Дело № 2-469/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Березовский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего судьи Параевой С.В.,
при секретаре Коневой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Березовском
Кемеровской области 25 июля 2018 года
гражданское дело по иску Публично-правового образования Томская области в лице Областного государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Томской области» к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного автомобильным дорогам,
УСТАНОВИЛ:
Публично-правовое образование Томская области в лице Областного государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Томской области» (далее по тексту – ОГКУ «Томскавтодор» обратилось в суд с иском, просит взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: <адрес><адрес>в доход бюджета Томской области в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Томской области, <данные изъяты> копейки.
Требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ, на пункте весового контроля, расположенном на <данные изъяты> км автомобильной дороги Томск - Каргала - Колпашево (с. Чажемто), установлен факт нарушения допустимых весовых параметров транспортным средством, марки <данные изъяты> <данные изъяты><данные изъяты>, с полуприцепом ОМТ peгистрационный <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> владельцем, на момент причинения вреда являлся Ответчик, данные обстоятельства подтверждаются Актом № от ДД.ММ.ГГГГ о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось (далее - Акт), который составляется на основании предъявленных водителем или иным лицом соответствующих документов (свидетельства о регистрации транспортного средства, документов на груз и др.). Факт определения весовых параметров указанного транспортного средства подтверждается Актом, № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утверждённого Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125, (далее - Порядок весового и габаритного контроля транспортных средств) основным документом по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства является Акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и Гили") нагоузке на ось.
В Акте по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии); габариты транспортного средства: длина (м), ширина (м), высота (м). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание и (или) измерение габаритов транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства
Акт составляется на основании предъявленных водителем или иным лицом соответствующих документов (свидетельства о регистрации транспортного средства, документов на груз и др.).
Маршрут движения автотранспортного средства и его протяженность, определялся на основании предъявленных водителем, путевого листа грузового автомобиля № от <данные изъяты> <данные изъяты> года, и Транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ на транспортное средство: марки <данные изъяты> <данные изъяты><данные изъяты> Исходя из предъявленных документов, маршрут движения транспортных средств, из пункта погрузки <адрес> в пункт назначения <адрес>, соответствует маршруту движения и протяженности указанного в Акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось № от ДД.ММ.ГГГГ.
Акт № от ДД.ММ.ГГГГ, подписан со стороны перевозчика, при этом при подписании Акта не были предъявлены замечания относительно процедуры взвешивания, маршрута и его протяженности, оборудования и условий при которых производилось взвешивание.
Следовательно, Акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось № от ДД.ММ.ГГГГ, составлен в соответствии с требованиями Порядка весового и габаритного контроля транспортных средств, и свидетельствуют о доказанности факта нарушения.
В соответствии с пунктом 12 Порядка весового и габаритного контроля транспортных средств, передвижные посты Госавтоинспекции в целях осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств размещаются на площадках, расположенных в полосе отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог и отвечающих следующим требованиям: наличие переходно-скоростных полос; соответствие параметров и типа покрытия площадки, размеров и уклонов паспорту применяемых средств измерения; наличие наружного освещения переходно-скоростных полос и площадки. Передвижные посты Госавтоинспекции, включают: переносное весовое оборудование, соответствующее установленным метрологическим и техническим требованиям; измерительные приборы для контроля габаритов транспортных средств; автоматизированную систему сбора, анализа, накопления, хранения и передачи информации в специализированные центры; комплект необходимых технических средств организации дорожного движения.
С целью установления возможности размещения и соответствия площадки на 274 километре автомобильной дороги Томск-Каргала-Колпашево, нормативным требованиям для осуществления весового контроля автотранспортных средств, было произведено обследование, по результатам составлен Акт обследования № от ДД.ММ.ГГГГ Решением комиссии установлено, что обследуемая площадка пригодна для размещения пункта весового контроля автотранспортных средств.
Переносное весовое оборудование, используемое для проведения взвешивания автотранспортных средств, соответствует установленным метрологическим и техническим требованиям. Что подтверждается свидетельством о поверке № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное транспортное средство двигалось по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмунипипального значения Томской области Каргасок — Средний Васюган (с 9,5 км - по 0 км), Могильный Мыс - Парабель - Каргасок (с 169,5 км - по О км), Томск - Каргала - Колпашево (с 274 км по 283 км).
Данными действиями был причинен ущерб автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Томской области.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном Федеральным законом. Согласно Акту, специальное разрешение на перевозку тяжеловесного груза отсутствовало.
Согласно части 5 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ, к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень
автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Томской области, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 10.11.2010 № 221а, автомобильные дороги Каргасок - Средний Васюган (учетный номер 69 ОП РЗ К-13), Могильный Мыс - Парабель - Каргасок (учетный номер 69 ОП РЗ К-12), Томск - Каргала - Колпашево (учетный номер 69 ОП РЗ К-2), являются дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Томской области.
Согласно Выписке из Реестра государственного имущества Томской области от 26.03.2013 № 36/24-1071 автомобильные дороги Каргасок - Средний Васюган (реестровый номер: 07026055000070), Могильный Мыс - Парабель - Каргасок (07026055000378, 07026055000159, 07026055000071), Томск - Каргала - Колпашево (07026055000298) являются собственностью Томской области.
В соответствии с п. 1.8 ч. 1 Устава Областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Томской области» (далее - ОГКУ «Томскавтодор»), утвержденного Распоряжением Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области от 01.03.2013 № 15, ОГКУ «Томскавтодор» выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В силу пп.2 п. 2.2 ч.2 Устава для достижения целей, указанных в п.2.1 ч. 2 Устава, ОГКУ «Томскавтодор» осуществляет деятельность по управлению автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения. Согласно п.п. 15 п. 2.2 ч. 2 Устава ОГКУ «Томскавтодор» осуществляет в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами расчет размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Томской области и сооружениям на них. Имущество ОГКУ «Томскавтодор» является государственной собственностью Томской области и закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с п. 3. 1 ч. 3 Устава.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
В соответствии с частью 7 статьи 12, пунктом 2 части 9 статьи 31 Федерального закона № 257- ФЗ размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункта 3 Постановления Администрации Томской области от 15.02.2010 № 50а «О размере вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Томской области» осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда производится ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» в пределах установленной предельной численности работников и бюджетных ассигнований бюджета Томской области на очередной финансовый год, предусмотренных на руководство и управление в сфере установленных функций.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 утверждены правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда). Размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства и размер вреда при превышении значения предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства предусмотрены Постановлением Администрации Томской области от 15.02.2010 № 50а.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» утверждены предельно допустимые нагрузки на оси транспортных средств для каждого участка автомобильной дороги.
На основании вышеуказанных правил произведён расчёт размера вреда, причинённого автотранспортным средством, марки ВОЛЬВО per. № О 678 ВУ 142, с прицепом ОМТ per. № AM 7203 42, который составил, 55234 (пятьдесят пять тысяч двести тридцать четыре) рубля 92 копейки.
В соответствии с частью 1 статьи 1064, частью 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934, вред подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В Претензии № 24 от 11.11.2015 указанно об обязанности ФИО1 оплатить вред, причиненный автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Томской области в размере <данные изъяты> <данные изъяты> копейки, в течение 10 дней с момента получения уведомления (претензии), однако Ответчиком не было принято мер по оплате причиненного вреда.
Определением Березовского городского суда Кемеровской области от 13.06.2018 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен ФИО2
В судебное заседание представитель истца ОГКУ «Томскавтодор» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении, направленном в суд, просит рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, поддержал доводы, указанные в письменном возражении на иск ( л.д. 61-63).
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ также возражала против удовлетворения исковых требований по указанным в возражении на иск основаниям.
Третье лицо ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.
В отзыве на возражение ФИО5 на иск ( л.д. 85-87) представитель ОГКУ «Томскавтодор» ФИО6 уточнила расчет заявленной ко взысканию суммы и его обоснование, при этом, сумма заявленных требований не изменилась.
Учитывая мнения участвующих в деле лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя истца.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает исковые требования ОГКУ «Томскавтодор» обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно статьи 15 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ " Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ( далее по тексту- Федеральный закон N 257-ФЗ)".
Согласно части 5 статьи 4 данного Федерального закона N 257-ФЗ на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Согласно части 5 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании части 7 статьи 12 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;
В соответствии с пунктом 2 части 1 ст.29 Федерального закона пользователям автомобильных дорог запрещается: осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона N 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться: в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
2. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2.1. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Для получения специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, требуется: согласование в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;
В соответствии с частью 12 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда).
Согласно пункта 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (утв. постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 года N 934, далее - Правила), вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В соответствии с пунктом 5 Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Согласно части 13 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется: Правительством Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения.
Согласно пункта 3 Постановления Администрации Томской области от 15.02.2010 № 50а «О размере вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Томской области» с приложением осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда производится ОГКУ «Управление автомобильных дорог Томской области» в пределах установленной предельной численности работников и бюджетных ассигнований бюджета Томской области на очередной финансовый год, предусмотренных на руководство и управление в сфере установленных функций.
Судом установлено, в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Томской области, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 10.11.2010 № 221а, автомобильные дороги Каргасок - Средний Васюган (учетный номер 69 ОП РЗ К-13), Могильный Мыс - Парабель - Каргасок (учетный номер 69 ОП РЗ К-12), Томск - Каргала - Колпашево (учетный номер 69 ОП РЗ К-2), являются дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Томской области.
Согласно выписки из реестра государственного имущества Томской области от 26 марта 2013 года № 36/24-1071, следует, что автомобильные дороги Каргасок-Средний Васюган, Могильный Мыс-Парабель-Каргасок, Томск - Каргала - Колпашево являются собственностью Томской области, указанные автомобильные дороги закреплены на праве оперативного управления за ОКГКУ "Томскавтодор».
Как установлено из сведений ЕГРЮЛОКГКУ "Томскавтодор" зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Томской области.
Согласно пункта 2.1 Устава ОКГКУ "Томскавтодор", утвержденного Распоряжением Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области от 01.03.2013, целями деятельности Учреждения является, в том числе, обеспечение сохранности и работоспособности существующей сети автомобильных дорог Томской области, обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта на автомобильных дорогах Томской области.
Из п. 2.2. Устава ОКГКУ "Томскавтодор" следует, что для достижения указанных целей Учреждение осуществляет виды деятельности, в которые входит обеспечение совместно с органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД РФ по Томской области и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта соблюдения перевозчиками допустимых весовых и габаритных параметров автомобильного транспорта и организация пунктов весового контроля автотранспортных средств на автомобильных дорогах Томской области; согласование маршрутов движения транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут; подготовка и представление Департаменту транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области документов о выдаче специальных разрешений на межрегиональные и местные перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов с превышающими нагрузками; осуществление в соответствии с правовыми актами расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Томской области и сооружениям на них.
Имущество ОГКУ «Томскавтодор» является государственной собственностью Томской области и закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с п. 3. 1 ч. 3 Устава.
В соответствии с п. 1.8 ч. 1 Устава ОГКУ «Томскавтодор» утвержденного Распоряжением Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№, ОГКУ «Томскавтодор» выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 15 п. 2.2 ч. 2 Устава ОГКУ «Томскавтодор» осуществляет в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами расчет размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Томской области и сооружениям на них.
Приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «Томскавтодор» утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Томской области с предельно допустимыми осевыми нагрузками транспортных средств (далее - Перечень), согласно ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Томской области, в соответствии с Правилами перевозки груза автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272, который размещен на официальном сайте ОГКУ «Томскавтодор» в информационно-телекоммуникационной сети интернет (адрес размещения: http ://tomskavtodor.ra/page/22/?post_type=news).
Исходя из Перечня, утвержденного Приказом ОГКУ «Томскавтодор» № 107-к от 11.09.2015, на вышеуказанных автомобильных дорогах установлены следующие предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств: согласно п. 6 Перечня, на участке км 274 - км 283 автомобильной дороги Томск - Каргала - Колпашево установлена предельно допустимая осевая нагрузка 6 тонн/ось; согласно п. 60 Перечня, на участке км 9+500 - км 0+000 автомобильной дороги Каргасок - Средний Васюган установлена предельно допустимая осевая нагрузка 6 тонн/ось; согласно п. 17 Перечня, на участках км 15+000 - км 45+000, км 65+000 - км 81+913, км 105+308 - км 169+500 автомобильной дороги Могильный Мыс - Парабель - Каргасок установлены предельно допустимые осевые нагрузки 6 тонн/ось.
Согласно приказа № 42-п от 14.04.2016 ОГКУ « Управление автомобильных дорог Томской области» вышеуказанный приказ признан утратившим силу с 15.04.2016.
Согласно свидетельства о регистрации транспортного средства ФИО1 является собственником транспортного средства марки «<данные изъяты>» модель <данные изъяты> <данные изъяты> регистрационный номер <данные изъяты> с прицепом <данные изъяты> модель <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> регистрационный номер <данные изъяты>
Согласно путевого листа № от ДД.ММ.ГГГГ водителем автомобиля <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> регистрационный номер <данные изъяты>ФИО2, погрузка была осуществлена в <данные изъяты> часов ДД.ММ.ГГГГ в Бондарке, место разгрузки указано - в <адрес>.
Из товаро-транспортной накладной отДД.ММ.ГГГГ следует, что грузоотправителем является <данные изъяты> грузополучателем и плательщиком – <данные изъяты><адрес>.
В соответствии с представленной товаро-транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ, масса груза (нетто) <данные изъяты> составила <данные изъяты> кг.
На пункте весового контроля ДД.ММ.ГГГГ<адрес> а/д Томск-Каргала-Колпашево на 274 км инженером весового контроля ФИО7 произведено взвешивание весовых параметров транспортного средства автомобиля «VOLVO» регистрационный номер <данные изъяты> по результатам которого составлен Акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось.
В соответствии с п. 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утверждённого Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125, (далее - Порядок весового и габаритного контроля транспортных средств) основным документом по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства является Акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и Гили") нагоузке на ось.
В Акте по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии); габариты транспортного средства: длина (м), ширина (м), высота (м). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание и (или) измерение габаритов транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства
Акт составляется на основании предъявленных водителем или иным лицом соответствующих документов (свидетельства о регистрации транспортного средства, документов на груз и др.).
Из Акта № 24 от 11 ноября 2015 года следует, что при взвешивании транспортного средства тягач <данные изъяты><данные изъяты>» модель <данные изъяты> <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты> с прицепом <данные изъяты>, модель <данные изъяты><данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты> нагрузки на оси следующие: ось № масса составила <данные изъяты> (предельно допустимая 5,50), нагрузки на ось N 2 – <данные изъяты> (предельно допустимая 5,50), ось N 3 – <данные изъяты> (предельно допустимая 5,50), ось N 4 – <данные изъяты> (предельно допустимая 4,50), ось N 5 – <данные изъяты> (предельно допустимая 4,50), ось N 6 - <данные изъяты> (предельно допустимая 4,50). Полная масса автомобиля: допустимая - <данные изъяты> т., фактическая – 43,34 т. Специальное разрешение по перевозке тяжеловесного груза отсутствовало.
Взвешивание транспортного средства проводилось ОГКУ "Томскавтодор" на пункте весового контроля на 274 км автодороги Томск - Каргала - Колпашево в с. Чажемто с использование следующего оборудования: нивелир оптико-механический с компенсатором <данные изъяты>№ (свидетельство о поверке № от ДД.ММ.ГГГГ); рейка нивелирная деревянная <данные изъяты>№ (свидетельство о поверке № от ДД.ММ.ГГГГ); рулетка измерительная механическая ТR50/5, № (свидетельство о поверке № от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается Актом обследования № (л.д.16-17). Акт составлен уполномоченными лицами.
Измерение массы автомобиля произведено в соответствии с Порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27 апреля 2011 года N 125. Оборудование, которым производилось взвешивание – устройство весоизмерительное АВТОПОСТ-М-20/2 прибор ПВ-22 №Т12230197, весовые платформы <данные изъяты>, прошло поверку и являются сертифицированным средством измерения, действительно до ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанное транспортное средство двигалось по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмунипипального значения Томской области Каргасок — Средний Васюган (с 9,5 км - по 0 км), Могильный Мыс - Парабель - Каргасок (с 169,5 км - по 0 км), Томск - Каргала - Колпашево (с 274 км по 283 км).
Маршрут движения автотранспортного средства и его протяженность, определялся на основании предъявленных водителем, путевого листа грузового автомобиля № от <данные изъяты> <данные изъяты> года, и Транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ на транспортное средство: марки <данные изъяты> per. № <данные изъяты>. Исходя из предъявленных документов, маршрут движения транспортных средств, из пункта погрузки <адрес> в пункт назначения <адрес>, соответствует маршруту движения и протяженности указанного в Акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось № от ДД.ММ.ГГГГ.
Акт № от ДД.ММ.ГГГГ подписан со стороны перевозчика водителем ФИО8, который каких-либо замечаний относительно процедуры взвешивания, маршрута и его протяженности, оборудования и условий при которых производилось взвешивание не заявлял.
Таким образом, суд считает, что Акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось № от ДД.ММ.ГГГГ составлен в соответствии с требованиями Порядка весового и габаритного контроля транспортных средств, и свидетельствуют о доказанности факта нарушения.
ДД.ММ.ГГГГ<адрес> ОГКУ «Томскавтодор» была выдана водителю ФИО2 претензия на имя ФИО1 о нарушении требований законодательства РФ при перевозке тяжеловесных грузов с требованием о перечислении суммы причиненного ОГКУ «Томскавтодор» ущерба в размере <данные изъяты> руб., что подтверждается подписью ФИО2
Вместе с тем, указанная выше сумма ФИО1 до настоящего времени ОГКУ «Томскавтодор» не перечислена, что не оспаривается им в судебном заседании.
По вышеуказанному факту в отношении водителя ФИО2 также составлен Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, о чем указано в Акте №, что также следует из дела об административном правонарушении в отношении ФИО2, которое было обозрено в судебном заседании.
Так, из протокола об административном правонарушении <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> минут на <адрес>, ФИО2 совершил нарушение п.23.5 ПДД РФ, п. 2 ч.1 ст. 29 ФЗ от 08.11.2007 №157-ФЗ, приказ №107-К от 11.09.2015. Производилось движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимых нагрузок на ось без специального разрешения. Фактические нагрузки осей: 1<данные изъяты> тонн, при допустимых - <данные изъяты>. Нагрузка на 6 ось превысила допустимую нагрузку на величину более 50%. ФИО2 в протоколе об административном правонарушении написал пояснение о том, что не знал, не видел ограничение нагрузки на ось 6.
ДД.ММ.ГГГГ также составлен протокол о задержании транспортного средства <адрес>.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Березовского городского судебного района <адрес>ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 КРФ об АП, за осуществление перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения, подвергнут наказанию в виде штрафа – <данные изъяты> рублей.
Из данного постановления следует, что ФИО2 вину в совершении указанного выше правонарушения признал полностью, постановление мирового судьи ФИО2 не обжаловано и вступило в законную силу, в связи с чем, доводы ФИО2 в судебном заседании о том, что запрещающего знака он не видел суд считает несостоятельными.
Анализируя собранные по делу доказательства, суд считает установленным факт осуществления ответчиком перевозки груза с нарушением требований по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства, и отсутствия разрешения на перевозку тяжеловесного груза, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Акт, составленный уполномоченными должностными лицами, является доказательством факта нарушения установленных законодательством весовых нормативов, поэтому его достаточно для подтверждения нарушения владельцем транспортного средства таких установленных значений.
Таким образом, превышения осевой нагрузки на принадлежащем ответчику транспортном средстве, при перевозке тяжеловесного груза, привело к причинению вреда автомобильным дорогам Томской области.
Обстоятельствами, имеющими значение для разрешения спора о возложении обязанности по возмещению материального вреда, причиненного автомобильным дорогам, являются, в частности, обстоятельства, связанные с тем, кто владел источником повышенной опасности на законном основании на момент проведения проверки веса груза, перевозимого транспортным средством.
Принимая во внимание то обстоятельство, что тяжеловесным транспортным средством, которым нанесен ущерб автомобильным дорогам, собственником которого являлся ФИО1 то в соответствии с положениями ст. 1079 ГК РФ на собственника автомобиля должна быть возложена обязанность по возмещению причиненного вреда.
Согласно расчета размера вреда № от ДД.ММ.ГГГГ, представленного истцом, транспортное средство ответчика марки <данные изъяты> с государственным номером <данные изъяты> проходило по автомобильным дорогам Каргасок - Средний Васюган (участок км 9+500 - км 0+000), Могильный Мыс - Парабель - Каргасок (участок км 169+500 - км 0+000), Томск - Каргала - Колпашево (участок км 274+000 - км 283+000), сумма вреда, причиненного транспортным средством при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Томской области, составила <данные изъяты> копейки.
В связи с допущенной технической ошибкой в расчете от ДД.ММ.ГГГГ в части указания в таблице Расчет превышения предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства (по группе А) допустимой нагрузки на ось 4 -8 тонн, на ось 5-8 тонн, на ось 6 - 7,5 тонн, вместо установленной Актом № от ДД.ММ.ГГГГ допустимой нагрузки на оси 4,5,6 - 7,5 тонн, истцом в отзыве на возражение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ представлен уточненный расчет размера вреда, причиненного транспортным средством ответчика, из которого установлено, что результате изменения значения допустимых осевых масс по группе А на оси 4 и 5 с 8 тонн на 7,5 тонн размер вреда не изменился.
В результате замены в Расчете превышения предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства, указанных в Расчете размера вреда № от ДД.ММ.ГГГГ, по группе А оси 4 с 8 тонн на 7,5 тонн размер вреда остается неизменным: фактическая осевая масса - 8,04 тонн, допустимая - 7,5 тонн, следовательно, превышение предельно допустимой осевой нагрузки составляет 7,2 %.
В результате замены допустимых осевых масс в таблице расчета превышения предельно допустимых осевых нагрузок на ось по группе А оси 5 с 8 тонн на 7,5 тонн размер вреда по оси 5 отсутствует: фактическая осевая масса - 7,54 тонн, допустимая - 7,5 тонн, следовательно, превышение предельно допустимой осевой нагрузки составляет 0,5%.
На основании п. 2 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, превышение предельно допустимой осевой нагрузки на ось менее двух процентов является допустимым, следовательно, размер вреда по оси 5 отсутствует, что также указано в расчете размера вреда № от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из Расчета размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального назначения Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общий размер вреда идентичен размеру вреда, представленному Истцом раннее в Расчете размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ и составляет <данные изъяты> руб. согласно уточненного расчета.
Также в отзыве истцом указано, что в первичном расчете от ДД.ММ.ГГГГ в обоснование определения допустимых осевых масс указан Приказ Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области от 17.03.2014 № 12-ОД, однако, при расчете размера вреда Истец руководствовался, в том числе, Приказом ОГКУ «Томскавтодор» от 11.09.2015 № 107-К «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Томской области с предельно допустимыми осевыми нагрузками транспортных средств».
Размер платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Томской области был установлен постановлением Администрации Томской области от 15.02.2010 N 50-а "О размере вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и муниципального значения Томской области».
Расчет ущерба осуществлен истцом по формуле, определенной пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
Проверив представленный истцом уточненный расчет размера вреда от ДД.ММ.ГГГГ, причиненный автомобильным дорогам транспортным средством ответчика, суд считает его верным, составленным в соответствии с порядком расчета размера вреда, установленного Правилами N 934, с учетом Постановления Администрации Томской области от 15.02.2010 № 50а, ответчиком уточненный расчет истца не опровергнут, в связи с чем, данный расчет подлежит принятию судом.
Доводы ответчика в возражении на иск о необоснованности представленного истцом расчета размера вреда № от ДД.ММ.ГГГГ, об отсутствии на момент события ограничений предельно допустимых осевых нагрузок транспортных средств на вышеуказанных автомобильных дорогах со ссылкой на пояснения водителя, являются несостоятельными, поскольку опровергаются указанным выше Перечнем, утвержденном Приказом ОГКУ «Томскавтодор» № 107-к от 11.09.2015.
Представленный ответчиком расчет превышения предельно допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства в опровержение первоначального расчета истца суд не может принять во внимание, учитывая, что после его уточнения истцом с учетом возражений ответчика, контррасчет ответчиком не представлен.
При этом, представленный ответчиком расчет не содержит арифметического расчета, в связи с чем, не представляется возможным определить какими способами, методами и нормативно-правовыми актами руководствовался ответчик при расчете размера вреда, в расчете применены неверные показатели допустимых осевых масс по группе А, кроме того, ответчиком не учтено, что основное превышение допустимых осевых нагрузок было допущено по группе Б.
Кроме того, суд учитывает, что согласно Приложения 2 к Правилам перевозок груза автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272, допустимая нагрузка на ось колесного транспортного средства, расстояние между сближенными осями которого трехосной группы осей свыше 1,3 до 1,8 составляет 22,5 тонн, то есть 7,5 тонн/ось.
Таким образом, вопреки доводам ответчика, лицо, осуществляющее перевозку груза, обязано соблюдать требования, предъявляемые не только к массе транспортного средства, но и к допустимым нагрузкам на ось транспортного средства, учитывая, что на ДД.ММ.ГГГГ на автомобильных дорогах, по которым двигалось транспортное средство ответчика, были установлены предельно допустимые осевые нагрузки на ось транспортных средств, утвержденные Приказом ОГКУ «Томскавтодор» № 107-к от 11.09.2015.
Кроме того, из содержания пункта 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом с учетом системного толкования вышеперечисленных правовых норм не следует, что лицо, осуществляющее перевозку груза, освобождается от соблюдения обязательных требований, предъявляемых к допустимым нагрузкам на ось транспортного средства, в связи с чем, в данной части доводы ответчика также являются не состоятельными.
Иные доводы ответчика, указанные в возражении на иск, а также пояснения ответчика и третьего лица в судебном заседании не являются основанием для отказа истцу в удовлетворении иска по указанным выше обстоятельствам.
Учитывая изложенное, а также требования вышеприведенного закона, суд считает исковые требованияПублично-правового образования Томская области в лице Областного государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Томской области» к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного автомобильным дорогам, обоснованными и подлежащими удовлетоврению.
При таких обстоятельствах, с ФИО1 в доход бюджета Томской области подлежит взысканию в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Томской области, <данные изъяты> копейки.
Учитывая, что истец освобожден от уплаты госпошлины при подаче настоящего иска в суд в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета в соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1857 рублей 05 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требованияПублично-правового образования Томская области в лице Областного государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Томской области» к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного автомобильным дорогам, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Томской области в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Томской области, <данные изъяты> копейки.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> копеек.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: С.В. Параева
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.