2-4691-21
21RS0025-01-2021-005538-48
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Чебоксары 22 декабря 2021г.
Московский районный суд г.Чебоксары ЧР в составе председательствующего судьи Мамуткиной О.Ф., при секретаре Никитиной К.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Чувашской Республике- Чувашии о признании незаконным заключения о результатах служебной проверки, взыскании компенсации морального вреда
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с иском к УФСИН о признании незаконным результатов служебной проверки по тем мотивам, что он проходит службу в ФКУ ИК-3, ДАТА. он был уволен со службы по выслуге лет. В отношении него была проведена служебная проверка по факту обнаружения и изъятия в его служебном кабинете кондитерских изделий. В период проверки он находился в отпуске, затем на больничном, объяснение от него затребовано не было. Результаты служебной проверки считает незаконными. Просит отменить заключение о результатах служебной проверки от ДАТАг., взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., судебные расходы.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2, допущенный судом в порядке ст. 53 ч.6 ГПК РФ, иск поддержали и показали, что УФСИН по ЧР была проведена служебная проверка с нарушением процедуры. ФИО1 не отказывался от дачи объяснительной. Но в виду нахождения в отпуске и на больничном не мог дать объяснение. Члены комиссии приехали к нему ДАТАг., а акт составлен ДАТАг.
Представитель ответчика, УФСИН по ЧР ФИО4, действующая на основании доверенности, иск не признала и показала, что они соблюли всю процедуру служебной проверки. Факт незаконного проноса ФИО1 тортов осужденному ФИО5 был подтвержден. Но из-за того, что к моменту завершения служебной проверки ФИО1 уволился из УФСИН по ЧР, он не был привлечен к дисциплинарной ответственности. Комиссия ДАТАг. выехала к ФИО1 для ознакомления с приказом и взятии объяснительной, однако ФИО1 от ознакомления и дачи объяснительной отказался.
Представитель соответчика ФКУ ИК-3 УФСИН по ЧР, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело без их участия, иск не признает.
Суд, выслушав объяснение сторон, свидетелей, ознакомившись с материалами гражданского дела, приходит к следующему.
Истец ФИО1 проходил службу в уголовно-исполнительной системы ЧР с ДАТАг. по ДАТАг.
ДАТАг. приказом ФСИН России НОМЕР от ДАТА. ФИО1 был назначен заместителем ФКУ ИК-3 УФСИН России по ЧР-Чувашии.
ДАТАг. УФСИН России по ЧР заключил контракт о службе в НОМЕР с подполковником внутренней службы ФИО1, в соответствии с которым истец взял на себя обязательства быть верным Присяге сотрудника УИС (п. 4.1), добросовестно исполнять служебные обязанности, предусмотренные Федеральным законом, настоящим контрактом и должностной инструкцией (п. 4.3), соблюдать требования к служебному поведению сотрудника, ограничения и запреты, связанные со службой в УИС (п. 4.4), сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях и иных обстоятельствах, препятствующих исполнению своих служебных обязанностей (п. 4.5).
Должностной инструкцией заместителя начальника учреждения ФКУ ИК-3, утвержденной 23.01.2021г. было установлено, что заместитель начальника учреждения обязан соблюдать внутренний служебный распорядок учреждения или органа уголовно-исполнительной системы (п.5 раздел 3 Инструкции), не допускать злоупотребление служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, а также соблюдать требования к служебном поведению сотрудника (п.12 раздела 3 Инструкции), сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов при исполнении служебных обязанностей и принимать меры к предотвращению или урегулированию такого конфликта (п.13 раздела 3 Инструкции), уведомлять в порядке, установленном законодательством РФ о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения (п.14 раздела 3 Инструкции), и т.д. С указанной должностной инструкцией ФИО1 был ознакомлен ДАТАг., о чем имеется его собственноручная подпись.
ДАТАг. ФИО1 обратился к начальнику УФСИН по ЧР с рапортом о расторжении контракта и увольнении со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Приказом ФКУ ИК-3 УФСИН России по ЧР-Чувашии НОМЕР от ДАТАг. ФИО1, заместителю начальника учреждения, был предоставлен основной отпуск за ДАТА. с ДАТА по ДАТАг.
Приказом УФСИН России по ЧР НОМЕР от ДАТА. служебный контракт с ФИО1 был расторгнут, ФИО1 был уволен из уголовно-исполнительной системы по п.4 ч.2 ст. 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 19.07.2018г. №197-ФЗ.
Истцом заявлено требование о признании заключения служебной проверки незаконным.
Порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе регулируется Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 26 декабря 2005 года N 17-П, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, основанный в том числе, на особых требованиях к уровню профессиональной подготовки и морально-психологическим качествам, добросовестному исполнению ими условий служебного контракта, для них установлены повышенные требования к их поведению как в служебное, так и во внеслужебное время. В том числе, на них возложены особые обязанности заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не совершать поступков, вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящих ущерб его репутации, авторитету органа уголовно-исполнительной системы и государственной власти.
В соответствии с ч.1 ст. 49 Федерального закона N 197-ФЗ от 19 июля 2018 года нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Согласно ч.6 ст. 52 указанного Федерального закона, дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке.
Согласно ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе.
Служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на 30 дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять рабочих дней со дня представления заключения.
Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка: 1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя; 2) имеет право: а) представлять заявления, ходатайства и иные документы; б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; г) потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований.
В заключении по результатам служебной проверки указываются: 1) установленные факты и обстоятельства; 2) предложения, касающиеся наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания.
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.
На момент проведения служебной проверки организация и проведение служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации были предусмотрены Порядком проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы РФ, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 31 декабря 2020 года N 341.
В соответствии с п. 4.1. указанного Порядка основаниями для проведения служебной проверки являются в отношении сотрудника - совершение им дисциплинарного проступка, применение (использование) сотрудником физической силы, специальных средств и оружия, а также иных происшествий с участием сотрудника, если имеются основания полагать, что оно явилось следствием дисциплинарного проступка либо произошло при исполнении сотрудником служебных обязанностей; возбуждение в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении; гибель (смерть) сотрудника, получение им увечья или иного повреждения здоровья; нарушение условий контракта; наличие обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в УИС.
Согласно п. 8 Порядка учреждения, органы УИС в течение 14 дней со дня, когда должностному лицу, указанному в пункте 7 Порядка, стала известна информация, являющаяся основанием для проведения служебной проверки, вносят ему на рассмотрение проект решения о проведении служебной проверки - проект приказа (распоряжения) о проведении служебной проверки. Решение о проведении служебной проверки принимается должностными лицами учреждений и органов УИС (лицами, их замещающими), указанными в пункте 7 Порядка, не позднее 14 дней со дня, когда им стала известна информация, являющаяся основанием для проведения служебной проверки.
В соответствии с п. 15 Порядка сотрудник, в отношении или по рапорту которого проводится служебная проверка: 1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя; 2) имеет право: ознакомиться с приказом (распоряжением) о проведении служебной проверки; представлять заявления, ходатайства и иные документы в сроки, предусмотренные для проведения служебной проверки; обжаловать решения и действия (бездействие) членов комиссии должностному лицу, издавшему приказ (распоряжение) о проведении служебной проверки; ознакомиться по окончании служебной проверки с заключением и другими материалами служебной проверки в части, его касающейся, если это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну; потребовать провести служебную проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований.
Согласно пунктам 17, 18, 19 Порядка служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении должностным лицом, указанным в пункте 7 Порядка, за исключением случаев продления срока проведения служебной проверки в соответствии с пунктами 12, 19 Порядка или ее переноса в соответствии с пунктом 18 Порядка.
В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске, командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам. Срок проведения служебной проверки в таких случаях переносится на период, равный периоду отсутствия сотрудника по месту службы.
Срок проведения служебной проверки может быть продлен должностным лицом, издавшим приказ (распоряжение) о проведении служебной проверки, на срок до 30 дней в соответствии с частью 4 статьи 54 Федерального закона N 197-ФЗ и (или) на 10 рабочих дней в соответствии с частью 2 статьи 54 Федерального закона N 197-ФЗ. В случае продления срока проведения служебной проверки сроком, с которого начинается продление служебной проверки, будет считаться дата окончания срока, установленного для проведения служебной проверки, а датой завершения служебной проверки - дата, до которой уполномоченным руководителем принято решение о ее продлении.
В соответствии с п. 21 Порядка сотрудник, в отношении или по рапорту которого проводилась служебная проверка на основании поданного письменного ходатайства, имеет право ознакомиться с утвержденным заключением. Ознакомление сотрудника с заключением производится членом (членами) комиссии не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации такого ходатайства.
Указанные требования ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» и Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации ответчиком, УФСИН России по ЧР-Чувашии, были соблюдены.
Так, основанием для проведения служебной проверки явился факт обнаружения и изъятия ДАТА в ходе досмотра служебного кабинета заместителя начальника ФКУ ИК-3 УФСИН ФИО1 кондитерских изделий: торта «Смуглянка», торта «Рафалетто» и торта «Шоколадный сюрприз», которые были доставлены на территорию ФКУ ИК-3 УФСИН неустановленным гражданским лицом для последующей передачи осужденному ФИО21 отбывающему уголовное наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН.
Приказом УФСИН от ДАТАНОМЕР «О проведении служебной проверки» по данному факту была назначена служебная проверка. Была назначена комиссия должностных лиц УФСИН по проведению служебной проверки и установлен срок проведения служебной проверки – до ДАТАг.
В ходе служебной проверки были установлены следующие обстоятельства.
ДАТАг. в ходе досмотра служебного кабинета заместителя начальника ФКУ ИК-3 УФСИН ФИО1 были обнаружены
и изъяты кондитерские изделия: торт «Смуглянка», торт «Рафалетто» и торт «Шоколадный сюрприз», которые были доставлены на территорию ФКУ ИК-3 УФСИН неустановленным гражданским лицом для передачи осужденному
ФИО5, отбывающему уголовное наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН.
Указанный факт был подтвержден донесением ФКУ ИК-3 УФСИН от ДАТА, поступившим в дежурную службу организационно -аналитического отдела УФСИН, материалами досмотра служебного кабинета
и изъятия кондитерских изделий от ДАТАг., объяснениями заместителя начальника оперативного отдела ФКУ ИК-3 УФСИН майора внутренней службы ФИО22., объяснениями ФИО23., показавшей, что к ней на мобильный телефон позвонил знакомый ФИО24., который попросил купить 3 торта и привезти их в ФКУ ИК-3 УФСИН, так как у него в этот день был день рождение. Осужденный ФИО25. ей объяснил, что к ней выйдет сотрудник учреждения, который заберет у нее торты и занесет ему. Она купила 3 торта и привезла их на территорию ФКУ ИК-3 УФСИН. Между ДАТА к ней вышел сотрудник учреждения ФИО1 и забрал у нее 3 торта.
Кроме того указанный факт был подтвержден справкой по просмотру видеоархива хозяйственного двора ФКУ ИК-3 УФСИН от ДАТА., стенограммой телефонного звонка с осужденным ФИО10, объяснениями врио начальника ФКУ ИК-3 УФСИН майора внутренней службы ФИО11, объяснениями врио заместителя начальника ФКУ ИК-3 УФСИН подполковника внутренней службы ФИО12, объяснениями заместителя начальника оперативного отдела ФКУ ИК-3 УФСИН майора внутренней службы ФИО8 и оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-3 УФСИН старшего лейтенанта внутренней службы ФИО13, объяснениями младшего инспектора 2 категории отдела охраны ФКУ ИК-3 УФСИН прапорщика внутренней службы ФИО14, объяснениями начальника караула ФКУ ИК-3 УФСИН старшего лейтенанта внутренней службы ФИО15, объяснениями заместителя начальника ФКУ ИК-3 УФСИН подполковника внутренней службы ФИО16
Заключением служебной проверки было установлено, что в связи с увольнением ФИО1 по пункту 4 части 2 статьи 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 19.07.2018 № 197, на основании собственноручно написанного рапорта, реализация выводов заключения служебной проверки в виде привлечения к дисциплинарной ответственности не представилось возможным.
Кроме того служебной проверкой был подтвержден факт допущения нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства РФ и ведомственных нормативных актов в части порядка приема и получении осужденным ФИО10 посылок, передач, бандеролей подполковником внутренней службы ФИО6
Действительно, в соответствии с ч.1, 4 и 5 ст.90 УИК РФ, мужчинам осужденным к лишению свободы разрешается получение передач в количестве установленном статьями 121, 123, 125 и 131 УИК РФ, передачи подвергаются досмотру. Порядок получения передач определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Пункты 96, 97, 99, 103 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295 устанавливают, что лицо доставившее в исправительное учреждение передачу заполняет и подписывает заявление. Досмотр, сверка наличия и веса содержимого передач производятся администрацией исправительного учреждения в присутствии передающего лица. Перечень и вес вложений передач регистрируются администрацией в специальном журнале, после чего они выдаются осужденному под роспись. Передача должна быть вручена осужденному не позднее одних суток после их приема. Между предыдущей и последующей передачами выдерживается период, равный частному от деления двенадцати месяцев на общее количество передач.
В соответствии с п.26 Приложения №1 к ПВР ИУ, вещи и предметы, продукты питания, полученные либо приобретенные в не установленном УИК РФ и ПВР ИУ порядке являются запрещенными для осужденных.
Согласно п. 104, 105 приказа Министерства юстиции РФ
от 13.07.2006 № 252-дсп «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях» младший инспектор по выдаче посылок, передач, бандеролей, проведению длительных и краткосрочных свиданий отвечает за соблюдение осужденными, их родственниками и иными лицами правил поведения на свиданиях, выдачу посылок, передач и бандеролей в соответствии с установленным порядком
и обязан: знать и соблюдать порядок и условия проведения свиданий, приема и выдачи посылок, передач и бандеролей; осуществлять досмотр посылок, передач и бандеролей, изымать обнаруженные в них запрещенные к хранению осужденными вещи и производить выдачу почтовых отправлений с разрешения оперативного дежурного; производить записи в карточках учета и журнале учета свиданий, выдачи посылок, передач и бандеролей, а также в журнале учета предметов, ценностей и денег, сданных для хранения родственниками осужденного на время длительного свидания.
Таким образом, ФИО1, заместитель начальника ФКУ ИК-3 УФСИН по ЧР, нарушил порядок приема и получения осужденными посылок, передач, бандеролей, установленный ст. 90 УИК РФ, п. 96-97, 99, 103 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Далее, ДАТАг. начальником УФСИН по ЧР был продлен срок служебной проверки до ДАТАг. в виду нахождения ФИО1 в основном отпуске ДАТА.
Сам истец, заместитель начальника ФКУ ИК-3 УФСИН по ЧР ФИО3 от дачи письменного объяснения по вышеуказанному факту отказался, что подтверждается комиссионным актом от ДАТА. В судебном заседании свидетели ФИО18, ФИО19, ФИО20 подтвердили отказ ФИО1 от дачи объяснения.
ДАТАг. УФСИН по ЧР направил письмо НОМЕР в адрес ФИО1 о необходимости явиться в ИЛСиПК УФСИН для ознакомления с заключением о результатах служебной проверки от ДАТА. ДАТАг. ФИО1 ознакомился с заключением служебной проверки от ДАТА., о чем имеется его личная подпись.
При таких обстоятельствах, с учетом доказанных оснований проведения служебной проверки, соблюдении ее процедуры и сроков, оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным заключение служебной проверки, производных требований о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов по делу не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.195-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Чувашской Республике- Чувашии о признании незаконным заключения о результатах служебной проверки, утвержденных ДАТАг., взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб., судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный Суд ЧР.
Председательствующий:
Решение принято в окончательной форме ДАТАг.