РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2018 года город Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Токмаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Гасымовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-468/2018 по исковому заявлению Службы государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО к ФИО1 о понуждении к исполнению обязательств в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Служба государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО, в лице своего представителя, обратилась в суд с иском к ФИО1 о понуждении к исполнению обязательств в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В обоснование иска указано, что ФИО1 является собственником здания общей площадью 428 кв.м., в соответствии с выпиской из ЕГРП от 04.08.2014г. № и договором купли – продажи от 04.07.2013г., расположенного по адресу Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>. 20 апреля 2000г. ФИО1 по договору купли-продажи недвижимости в долевую собственность приобрел долю, равную 3/10 (три десятых) в общую долевую собственность. Право общей долевой собственности зарегистрировано регистрационной палатой ЯНАО по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.04.2000г. Право собственности на указанное здание ответчиком приобретено на основании договора купли - продажи от 04.07.2013г. Право собственности и договор купли-продажи зарегистрированы Управлением Росреестра по ЯНАО 15.07.2013г., что подтверждается выпиской из ЕГРП от 04.08.2014г. №. В соответствии с постановлением Губернатора ЯНАО от 24.06.2003г. № здание, расположенное по адресу: <...> <адрес> является объектом культурного наследия местного (муниципального) значения – памятник «Торговый дом купца ФИО2 (начало XXв.)». На основании акта государственной историко-культурной экспертизы о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта культурного наследия «Торговый дом купца ФИО2 (начало XXв.)» от 05.12.2012г., выполненного аттестованным экспертом ФИО5, изменено наименование объекта культурного наследия с «Торговый дом купца ФИО2 (начало XXв.)» на «Торговый дом купца ФИО2 (1895г.)», приказом департамента культуры ЯНАО от 22.01.2013г. №, утвержден предмет охраны объекта культурного наследия. Приказом департамента культуры ЯНАО от 11.09.2013г. № утверждены границы территории объекта культурного наследия местного (муниципального) значения памятника «Торговый дом купца ФИО2 (1895г.)», что позволило в дальнейшем провести процедуру включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Росреестром информация об утвержденных границах территории объекта культурного наследия местного (муниципального) значения памятника «Торговый дом купца ФИО2 (1895г.)» включена в государственный фонд данных, получены сведения о регистрации и присвоении инвентарного номера 10_СЧ_03_0002_01_2012 от 21.05.2014г. В соответствии с распоряжением Правительства ЯНАО от 28.03.2013г. №-РП «О включении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.07.2014г. № объект культурного наследия включен и зарегистрирован в едином государственном реестре с присвоением регистрационного номера №. Во исполнение требований ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в редакции от 23.07.2013г.) ФИО1 24.12.2014г. выдано охранное обязательство на объект культурного наследия управлению культуры и молодежной политики администрации МО г. Салехард, предметом, которого явилось, здание, расположенное по адресу: <...> объекта культурного наследия местного (муниципального) значения памятника «Торговый дом купца ФИО2 (1895г.)», собственник ФИО1 принял на себя обязательство за сохранность находящегося в его собственности объекта культурного наследия и его территории. В соответствии с актом визуального обследования объекта культурного наследия от 28.10.2014г., являющегося неотъемлемой частью охранного обязательства от 24.12.2014г., (составленного, в том числе с привлечением квалифицированных специалистов МКУ «Салехардская ДЕЗ») состояние объекта культурного наследия оценивается как частично удовлетворительное, в целях сохранения объекта культурного наследия определены сроки и виды проведения работ, а именно: 2015-2017 года – разработка проектной документации и проведение научно-исследовательских работ; 2015-2016 года – ремонтные работы кровли, стропильной конструкции, подстропильных балок. Ремонтные работы чердачного перекрытия с предварительной уборкой строительного мусора и кирпича с чердачного перекрытия для уменьшения нагрузки балки. Проведение работ по внутренней отделке помещений; 2018-2019 года – проведение ремонтно-реставрационных работ. Федеральным законом от 22.10.2014г. № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены существенные изменения в Федеральный закон №73-ФЗ, в частности к полномочиям регионального органа охраны объектов культурного наследия отнесено утверждение охранного обязательства в отношении объекта культурного наследия местного (муниципального) значения (пп. 2 п.4 ст.47.6 Федерального закона №73-ФЗ). На территории ЯНАО уполномоченным органом в области государственной охраны объектов культурного наследия является департамент культуры ЯНАО. Полномочия департамента определены в Положении о департаменте культуры ЯНАО, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 27.06.2013г. № 508-П «О департаменте культуры Ямало-Ненецкого автономного округа» (на сегодняшний день служба действует на основании постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 октября 2016 года № 969-П «О службе государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа»). В 2015 году департаментом начата работа по оформлению охранных обязательств в соответствии с приказом Министерства культуры РФ от 01.07.2015г. № 1887 «О реализации отдельных положений ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Собственнику ФИО1, 04.06.2015г. (письмо департамента культуры автономного округа от 04.06.2015г. №2301-17/1042) было направлено уведомление (отметка о получении от 08.06.2015г.) о том, что до направления нового охранного обязательства, действует охранное обязательство на объект культурного наследия выданное управлению культуры и молодежной политики администрации МО г. Салехард 24.12.2014г. и сохраняет свою юридическую обязательность в полном объеме. Приказом департамента культуры от 13.11.2015г. № 339 утверждено охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия. Департаментом указанное охранное обязательство с приложением паспорта объекта культурного наследия направлено в адрес ФИО1 по известному месту регистрации и в адрес по месту нахождения объекта культурного наследия. Охранное обязательство получено представителем ФИО1 17.11.2015г. Во исполнение п.12 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, охранное обязательство, утвержденное приказом департамента от 13.11.2015г. № 339 17.11.2015г. направлено в Росреестр для проведения государственной регистрации ограничений (обременений) права в отношении объекта недвижимости. Росреестром 02.12.2015г., проведена государственная регистрация ограничения (обременения) права: объект культурного наследия за № 89-89/001-89/001/303/2015-3060/1 в соответствии с уведомлением о проведенной государственной регистрации ограничения (обременения) права. В порядке осуществления регионального государственного надзора в области использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия 18.11.2015г. на основании задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия от 03.11.2015г. № 08/2015 произведено систематическое наблюдение памятника, принадлежащего ФИО1 В результате осмотра выявлено, что на памятнике размещена наружная реклама, что является нарушением нормы п.1 ст.35.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, не допускающая распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, выдано предписание от 19.11.2015г. № 5. ФИО1 предписано срочно демонтировать рекламную вывеску. Предписание снято с контроля 29.12.2015г., в связи с исполнением. 08.12.2015г. департаментом составлен проект акта технического состояния объекта культурного наследия от 08.12.2015г. и направлен ФИО1 для рассмотрения и согласования заказным почтовым отправлением письмом от 11.12.2015г. исх. № 2301-17/2778. Уведомление о вручении заказного письма в адрес департамента не поступило, второй экземпляр согласованного проекта акта технического состояния в адрес истца с подписью собственника направлен не был. В связи с чем, в соответствии с п. 8 Порядка составления акта технического состояния объекта культурного наследия, утвержденного приказом департамента от 19.11.2015г. № 359, департаментом 29.12.2015г. утвержден акт технического состояния объекта культурного наследия и направлен в адрес ФИО1 заказным письмо от 19.04.2016г. № 2301-17/898 (26.04.2016г. адресатом получено). Согласно акту установлено, что состояние памятника определено как неудовлетворительное, ухудшилось и наблюдается нарушение предмета охраны, а именно: состояние внешних архитектурных и конструктивных элементов находится в неудовлетворительном состоянии, местами видны трещины на фасаде, отслаивание, осыпание штукатурного покрытия, коррозия, разрушение кирпичной кладки, водосток не организован, водосточных труб нет, сохранившиеся деревянные рамы рассохлись, имеют сколы и трещины, покрытия выцвели, сокращены сроки проведения работ по сохранению памятника. В связи с чем, актом скорректированы сроки проведения работ по сохранению: 2015-2016 проектные и научно-исследовательские работы; 2016-2018 ремонтно-реставрационные работы. Однако весь период нахождения здания в собственности ФИО1 с 20.04.2000г. и с момента заключения (утверждения) охранного обязательства и по настоящее время условия охранных обязательств ФИО1 не выполняются. В соответствии со ст. 45 Федерального закона №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданного уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия. До настоящего времени ФИО1 за выдачей задания на проведение работ по сохранению памятника, получением разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в Управление культуры и молодежной политики администрации МО г. Салехард не обращался (письмо от 29.04.2016г. № 16-0110/195). В соответствии с преамбулой Федерального закона № 73-ФЗ в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Во исполнение пп. 13, 14, 15, 17, 18 охранного обязательства в отношении объекта культурного наследия, утвержденного приказом департамента культуры от 13.11.2015г. № 339, ФИО1 обязан организовать и провести работы по сохранению объекта культурного наследия. Согласно ст. 48 Федерального закона № 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на указанный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Имеющиеся документы, фотографии, позволяют сделать вывод о том, что ФИО1 условия охранного обязательства не исполняет, своевременных ремонтно-восстановительных работ в связи с отсутствием проектной документации проводить не сможет, что явиться одной из причин разрушения объекта культурного наследия. Каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность исполнения условий охранного обязательства, ФИО1 в департамент не представлено. Просил:
1. Обязать ФИО1 выполнить в натуре условия охранного обязательства собственника объекта культурного наследия местного (муниципального) значения памятника «Торговый дом купца ФИО2, 1895г.», утвержденного приказом департамента культуры Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.11.2015 № 339, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, в сроки установленные актом технического состояния объекта.
2. Обязать ФИО1 направить уведомление о выполнении требований охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия местного (муниципального) значения памятника «Торговый дом купца ФИО2, 1895г.», в том числе в части обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр с момента вступления в законную силу решения суда.
3. Обязать ФИО1 выполнить противоаварийные работы на объекте культурного наследия местного (муниципального) значения памятника «Торговый дом купца ФИО2, 1895г.» и благоустройству его территории.
4. Во исполнение пп. 13, 14, 15, 17, 18 охранного обязательства объекта культурного наследия местного (муниципального) значения памятника «Торговый дом купца ФИО2, 1895г.», включенного в реестр, утвержденного приказом департамента культуры от 13.11.2015 № 339, ФИО1 обязать организовать и провести работы по сохранению памятника и исполнить обязательства, а именно:
- в течение 5 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда получить в Управлении культуры и молодежной политики Администрации муниципального образования город Салехард и согласовать задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Торговый дом купца ФИО2, 1895г.», расположенный по адресу: <...>;
- в течение 7 недель с момента вступления в законную силу решения суда получить разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в целях разработки проектной документации;
- в течение 8 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
- в течение 10 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации и согласовать документацию в Управлении культуры и молодежной политики Администрации муниципального образования город Салехард;
- в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия и благоустройству его территории.
В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности, требования иска поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, в суд направил своего представителя.
Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения требований иска в полном объеме. Пояснила, что 04.07.2013г. между ФИО1 и ПАО «Сбербанк России» был заключен кредитный договор <***>. Одним из обеспечением по указанному договору явился объект, в отношении которого возник спор, а именно: помещение, назначение нежилое, общая площадь 428 кв.м., этаж 1,2, адрес (местонахождение) – ЯНАО, <...>, кадастровый (условный) №. 14.03.2016г. решением Салехардского городского суда, вступившим в законную силу 26.05.2016г., определена задолженность по кредитному договору от 94.07.2013г. № 356 в размере 19 959 563 рубля. Также по требованию ПАО «Сбербанк России» обращено взыскание на заложенное имущество: помещение, назначение нежилое, общая площадь 428 кв.м., этаж 1,2, адрес (местонахождение) – ЯНАО, <...>, кадастровый (условный) №, установив его начальную продажную цену в размере 22 146 684 рубля 80 копеек. В соответствии с п.1 ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему нежилым помещением в соответствии с его назначением. В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится обращение взыскания на имущество по обязательствам. Согласно ст. 237 ГК РФ изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором. Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество. На основании судебных решений у ПАО «Сбербанк России» с 26.05.2016г. возникло право собственности на изъятое имущество, а именно: помещение, назначение нежилое, общая площадь 428 кв.м., этаж 1,2, адрес (местонахождение) – ЯНАО, <...>, кадастровый (условный) №. Собственником объекта, в отношении которого возник спор, является ПАО «Сбербанк России», а не ФИО1 Неоднократно обратила внимание суда на бездействие ПАО «Сбербанк России» по вопросу переоформления право собственности, а также на судебную практику, в том числе, Конституционного Суда РФ, относительно вопроса перехода права собственности на имущество, на которое обращается взыскание, и момента прекращения права собственности у собственника на изъятое имущество.
Представитель третьего лица ПАО «Сбербанк России» ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против того, что ПАО «Сбербанк России» является собственником объекта, в отношении которого возник спор, при этом представила Выписку из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости по состоянию на 07.03.2018г. из содержания которой следует, что собственником объекта, в отношении которого возник спор, является ФИО1 Поскольку в силу закона в отношении недвижимого имущества, право собственности у должника прекращается, а право собственности у приобретателя возникает с момента регистрации, ПАО «Сбербанк» не осуществляло регистрацию имущества, то ПАО «Сбербанк» не является собственником объекта, в отношении которого возник спор.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что фактически между сторонами возник спор о том, кто же является собственником помещения, общей площадью 428 кв.м., этаж 1,2, по адресу: <...>, кадастровый (условный) №.
Рассматривая вопрос о праве собственности на объект, в отношении которого возник спор, суд приходит к следующему.
ФИО1 с 2013 года являлся собственником помещения, назначение нежилое, общей площадью 428 кв.м., этаж 1,2, адрес (местонахождение) – ЯНАО, <...>, кадастровый (условный) №.
Решением Салехардского городского суда от 14.03.2016г. с ИП ФИО1, ИП ФИО9, ООО «НИКО», ФИО10, ФИО11 в пользу ПАО «Сбербанк России» взыскана задолженность по кредитному договору от 04.07.2013г. № в размере 19 959 563 рубля 64 копейки. Обращено взыскание на заложенное имущество: помещение, назначение нежилое, общая площадь 428 кв.м., этаж 1,2, адрес (местонахождение) – ЯНАО, <...>, кадастровый (условный) № с установление его начальной продажной цены в размере 22 146 684 рубля 80 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ЯНАО от 26 мая 2016 года решение суда оставлено без изменения.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ними. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и другими законами.
Согласно п.2 ст.237 ГК право собственности на имущество, на которое обращается взыскание по обязательствам собственника, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество.
Суд полагает, что и в данном случае необходимо соблюдение правил о государственной регистрации перехода прав собственности на недвижимое имущество, установленных законодательством для фиксации момента перехода права собственности от одного лица к другому, т.е. от ФИО1 к ПАО «Сбербанк России».
Согласно положениям ст. 50 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права при переходе права собственности на недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него проводится на основании совместного заявления приобретателя и залогодержателя или заявления залогодержателя, оставляющего предмет ипотеки за собой, и представления следующих документов.
Поскольку представитель ПАО «Сбербанк России» в судебном заседании не оспаривал тот факт, что залогодержатель (ПАО «Сбербанк России») не осуществлял мероприятия с целью осуществления государственной регистрации права на объекта, в отношении которого возник спор, то суд приходит к выводу о том, что право собственности в установленном законом порядке не перешло к ПАО «Сбербанк России», что также подтверждается сведениями из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости по состоянию на 07.03.2018г.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку ни ФИО1 и его представителем не представлено доказательств утраты права собственности в отношении спорного объекта и освобождения от ответственности по содержанию объекта культурного наследия, суд находит исковые требования заявленные к надлежащему ответчику – собственнику.
Рассматривая требования иска о понуждении к исполнению обязательств в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости по состоянию на 07.03.2018г. ФИО1 является собственником здания общей площадью 428 кв.м., расположенного по адресу Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>.
В соответствии с постановлением Губернатора ЯНАО от 24.06.2003г. № здание, расположенное по адресу: <...> является объектом культурного наследия местного (муниципального) значения – памятник «Торговый дом купца ФИО2 (начало XXв.)».
На основании акта государственной историко-культурной экспертизы о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта культурного наследия «Торговый дом купца ФИО2 (начало XXв.)» от 05.12.2012г., выполненного аттестованным экспертом ФИО5, изменено наименование объекта культурного наследия с «Торговый дом купца ФИО2 (начало XXв.)» на «Торговый дом купца ФИО2 (1895г.)», приказом департамента культуры ЯНАО от 22.01.2013г. № 11, утвержден предмет охраны объекта культурного наследия.
Приказом департамента культуры ЯНАО от 11.09.2013г. № 236 утверждены границы территории объекта культурного наследия местного (муниципального) значения памятника «Торговый дом купца ФИО2 (1895г.)», что позволило в дальнейшем провести процедуру включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Правительства ЯНАО от 28.03.2013г. № 129-РП «О включении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.07.2014г. № 1170 объект культурного наследия включен и зарегистрирован в едином государственном реестре с присвоением регистрационного номера №.
Во исполнение требований ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» 24.12.2014г. ФИО1 выдано охранное обязательство на объект культурного наследия управлению культуры и молодежной политики администрации МО г. Салехард, предметом, которого явилось, здание, расположенное по адресу: <...> объекта культурного наследия местного (муниципального) значения памятника «Торговый дом купца ФИО2 (1895г.)», собственник ФИО1 принял на себя обязательство за сохранность находящегося в его собственности объекта культурного наследия и его территории.
В соответствии с актом визуального обследования объекта культурного наследия от 28.10.2014г., являющегося неотъемлемой частью охранного обязательства от 24.12.2014г., (составленного, в том числе с привлечением квалифицированных специалистов МКУ «Салехардская ДЕЗ») состояние объекта культурного наследия оценивается как частично удовлетворительное, в целях сохранения объекта культурного наследия определены сроки и виды проведения работ.
Федеральным законом от 22.10.2014г. № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены существенные изменения в Федеральный закон №73-ФЗ, в частности к полномочиям регионального органа охраны объектов культурного наследия отнесено утверждение охранного обязательства в отношении объекта культурного наследия местного (муниципального) значения (пп. 2 п.4 ст.47.6 Федерального закона №73-ФЗ).
На территории ЯНАО уполномоченным органом в области государственной охраны объектов культурного наследия является департамент культуры ЯНАО.
Приказом департамента культуры ЯНАО от 13.11.2015г. № 339 утверждено охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия, которое направлено в адрес ФИО1 и получено его представителем 17.11.2015г.
В порядке осуществления регионального государственного надзора в области использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия 18.11.2015г. было произведено систематическое наблюдение памятника, принадлежащего ФИО1 В результате осмотра выявлено, что на памятнике размещена наружная реклама, что является нарушением нормы п.1 ст.35.1 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ, не допускающая распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, 19.11.2015г. ФИО1 было выдано предписание от № 5. Предписание снято с контроля 29.12.2015г., в связи с его исполнением.
08.12.2015г. департаментом культуры ЯНАО составлен проект Акта технического состояния объекта культурного наследия, который в двух экземплярах был направлен ФИО1 для рассмотрения и согласования заказным письмом с уведомлением, однако уведомление в адрес департамента культуры ЯНАО не вернулось, как и второй экземпляр согласованного проекта Акта технического состояния с подписью собственника.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданного уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с преамбулой Федерального закона № 73-ФЗ в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Во исполнение пп. 13, 14, 15, 17, 18 охранного обязательства в отношении объекта культурного наследия, утвержденного приказом департамента культуры ЯНАО от 13.11.2015г. № 339, ФИО1 обязан организовать и провести работы по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно ст. 48 Федерального закона № 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия.
При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на указанный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Имеющиеся документы, фотографии, позволяют сделать вывод о том, что ФИО1 условия охранного обязательства не исполняет, своевременных ремонтно-восстановительных работ в связи с отсутствием проектной документации проводить не сможет, что явиться одной из причин разрушения объекта культурного наследия.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Поскольку ни ФИО1 и его представителем не представлены суду какие-либо доказательства в подтверждение обстоятельств исключающих удовлетворение требований истца, то требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.ст. 88, 98 ГПК РФ государственная пошлина относится к судебным расходам, которые возмещаются стороне, в пользу которой принят судебный акт, другой стороной.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку в силу п.19 ст.333.36 НК РФ истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в сумме 6 000 рублей подлежит взысканию с ответчика ФИО1 в доход бюджета муниципального образования город Салехард.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Службы государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО к ФИО1 удовлетворить.
Обязать ФИО1 выполнить в натуре условия охранного обязательства собственника объекта культурного наследия местного (муниципального) значения памятника "Торговый дом купца ФИО2, 1895г.", утвержденного приказом департамента культуры Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 ноября 2015 года № 339, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, в сроки, установленные актом технического состояния объекта.
Обязать ФИО1 направить уведомление о выполнении требований охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия местного (муниципального) значения памятника "Торговый дом купца ФИО2, 1895г.", в том числе в части обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать ФИО1 выполнить противоаварийные работы на объекте культурного наследия местного (муниципального) значения памятника "Торговый дом купца ФИО2, 1895г." и благоустройству его территории.
Во исполнение пп. 13,14,15,17,18 охранного обязательства собственника объекта культурного наследия местного (муниципального) значения памятника "Торговый дом купца ФИО2, 1895г.", включенного в реестр утвержденного приказом департамента культуры Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 ноября 2015 года № 339, обязать ФИО1 организовать и провести работы по сохранению памятника и исполнить обязательства, а именно:
- в течение 5 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда получить в Управлении культуры и молодежной политики администрации МО г. Салехард и согласовать задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения памятника "Торговый дом купца ФИО2, 1895г.", расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>;
- в течение 7 недель с момента вступления в законную силу решения суда получить разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в целях разработки проектной документации;
- в течение 8 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
- в течение 10 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации и согласовать документацию в Управлении культуры и молодежной политики администрации МО г. Салехард;
- в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия и благоустройству его территории.
Взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального образования город Салехард государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Судья Н.А. Токмакова