ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-468/2023 от 29.08.2023 Новотроицкого городского суда (Оренбургская область)

Дело № 2-468/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 августа 2023 года г. Новотроицк

Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сухаревой О.А.,

при секретаре Кайгородовой О.Н.,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора г. Новотроицка Оренбургской области Комаровой Анастасии Владимировны,

представителя ответчика МАУДО «Детская музыкальная школа» Красных Юлии Геннадьевны, действующей на основании доверенности от 13.02.2023,

представителей третьего лица Министерства культуры Оренбургской области Стуколовой Юлии Игоревны, действующей на основании доверенности от 30.03.2023 № 13-13-458, и Кузнецова Евгения Юрьевича, действующего на основании доверенности от 03.04.2023 № 13-13-460,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новотроицка, действующего в интересах Российской Федерации, Оренбургской области к муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Детская музыкальная школа», директору муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа» Журавлеву Олегу Анатольевичу, индивидуальному предпринимателю Елисеевой Екатерине Олеговне, обществу с ограниченной ответственностью «Зонта», обществу с ограниченной ответственностью «Торговый Дом на Невском» о признании действия (бездействия) незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Истец прокурор г. Новотроицка Оренбургской области, действуя в интересах Российской Федерации и Оренбургской области, обратился в суд с иском к МАУДО «Детская музыкальная школа», в котором просил признать бездействие ответчика по невыполнению требований по устранению нарушений закона, изложенных в представлении заместителя прокурора г. Новотроицка от 31.03.2022 незаконным. Также просил обязать ответчика в течение месяца устранить нарушения закона, изложенные в представлении заместителя прокурора г. Новотроицка от 31.03.2022, путем возврата в бюджет Оренбургской области денежных средств в размере 2 035 000 рублей, предоставленных по соглашению от 04.02.2020, заключенному между министерством культуры Оренбургской области и администрацией МО г. Новотроицк Оренбургской области, и по соглашению от 09.04.2020, заключенному между комитетом по культуре администрации МО г. Новотроицк и МАУДО «Детская музыкальная школа», израсходованным с нарушением условий их предоставления и расходования и не по целевому назначению.

В обоснование требований указал на то, что в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов прокуратурой города установлено, что 04.02.2020 между администрацией МО г. Новотроицк и министерством культуры Оренбургской области заключено соглашение о предоставлении субсидии на государственную поддержку отрасли культуры № 53720000-1-2019-007 в рамках регионального проекта «Обеспечение качественного нового уровня развития инфраструктуры культуры» государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области». В соответствии с п. 1.1.1 Соглашения от 04.02.2020 субсидия предоставляется муниципалитету на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией мероприятия регионального проекта «Обеспечение качественного нового уровня развития инфраструктуры культуры», направленного на оснащение в 2020 году МАУДО «Детская музыкальная школа» музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами. Главным распорядителем средств местного бюджета, ответственным за реализацию мероприятий, на реализацию которых предоставлена субсидия, является комитет по культуре администрации МО г. Новотроицк. Средства межбюджетных трансферов отражены в муниципальной программе «Развитие культуры муниципального образования город Новотроицк. В целях реализации программных мероприятий 09.04.2020 между комитетом по культуре и МАУДО «Детская музыкальная школа» заключено соглашение № 20-2020-01460 о порядке и условиях предоставления из бюджета МО г. Новотроицк субсидии на иные цели. Предметом соглашения является предоставление из бюджета МО г. Новотроицк в 2020 году субсидии на оснащение музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами (п. 1.1 Соглашения от 09.04.2020 № 20-2020-01460). Учреждение приняло на себя обязательство использовать субсидию для достижения цели, указанных в п. 1.1 данного Соглашения, в соответствии с условиями предоставления субсидии, и настоящим соглашением на осуществление выплат, указанных в Сведениях. За счет средств субсидии 21.03.2020 между МАУДО «Детская музыкальная школа» и единственным поставщиком ИП Елисеевой Е.О. по правилам Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» был заключен договор поставки музыкальных инструментов согласно спецификации на сумму 2 035 000 рублей. Неотъемлемой частью данного договора поставки является техническое задание, которое устанавливает требования по качеству товара. Дополнительным соглашением № 6 от 11.12.2020 изменена спецификация и техническое задание к указанному договору. По условиям договора поставщик обязан поставить, а покупатель принять и оплатить поставку музыкальных инструментов: Баян «Юпитер»-Люкс, готово-выборный, Баян «Юпитер» готово-выборный ?, согласно прилагаемой спецификации, которая является неотъемлемой частью настоящего договора. Согласно техническому заданию в редакции от 11.12.2020 определены технические характеристики музыкальных инструментов. В силу п. 1.2 договора от 21.03.2020 покупатель обязуется принять товар и оплатить его в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором. Покупатель обязуется принять товар, если он не имеет претензий к его качеству, ассортименту и количеству. МАУДО «Детская музыкальная школа» осуществлена приемка товара, не отвечающего условиям договора, требованиям к товару по качеству. По счету № 01 от 21.03.2020 МАУДО «Детская музыкальная школа» 07.05.2020 произведена предоплата в размере 610 500 рублей. 27.11.2020 по товарной накладной № 02 МАУДО «Детская музыкальная школа» проведена приемка, поставленных ИП Елисеевой Е.О. товаров по договору: Баян «Юпитер»-Люкс, готово-выборный» - 2 шт. на сумму 1 380 000 рублей; Баян «Юпитер», готово-выборный ? - 1 шт. на сумму 490 000 рублей; Баян «Этюд – 205 М2» - 3 шт. на сумму 165 000 рублей. К товарной накладной представлены паспорта на изделия. Оплата произведена по счету № 02 от 27.11.2020 платежным поручением от 17.12.2020 на сумму 1 424 500 рублей. Сопоставлением данных паспортов с техническими характеристиками, указанными в техническом задании, установлены несоответствия. В частности Баян «Юпитер» готово-выборный ?: материалы изготовления резонаторов, меха, голосовых планок не подтверждены; Баян «Юпитер»-Люкс, готово-выборный: материалы изготовления резонаторов, меха, голосовых планок не подтверждены. Указывает, что заказчиком допущена приемка товара, который не отвечает требованиям, установленным договором, что не соответствует п. 1.1, 3.3-3.6 договора от 21.03.2020, ст. 309 ГК РФ и ст. 78.1 БК РФ. Учитывая, что расходы на приобретение музыкальных инструментов по договору от 21.03.2020 произведены за счет средств субсидии на иные цели, то направление средств на оплату товаров, не отвечающих условиям договора, свидетельствует о нарушении ст. 34, 38 и 78.1 БК РФ, то есть о нецелевом и нерезультативном использовании бюджетных средств. 31.03.2022 в адрес директора МАУДО «Детская музыкальная школа» заместителем прокурора города внесено представление, которое рассмотрено. Однако меры по устранению нарушений бюджетного законодательства в части нецелевого и нерезультативного использования средств субсидии учреждением не приняты, в прокуратуру сведения не представлены.

Протокольным определением от 14.03.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены министерство культуры Оренбургской области, администрация МО г, Новотроицк Оренбургской области, комитет по культуре администрации МО г. Новотроицк, МКУ «ЦОМУК» МО г. Новотроицк и директор МАУДО «Детская музыкальная школа» Журавлев О.А.

Протокольным определением от 04.04.2023 из статуса третьего лица в соответчики переведен директор МАУДО «Детская музыкальная школа» Журавлев О.А.

Протокольными определениями от 27.04.2023 к участию в деле в качестве соответчика была привлечена ИП Елисеева Е.О., от 24.05.2023 – в качестве соответчика ООО «Зонта», а от 02.08.2023 – в качестве соответчика ООО «Торговый Дом на Невском».

Кроме того, протокольным определением от 22.08.2023 к участию в деле в качестве третьего лицо привлечено Министерство культуры РФ.

До рассмотрения дела по существу истцом неоднократно требования искового заявления изменялись. В настоящее время просит признать бездействие МАУДО «Детская музыкальная школа» по невыполнению требований по устранению нарушений закона, изложенных в представлении заместителя прокурора г. Новотроицка от 31.03.2022 незаконным. Также просит признать действия МАУДО «Детская музыкальная школа» по приемке товаров – музыкальных инструментов: Баян «Юпитер-Люкс, готово-выборный, Баян «Юпитер» готово-выборный ? по договору от 21.03.2020, заключенному с ИП Елисеевой Е.О., с ненадлежащим образом оформленными паспортами на поставленные изделия незаконным. Кроме того, просит признать действия ИП Елисеевой Е.О. по поставке МАУДО «Детская музыкальная школа» товаров - музыкальных инструментов: Баян «Юпитер-Люкс, готово-выборный, Баян «Юпитер» готово-выборный ? по договору от 21.03.2020, с ненадлежащим образом оформленными паспортами на поставленные изделия незаконным. Обязать МАУДО «Детская музыкальная школа» в течение месяца устранить нарушения закона, изложенные в представлении заместителя прокурора г. Новотроицка от 31.03.2022, путем возврата в бюджет Оренбургской области денежных средств в размере 2 035 000 рублей, предоставленных по соглашению от 04.02.2020, заключенному между министерством культуры Оренбургской области и администрацией МО г. Новотроицк, и по соглашению от 09.04.2020, заключенному между комитетом по культуре администрации МО г. Новотроицк и МАУДО «Детская музыкальная школа», израсходованным с нарушением условий их предоставления и расходования и не по целевому назначению. Также просит обязать ИП Елисееву Е.О. в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда оформить паспорта на музыкальные инструменты: Баян «Юпитер-Люкс, готово-выборный», Баян «Юпитер» готово-выборный ?, поставленные по договору от 21.03.2020, заключенному с МАУДО «Детская музыкальная школа» в соответствии с их фактическими техническими характеристиками и передать паспорта МАУДО «Детская музыкальная школа».

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора г. Новотроицка Комарова А.В. требования искового заявления поддержала в полном объеме по основаниям, в нем изложенным.

Представитель ответчика в судебном заседании МАУДО «Детская музыкальная школа» Красных Ю.Г. с требованиями искового заявлении не согласилась, указав на отсутствие законных оснований для их удовлетворения.

Ответчик директор МАУДО «Детская музыкальная школа» Журавлев О.А., будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Ответчик ИП Елисеева Е.О., будучи извещенной надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, от нее поступило ходатайство о рассмотрении дела без ее участия с указанием на незаконность требований истца.

Представители ответчиков ООО «Зонта» и ООО «Торговый Дом на Невском» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, от них поступили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.

Представители третьего лица Министерства культуры Оренбургской области Стуколова Ю.И. и Кузнецов Е.Ю. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований истца, указав на отсутствие в действиях МАУДО «Детская музыкальная школа» факта нецелевого использования бюджетных средств в размере 2 035 000 рублей. Оснащение Учреждения музыкальными инструментами свидетельствует о достижении показателей эффективности и результативности.

Представители третьих лиц Министерства культуры РФ, администрации МО г, Новотроицк Оренбургской области, Комитета по культуре администрации МО г. Новотроицк, МКУ «ЦОМУК» МО г. Новотроицк, будучи извещенными надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд, выслушав участников процесса, пояснения специалиста, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что между Обрывалиным С.Г. - Заместителем Министра культуры РФ, осуществляющего функции руководителя федерального проекта «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры (Культурная среда)», обеспечивающего достижение целей, целевых и исполнительных показателей национального проекта «Культура», и Чахеевым А.М. - заместителем министра, осуществляющим функции руководителя регионального проекта «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры («Культурная среда») (Оренбургская область)», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, выступающего от имени Оренбургской области 27.01.2019 было заключено соглашение № 054-2019-А10059-1 о реализации регионального проекта «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры («Культурная среда») (Оренбургская область)» на территории Оренбургской области.

Предметом данного соглашения является организация взаимодействия сторон при реализации регионального проекта и осуществления мониторинга его реализации по достижению целей, показателей и результатов федерального проекта в части мероприятий, реализуемых в Субъекте и (или) муниципальных образованиях, расположенных на территории Субъекта.

Также установлено, что 12.02.2019 между Министерством культуры РФ и Правительством Оренбургской области было заключено соглашение № 054-09-2019-116 о предоставлении субсидии из федерального бюджета субъекта РФ (в редакции дополнительных соглашений от 14.08.2019 № 054-09-2019-116/1, от 18.12.2019 № 054-09-2019-116/2, от 26.06.2020 № 054-09-2019-116/3, от 08.07.2020 № 054-09-2019-116/4, от 17.08.2020 № 054-09-2019-116/5, от 06.10.2020 № 054-09-2019-116/6, от 12.02.2021 № 054-09-2019-116/1), согласно которому из федерального бюджета бюджету Оренбургской области предоставлена субсидия на государственную поддержку отрасли культуры в рамках федерального проекта «Культурная среда». Средства субсидии направлены на достижение показателей и результатов федерального и регионального национального проекта «Культурная среда», в том числе утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области «Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» от 29.12.2018 № 921-пп.

Одним из показателей результативности регионального проекта «Культурная среда» является оснащение образовательных учреждений в сфере культуры детские школы искусств по видам искусств и училищ музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами.

В целях реализации регионального проекта «Культурная среда» для достижения показателей результативности, указанных в Соглашении о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 12.02.2019 № 054-09-2019-116 между министерством культуры Оренбургской области и администрацией МО г. Новотроицк 04.02.2020 было заключено соглашение о предоставлении из бюджета Оренбургской области бюджету города Новотроицка субсидии на государственную поддержку отрасли культуры, источником финансового обеспечения которой, в том числе является субсидия из федерального бюджета. Субсидия была предоставлена муниципалитету на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией мероприятия регионального проекта «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры («Культурная среда»)», направленного на оснащение в 2020 году МАУДО «Детская музыкальная школа» музыкальными инструментами, оборудованием и материалами. Результатом предоставления субсидии является оснащение образовательного учреждения музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами.

В целях реализации программных мероприятий 09.04.2020 между комитетом по культуре и МАУДО «Детская музыкальная школа» заключено соглашение № 20-2020-01460 о порядке и условиях предоставления из бюджета МО г. Новотроицк субсидии на иные цели.

Предметом данного соглашения является предоставление из бюджета МО г. Новотроицк в 2020 году субсидии на оснащение музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами (п. 1.1 соглашения от 09.04.2020 № 20-2020-01460).

МАУДО «Детская музыкальная школа» приняло на себя обязательство использовать субсидию для достижения цели, указанных в п. 1.1 данного Соглашения, в соответствии с условиями предоставления субсидии, и настоящим соглашением на осуществление выплат, указанных в Сведениях.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что 21.03.2020 за счет средств субсидии между МАУДО «Детская музыкальная школа» и ИП Елисеевой Е.О. был заключен договор поставки музыкальных инструментов (Баян «Юпитер»-Люкс, готово-выборный, Баян «Юпитер» готово-выборный ?, Баян «Тула – 205 М2», на сумму 2 035 000 рублей согласно прилагаемой спецификации, являющейся неотъемлемой частью данного договора.

Также неотъемлемой частью данного договора поставки является техническое задание, которое устанавливает требования по качеству товара.

Вместе с тем, Дополнительным соглашением № 6 от 11.12.2020 была изменена спецификация и техническое задание к указанному договору.

По условиям договора поставщик обязан был поставить, а покупатель принять и оплатить поставку музыкальных инструментов: Баян «Юпитер»-Люкс, готово-выборный, Баян «Юпитер» готово-выборный ? и Баян «Этюд – 205 М2» согласно прилагаемой спецификации, которая является неотъемлемой частью настоящего договора.

В соответствии с техническим заданием в редакции от 11.12.2020 определены технические характеристики музыкальных инструментов.

В соответствии с п. 3 Технического задания Баян «Юпитер»-Люкс, готово-выборный должен иметь конкретные технические характеристики, в том числе указано, что голосовая часть баяна: аккорд цельнопланочный – ручная подготовка планок аккорда, ручная наклепка индивидуально подобранных голосов с тщательно подобранной мензурой голосовых язычков к проемам голосовых планок. Материалы изготовления: голосовые планки из дюралюминия марки Д16АТ, для язычков используется шведская голосовая сталь.

Также предусмотрено, что резонаторы должны быть ручной работы, с проклеенными простенками и индивидуально подобранной под голосовую часть камерой. Материалы изготовления резонаторов: резонансная ель, бук.

Кроме того, предусмотрено, что мех изделия состоит из 18 рабочих барин, изготовленных с использованием натуральных материалов производства Чехии, Германии и Италии.

Что касается Баяна «Юпитер» готово-выборного ?, то техническое задание предусматривает, в том числе что у голосовой части данного баяна аккорд цельнопланочный – ручная подготовка всех планок аккорда, ручная наклепка индивидуально-подобранных голосов с тщательно подобранной мензурой голосовых язычков к проемам голосовых планок. Материалы изготовления: голосовые планки из дюралюминия марки Д16АТ, для язычков используется шведская голосовая сталь.

Также предусмотрено, что резонаторы баяна должны быть ручной работы, с проклеенными простенками и индивидуально подобранной под голосовую часть камерой. Материалы изготовления: резонансная ель, бук.

Кроме того, предусмотрено, что мех изделия состоит из 16 рабочих барин, изготовленных с использованием натуральных материалов производства Чехии, Германии и Италии.

В соответствии с представленным суду счетом № 01 от 21.03.2020 МАУДО «Детская музыкальная школа» ИП Елисеевой Е.О. произведена предоплата в размере 30% за поставку музыкальных инструментов по договору № 32009007266-01 от 21.03.2020 в общей сумме 610 500 рублей.

Кроме того, установлено, что 27.11.2020 по товарной накладной № 02 МАУДО «Детская музыкальная школа» проведена приемка поставленных ИП Елисеевой Е.О. товаров по договору: Баян «Юпитер»-Люкс, готово-выборный» - 2 шт. на сумму 1 380 000 рублей; Баян «Юпитер» готово-выборный ? - 1 шт. на сумму 490 000 рублей; Баян «Этюд – 205 М2» - 3 шт. на сумму 165 000 рублей. А всего товара было поставлено на общую сумму в размере 2 035 000 рублей.

К товарной накладной были представлены паспорта на изделия.

Оплата произведена по счету № 02 от 27.11.2020 платежным поручением от 17.12.2020 на сумму 1 424 500 рублей.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что приобретенный за счет средств субсидии товар не отвечает требованиям, установленным договором, а именно: в паспортах на Баян «Юпитер» готово-выборный ? и Баян «Юпитер»-Люкс, готово-выборный» отсутствуют сведения о материалах изготовления резонаторов, меха и голосовых планок.

В судебном заседании установлено, что в рамках исполнения договора № 32009007266-01 от 21.03.2020 ИП Елисеева Е.О. разместила заказ на производство музыкальных инструментов: Баян «Юпитер»-Люкс, готово-выборный (2 шт.), Баян «Юпитер» готово-выборный ? (1 шт.) через ООО «Торговый Дом на Невском» г. Санкт-Петербург на фабрике музыкальных инструментов ООО «Зонта» Республика Беларусь.

По сведениям ООО «Зонта» в 2020 году его партнер ООО «Торговый Дом на Невском» (г. Санкт-Петербург) разместил у них заказ на производство баянов типа «Юпитер» в количестве трех штук, а именно: Баян «Юпитер»-Люкс, готово-выборный - 2 шт. и Баян «Юпитер» готово-выборный ? - 1 шт. Указанные музыкальные инструменты были изготовлены предприятием ООО «Зонта».

Также указано, что для производства их резонаторов, мехов и голосовых планок использовались следующие материалы: материал изготовления резонаторов: резонансная ель, бук. Резонаторы ручной работы; материал изготовления меха: натуральная кожа, электрокартон, клей производства Германии, Италии. Уголки металлические производства Италии; материал изготовления голосовых планок: дюралюминий марки Д16АТ (Беларусь, РФ), язычки – голосовая сталь «шведская» (Чехия); корпус – фанера, бук (Беларусь, РФ), целлулоид (Италия). Все инструменты были снабжены чехлами и натуральными кожаными ремнями с подушками из бархата.

Кроме того, указано, что перед отправкой в адрес заказчика ООО «Торговый Дом на Невском» (г. Санкт-Петербург) специалистами ООО «Зонта» была проверена регулировка и настройка инструментов, проведена предпродажная подготовка и проверена комплектация заказа.

Анализируя изложенное, принимая во внимание, что технические характеристики материалов изготовления резонаторов, меха и голосовых планок музыкальных инструментов, предусмотренные техническим заданием, соответствуют техническим характеристикам материалов, из которых изготовлены резонаторы, меха и голосовые планки поставленных музыкальных инструментов, суд приходит к выводу о том, что поставленный в адрес МАУДО «Детская музыкальная школа» товар в полном объеме отвечает требованиям, установленным договором поставки.

Имеющаяся в материалах дела копия заключения финансово-экономической экспертизы от 19.09.2022, проведенной в рамках дела об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ в отношении МАУДО «Детская музыкальная школа» (производство по делу прекращено на основании п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ), не свидетельствует о том, что резонаторы, меха и голосовые планки поставленных музыкальных инструментов были изготовлены из материалов, не предусмотренных договором поставки и техническим заданием.

Доказательств изготовления резонаторов, меха и голосовых планок поставленных музыкальных инструментов из материалов отличных от материалов, предусмотренных договором поставки и техническим заданием, истцом представлено не было.

Неуказание в паспортах на изделия материала изготовления резонаторов, меха и голосовых планок музыкальных инструментов не свидетельствует о том, что при их изготовлении были использованы иные материалы.

Более того, представленные суду паспорта на музыкальные инструменты составлены в соответствии с ГОСТ Р 2.601-2019 Единая система конструкторской документации (ЕСКД).

Паспорт - документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, а также сведения о сертификации и утилизации изделия (таблица 1 п. 5.1.2 ГОСТ Р 2.601-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.04.2019 № 177-ст)).

Требования к оформлению технического паспорта регулируются ГОСТ Р 2.105-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.04.2019 № 175-ст), «ГОСТ Р 2.601-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.04.2019 № 177-ст).

Паспорта составляются на изделия, для которых объем необходимых для эксплуатации данных и основных показателей незначителен и в период эксплуатации которого нет необходимости вносить сведения о значениях и/или подтверждении этих показателей.

Представленные суду паспорта на музыкальные инструменты включают наиболее важные сведения, требующиеся для грамотной эксплуатации музыкальных инструментов, а именно: наименование, номер и описание изделия; его краткие технические параметры; условия эксплуатации, хранения и транспортировки; комплектность, сведения о поставщике (название организации, адрес, контактные данные); гарантийное обслуживание поставщика; данные о приемке; подпись и печать ответственного лица от поставщика.

Приведенные в паспортах реквизиты полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к их оформлению.

Довод истца о ненадлежащем оформлении этих паспортов в судебном заседании не нашел подтверждение.

Более того, законодательством не предусмотрена необходимость указания в данных паспортах сведений о материалах изготовления изделий.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что паспорта на изделия оформлены надлежащим образом и отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о признании незаконным действия ответчиков по приемке и поставке товаров с ненадлежащим образом оформленными паспортами на поставленные изделия и об обязании оформить паспорта в соответствии с их фактическими техническими характеристиками.

Разрешая требование истца об обязании МАУДО «Детская музыкальная школа» устранить нарушения закона, изложенные в представлении заместителя прокурора города от 31.03.2022 путем возврата в бюджет Оренбургской области денежных средств в размере 2 035 000 рублей, предоставленных по соглашению от 04.02.2020 и по соглашению от 09.04.2020, израсходованных с нарушением условий их предоставления и расходования и не по целевому назначению, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ физическим и (или) юридическим лицам, являются бюджетными ассигнованиями, то есть бюджетными средствами.

По смыслу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 3.1 вышеуказанной статьи в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации предполагают возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления и расходования бюджетных средств не по их целевому назначению.

На основании статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что МАУДО «Детская музыкальная школа» была предоставлена субсидия на приобретение музыкальных инструментов без конкретизации группы и модели музыкальных инструментов. Показателем эффективности и результативности использования субсидии являлось оснащение учреждения музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами без конкретизации группы и модели музыкальных инструментов.

Также установлено, что в МАУДО «Детская музыкальная школа» была произведена поставка музыкальных инструментов: Баян «Юпитер»-Люкс, готово-выборный, Баян «Юпитер» готово-выборный ? и Баян «Этюд – 205 М2».

Согласно отчету муниципалитета о достижении значений результата регионального проекта от 01.01.2020, показатели эффективности и результативности достигнуты, музыкальные инструменты для МАУДО «Детская музыкальная школа» приобретены в соответствии с Перечнем детских школ искусств по видам искусств и профессиональных образовательных организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ или муниципальных образований в сфере культуры, а также перечни приобретаемых для них музыкальных инструментов, оборудования и учебных материалов в рамках федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура» в 2020 году, утвержденных Министром культуры Оренбургской области и Директором Департамента науки и образования Минкультуры России 18.12.2019.

Принимая во внимание оснащение МАУДО «Детская музыкальная школа» музыкальными инструментами (баянами), суд приходит к выводу о неподтверждении факта нецелевого расходования со стороны Учреждения бюджетных денежных средств.

Более того, на отсутствие со стороны МАУДО «Детская музыкальная школа» нецелевого расходования бюджетных средств в судебном заседании указывал главный специалист отдела правового обеспечения комитета внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области Бояркин И.В.

Отсутствие указания в технической документации сведений о материалах изготовления резонаторов, голосовых планок и меха музыкальных инструментов не свидетельствует о нецелевом расходовании предоставленных средств.

Также не свидетельствует о нецелевом расходовании бюджетных средств и факт приобретения музыкальных инструментов не отечественного производства.

Пунктом 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отрасли культуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 317, предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение показателей и результатов федерального проекта «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры», по приобретению для детских школ искусств по видам искусств и профессиональных образовательных организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в сфере культуры музыкальных инструментов преимущественно отечественного производства, произведенной на территории Российской Федерации, включая их доставку и погрузочно-разгрузочные работы.

Вместе с тем, само по себе указание на предоставление данной субсидии для приобретения музыкальных инструментов преимущественно отечественного производства не является безусловным, а зависит от наличия возможности такого приобретения. Исключительное право на приобретение музыкальных инструментов отечественного производства предполагает преимущество этих изделий перед изделиями не отечественного производства, но не означает их безусловного приобретения за счет средств субсидии.

Доказательств нарушения каких-либо прав и законных интересов приобретением за счет средств бюджета музыкальных инструментов не отечественного производства не установлено.

Таким образом, приобретение за счет средств бюджета музыкальных инструментов не отечественного производства не свидетельствует о нецелевом расходовании этих средств.

Также никакими доказательствами не был подтвержден довод истца в исковом заявлении об осуществлении ответчиком приемки товара, не отвечающего условиям договора, требованиям товара по качеству.

Сделка по приобретению и поставке товаров не оспорена и является действительной.

Более того, установлено, что приобретенные музыкальные инструменты по своим техническим характеристикам в полном объеме соответствуют требованиям по качеству товара, определенным техническим заданием.

Анализируя изложенное, принимая во внимание, что предоставленные бюджетные средства были израсходованы в соответствии с условиями их предоставления, расходования и по их целевому назначению, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требования истца об обязании МАУДО «Детская музыкальная школа» устранить нарушение закона путем возврата в бюджет Оренбургской области денежных средств в размере 2 035 000 рублей.

Кроме того, суд отмечает, что поскольку указанные бюджетные средства были первоначально предоставлены из бюджета Оренбургской области местному бюджету, то обязать Учреждение возвратить их в бюджет Оренбургской области минуя местный бюджет, не представляется возможным.

Что касается требования истца о признании незаконным бездействия МАУДО «Детская музыкальная школа» по невыполнению требований по устранению нарушений закона, изложенных в представлении заместителя прокурора г. Новотроицка от 31.03.2022, то это требование также не подлежит удовлетворению, поскольку не представлено доказательств незаконного бездействия Учреждения.

Согласно представлению от 31.03.2022 МОУДО «Детская музыкальная школа» было указано на несоответствие данных паспортов изделий техническим характеристикам, указанным в техническом задании, в частности на отсутствие подтверждения материалов изготовления резонаторов, меха и голосовых планок приобретенных музыкальных инструментов: Баян «Юпитер» готово-выборный ? и Баян «Юпитер»-Люкс, готово-выборный.

Данное представление Учреждением было рассмотрено и по результатам рассмотрения директором МАУДО «Детская музыкальная школа» 30.06.2022 дан ответ об устранении выявленных несоответствий путем получения от ИП Елисеевой Е.О. гарантийного письма от 22.06.2022, подтверждающего полное соответствие материалов изготовления баянов техническим характеристикам, указанным в договоре.

Таким образом, в судебном заседании не установлен факт незаконного бездействия МАУДО «Детская музыкальная школа» при выполнении требований, изложенных в представлении от 31.03.2022.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора города Новотроицка, действующего в интересах Российской Федерации, Оренбургской области к муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Детская музыкальная школа», директору муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа» Журавлеву Олегу Анатольевичу, индивидуальному предпринимателю Елисеевой Екатерине Олеговне, обществу с ограниченной ответственностью «Зонта», обществу с ограниченной ответственностью «Торговый Дом на Невском» о признании действия (бездействия) незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме принято 05.09.2023

Судья