ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-468/2022 от 22.02.2022 Камышинского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2-468/2022

УИД 34RS0019-01-2022-000265-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камышин 22 февраля 2022 года

Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Вершковой Ю.Г.,

при секретаре судебного заседания Амбарцумовой Э.Г.,

с участием истца – помощника Камышинского городского прокурора Волгоградской области Лебедевой Н.И.,

представителя ответчиков Комитета ЖКХ и капитального строительства администрации городского округа – город Камышин, администрации городского округа – город Камышин – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Камышинского городского прокурора Волгоградской области в интересах ФИО2 к Комитету ЖКХ и капитального строительства администрации городского округа – город Камышин, администрации городского округа – город Камышин о признании права на получение жилищной субсидии, обязании предоставить услугу,

УСТАНОВИЛ:

Камышинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО2 к Комитету ЖКХ и капитального строительства администрации городского округа – город Камышин, администрации городского округа – город Камышин о признании права на получение жилищной субсидии, обязании предоставить услугу.

В обоснование требований прокурор ссылался на то, что Камышинской городской прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2 о законности предоставлении государственных услуг в деятельности отдела жилищных субсидий. В ходе проверки установлено, что ФИО2, проживающая по адресу: <данные изъяты>, 09 апреля 2021г. обратилась в отдел жилищных субсидий с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставив исчерпывающий перечень документов, предусмотренных п. 2.6.1 административного регламента.

Согласно п. 3.2.5 административного регламента результатом правовой оценки документов, необходимых для принятия решения о предоставлении субсидии, является принятие решения о наличии оснований для предоставления субсидии либо принятие решения об отсутствии оснований для предоставления субсидии, предусмотренные подпунктами 1-3 пункта 2.7.2 подраздела 2.7 настоящего административного регламента.

Однако отдел жилищных субсидий в нарушение п.п. 3.2.2.2, 3.2.5, 3.2.8 административного регламента не запросил в органах и организациях, обладающих необходимой информацией, сведения, необходимые для принятия решения по заявлению ФИО2

Кроме того, в соответствии с п. 32 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев. Отсчет указанного 6-месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии. При этом, заявление о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг подано ФИО2 в отдел жилищных субсидий 09.04.2021., таким образом, совокупный доход семьи ФИО2 должен определяться за 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, то есть за период с октября 2020 года по март 2021 года.

Должностным лицом отдела жилищных субсидий ФИО3 принято решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО2 от 12.04.2021 № 112_со ссылкой на подп. «е» п. 2.6.1 административного регламента, что указывает на отказ по основанию, предусмотренному п. 2.7.2 административного регламента.

В соответствии с п. 44 Правил при представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.

Таким образом, ввиду нарушений отделом жилищных субсидий комитета ЖКХ и КС администрации городского округа - город Камышин административного регламента и Правил, ФИО2 неправомерно отказано в назначении жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.04.2021.

На основании изложенного, истец просит суд: признать за ФИО2 право на назначение и получение жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 апреля 2021г. Обязать Комитет ЖКХ и капитального строительства администрации городского округа – город Камышин, администрацию городского округа – город Камышин произвести выплату ФИО2 жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 апреля 2021г.

Участвующий в деле прокурор, действующий в интересах ФИО2, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчиков Комитета ЖКХ и капитального строительства администрации городского округа – город Камышин, администрации городского округа – город Камышин – ФИО1 не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что действительно произошла ошибка по периоду подсчета среднего заработка предшествующих подачи заявления.

Истец ФИО2 о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, что подтверждается вернувшимся почтовым конвертом с отметкой «истек срок хранения», в судебное заседание не явилась, причина неявки судом не установлена.

С учётом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и обстоятельств дела суд полагает возможным рассмотрение дела при данной явке.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по делу в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга) - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Административным регламентом является нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 Закона Волгоградской области от 12.12.2005 № 1145-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Волгоградской области по оказанию мер социальной поддержки населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области наделяются государственными полномочиями Волгоградской области по оказанию мер социальной поддержки населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе полномочиями по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - Правила).

Постановлением администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области от 05.03.2020 № 209-п утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - административный регламент).

Согласно п. 7 Правил, п. 2.2.1 административного регламента органом, предоставляющим вышеуказанную государственную услугу, является администрация городского округа - город Камышин (далее - Уполномоченный орган).

Структурным подразделением уполномоченного органа, которое осуществляет непосредственное предоставление государственной услуги, является отдел жилищных субсидий (п. 2.2.2 административного регламента).

Решение о предоставлении государственной услуги либо об отказе в ее предоставлении принимается отделом жилищных субсидий в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения заявления и необходимых документов, указанных в пункте 8 Правил, пункте 2.6.1 подраздела 2.6 административного регламента (п. 42 Правил, п. 2.3.2 административного регламента).

Согласно п. 8 Правил, п. 2.6.1 административного регламента для назначения субсидии заявитель представляет в отдел субсидий:

а) заявление о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - заявление);

б) сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения.

в) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения, и коммунальные услуги;

г) сведения, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на помещения и коммунальных услуг в случае невозможности их получения в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия;

д) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

е) сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии;

ж) копии документов, удостоверяющие личность заявителя и всех членов семьи заявителя (с предъявлением оригинала, если копия не заверена в установленном порядке);

з) согласие на обработку персональных данных лица, в случае, если для предоставления государственной услуги необходима обработка персональных данных лиц, не являющихся заявителем.

Согласно п. 2.6.2 административного регламента для назначения жилищной субсидии отдел субсидии запрашивает посредством межведомственного информационного взаимодействия:

а) сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является пользователем жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов, а также собственником жилого помещения;

б) сведения о документах, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи;

в) сведения о документах, удостоверяющих гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи;

г) сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства;

д) сведения, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

е) копии документов, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, подтверждающих факт установления заявителю инвалидности;

ж) сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.

В силу п. 3.2.2.2. административного регламента в случае, если заявитель самостоятельно не представил документы, указанные в пункте 2.6.2 подраздела 2.6 указанного административного регламента, а также при наличии технической возможности специалист ответственный за прием документов готовит запрос в рамках межведомственного взаимодействия для получения соответствующих сведений.

Отдел жилищных субсидий при принятии решения о предоставлении субсидии или отказе в предоставлении субсидии проводит проверку направления, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, запросов в органы и организации, обладающие необходимой информацией (п. 3.2.8 административного регламента).

В соответствии с п. 2.7.2 административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются следующие случаи:

В судебном заседании установлено, что 09 апреля 2021 года ФИО2 обратилась в отдел жилищных субсидий с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставив исчерпывающий перечень документов, предусмотренных п. 2.6.1 административного регламента.

Согласно документам, представленным ФИО2, она проживает по адресу: ...., и является собственником данного жилого помещения. Членами семьи является сын – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Указала о том, что является пенсионером, а член семьи – сын, состоит на учете в качестве безработного, о чем представила справку с ГКУ ЦЗН г.Камышина от 09 апреля 2021г. № 0990004/21KMN из которой следует, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в качестве безработного с 03 августа 2020г. по 02 ноября 2020г., а также с 05 ноября 2020г. по 04 февраля 2021г., фактические выплаты составили за период с апреля 2020г. по сентябрь 2020г. в размере 4 709 руб. 67 коп.

Кроме того, в соответствии с п. 32 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев. Отсчет указанного 6-месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии.

Заявление о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг подано ФИО2 в отдел жилищных субсидий 09 апреля 2021.

Таким образом, совокупный доход семьи ФИО2 должен определяться за 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, то есть за период с октября 2020 года по март 2021 года.

В связи с чем ФИО2 22 апреля 2021г. обратилась в прокуратуру г.Камышина с заявлением.

Представлением об устранении нарушений жилищного законодательства при предоставлении субсидий на коммунальные услуги от 21 мая 2021г. главе городского округа г.Камышин ФИО5 было предложено устранить допущенные нарушения.

Оснований не доверять представленным письменным доказательствам у суда не имеется.

Между тем, нарушение в части определения периода, за который необходимо было ФИО2 представить документы, подтверждающие доход члена семьи – ФИО4, так и не устранено, субсидия не предоставлена.

В соответствии с п. 44 Правил при представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.

Учитывая, установленные судом обстоятельства, что ФИО2 обратилась за назначением данной меры социальной поддержки 09 апреля 2021 года, предоставив исчерпывающий перечень документов, предусмотренных п. 2.6.1 административного регламента суд считает, что право на получение жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных у ФИО2 возникло с 01 апреля 2021г., а потому иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Таким образом, на комитет ЖКХ и капитального строительства администрации городского округа – город Камышин, администрацию городского округа – город Камышин необходимо возложить обязанность произвести выплату ФИО2 жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 апреля 2021г.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования Камышинского городского прокурора Волгоградской области в интересах ФИО2 к Комитету ЖКХ и капитального строительства администрации городского округа – город Камышин, администрации городского округа – город Камышин о признании права на получение жилищной субсидии, обязании предоставить услугу - удовлетворить.

Признать за ФИО2 право на назначение и получение жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 апреля 2021г.

Обязать Комитет ЖКХ и капитального строительства администрации городского округа – город Камышин, администрацию городского округа – город Камышин произвести выплату ФИО2 жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 апреля 2021г.

Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.Г. Вершкова

Мотивированное решение составлено 01 марта 2022 года.

Судья Ю.Г. Вершкова