Дело №2-469/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Антропово «24» мая 2017 года
Костромской области
Галичский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Копалыгиной В.С.
при секретаре судебного заседания,
с участием помощника прокурора Антроповского района Михайлова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Антроповского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Антроповского муниципального района Костромской области об установлении обязанности про разработке и принятии программы в области профилактики терроризма и экстремизма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Антроповского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Антроповского муниципального района Костромской области об установлении обязанности по разработке и принятии программы в области профилактики терроризма и экстремизма.
В обоснование своих требований истец указал следующее. Прокуратурой Антроповского района по заданию прокуратуры Костромской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму в деятельности администрации Антроповского муниципального района Костромской области. В ходе проверки установлено, что в нарушение названного законодательства муниципальные программы в области профилактики экстремизма, терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений не разработаны и не приняты. Прокуратурой Антроповского района в адрес главы администрации Антроповского муниципального района <дата>. вносилось представление об устранении нарушений названного законодательства, однако каких-либо мер по их устранению администрацией муниципального района не принято.
Со ссылкой на требования ст. 45 ГПК РФ, ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.6.1 ч.1 ст.7 Устава Антроповского муниципального района, ст.ст. 2,3, 5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму», ст.4 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» прокурор просил суд обязать ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять муниципальную программу в области профилактики экстремизма и терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В судебном заседании помощник прокурора Антроповского района Костромской области Михайлов С.А. заявление прокурора поддержал и просил суд его удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Антроповского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Представитель ответчика по доверенности ФИО1 направила в суд отзыв, в котором с иском прокурора не согласилась, указав на то, что на территории Антроповского района проводится работа по профилактике терроризма и экстремизма. В частности, в рамках муниципальной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Антроповском муниципальном районе» предусмотрены мероприятия по противодействию терроризму и экстремизму. Разработка программы является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, в связи с чем просила суд об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
Гражданское дело рассмотрено без участия представителя ответчика.
Суд, выслушав представителя истца - помощника прокурора Антроповского района Костромской области Михайлова С.А., исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со статей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 6.1 ч.1 ст. 7 Устава Антроповского муниципального района к вопросам местного значения района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального района.
В соответствии с требованиями ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 06.03.2006 N35-Ф3 «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму определены обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина (включая несовершеннолетних), обязательность осуществления деятельности по предупреждению (профилактике) экстремизма и терроризма
В соответствии со ст.. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 235-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно части 2 ст.4 Федерального закона от 25.07.2002 № 114ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее по тексту - Закон о противодействии экстремизму) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (ст. 5 Закона «О противодействии экстремизму»).
Согласно п.1 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В ходе судебного заседания установлено, что прокуратурой Антроповского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму. В ходе проверки установлено, что на территории Антроповского района не разработаны и не принята муниципальная программа о противодействии терроризму и экстремистской деятельности и, соответственно, не сформирован комплексный подход к решению указанных вопросов.
Суд не принимает доводы представителя ответчика - администрации Антроповского муниципального района Костромской области по доверенности ФИО1, не согласившейся в направленном в суд отзыве с иском прокурора, указав на отсутствие оснований, предусмотренных законом, для установления указанной обязанности, а также организацию органом местного самоуправления проведения комплекса мероприятий, направленных на противодействие терроризму и экстремизму и минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений. Указанные доводы, по мнению суда, не соответствуют требованиям действующего законодательства в области противодействия терроризму и экстремизму. Представленная помощником прокурора Антроповского района Михайловым С.А. в судебное заседание муниципальная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Антроповском муниципальном районе на 2015-2017г.г.» не содержит комплекса мероприятий, направленных на противодействие терроризму и экстремизму.
При таких обстоятельствах суд не видит оснований для отказа в удовлетворения исковых требований прокурора и считает, что на администрацию Антроповского муниципального района Костромской области должна быть возложена обязанность по разработке и принятии программы в области профилактики экстремизма и терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений. Указанный в исковом заявлении прокурора срок для исполнения обязанности суд считает разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требованияпрокурора Антроповского района Костромской области - удовлетворить.
Обязать орган местного самоуправления в лице Администрации Антроповского муниципального района Костромской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять муниципальную программу в области профилактики экстремизма и терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд (<адрес>) в течение месяца.
Судья:В.С. Копалыгина