ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4697/2014 от 23.07.2014 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июля 2014 года Дело № 2-4697/2014 г. Абакан, РХ

Абаканский городской суд

в составе председательствующего судьи Балашовой Т.А.

при секретаре Солдатовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Абакана в интересах Российской Федерации к ФИО1 о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Абакана, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском о взыскании с ФИО1 в доход федерального бюджета Российской Федерации денежных средств в размере 80 652,20 руб., указывая, что прокуратурой города Абакана проведена проверка по нарушениям, выявленным ТУ Росфиннадзор в РХ в ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности Управления Росреестра по РХ за период с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки установлено, что ФИО1, являясь государственным служащим Управления Росреестра по РХ, в период отпуска, предоставленного на основании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ, отдыхала в <данные изъяты>. При этом ФИО1 была произведена компенсация расходов по проезду к месту использования отпуска и обратно в общем размере 80 652,20 руб. При этом ей не положена компенсация расходов стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно. Ответчик неосновательно, без предусмотренных законом оснований, получила от Управления Росреестра по РХ денежные средства в размере 80 652,20 руб., что является одним из признаков коррупционных проявлений и противоречит требованиям ФЗ «О противодействии коррупции». В связи с чем, прокурора города Абакана просит суд взыскать с ответчика в доход федерального бюджета эти денежные средства.

В судебном заседании старший помощник прокурора города Абакана Пермякова М.В. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске.

Ответчик ФИО1 в зал судебного заседания не явилась, была лично извещена о времени и месте рассмотрения дела. Причины неявки ответчика в судебное заседание не признаны судом уважительными. Судом предприняты исчерпывающие меры в рамках процессуального срока для рассмотрения дела судом для предоставления ответчику возможности участия в судебном заседании. Поведение ответчика по уклонению от получения судебной корреспонднеции по месту регистрации с приложенным иском и вызовами на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, по неявке в суд по судебному вызову, будучи извещенной о рассмотрении дела судом ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ, по несообщению суду о смене места жительства после получения судебного извещения ДД.ММ.ГГГГ признается судом злоупотреблением ответчиком ФИО1 правом на личное участие в рассмотрении дела судом.

Третьи лица Представитель Управления Росреестра по РХ, представитель ТУ Росфиннадзор в РХ в судебное заседание не явились, по неизвестным суду причинам, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ч.ч. 3,4 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц, ответчика по имеющимся в деле документам.

Выслушав пояснения участвующего прокурора, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО1 состояла на государственной гражданской службе в Управлении Росреестра по РХ, что подтверждается служебным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ прекращено действие служебного контракта, заключенного с ФИО1 – <данные изъяты> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, ФИО1 освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ по инициативе гражданского служащего в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Также данным приказом <данные изъяты> поручено произвести оплату стоимости проезда ФИО1 и ее сыновьям ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающих совместно с матерью, к месту использования отдыха и обратно.

Согласно маршрутным квитанциям и посадочным талонам, имеющимся в копиях в материалах дела, ФИО1 с детьми ФИО15, ФИО16, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находились на отдыхе в <данные изъяты>.

Из авансового отчета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ответчик получила от работодателя сумму в размере 80 652,20 руб. в качестве компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно.

В соответствии со ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника организации, финансируемой из федерального бюджета, и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

Для реализации положений ст. 325 ТК РФ Правительством РФ от 12.06.2008 №455 (ред. от 14.05.2013) вынесено постановление «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей», которым утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей.Указанные Правила устанавливают, что работникам организаций и членам их семей 1 раз в 2 года производится компенсация за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также провоза багажа весом до 30 кг.

Аналогичные положения закреплены в ст. 33 Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1 (ред. от 24.07.2009, с изм. от 14.05.2013) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Республика Хакасия не входит в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029" (вместе с "Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях", с внесенными изменениями Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 №12).

Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Постановлением Верховного Совета РФ от 19.02.1993 №4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Понятие Север раскрывается в Постановлении Правительства РФ от 07.03.2000 №198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера», согласно которому Север - это высокоширотная часть территории России, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями, обуславливающими повышенные затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения. К районам Севера относятся полностью или частично территории 6 республик, 3 краев, 10 областей и 8 автономных округов. Здесь проживает свыше 11,7 млн. человек, из них более 200 тыс. человек - представители 30 коренных малочисленных народов Севера. При этом республика Хакасия в данном Постановлении не указанна.

Кроме того, в законодательстве России нет акта, содержащего перечень районов Севера.

Обобщая изложенное, учитывая, что Республика Хакасия не входит в перечень районов Крайнего Севера, местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, кроме того, не входит в перечень районов Севера, суд приходит к выводу, что ответчик не положена компенсация по оплате проезда до места использования отпуска и обратно, предусмотренная ст. 325 ТК РФ.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применятся независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Из анализа данной нормы права следует, что в предмет доказывания по делу входит: факт получения ответчиком имущества за счет истца, отсутствие оснований к получению имущества, невозможность возврата имущества в натуре и размер неосновательного обогащения. Исходя из характера отношений, возникших между сторонами спора, ответчик, должен доказать, что приобрела денежные средства основательно.

Обобщая вышеизложенное, принимая во внимание, что ФИО1 не положена компенсация расходов стоимости проезда к месту использования отдыха и обратно, суд приходит к выводу, что полученные ответчиком денежные средства в размере 80 652,20 руб. являются для неё неосновательным обогащением.

Управление Росреестра по РХ является федеральным бюджетным учреждением. Положение об Управлении Росреестра по РХ утверждено приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ .

В силу ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

При таких обстоятельствах, поскольку ФИО1 неосновательно, без предусмотренных законом оснований получила от Управления Росреестра по РХ из федерального бюджета денежные средства в размере 80 652,20 руб., суд считает необходимым взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета неосновательное обогащение в размере 80 652,20 руб.

Учитывая, что при подаче иска прокурор города Абакана освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу ст. 103 ГПК с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 2619,56 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора города Абакана в интересах Российской Федерации к ФИО1 удовлетворить.

Взыскать в пользу федерального бюджета с ФИО1 денежные средства 80 652, 20 руб.

Взыскать с ФИО1 в пользу местного бюджета государственную пошлину в сумме 2619,56 руб.

Решение может быть обжаловано через Абаканский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Хакасия.

СУДЬЯ Т.А. БАЛАШОВА

Мотивированное решение изготовлено и подписано 28.07.2014.