ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-469/2016 от 20.06.2016 Шимановского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-469/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Шимановск 20 июня 2016 года.

<данные изъяты>

Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Михайлова С. А., при секретаре Меланиной А. В., с участием истца ФИО1, представителя ответчика ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика» ФИО2. действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика» о признании незаконным требования о замене либо поверке счетчиков горячей и холодной воды,

УСТАНОВИЛ:

В Шимановский районный суд <адрес> с исковым заявлением к ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика» о признании незаконным требования о замене либо поверке счетчиков горячей и холодной воды обратился ФИО1

Из искового заявления усматривается, что ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика» требует замены либо проверки индивидуальных счетчиков на горячую и холодную воду в то время как согласно статье 13 п. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 102-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обеспечении единства измерений" говорится что: «Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке». По словам начальника управления метрологии Госстандарта ФИО3: «Интервалы между поверками в эксплуатации устанавливаются во всех государствах, где применяются счетчики воды. Эти интервалы не указываются в паспортах и устанавливаются законодательством». Таким образом, указанные в технических паспортах сроки межповерочных интервалах являются незаконными. Впервые о существовании межповерочных интервалов жители столицы узнали девять лет назад, когда ДД.ММ.ГГГГ московское правительство издало постановление «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы г. Москвы». В пункте 7.9 приложения было написано: «Межповерочный интервал, установленный Госстандартом РФ... составляет для приборов учета расхода холодной воды не менее 5 лет, для приборов учета расхода горячей воды - не менее 4 лет». Если через 4 года и 5 лет у тебя возникли сомнения относительно точности работы прибора, можешь обратиться в метрологическую службу, где либо выявят погрешности в работе индивидуального прибора учета (ИПУ) и его придется заменить, либо не выявят никаких отклонений и прибор продолжит считать воду в прежнем режиме. Сделать поверку, впрочем, можно было и через шесть, и через семь лет. Однако... Со временем межповерочные интервалы как-то незаметно лишились приставок «не менее» и превратились ровно в четыре года для «холодных» счетчиков и в шесть лет для «горячих». Хитроумные представители российских компаний, так или иначе связанных с установкой счетчиков и их поверкой, вписывали (и продолжают это делать) в паспорта на водомеры выгодные для себя цифры. На какие Госстандарты ссылались чиновники московского правительства образца 2004 года, утверждая минимальные межповерочные интервалы? Ни на какие! Во ВНИИ метрологической службы Госстандарта сегодня честно признаются: «Предоставить информацию о межповерочных интервалах для водосчетчиков как отечественного производства, так и импортных приборов учета воды не представляется возможным». Из письма первого заместителя Генпрокурора РФ А. Бусмана: «В ходе ранее проведенной прокуратурой г. Москвы проверки установлено, что постановление Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ-ПП в части установления сроков поверочных интервалов для приборов учета холодной и горячей воды не соответствует действующему законодательству. В целях устранения нарушения законодательства Правительством Москвы принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, предусматривающее внесение изменений в постановление -ПП, в том числе об отмене ранее установленных сроков межповерочных интервалов приборов учета воды». Сроки поверочных интервалов для приборов учета холодной и горячей воды были установлены в Постановлении Правительства г. Москвы -ПП от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с данным постановлением граждан обязали проводить поверку счетчиков учета воды по истечении определенных интервалов времени (4 года и 5 лет) и производить оплату за проведение указанных поверок. Также, указанные сроки были внесены и в Паспорта на водосчетчики. В результате проведенной по инициативе Прокуратуры г. Москвы проверки Постановление -ПП от ДД.ММ.ГГГГ было признано не соответствующим законодательству в части установления сроков поверки водосчетчиков. ДД.ММ.ГГГГ мэр Москвы ФИО4 подписал Постановление -ПП, которым отменены ранее установленные сроки межповерочных интервалов приборов учета воды. Таким образом, обязанность проводить поверку счетчиков учета воды и оплачивать указанные услуги, с граждан снята, а поверка установленных в Ваших домах счетчиков приобрела добровольный характер и должна проводиться по мере выхода прибора из строя. Важно отметить, что, поскольку отмена сроков межповерочных интервалов произошла сравнительно недавно, управляющие компании, а также иные организации и учреждения, в чью компетенцию входит поверка водосчетчиков, не знают (или делают вид, что не знают) о приятных изменениях в законодательстве. Поэтому при поступлении к Вам требования о проведении поверки и оплаты данной услуги, Вы можете смело ссылаться на Постановление правительства г. Москвы -ПП от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, важно отметить, что добровольность проведения поверки счетчиков учета воды предполагает возникновение определенного риска расчета коммунальных услуг по ОДН, поэтому по истечении срока эксплуатации водосчетчиков, установленного заводом-изготовителем, целесообразно осуществить его поверку. Таким образом, водосчетчики работают до тех пор, пока не начнут откровенно неправильно «считать». Если не в пользу хозяина ИПУ, он сам поскорее его заменит, а если не в пользу управляющей компании - ее работники, глядя на резко изменившиеся показания, придут в дом и проверят оборудование. На основании изложенного просит суд признать незаконным требования ответчика о замене либо проверки счетчиков горячей и холодной воды.

Не согласившись с иском, ответчик ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика» предоставила возражения, из которых усматривается, что в обоснование исковых требований истец приводит доводы, которые, не могут относиться к предмету иска. Истец ссылается на позицию некоей адвоката Марии Забродиной, на постановление Правительства г. Москвы -ПП от ДД.ММ.ГГГГ, постановление мэра г. Москвы -ГШ от ДД.ММ.ГГГГ, которые не могут рассматриваться как нормативно-правовой акт распространяющий свое действие на иные субъекты Российской Федерации, следовательно, иск не обоснован ни какими правовыми нормами. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Истец должен предоставить доказательства незаконности действий ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика», эти доказательства в деле отсутствуют. Истец обращался в ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении информации о законности замены либо поверки инициальных приборов учета. На указанное заявление был направлен ответ (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предусматривающее обязанность потребителя обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя индивидуальных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета. В исковом заявлении истец не обжалует постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и не обжалует действия ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика» совершенные в нарушение указанному постановлению. Пока не понятно на чем основан иск, не понятно в чем выразилось нарушение прав истца.

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в исковом заявлении, кроме того пояснил что он является собственником <адрес> в г. Шимановске, индивидуальные счетчики воды установил примерно в 2010 году. При оплате за воду ответчик его предупредил о необходимости заменить счетчик. В своем ответе на его обращение ответчик сослался на п. 34 Правил, утвержденные постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и на п. 59 указанных правил. Вместе с тем указанные правила противоречат ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «Об обеспечении единства», имеющему большую юридическую силу. Так в силу п.1 ст. 13 указанного закона применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку, тогда как физические лица в силу п. 7 ст. 13 закона могут предоставлять средства измерения для проверки в добровольном порядке. Прокурор г. Москвы Постановление -ПП от ДД.ММ.ГГГГ признал не соответствующим законодательство в части установления сроков поверки водосчетчиков. ДД.ММ.ГГГГ мэр Москвы ФИО4 подписал Постановление -ПП, которым отменены ранее установленные сроки межповерочных интервалов приборов учета воды. В связи с указанным считает незаконными требования ответчика о замене либо проверке счетчиков горячей и холодной воды.

Представитель ответчика ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика» ФИО2 требования истца не признала. Суду пояснила, что ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика» не может согласиться с заявленными требованиями по следующим основаниям: ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика» осуществляет управление многоквартирным домом по <адрес> в силу договора управления от ДД.ММ.ГГГГ. Предоставление коммунальных услуг осуществляется управляющей компанией в порядке, Правилами утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и за счет средств собственников. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении и размер платы за предоставленную потребителю коммунальную услугу, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (п. 81 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). Согласно п. 80 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета (паспорт прибора учета). Ввод прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем (в данном случае ОАО «Управляющая компания служба Заказчика») на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (п. 81 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета). Ввод прибора учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию (п. 81(3) Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). В акте ввода прибора учета в эксплуатацию, указываются: а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию; б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию; в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки; г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа; д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы); е) дата следующей поверки. В случае истечения межповерочного интервала поверки, прибор учета считается вышедшим из строя (подпункт «д» пункта 81(12) Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). В случае выхода прибора учета из строя (неисправности) потребитель обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). Согласно имеющегося у ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика» акта ввода прибора учета в эксплуатацию, приборы учета холодной и горячей воды в жилом помещении по адресу: <адрес> введены в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. Первичная дата поверки указана в акте - ДД.ММ.ГГГГ (согласно данным паспорта прибора учета), следующая дата поверки для приборов учета холодной воды 22.03.2016г., для приборов учета горячей воды - 22.03.2014г. Следовательно, истцу необходимо было осуществить поверку или замену приборов учета холодной воды не позднее ДД.ММ.ГГГГ, приборов учета горячей воды не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником <адрес>, на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Управление многоквартирным домом по <адрес> осуществляет ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратился к ответчику с заявлением о предоставлении информации о законности замены либо проверки индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды.

На указанное обращения ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика» дала истцу ответ, о том, что сроки проверки водосчетчиков установлены Правилами, утвержденными постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми потребитель обязан обеспечивать проведение проверок установленных за счет потребителя индивидуальных приборов учета в сроки установленные технической документацией.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О водоснабжении и водоотведении" и принятого в соответствии с данным Федеральным законом Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 406 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" тарифы в сфере водоснабжения, в том числе горячего водоснабжения, входят в систему государственного регулирования тарифов.

В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 102-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обеспечении единства измерений" под проверкой средств измерений понимается совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

Согласно ст. 9 Федерального закона N 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие проверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

В силу п. 1 ст.13 Федерального закона – ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Согласно п. 8 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установка, замена, эксплуатация, поверка приборов учета воды, сточных вод осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пп. "д" п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Согласно п. 80 Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета.

Согласно п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Учитывая вышеизложенное, именно на собственнике жилого или нежилого помещения лежит обязанность по сохранности и своевременной замене индивидуальных приборов учета.

Согласно пп. "д" п. 81 (12) Правил предоставления коммунальных услуг, прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу <адрес> были допущены к эксплуатации приборы учета воды: счетчик горячей воды СВК15-3-2 с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ; счетчик холодной воды СВК15-3-2 с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ; счетчик горячей воды СВК15-3-2 с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ; счетчик холодной воды СВК15-3-2 с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ.

Истцом не предоставлено паспортов на установленные и введенные в его квартире счетчики горячей и холодной воды, в связи с чем суд приходит к выводу, что счетчики прошли первичную поверку ДД.ММ.ГГГГ, межповерочный интервал счетчиков горячей воды составляет 4 года, холодной воды 6 лет.

Поскольку обязанность по обеспечению проведения проверок установленных за счет потребителя приборов учета лежит на потребителе услуг – ФИО1, постольку требования ответчика о замене либо проверке ФИО1 счетчиков горячей и холодной воды установленных в его квартире, суд находит основанным на законе.

Довод ответчика о том, что в силу п.1 ст. 13 указанного закона применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку, тогда как физические лица в силу п. 7 ст. 13 закона могут предоставлять средства измерения для проверки в добровольном порядке суд не принимает, как основанный не неверном толковании закона.

Ссылки ответчика на постановление Правительства г. Москвы -ПП от ДД.ММ.ГГГГ, постановление мера г. Москвы ПП от ДД.ММ.ГГГГ не рассматриваются, потому, как указанные постановления имеют меньшую юридическую силу по отношению к вышеприведенному законодательству.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика» о признании незаконным требования о замене либо поверке счетчиков горячей и холодной воды отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Шимановский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий: