УИД 59RS0001-01-2021-006699-88 КОПИЯ
Дело № 2-474/2022 (№ 2-4699/2021)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации г. Перми, Департаменту земельных отношений администрации г. Перми об устранении нарушений земельного, водного законодательства, установлении границ земельного участка,
установил:
Пермский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Перми, Департаменту земельных отношений администрации г. Перми об установлении границ земельного участка с кадастровым номером № (вид разрешенного использования: под многоквартирный дом по Адрес) в соответствии с данными проекта межевания территории, ограниченной зданием по Адреса, Адрес, зданием по Адрес, зданием по Адрес, предусматривающий исключение из состава указанных земельных участков береговой полосы и акватории реки Данилиха, утвержденными постановлением администрации г. Перми от Дата№, в следующих координатах:
№ | X | Y |
1 | 516895.29 | 2229438.17 |
2 | 519889.45 | 2229478.68 |
3 | 516885.18 | 2229508.33 |
4 | 516871.82 | 2229506.40 |
5 | 516853.50 | 2229503.76 |
6 | 516847.64 | 2229544.42 |
7 | 516847.54 | 2229544.83 |
8 | 516846.95 | 2229547.18 |
9 | 516846.94 | 2229547.24 |
10 | 516822.69 | 2229543.94 |
11 | 516824.30 | 2229534.30 |
12 | 516824.63 | 2229532.33 |
13 | 516830.33 | 2229498.19 |
14 | 516830.88 | 2229490.05 |
15 | 516833.77 | 2229446.91 |
16 | 516852.59 | 2229426.14 |
Установлении границ земельных участков с кадастровыми номерами №№ и № в части смежной границы с земельным участком с кадастровым номером № с учетом новых координат.
В обоснование исковых требований указано, что Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения земельного и водного законодательства при строительстве многоквартирного дома по Адрес в Адрес. По результатам проверки выявлены нарушения при образовании и использовании земельных участков с кадастровыми номерами №№ и № в Дзержинском районе Пермского городского округа. Земельный участок № площадью ....м отнесен к категории «земель населенных пунктов», разрешенное использование «многоквартирные жилые дома, отдельно стоящие и встроенно-пристроенные объекты капитального строительства нежилого назначения на нижних этажах» и на основании договора аренды от Дата№Д передан Департаментом земельных отношений администрации города Перми в аренду ЗАО «Дедал» в целях строительства жилого дома со встроенными многофункциональными помещениями и подземной автостоянкой на срок до Дата. В границах указанного земельного участка в его южной части находится часть акватории и 20-метровой береговой полосы реки Данилихи. Ширина береговой полосы общего пользования названного водного объекта составляет 20 м, прибрежной, защитной полосы - 50 м и водоохранной зоны - 100 м. В соответствии с пунктом 4 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту и его береговой полосе. Данное требование содержалось в Земельном кодексе РФ и в редакции, действовавший до Дата (п. 3.2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации). Однако ни распоряжение о предоставлении земельного участка от Дата№, ни сам договор аренды не содержит условия обеспечения арендатором свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Земельный участок с кадастровым номером №, относящийся к категории «земель населенных пунктов» и имеющий вид разрешенного использования «для благоустройства территории: устройства газонов, пешеходных дорожек и других элементов благоустройства», предоставлен в аренду ЗАО «Дедал» распоряжением департамента земельных отношений администрации г. Перми от Дата№, на основании договора аренды от Дата№Д сроком на 4 года 11 месяцев, т.е. с Дата по Дата. Земельный участок с кадастровым номером №, относящийся к категории «земель населенных пунктов» и имеющий вид разрешенного использования «для благоустройства территории: устройства газонов, пешеходных дорожек и других элементов благоустройства», предоставлен в аренду ЗАО «Дедал» распоряжением департамента земельных отношений администрации г. Перми от Дата№, на основании договора аренды от Дата№Д сроком на 4 года 11 месяцев. Земельный участок с кадастровым номером № незначительной своей частью налагается на береговую полосу реки Данилихи (около 3% от его площади), а более половины земельного участка с кадастровым номером № (около 65%) находится в береговой полосе данного водного объекта. Следовательно, предоставление земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № осуществлено с нарушением требований водного законодательства, а именно: ограничивает право граждан на доступ к водным объектам общего пользования и бесплатного их использования для личных и бытовых нужд, а также повлекло за собой распоряжение частью акватории водного объекта в отсутствие у органа местного самоуправления таких полномочий. В своих письмах департамент указывает, что при предоставлении данных земельных участков в их кадастровых паспортах не была отражена информация о нахождении их в водоохранной зоне. Следует учитывать, что отсутствие в кадастровых паспортах спорных участков сведений о наличии на них водного объекта и об их собственнике, на что ссылался Департамент, не свидетельствует о фактическом отсутствии водного объекта в границах участка. Осмотром территории, проведенным Дата с участием застройщика, факт нахождения части акватории реки Данилихи в границах застраиваемой территории подтвержден. Кроме того, на факт нахождения указанного водного объекта в границах земельных участков № и № указано и в проектной документации строительства многоквартирного дома по Адрес, шифр 10-12, в материалах положительных экспертиз проектной документации № и № и других документах. Объект строительства - многоквартирный дом по Адрес, застройщиком которого является ЗАО «Дедал», находится в завершающей стадии строительства, после чего земельный участок должен в силу норм закона перейти в общедолевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Однако наложение земельного участка с кадастровым номером № на береговую полосу и нахождение участка границах водного объекта является препятствием для его передачи собственникам помещений в многоквартирном доме. Между тем, в силу п.п. 3 п. 5, п. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования. С учетом изложенного, земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № образованы с нарушением земельного и водного законодательства и прав Российской Федерации на земли водного фонда, в связи с чем необходимо установление границ земельного участка, подлежащего передаче в общедолевую собственность лиц - собственников помещений в многоквартирном доме по Адрес, с учетом местоположения береговой полосы и водного объекта. Выявив в действиях органа местного самоуправления г. Перми нарушения при формировании и предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, природоохранной прокуратурой Главе администрации г. Перми внесено представление об устранении нарушений закона. В связи с чем разработан проект межевания территории, ограниченной зданием по Адреса, Адрес, зданием по Адрес, зданием по Адрес, предусматривающий исключение из состава указанных земельных участков береговой полосы и акватории реки Данилихи. Проект межевания утвержден постановлением администрации Адрес от Дата№. Согласно названным материалам межевания земельный участок с кадастровым номером № (участок №, площадь: 5225 кв.м) сохраняется в иных координатах. При образовании земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № департаментом не осуществлено согласование его границ с собственником водного объекта - Российской Федерацией.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, ТУ Росимущества в Пермском крае.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, подтвердив изложенные выше доводы.
Представитель третьего лица ЗАО «Дедал» против удовлетворения исковых требований не возражал, подтвердив доводы, изложенные в письменном отзыве.
Представители ответчиков Департамента земельных отношений администрации г. Перми, администрации г. Перми участия в судебном заседании не принимали, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, настаивали на доводах, изложенных в письменных отзывах.
Представители третьих лиц Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, ТУ Росимущества в Пермском крае, Управления Росреестра по Пермскому краю участия в судебном заседании не принимали, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, поддерживают позицию, изложенную в письменных отзывах, направленных ранее.
Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 40 Федерального закона № 221-ФЗ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Согласно п. 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с п. 4 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту и его береговой полосе.
Данное требование содержалось в Земельном кодексе Российской Федерации и в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года (п. 3.2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 сентября 2021 года) к землям водного фонда относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.
В силу ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; акватория - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ.
На основании ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся, в том числе, водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища). Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. При этом береговая линия (граница водного объекта) определяется для пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды.
Согласно ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности ЗАО «Дедал», осуществляющего строительство многоквартирного дома по Адрес в Адрес.
В результате проверки выявлены нарушения исполнения земельного и водного законодательства, в частности, нарушения при образовании и использовании земельных участков с кадастровыми номерами №, № и № в Дзержинском районе Пермского городского округа.
Так, земельный участок с кадастровым номером № площадью ... кв.м отнесен к категории «земель населенных пунктов», разрешенное использование «многоквартирные жилые дома, отдельно стоящие и встроенно-пристроенные объекты капитального строительства нежилого назначения на нижних этажах» и на основании договора аренды от Дата№Д передан Департаментом земельных отношений администрации города Перми в аренду ЗАО «Дедал» в целях строительства жилого дома со встроенными многофункциональными помещениями и подземной автостоянкой.
В границах указанного земельного участка в его южной части находится часть акватории и 20-метровой береговой полосы реки Данилихи. Ширина береговой полосы общего пользования названного водного объекта составляет 20 м, прибрежной, защитной полосы - 50 м и водоохранной зоны - 100 м.
Земельный участок с кадастровым номером № относящийся к категории «земель населенных пунктов» и имеющий вид разрешенного использования «для благоустройства территории: устройства газонов, пешеходных дорожек и других элементов благоустройства», предоставлен в аренду ЗАО «Дедал» распоряжением департамента земельных отношений администрации г. Перми от 06 июля 2012 года № 1932, на основании договора аренды от Дата№Д.
Земельный участок с кадастровым номером № относящийся к категории «земель населенных пунктов» и имеющий вид разрешенного использования «для благоустройства территории: устройства газонов, пешеходных дорожек и других элементов благоустройства», предоставлен в аренду ЗАО «Дедал» распоряжением департамента земельных отношений администрации г. Перми от 06 июля 2012 года № 1932, на основании договора аренды от Дата№Д.
Земельный участок с кадастровым номером № незначительной своей частью налагается на береговую полосу реки Данилихи (около 3% от его площади), а более половины земельного участка с кадастровым номером № (около 65%) находится в береговой полосе данного водного объекта.
Вместе с тем распоряжение о предоставлении земельного участка от Дата№ и договор аренды не содержат условий обеспечения арендатором свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Порядок выдачи разрешения на строительство, а также перечень документов, необходимый для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, регламентирован ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент выдачи разрешения на строительство) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, с приложением документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Пермскому краю в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №№, № в Едином государственном реестре недвижимости содержатся следующие сведения о зарегистрированных правах.
Дата в ЕГРН внесена запись о регистрации аренды в пользу ЗАО «Дедал» на земельный участок категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, отдельно стоящие и встроенно-пристроенные объекты капитального строительства нежилого назначения на нижних этажах, уточненная площадь ....м, адрес: Адрес, кадастровый № на основании договора аренды земельного участка для строительства №Д от Дата (номер записи №). Запись прекращена Дата.
Дата в ЕГРН внесена запись о регистрации аренды в пользу ЗАО «Дедал» на основании договора аренды земельного участка для строительства от Дата№Д (номер записи №
Дата также внесена запись о регистрации договора аренды земельного участка для строительства от Дата№Д, дополнительного соглашения от Дата к договору от Дата№Д аренды земельного участка (номер записи №).
Земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет Дата на основании описания земельного участка от Дата№.
Согласно сведениям ЕГРН на земельном участке расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером №
Дата в ЕГРН внесена запись о регистрации права собственности ЗАО «Дедал» на объект незавершенного строительства - жилой дом со встроено-пристроенными помещениями степенью готовности 15%, адрес: Адрес, кадастровый № на основании Технического плана объекта незавершенного строительства от Дата, договора аренды земельного участка для строительства от Дата№-ИД (номер записи №
Дата в ЕГРН внесена запись о регистрации аренды в пользу ЗАО «Дедал» на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование по документу: для благоустройства территории: устройства газонов, пешеходных дорожек и других элементов благоустройства, по классификатору Росреестра: для общего пользования (уличная сеть), уточненная площадь: 202 кв.м, адрес: Адрес, кадастровый № на основании договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо для временного размещения на нем объекта, не являющегося недвижимым имуществом от Дата№Д с приложением (номер записи №
Дата также внесена запись о регистрации договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо для временного размещения на нем объекта, не являющегося недвижимым имуществом от Дата№Д с приложением, заключенного между Департаментом земельных отношений администрации города Перми и ЗАО «Дедал» (номер записи №
Земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет Дата на основании межевого плана от Дата.
По сведениям ЕГРН земельные участки с кадастровым номером № и кадастровым номером № расположены в границах следующих зон с особыми условиями использования территории:
- ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, установлены Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», в границах которых запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц (реестровый номер зоны на момент регистрации №, в настоящее время реестровый номер зоны - №
- ограничения в использовании объектов недвижимости в границах водоохранной зоны бассейна реки Данилиха в г. Перми Пермского края установлены в соответствии со ст. 65 «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы», п. 15 Водного кодекса РФ от 03 июня 2006 года №74-ФЗ на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года №17 «Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» (реестровый номер зоны на момент регистрации №, в настоящее время реестровый номер зоны - №
- ограничения в использовании объектов недвижимости в границах прибрежной защитной полосы бассейна реки Данилиха в г. Перми Пермского края установлены в соответствии со ст. 65 «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы», п. 15, 17 Водного кодекса РФ от 03 июня 2006 года №74-ФЗ на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года №17 «Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» (реестровый номер зоны на момент регистрации № в настоящее время реестровый номер зоны №
Дата также внесена запись о регистрации договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо для временного размещения на нем объекта, не являющегося недвижимым имуществом от Дата№Д, заключенного между Департаментом земельных отношений администрации города Перми и ЗАО «Дедал» (номер записи №
Земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 03 мая 2012 года на основании межевого плана от 23 апреля 2012 года.
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах следующих зон с особыми условиями использования территории:
- ограничение в использовании объектов недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования БРТП-108 установлено в соответствии и на основании Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (реестровый номер зоны на момент регистрации №
- ограничения в использовании объектов недвижимости в границах водоохранной зоны бассейна реки Данилиха в г. Перми Пермского края установлены в соответствии со ст. 65 «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы», п. 15 Водного кодекса РФ от 03 июня 2006 года № 74-ФЗ на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года №17 «Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» (реестровый номер зоны на момент регистрации № в настоящее время реестровый номер зоны - №);
- ограничения в использовании объектов недвижимости в границах прибрежной защитной полосы бассейна реки Данилиха в г. Перми Пермского края установлены в соответствии со ст. 65 «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы», п. 15, 17 Водного кодекса РФ от 03 июня 2006 года № 74-ФЗ на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17 «Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» (реестровый номер зоны на момент регистрации №, в настоящее время реестровый номер зоны - №).
Дата в ЕГРН внесена запись о регистрации аренды в пользу ЗАО «Дедал» на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование по документу: для благоустройства территории: устройства газонов, пешеходных дорожек и других элементов благоустройства, по классификатору Росреестра: для общего пользования (уличная сеть), уточненная площадь: 248 кв.м, адрес: Адрес, кадастровый № на основании договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо для временного размещения на нем объекта, не являющегося недвижимым имуществом от Дата№Д с приложением (номер записи №).
Дата также внесена запись о регистрации договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо для временного размещения на нем объекта, не являющегося недвижимым имуществом от Дата№Д с приложением, заключенного между Департаментом земельных отношений администрации города Перми и ЗАО «Дедал» (номер записи №).
Земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет Дата на основании межевого плана от Дата.
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № также расположен в границах зон с особыми условиями использования территории: №, №, №.
Дата в ЕГРН внесена запись о регистрации аренды в пользу ЗАО «Дедал» на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование по документу: для благоустройства территории: устройства газонов, пешеходных дорожек и других элементов благоустройства, по классификатору Росреестра: для общего пользования (уличная» сеть), уточненная площадь: 202 кв.м, адрес: Адрес, кадастровый № на основании договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо для временного размещения на нем объекта, не являющегося недвижимым имуществом от Дата№Д (номер записи №).
Дата также внесена запись о регистрации договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо для временного размещения на нем объекта, не являющегося недвижимым имуществом от Дата№Д с приложением, заключенного между Департаментом земельных отношений администрации города Перми и ЗАО «Дедал» (номер записи №
Земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет Дата на основании межевого плана от Дата.
Земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах зон с особыми условиями использования территории№, №.
Таким образом, судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № расположены в границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, на которые распространяются положения ч. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, допускающие возможность размещения и эксплуатации хозяйственных и иных объектов.
Установление водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17 «Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».
Так, согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии со ст. 16 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Таким образом, содержащиеся в ЕГРН сведения о расположении земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 года № 17 «Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» не препятствуют предоставлению земельных участков в собственность или аренду гражданам или юридическим лицам, а также размещению на таком земельном участке объектов капитального строительства при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 22 Закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее Федеральный закон № 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Порядок согласования местоположения границ определен ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона № 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением случая, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме сих обоснованием. В таком случае местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись.
К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного Федеральным законом № 221-ФЗ порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана. Если местоположение соответствующих границ земельных участков согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений.
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений
в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется.
В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их
представителей (ч. 2 ст. 43 Закона № 218-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ учетно-регистрационные действия осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке.
Лица, по заявлению которых осуществляется государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав, определены ч. 2 ст. 15 Закона № 218-ФЗ.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 15 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет изменений в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости (ч. 4.1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ).
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка является межевой план (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Таким образом, по общему правилу, государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка (уточнение местоположения границ земельного участка, площади), в том числе, в случае если площадь земельного участка является декларированной, и границы участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства осуществляется по заявлению всех лиц, в собственности которых находится земельный участок, на основании межевого плана.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ вступившие в законную силу
судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании решения суда осуществляется на общих основаниях, на основании заявления, за исключением установленных Законом № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке (ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 58 Закона № 218-ФЗ в случае, если необходимость осуществления государственного кадастрового учета установлена решением суда и такое решение суда либо решение суда, разрешившее спор о границах земельных участков и (или) контурах расположенных них объектов недвижимости, не обязывающее орган регистрации прав осуществить государственный кадастровый учет, содержит необходимые для внесения в ЕГРН основные сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, координатах характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, также соответствует методам определения, установленным органом нормативно-правового регулирования,
представление вместе с этим решением суда в орган регистрации прав межевого или технического плана либо акта обследования, подготовленных в результате выполнения кадастровых работ, не требуется.
Природоохранной прокуратурой Главе администрации г. Перми внесено представление об устранении нарушений закона.
Дата Департаментом градостроительства и архитектуры администрация г. Перми издано распоряжение № «О подготовке проекта межевания территории, ограниченной зданием по Адрес, зданием по Адрес, зданием по Адрес».
Данное распоряжение опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 15 мая 2020 года № 35.
Проект межевания территории, ограниченной зданием по Адреса, Адрес, зданием по Адрес, зданием по Адрес, утвержден постановлением администрации города Перми от Дата№.
Постановление администрации г. Перми от Дата№ «Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной зданием по Адреса, Адрес, зданием по Адрес, зданием по Адрес» было опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования Адрес» от Дата№.
Утвержденный постановлением администрации г. Перми от Дата№ проект межевания территории является действующим, в установленном порядке не оспорен.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при образовании земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № департаментом не осуществлено согласование его границ с собственником водного объекта - Российской Федерацией, следовательно, в действиях органа местного самоуправления города Перми имелись нарушения при формировании и предоставлении спорных земельных участков.
При этом следует учесть, что отсутствие в кадастровых паспортах спорных участков сведений о наличии на них водного объекта и об их собственнике не свидетельствует о фактическом отсутствии водного объекта в границах участка.
Осмотром территории, проведенным Дата с участием застройщика, факт нахождения части акватории реки Данилихи в границах застраиваемой территории подтвержден.
Также на факт нахождения указанного водного объекта в границах земельных участков № и № указано и в проектной документации строительства многоквартирного дома по Адрес, шифр 10-12, в материалах положительных экспертиз проектной документации № и №.
Кроме того, по итогам реализации проекта межевания площадь земельного участка с кадастровым номером № увеличивается с ...м.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о законности требования Пермского межрайонного природоохранного прокуратура в части установления границ земельного участка с кадастровым номером ... в соответствии с проектом межевания и земельных участков с кадастровыми номерами №, № и № в части смежной границы с земельным участком с кадастровым номером № с учетом новых координат.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Установить границы земельного участка с кадастровым номером № (вид разрешенного использования: под многоквартирный дом по Адрес) в соответствии с данными проекта межевания территории, ограниченной зданием по Адреса, Адрес, зданием по Адрес, зданием по Адрес, предусматривающий исключение из состава указанных земельных участков береговой полосы и акватории реки Данилиха, утвержденными постановлением администрации г. Перми от Дата№, в следующих координатах:
№ | X | Y |
1 | 516895.29 | 2229438.17 |
2 | 519889.45 | 2229478.68 |
3 | 516885.18 | 2229508.33 |
4 | 516871.82 | 2229506.40 |
5 | 516853.50 | 2229503.76 |
6 | 516847.64 | 2229544.42 |
7 | 516847.54 | 2229544.83 |
8 | 516846.95 | 2229547.18 |
9 | 516846.94 | 2229547.24 |
10 | 516822.69 | 2229543.94 |
11 | 516824.30 | 2229534.30 |
12 | 516824.63 | 2229532.33 |
13 | 516830.33 | 2229498.19 |
14 | 516830.88 | 2229490.05 |
15 | 516833.77 | 2229446.91 |
16 | 516852.59 | 2229426.14 |
Установить границы земельных участков с кадастровыми номерами №№ и № в части смежной границы с земельным участком с кадастровым номером № с учетом новых координат.
Решение суда в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в апелляционном порядке.
Председательствующий подпись Н.В. Смольякова
Копия верна.
Председательствующий Н.В. Смольякова
мотивированное решение составлено 04 февраля 2022 года