доводы прокурора, ответчика ФИО1 и изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

<адрес>, в рамках исполнения задания прокуратуры края проведена проверка соблюдения земельного законодательства главами КФХ ««ФИО2» ФИО2, «ФИО3» малявиным Ф.В., «ФИО1» ФИО1 при использовании земельного участка, с кадастровым номером , местоположение примерно в 980 м по направлению на северо-запад от ориентира <адрес>, общей площадью 44 га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для сенокошения и выпаса скота. В ходе проверки было установлено, что на основании свидетельств о государственной регистрации права -АЖ 091458, 26-АЗ 903610, 26-АИ 647665, 26-АИ 647666, 26-АИ 647667, 26-АИ 647668, 26-АИ 647669, 26-АИ 647670 ФИО2 является собственником 1/16 общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером , общая площадь паевой собственности 22 га.

По результатам проверки установлено, что на указанном земельном участке 22 га ФИО2 проведены сельскохозяйственные работы – вспашка, культивация.

На основании свидетельств о государственной регистрации права -АЗ 903655, 26-АЗ 903654, 26-АЖ 091540, 26-АЖ 091449, 26-АЖ 091451 ФИО3 является собственником 1/16 общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером , общая площадь паевой собственности 13,75 га.

По результатам проверки установлено, что на указанном земельном участке 13,75 га ФИО3 проведены сельскохозяйственные работы – вспашка, культивация.

На основании свидетельств о государственной регистрации права -АЖ 091442 от ДД.ММ.ГГГГ, 26-АЗ 903770 от ДД.ММ.ГГГГ, 26-АЗ 903771 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 является собственником 1/16 общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером , общая площадь паевой собственности 8,25 га.

По результатам проверки установлено, что на указанном земельном участке 8,25 га ФИО1 проведены сельскохозяйственные работы – вспашка, культивация.

По результатам проверки установлено, что на указанном земельном участке площадью 74,24 га проведены сельскохозяйственные работы - вспашка, культивация.

В ходе проверки также установлено, что пастбища являются природными кормовыми угодьями и предназначены для пастьбы сельскохозяйственных животных. В результате самовольной распашки пастбищ происходит их деградация и существенно снижается продуктивность пастбищ из-за уничтожения естественного травостоя.

В соответствии с п.1 ст. 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Способами возмещения вреда являются возмещение вреда в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи и т.п.) или возмещение причиненных убытков (ст. 1082 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В силу ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Из указанных конституционных предписаний следует, что охрана окружающей среды - важнейшая функция государства. Федеральный законодатель, определяя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, исходит из необходимости обеспечения сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.

В силу ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.

В силу ст. 42 ФЗ «Об охране окружающей среды», при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 1 Земельного Кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Согласно ст. 12 Земельного Кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 13 Земельного Кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия.

В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Часть 1 ст. 79 Земельного Кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Часть 1 ст. 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ определяет, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Определение размера причиненного окружающей среде вреда, в том числе земле как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Требования при проведении работ по рекультивации земель утверждены приказом Минприроды РФ , Роскомзема от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с п. 3 данного положения рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарнооздоровительных целей. В частности п. 5 положения предусмотрено, что рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова.

С учетом изложенного суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании незаконными действий глав крестьянского (фермерского) хозяйства «ФИО2» ФИО2, «ФИО3» ФИО3, «ФИО1» ФИО1 по трансформации пастбищ в пашню (распашке пастбищ), то есть использование земельных участков приводящими к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель и значительному ухудшению экологической обстановки и требования о наложении обязанности на ответчика разработать проект рекультивации (восстановления) нарушенных земель.

Вместе с тем, исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ) в соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О судебном решении»

Иск прокурора в части наложения обязанности на глав крестьянского (фермерского) хозяйства «ФИО2» ФИО2, «ФИО3» ФИО3, «ФИО1» ФИО1 произвести комплекс работ по восстановлению нарушенного состояния земельных участков на основании проекта (восстановления) рекультивации нарушенных земель, которого в настоящее время не существует, не подлежат удовлетворению, как не соответствующие требованиям исполнимости решения.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия глав крестьянских (фермерских) хозяйств «ФИО2» ФИО2, «ФИО3» ФИО3, «ФИО1» ФИО1 по трансформации пастбищ в пашню (распашке пастбищ), то есть использование земельного участка с кадастровым номером площадью 44 га, приводящему к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель и значительному ухудшению экологической обстановки.

Обязать глав крестьянских (фермерских) хозяйств «ФИО2» ФИО2, «ФИО3» ФИО3, «ФИО1» ФИО1 разработать проект рекультивации (восстановления) нарушенных земель земельного участка с кадастровым номером площадью 44 га.

<адрес> в удовлетворении искового требования о наложении обязанности на глав крестьянских (фермерских) хозяйств «ФИО2» ФИО2, «ФИО3» ФИО3, «ФИО1» ФИО1 произвести комплекс работ по восстановлению нарушенного состояния земельного участка на основании проекта рекультивации (восстановления) нарушенных земель земельного участка с кадастровым номером площадью 44 га – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Арзгирский районный суд в месячный срок со дня, следующего за днем принятия решения судом в окончательной форме, т.е. с 16 августа 2016 года.

Председательствующий: