ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4695/2013 от 29.10.2013 Калининского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№ 2-4695/2013

                                                       РЕШЕНИЕ

         Именем Российской Федерации

29 октября 2013 года г.Уфа

Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Сафиуллиной Н.Ш.,

с участием помощника прокурора <адрес> Кулясовой Р.Я.,

при секретаре Фазлутдиновой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Уфа-Конус» об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Уфа-Консус» об обязании устранить нарушения требований законодательства об охране окружающей среды указав, что прокуратурой <адрес> по информации МУП «Уфаводоканал» проведена проверка исполнения ООО «Уфа-Консус», в ходе которой было установлено, что хозяйствующим субъектом допускаются нарушения водного законодательства и законодательства об окружающей среде - ООО «Уфа-Конус» допускает сброс сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод.

Так как выявленные нарушения требований действующего законодательства влекут за собой нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, прокурор <адрес> просил суд: обязать ООО «Уфа-Конус» в течение 60 дней после вступления решения в силу провести мероприятия, направленные на повышение эффективности работы эксплуатируемых очистных сооружений в систему канализации МУП «Уфаводоканал» по указанному адресу до соблюдения нормативов по качеству сточных вод.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Кулясова Р.Я. требования прокурора <адрес> поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, приведя доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика ООО «Уфа-Конус» по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исковые требования не признал, поддержал имеющееся в материалах дела возражение, пояснив, что сброс сточных вод в контрольный колодец 4 производят два юридических лица, акт отбора сточной воды № от 23.05.2013г. не подтверждает правильность отбора проб сточных вод, а также наличия со стороны ООО «Уфа-Конус» превышения концентраций допустимых к сбросу загрязняющих веществ.

Представитель третьего лица МУП «Уфаводоканал» ФИО2 исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 19 Закона «Об охране окружающей среды», нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. 2. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.

В силу положений ст. 21, 22 указанного закона, нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 167 были утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 указанных Правилами, абонентом является юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод; "водоотведение" - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации; "контрольный канализационный колодец" - колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунальной канализации; "контрольная проба" - проба сточных вод абонента (включая сточные воды субабонента), отобранная из контрольного канализационного колодца с целью определения состава сточных вод, отводимых в систему коммунальной канализации;
"нормативы водоотведения или нормативы сброса" - установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование;

В соответствии с п. 7 Правил, централизованные системы коммунальной канализации, являющиеся важными объектами жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов, предназначены для приема от населения сточных вод и их очистки. Сброс абонентами в систему коммунальной канализации производственных сточных вод может быть разрешен при наличии технической возможности этой системы и установлении для абонентов нормативов сброса сточных вод.

Также, п. 61 Правил предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

ФИО3 <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации <адрес>.

Приложением к решению от ДД.ММ.ГГГГ № 30/8, установлены нормы временно допустимых концентраций (нормы ВДК) загрязняющих веществ в сточных водах предприятий и организаций, сбрасывающих сточные воды в систему коммунальной канализации <адрес> (ГОСК).

В соответствии с данным приложением, нормы БПК полное 226 мг/дм3, фосфаты (по фосфору) 0,43 мг/дм 3, сульфат-ион 140 мг/дм3, хХлорид-ион 140 мг/дм3, нитрат-ион 6,6 мг/дм3, нитрит-ион 0,08 мг/дм3, аммоний-ион 3,6 мг/дм3, СПАВ (алкилсульфонаты) 3,23 мг/дм3, железо (Fe) 1,13 мг/дм3, медь (Cu) 0,006 мг/дм3, цинк (Zn) 0,038 мг/дм3, никель (Ni) 0,023 мг/дм3.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и МУП «Уфаводоканал» был заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, согласно п.5.1 которого сточные воды, сбрасываемые абонентом (ООО «Уфа-Конус») в систему коммунальной канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные абоненту нормы допустимых концентраций (нормы ДК), утвержденные постановлением Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №4116, либо временно согласованные дополнительным соглашением к настоящему договору нормы допустимых концентраций (ВСН ДК) - при их наличии.

Пунктом 5.3 договора предусматривает право МУП «Уфаводоканал» в любое время отбирать контрольные пробы сточных вод ООО «Уфа-Конус» и проводить их анализ в своей лаборатории.

Под контрольной пробой, в определении договора, понимается проба сточных вод Абонента (включая воды субабонентов), отобранная из контрольного канализационного колодца Абонента с целью определения состава сточных вод, отводимых в систему коммунальной канализации. Под контрольным канализационным колодцем понимается канализационный колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод Абонента, указанный на согласованной с Водоканалом схеме присоединения системы канализации Абонента к системе коммунальной канализации или последний колодец на канализационной сети Абонента по ходу движения сточных вод.

ДД.ММ.ГГГГ сторонами договора был подписан протокол изменения условий договора № от 27.04.2007г., в соответствии с которым раздел 5 договора был изменен.

Так, в силу п.5.1 - сточные воды, сбрасываемые Абонентом в систему коммунальной канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные Абоненту нормы допустимых концентраций (нормы ДК), (при наличии временных условий приема (ВУП) нормы временно - допустимых концентраций (нормы ВДК)), утвержденные Условиями приема. ВУП оформляются дополнительным соглашением к договору. В течение срока действия договора нормы ДК, ВДК могут быть изменены в установленном порядке.

Согласно внесенных изменений, в соответствии с п.5.3 договора Водоканал имеет право в любое время отбирать контрольные пробы сточных вод Абонента и проводить их анализ в своей аккредитованной лаборатории, по результатам лабораторного анализа контрольных проб сточных вод определяется качество сточных вод Абонента. Порядок отбора контрольных Проб сточных вод Абонента и ответственность за нарушения порядка отбора установленыУсловиями приема.

Контрольная проба - проба сточных вод Абонента (включая сточные воды субабонентов), отобранная представителем Водоканала из контрольного канализационного колодца с целью определения состава и свойств сточных вод, отводимых в систему коммунальной канализации.

Контрольный канализационный колодец - канализационный колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод Абонента, указанный на согласованной с Водоканалом схеме присоединения системы канализации объекта Абонента к системе коммунальной канализации или последний колодец на канализационной сети Абонента по ходу движения сточных вод.

П.5.4 - При отборе представителем Водоканала контрольной пробы Абонент имеет право отобрать параллельную пробу и на_бить ее для анализа в независимую аккредитованную лабораторию.

Параллельная проба - проба сточных вод Абонента (включая сточные воды субабонентов), отобранная по инициативе Абонента одновремснно с контрольной пробой в присутствии представителя Водоканала, в соответствии с нормативными требованиями, оформленная соответствующим актом и доставленная совместно с представителем Водоканала в независимую аккредитованную лабораторию.

Отбор параллельной пробы проводится за счет средств Абонента. При отборе параллельной пробы качество сточных вод Абонента определяется по результатам анализа параллельной пробы при условии поступления в Водоканал результатов ее анализа в 30- дневный срок со дня отбора параллельной пробы. В противном случае качество сточных вод Абонента определяется по результатом анализа контрольной пробы.»

В соответствии с ч. 1 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

На основании ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Как следует из акта № от ДД.ММ.ГГГГ, в 10.15 представителем МУП «Уфаводоканал», в присутствии представителя ответчика был произведен отбор сточных вод по Цветочная, 3/3 из колодца выпуск № (кк4) объекта предприятия ООО «Уфа-Конус», каких-либо замечаний по отбору или заявлений о проведении параллельной пробы в акте не имеется (л.д.14).

Согласно протоколу испытаний № от 11.06.2013г., проведенных Центральной химико-бактериологической лабораторией Центра аналитического контроля качества воды, аттестат аккредитации №РОСС RU.0001.511371 действителен до 18.11.2014г. в отобранных пробах имеются превышения предельной концентрации веществ, а именно ХПК 820 мг/дм3, при норме допустимых концентраций 339 мг/дм3, ПБК 452 мг/дм3, при норме 226 мг/дм3, сульфат-ион 248 мг/дм3, при норме 140 мг/дм3, фосфаты (по фосфору)5,23 мг/дм3, при норме 0,43 мг/дм3, аммоний-ион 28,2 мг/дм3, при норме 3,6 мг/дм3, нитрит-ион 0,74 мг/дм3, при норме 0,08 мг/дм3, нефтепродукты 4,68 мг/дм3, при норме 1,000 мг/дм3, СПАВ (алкисульфонаты) - 26,60 мг/дм3, при норме 3,23 мг/дм3, медь 0,062 мг/дм3, при норме 0,006 мг/дм3, свинец 0,0383 мг/дм3, при норме 0,0019 мг/дм3.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований, так и возражений.

Представителем ответчика акт отбора сточных вод № от ДД.ММ.ГГГГ и протокол испытаний № от 11.06.2013г., не оспаривается, в акте отсутствуют какие-либо замечания по поводу источника сточных вод, о необходимости привлечения третьих лиц, производящих выброс сточных вод в указанный колодец не заявлялось, отбора параллельной пробы не производилось.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ООО «Уфа-Консус» производит сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, что является нарушением условий п. 5.1 договора с МУП «Уфаводоканал», в связи чем считает подлежащими частичному удовлетворению требования Прокурора <адрес> об обязании ООО «Уфа-Консус», обязав провести мероприятия, направленные на повышение эффективности работы эксплуатируемых очистных сооружений в систему канализации МУП «Уфаводоканал» по адресу <адрес>, до соблюдения норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, без установления срока их проведения, в виду отсутствия сведений о конкретном виде необходимых мероприятий.

Довод представителя ответчика о том, что акт отбора не подтверждает правильность отбора проб сточных вод, так как сброс в контрольный колодец производят два юридических лица, судом был исследован и не может быть принят во внимание, так как ООО « Уфа - Консус» к МУП «Уфаводоканал» об изменении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод в части изменения контрольного колодца, схему присоединения объекта абонента к системам канализации не оспаривало.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Так как при подаче иска госпошлина не была оплачена, она подлежит взысканию с ответчика ООО «Уфа-Консус» за требование неимущественного характера в сумме 2000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Уфа-Конус» об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, удовлетворить частично.

Обязать ООО «Уфа-Конус» провести мероприятия, направленные на повышение эффективности работы эксплуатируемых очистных сооружений в систему канализации МУП «Уфаводоканал» по адресу <адрес>, до соблюдения норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, принявший решение.

Судья Н.Ш. Сафиуллина