Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2014 года г. Николаевск-на-Амуре
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Е.Н. Головиной,
при секретаре Дащенко Н.Н.,
с участием старшего помощника Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора М.А.Ефимова,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к краевому государственному унитарному предприятию «Хабаровские авиалинии» о возложении обязанности обеспечить аэропорт Аян средствами для передвижения (в том числе кресло-колясками), позволяющими осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта, а также установке визуальной системы средств информации и сигнализации об опасности в виде цифровых табло с бегущей строкой в помещении аэровокзала, где происходит регистрация и предполетный досмотр пассажиров и оборудованию входных дверей в здание аэровокзала аэропорта Аян фиксаторами, обеспечивающими задержку автоматического закрывания дверей,
УСТАНОВИЛ:
Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском к КГУП «Хабаровские авиалинии». В обоснование заявленного иска указал, что Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой, на основании поручения Дальневосточной транспортной прокуратуры от 11.02.2014 г. № 7-6/2014 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере защиты прав пассажиров с ограничениями жизнедеятельности на воздушном транспорте, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности КГУ «Хабаровские авиалинии». Положениями ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности. В нарушение требований ст.2, ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181, ч.1 ст.102, п.2,3,5 ч.7, ст.106.1 Воздушного кодекса РФ, п.93 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», ответчиком не исполняются требования Воздушного кодекса РФ, являющимся эксплуатантом аэропорта Аян. В аэропорту Аян до настоящего времени отсутствуют специальные средства для передвижения (в том числе кресла-коляски), позволяющие осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта, входные двери в здание аэровокзала не имеют задержек и фиксаторов, а в самом здании отсутствует дублирование предоставляемой в аэропорту и необходимой для ознакомления пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности зрительной информации, что является нарушением прав пассажиров с ограничениями жизнедеятельности на воздушном транспорте.
Истец просит обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к обеспечению аэропорта Аян средствами для передвижения (в том числе кресло-колясками), позволяющими осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта, а также установке визуальной системы средств информации и сигнализации об опасности в виде цифровых табло с бегущей строкой в помещении аэровокзала, где происходит регистрация и предполетный досмотр пассажиров и оборудованию входных дверей в здание аэровокзала аэропорта Аян фиксаторами, обеспечивающими задержку автоматического закрывания дверей.
В судебном заседании представитель истца М.А.Ефимов настоял на заявленном иске в полном объеме.
В судебное заседание ответчик в лице представителя не явился, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, ранее направили отзыв на исковое заявление, в рамках которого указали, что иск не признают, поскольку между ними и Отделением Хабаровской краевой организацией общероссийской организации «Всероссийское общество инвалидов» имеется соглашение о создании условий беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников и лиц с ограниченной подвижностью в здание аэровокзала КГУП «Хабаровские авиалинии». Данное соглашение распространяет свое действие на все филиалы предприятия, в том числе аэропорты поселков Аян и Чумикан. Соглашение подписано представителем общества инвалидов с учетом того, что аэропорты Аян и Чумикан не работают в круглосуточном режиме, а функционируют только в дневное время, непосредственно по оформлению пассажиров на рейс и отправке самого рейсового борта воздушного судна. Рейсы в эти районы выполняются не регулярно, а периодически, в зависимости от количества пассажиров. В месяц набирается не более 1 рейса. Пассажиры из числа инвалидов на маршрутах Аян, Чумикан оформляются исключительно редко, возможно это связано с типом воздушных судов, обслуживающих пассажиров данных маршрутов. Заявленные транспортным прокурором в исковом заявлении требования, со ссылками на нормативные документы, не приемлемы в условиях малой авиации, в частности Аян и Чумикан. Данные направления по перевозке пассажиров в отдаленные и труднодоступные районы региона являются убыточными. Предприятие КГУП «Хабаровские авиалинии» в настоящее время находится в затруднительном финансовом положении и не имеет средств на модернизацию аэровокзалов. Кроме того, здания аэропортов Аян и Чумикан деревянные, старой постройки, по своим техническим характеристикам не приспособлены для современных требований по техническому оснащению и переоборудование их с учетом графика воздушного сообщения, не рентабельно. Кроме того исковое заявление составлено от имени прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ, однако он не является самостоятельным участников процесса.
В соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и высылки им копий решения суда.
При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика в лице представителя на основании его заявления и имеющихся в деле материалов.
Выслушав ст.помощника Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора Ефимова М.А., изучив материалы дела, представленный отзыв, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании согласно Устава ответчика, данное юридическое лицо осуществляет основными видами деятельности авиационные перевозки пассажиров, грузов и почты, авиационные работы для нужд государства, предприятий и.т.п., аэропортовская деятельность, связанная с обслуживанием воздушных судов, пассажиров и грузов, продажа авиабилетов, а также иные виды деятельности, т.е. является воздушных перевозчиком, в связи с чем на данное предприятие распространяются требования положений Воздушного Кодекса РФ.
Ответчик имеет действующий сертификат эксплуатанта № 459, а также сертификат соответствия деятельности.
В судебном заседании установлено, что в рамках поручения Дальневосточной транспортной прокуратуры от 11.02.2014 г. № 7-6/2014, о проведении проверки соблюдения законодательства в сфере защиты прав пассажиров с ограничениями жизнедеятельности на воздушном транспорте, Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой проведена проверка.
Согласно ответа КГУП «Хабаровские авиалинии» от 13.03.2014 г. № 613/1 установлено, что входные двери в зданиях аэровокзалов аэропортов Николаевск-на-Амуре, Охотск, Аян, Чумикан, Херпучи, Богородское не оборудованы фиксаторами, обеспечивающими задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью 5 сек.
Кроме того согласно ответа КГУП «Хабаровские авиалинии» от 27.02.2014 г. № 474/1 установлено, что в распоряжении КГУП «Хабаровские авиалинии» и его филиалов специальных средств, в том числе кресел-колясок для обеспечения обслуживания пассажиров-инвалидов при перемещении по территории аэропорта, при регистрации на рейс, предполетном и послеполетном досмотре, а также при посадке либо высадке с воздушного судна, получении багажа, не имеется. У предприятия имеются действующие соглашения о беспрепятственном доступе инвалидов-колясочников с ограниченной подвижностью на объекты КГУП «Хабаровские авиалинии».
В судебном заседании также исследовалось соглашение от 27.02.2014 г., заключенное между ответчиком (сторона 1) и Отделением Хабаровской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (сторона 2), в рамках которого указано, что по п.1 сторона 1 берет на себя обязательство обеспечить необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников и лиц с ограниченной подвижностью в здание аэровокзала и агентства по продаже авиабилетов КГУП «Хабаровские авиалинии».
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности.
В соответствии со ст. 2, 15 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Организации, независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования в том числе воздушным транспортом, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющих инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
В соответствии со 102 Воздушного кодекса РФ, перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
В соответствии с п. 93 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом министра транспорта РФ от 28 июня 2007 г. № 82, в аэропорту обслуживающая организация обеспечивает доставку пассажиров к месту стоянки воздушного судна и организацию их посадки в воздушное судно, обеспечение выхода пассажиров из воздушного судна, доставку пассажиров в здание аэровокзала.
Федеральным законом от 07 июня 2013 г. № 124-ФЗ внесены изменения в Воздушный кодекс РФ, вступившие в законную силу 05.12.2013 г., который дополнен ст. 106.1, предусматривающей особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями, в соответствии с которой в аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги – предоставление специальных средств для передвижения (в том числе кресла-коляски), позволяющие осуществлять перемещение из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта; дублирование предоставляемой в аэропорту и необходимой для ознакомления пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности звуковой и зрительной информации; предоставление во временное пользование кресла-коляски не способному передвигаться самостоятельно пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в случае задержки доставки в аэропорт назначения или в аэропорт промежуточной посадки специального средства для передвижения, принадлежащего пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, либо утраты или повреждении (порчи) этого средства при воздушной перевозке.
В соответствии с п. 5.5.2 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом минрегиона РФ от 27.12.2011 г. № 605, системы средств информации и сигнализации об опасности, размещаемые в помещениях (кроме помещений с мокрыми процессами), предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов и на путях их движения, должны быть комплексными и предусматривать визуальную, звуковую и тактильную информацию с указанием направления движения и мест получения услуги. Они должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51671, ГОСТ 51264, а также учитывать требования СП 1.13130. Применяемые средства информации (в том числе знаки и символы) должны быть идентичными в пределах здания или комплекса зданий и сооружений, размещаемых в одном районе, в пределах предприятия, транспортного маршрута и т.п. и соответствовать знакам, установленным действующими нормативными документами по стандартизации.
В соответствии с п. 5.1.9 Свода правил, на путях движения маломобильных групп населения рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» или «закрыто». Следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 с, использовать распашные двери с доводчиком (с усилием 19,5 Нм).
В судебном заседании установлено, что указанные требования Воздушного Кодекса РФ не исполняются КГУП «Хабаровские авиалинии» - эксплуатантом аэропорта Аян.
Представленное соглашение от 27.02.2014 г. не принимается судом как обоснованное выполнение установленных требований закона, поскольку заключение самого соглашения не освобождает ответчика от предусмотренной законом обязанности, установленной п.п.2,3,5 ч.7 ст.106.1 Воздушного Кодекса РФ, кроме того текст соглашения не содержит предмет соглашения, в чем выражаются обязательства об обеспечении необходимых условиях и как эти обязательства будут обеспечиваться, механизм реализации не прописан, кроме того соглашение заключено с отделением краевой организации общества инвалидов, вместе с тем воспользоваться услугой перевозки ответчика может не только инвалид-колясочник, состоящий в данном обществе, а любое иное лицо с ограниченными возможностями, являющийся инвалидом, и не состоящим в каком-либо обществе инвалидов.
Изложенные в отзыве иные доводы также судом не принимаются как обоснованные, поскольку не влияют на предусмотренную законом обязанность ответчика как перевозчика выполнить требование ст.106.1 Воздушного Кодекса РФ по п.2,3,5 ч.7 и привести в соответствии с законом, заявленные прокурором требования не предусматривают необходимость переоборудования аэропортов Аян и Чумикан, поскольку указанные требования выполнимы без переоборудования зданий аэропортов Аян и Чумикан, что касается права на общение в суд, то прокурор в рамках ст.45 ГПК РФ наделен соответствующими полномочиями, являясь по делу процессуальным истцом.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 200 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на Краевое государственное унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии», ИНН 2705012263 ОГРН 1032700112422 от 24.11.2003 г., обязанность принять меры к обеспечению аэропорта Аян средствами для передвижения (в том числе кресло-колясками), позволяющими осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта, а также установке визуальной системы средств информации и сигнализации об опасности в виде цифровых табло с бегущей строкой в помещении аэровокзала, где происходит регистрация и предполетный досмотр пассажиров и оборудованию входных дверей в здание аэровокзала аэропорта Аян фиксаторами, обеспечивающими задержку автоматического закрывания дверей в срок 6 (шесть) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Краевого государственного унитарного предприятия «Хабаровские авиалинии» государственную пошлину в размере 200 руб., которую зачислить в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в течение месяца с момента его вынесения.
Судья Е.Н. Головина