ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-469/2022 от 22.06.2022 Задонского районного суда (Липецкая область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Задонский районный суд в составе:

председательствующего судьи Центерадзе Н.Я.

при помощнике судьи ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ФИО2 к администрации ФИО2 муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ФИО2 в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации ФИО2 муниципального района о признании незаконным бездействия, связанного с не принятием мер по обеспечению безопасности дорожного движения и возложении обязанности на ответчика в течение двух месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу устранить следующие нарушения законодательства о безопасности дорожного движения: произвести ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения с идентификационным номером 42 224 812 ОП МП 10, расположенной по в с. ФИО1 , протяженностью 2 км, путем восстановления изношенного щебеночного и грунтового покрытия, в том числе путем восстановления профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 900 куб м. на 1 км дороги в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой ФИО2 на основании поступившего коллективного обращения жителей в с. ФИО1 липецкой области проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проверки выявлено, что на участке автодороги общего пользования местного значения, расположенной от до в с. ФИО1 установлено наличие не менее шести отдельных повреждений щебеночного покрытия проезжей части в виде выбоин длиной более 15 см, глубиной более 5 см. Около в с. ФИО1 щебеночное покрытие проезжей части имеет 3 выбоины с примерными размерами: 1) ширина – 85 см, длина – 150 см, глубина – 7 см, 2) ширина – 2 м, длина – 3 м, глубина 8 см, 3) ширина – 80 см, длина- 110 см, глубина – 7 см. На участке вышеуказанной автодороги, расположенной от до в с. ФИО1 грунтовое покрытие дороги на протяжении около 30 метров размыто. В районе домов и по в с. ФИО1 имеются значительные разрушения грунтового покрытия дороги. Таким образом, установлено, что щебеночное покрытие на всем протяжении автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по в с. ФИО1 находится в крайне изношенном состоянии, тем самым не обеспечиваются безопасные условия для движения транспортных средств, что является предпосылкой для возникновения на них очагов аварийности. Следов каких либо ремонтных, восстановительных работ на момент осмотра не выявлено. Решением совета депутатов ФИО2 муниципального района от 23.12.2021г. «О даче согласия на заключения соглашения о передаче органам местного самоуправления части полномочий ФИО2 муниципального района по решению вопросов местного значения на 2022 год» с 01.01.2022г. органам местного самоуправления сельских поселений Болховского, Верхнеказаченского, Бутырского, Верхнестуденецкого, Гнилушинского, Донского, Калабинского, Каменского, Камышевского, Кашарского, Ксизовского, Рогожинского, Скорняковского, Тимирязевского, Хмелинецкого, Юрьевского сельсоветов за счет иных межбюджетных трансферов, предоставляемых из бюджета ФИО2 муниципального района в бюджеты сельских поселений, осуществляются полномочия в части дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений (в части содержания автомобильных дорог). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другими нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Полномочия по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений возложены на администрацию ФИО2 муниципального района .

В судебном заседании прокурор ФИО5 исковые требования поддержала, основываясь на доводах искового заявления.

Представитель ответчика - администрация ФИО2 муниципального района , в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно надлежащим образом, причина не явки не известна.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и государства.

Согласно п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местно самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах, о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дано понятие дорожной деятельности – как деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Из акта осмотра участка местности от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на участке автодороги общего пользования местного значения, расположенной от до в с. ФИО1 установлено наличие не менее шести отдельных повреждений щебеночного покрытия проезжей части в виде выбоин длиной более 15 см, глубиной более 5 см. Около в с. ФИО1 щебеночное покрытие проезжей части имеет 3 выбоины с примерными размерами: 1) ширина – 85 см, длина – 150 см, глубина – 7 см, 2) ширина – 2 м, длина – 3 м, глубина 8 см, 3) ширина – 80 см, длина- 110 см, глубина – 7 см. На участке вышеуказанной автодороги, расположенной от до в с. ФИО1 грунтовое покрытие дороги на протяжении около 30 метров размыто. В районе домов и по в с. ФИО1 имеются значительные разрушения грунтового покрытия дороги.

Согласно п.4.1 Национального стандарта РФ ФИО6 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017г. -ст) выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования (п.4.2 ГОСТ 50597-2017).

Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в срок, приведенные в таблице 5.3 (п.5.2.4 ФИО6 50597-2017).

Выявленные в ходе проверки нарушения федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения являются существенными, в связи с чем, требуют принятия незамедлительных мер по их устранению.

Доказательств в опровержение указанных обстоятельств ответчиком не представлено.

Решением совета депутатов ФИО2 муниципального района от 23.12.2021г. «О даче согласия на заключения соглашения о передаче органам местного самоуправления части полномочий ФИО2 муниципального района по решению вопросов местного значения на 2021 год» с 01.01.2021г. органам местного самоуправления сельских поселений Болховского, Верхнеказаченского, Бутырского, Верхнестуденецкого, Гнилушинского, Донского, Калабинского, Каменского, Камышевского, Кашарского, Ксизовского, Рогожинского, Скорняковского, Тимирязевского, Хмелинецкого, Юрьевского сельсоветов за счет иных межбюджетных трансферов, предоставляемых из бюджета ФИО2 муниципального района в бюджеты сельских поселений, осуществляются полномочия в части дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений (в части содержания автомобильных дорог). Полномочия по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений возложены на администрацию ФИО2 муниципального района .

Поскольку администрация ФИО2 муниципального района наделена полномочиями по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, то администрация ФИО2 муниципального района обязана устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию ФИО2 муниципального района в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить следующие нарушения законодательства о безопасности дорожного движения: произвести ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения с идентификационным номером 42 224 812 ОП МП 10, расположенной по в с. ФИО1 , протяженностью 2 км, путем восстановления изношенного щебеночного и грунтового покрытия, в том числе путем восстановления профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 900 куб м. на 1 км дороги в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Задонский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ