Дело № 2-4697/2019
УИД: 50RS0036-01-2019-005216-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 декабря 2019 года
г.Пушкино Московская область
Пушкинский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Чуткиной Ю.Р.
при секретаре Крестининой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социального развития Московской области об установлении факта постоянного проживания, признании незаконным отказа в установлении статуса «многодетная семья», об обязании выдать удостоверение многодетной семьи,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику Пушкинскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> об установлении факта проживания ее семьи, признании незаконным отказа Пушкинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> в установлении статуса «многодетная семья», об обязании выдать удостоверение «многодетная семья».
В обоснование иска указано, что истец обратилась в Пушкинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи, приложив необходимые документы к заявлению; на данное заявление истец получила отказ по причине отсутствия у семьи статуса многодетной в <адрес>; истец совместно с супругом и детьми, 2001, 2004, ДД.ММ.ГГГГ г.р. проживают на территории пушкинского района с 2011 года; в 2018 году родилась дочь в роддоме <адрес>; с 2012 года семья истца имела временную регистрацию в <адрес>, их трое детей посещают СОШ <адрес>-1, старший сын учиться в колледже <адрес>; истец со своей семьей получали и получают медицинское обслуживание по месту своего жительства в <адрес>; в 2014 году истец работала в детском саду <адрес>; с 2014 года и по настоящее время работает в ЗАО «Зеленоградское»; супруг истца – ФИО2 с 2009 по 2018г.г. работал в ОАО «Трансэнергомонтаж» инженером в <адрес>, с 2018 года работает на строительстве ЦКАД в <адрес>; по мнению истца она, ее супруг и четверо детей являются членами многодетной семьи и имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренных законодательством для данной категории семей, в связи с чем считает отказ Пушкинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> в установлении статуса «многодетная семья» незаконным, заявляет настоящие исковые требования.
Определением суда от <дата> произведена замена ненадлежащего ответчика Пушкинского управления социальной защиты населения <адрес> на надлежащего ответчика Министерство социального развития <адрес>.
С учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, истец просит суд установить факт проживания по адресу: <адрес>-1, <адрес>, признать незаконным отказ Пушкинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> в установлении статуса «многодетная семья», обязать Министерство социального развития <адрес> выдать удостоверение многодетной семьи.
В судебном заседании истец ФИО1 просила суд установить факт проживания ее семьи на территории <адрес>, в остальной части исковые требования в уточненной редакции оставила без изменения, обстоятельства, изложенные в иске, поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства социального развития <адрес> по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.
В судебном заседании третье лицо ФИО2 иск поддержал.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям
Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что <дата>ФИО2 и ФИО4 заключили брак, после регистрации брака жене присвоена фамилия «Пудова»; от данного брака ФИО11 имеют троих несовершеннолетних детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; также ФИО1 (д.ф. ФИО8 ) является матерью ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.8-15).
ФИО1 имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес>, г/п Люберцы, <адрес>, мкр.Белая дача, <адрес> (л.д.11-13); ФИО2, ФИО5 – по адресу: <адрес>, д.Люменская, <адрес> (л.д.53-54,55-56)
Как следует из материалов дела, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. обучался в МБОУ «Ельдигинская СОШ» с <дата> по <дата>; ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р. обучалась в МБОУ «Ельдигинская СОШ» с <дата> по <дата> (л.д.17); ФИО9 обучался в МБОУ «Ельдигинская СОШ» с <дата> по <дата> (л.д.18).
Согласно справкам МБОУ «Майская СОШ» от <дата>, ФИО5 учится в 9 классе (очная форма обучения), ФИО6 в 6 классе 9очная форма обучения) (л.д.19,20).
Как следует из трудовой книжки истца, в период с <дата> по <дата> она работала в МБДОУ ДС № «Воробушек» Пушкинского муниципального района; с <дата> по <дата> в АНО «Филипп»; с <дата> по настоящее время работает в ЗАО «Зеленоградский» (<адрес>) (л.д.21-27); из трудовой книжки ФИО2 следует, что он работал в период с <дата> по <дата> в ООО «Трансэнерго-монтаж» (л.д.34-35); согласно справке от <дата>ФИО2 работает в ООО «География» с <дата> по настоящее время (л.д.75).
В период с <дата> по <дата>ФИО2, ФИО1,ФИО10, П.А.АБ. были зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д.29-31); в период с <дата> по <дата>ФИО1 и ФИО7 – по месту Пребывания : <адрес>, Пушкинский рай он, <адрес>, мкр-н Софрино-1, <адрес> (л.д.32,33); на период с <дата> по <дата> истец со своей семьей зарегистрированы по месту пребывания: <адрес>, Пушкинский рай он, <адрес>, мкр-н Софрино-1, <адрес> (л.д.65-70)
Истец со своей семьей получают медицинское обслуживание по месту жительства в <адрес> (л.д.37-42)
Согласно справке Казенного учреждения <адрес> «Центр социальных выплат» Департамента социальной защиты населения <адрес> от <дата> за период с <дата> по <дата>ФИО1 выплачено ежемесячное пособие на ребенка до 16 (18) лет по <адрес> от <дата> «об охране семьи, материнства, отцовства и детства в <адрес>» в сумме 18 630 руб., в том числе период выплат - с января 2011 года по июнь 2012 года (л.д.76).
Истцом подано заявление в Пушкинское управление социальной защиты населения о признании её семьи многодетной и выдаче удостоверения многодетной семьи.
Решением Пушкинского управления социальной защиты населения № от <дата> истцу отказано в предоставлении Государственной услуги по выдаче удостоверения многодетной семьи по причине: «Отсутствие у семьи статуса многодетной в <адрес> (статья 1 Закона, п.7 постановления правительства МО от <дата>№ «Об утверждении порядка выдачи удостоверения многодетной семьи20 (л.д.16).
Не согласившись с отказом ответчика в присвоении ее семье статуса многодетной семьи и выдаче удостоверения многодетной семьи по названному основанию, ФИО1 обратилась с настоящим иском в суд.
Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность их восстановления.
При обращении в суд ФИО1 в качестве правовых последствий установления факта постоянного ее проживания вместе с супругом и несовершеннолетними детьми в <адрес>, указала на возможность присвоения её семье статуса многодетной семьи с целью получения удостоверения многодетной семьи, дающего право на меры социальной поддержки, предусмотренные законом <адрес> от <дата> N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>".
Статьей 2 Федерального закона от <дата> N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от <дата> N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в <адрес>, регулируются законом <адрес> от <дата> N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>" (далее также - закон <адрес> от <дата> N 1/2006-ОЗ).
Статьей 2 закона <адрес> от <дата> N 1/2006-ОЗ в ранее действующей редакции, определено, что многодетной семьей являются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
Согласно статье 2 закона <адрес> от <дата> N 1/2006-ОЗ в редакции закона <адрес> от <дата> N 160/2-17-ОЗ, многодетной семьей являются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
В соответствии с частью 4 статьи 21 закона <адрес> от <дата> N 1/2006-ОЗ меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные этим законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается правительством <адрес>, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
Постановлением <адрес> от <дата> N 178/7 был утвержден порядок выдачи удостоверения многодетной семьи (далее - Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи от <дата> N 178/7).
Пунктом 2 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от <дата> N 178/7 было предусмотрено, что удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития <адрес> (далее - подразделение) или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (далее - заявитель).
Для получения удостоверения заявитель представляет в подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением в том числе документа, подтверждающего место жительства заявителя (супруга, супруги) и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в <адрес>, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность (абзац четвертый пункта 3 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от <дата> N 178/7).
Постановлением <адрес> от <дата> N 1029/45 признано утратившим силу постановление <адрес> от <дата> N 178/7 и утвержден новый порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, согласно которому: удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет; удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в <адрес> (пункты 2, 3 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от <дата> N 1029/45).
Для получения удостоверения заявитель представляет в подразделение или в МФЦ заявление о выдаче удостоверения, а также: документы, подтверждающие место жительства заявителя, супруга (супруги) заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в <адрес>, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность; свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, или иной документ, подтверждающий место жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, в <адрес> (выписка из домовой книги, копия финансово лицевого счета нанимателя жилого помещения, единый жилищный документ) (абзацы шестой и седьмой пункта 6 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от <дата> N 1029/45).
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от <дата> N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от <дата> N 5242-I) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от <дата> N 5242-I).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от <дата> N 5242-I).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от <дата> N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи и выдачи удостоверений многодетной семьи, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от <дата> N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории <адрес>, который устанавливается по данным органов регистрационного учета. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи в <адрес>. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от <дата> N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Из содержания закона <адрес> от <дата> N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>" следует, что он направлен на создание условий для повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей, что предполагает осуществление органами исполнительной власти <адрес> комплекса мер, включающих в том числе материальную поддержку многодетных семей.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от <дата> N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Ввиду того, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано в силу приведенного выше правового регулирования только с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории <адрес>, который не зависит от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства в <адрес>, а семья ФИО1, как установлено судом и следует из материалов дела, постоянно проживают на территории <адрес>, суд приходит к выводу о наличии оснований для установления факта проживания истца и членов её семьи на территории <адрес>, признании оспариваемого решения Пушкинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> от № от <дата> незаконным и возложении на ответчика обязанности присвоить семье ФИО1 статус многодетной и выдать им удостоверение многодетной семьи.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.
В резолютивной части решения суд указывает на признание незаконным решения Пушкинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> от № от <дата> и обязание ответчика присвоить семье ФИО1 статус многодетной и выдать удостоверение многодетной семьи, что охватывает объем заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Министерству социального развития <адрес> об установлении факта постоянного проживания, признании незаконным отказа в установлении статуса «многодетная семья», об обязании выдать удостоверение многодетной семьи удовлетворить.
Признать незаконным решение Пушкинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> от № от <дата> об отказе в присвоении ФИО1 статуса многодетной семьи.
Обязать Министерство социального развития <адрес> присвоить семье ФИО1 статус многодетной и выдать удостоверение многодетной семьи.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.
Судья: