УИД 32RS0007-01-2022-000441-29
Дело №2-469/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 сентября 2022 года пос. Дубровка
Дубровский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Ерохиной И.В.,
при секретаре Ананенко О.В.,
с участием
истца помощника прокурора Дубровского района Брянской области Кусановой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Дубровского района Брянской области (в порядке ст.45 ГПК РФ) в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Рековичской сельской администрации Дубровского района Брянской области о понуждении к совершению действий, направленных на постановку на кадастровый учет, с последующей государственной регистрацией права собственности на водопроводную сеть, по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Дубровского района Брянской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь в обоснование требований на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере муниципальной собственности в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, в ходе которой установлено, что водопроводные сети в <адрес> изношены на 75-80%, в результате чего водоснабжение в данном населенном пункте осуществляется ненадлежащим образом, о чем свидетельствуют неоднократные обращения жителей в 2021 году с заявками в МУП «Водоканал Дубровский» о слабом напоре воды и прорывах на магистральном водопроводе.
По сведениям МУП «Водоканал Дубровский» по <адрес> проходит водопроводная сеть протяженностью 2 км, введенная в эксплуатацию в 1974 году.
Вместе с тем, сведения о регистрации права собственности Рековичской сельской администрации Дубровского района Брянской области на указанный объект недвижимого имущества в органах Управления Росреестра по Брянской области отсутствуют, на кадастровый учет он не поставлен.
Указанные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанности по распоряжению вышеуказанным объектом недвижимого имущества, расположенного в административных границах данного сельского поселения, так как отсутствие собственника водопроводной сети нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения, бесперебойного и качественного предоставления коммунальных услуг в сфере водоснабжения.
23 мая 2022 года прокурором Дубровского района в адрес главы Рековичской сельской администрации внесено представление №43/2022 об устранении вышеуказанных нарушений, которые в установленный законом срок не устранены, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском
В связи с изложенным, прокурор Дубровского района Брянской области просит суд возложить на Рековичскую сельскую администрацию обязанность обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на кадастровый учет с последующей государственной регистрацией права собственности на водопроводную сеть, протяженностью 2 км, расположенную по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец помощник прокурора Дубровского района Брянской области Кусанова С.В. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить. Полагала возможным определить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2022 года, что не нарушит баланс прав и законных интересов обеих сторон.
Представитель ответчика глава Рековичской сельской администрации Шарыгина Е.А. в суд не явилась, письменно представила заявление, в котором исковые требования признала в полном объеме, последствия признания иска ей разъяснены и понятны. Просила предоставить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2022 года.
Представитель Управления Росреестра по Брянской области Платонова О.В., действующая на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, разрешение дела оставила на усмотрение суда с учетом позиции, изложенной в отзыве на исковое заявление.
В силу ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие надлежаще извещенных не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Требованиями ст.2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14, п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Понятие водопроводной сети изложено в п.5 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которому водопроводная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
В силу ст.ст.18, 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
На основании ч.1 ст.27 Водного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся владение, пользование, распоряжение такими водными объектами, осуществление мер по охране таких водных объектов.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
Статьями 130 и 131 ГК РФ определены понятия недвижимых вещей, а также государственной регистрации недвижимого имущества.
В соответствии со ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр (ст.8.1 ГК РФ).
В соответствии с п.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ч.3 ст.1 названного Федерального закона, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В силу ст.14 названного Федерального закона, государственная регистрация носит заявительный характер, в частности, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации.
Из системного толкования вышеприведенных законоположений следует, что обращение органа местного самоуправления в регистрирующий орган с заявлением о постановке на кадастровый учет с последующей государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, является обязанностью органа местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, Рековичское сельское поселение является муниципальным образованием, которое входит в состав Дубровского муниципального района Брянской области и является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления.
Законом Брянской области от 14.12.2006 №119-З «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными муниципальными образованиями «Дубровское городское поселение», «Алешинское сельское поселение», «Пеклинское сельское поселение», «Рековичское сельское поселение» «Рябчинское сельское поселение», «Сергеевское сельское поселение», «Сещинское сельское поселение» и муниципальным образованием «Дубровский район», в границах которого они образованы, в перечень муниципального имущества, передаваемого в собственность «Рековичское сельское поселение» вошли водопроводные сети, расположенные в <адрес>.
Согласно информации МУП Дубровского городского поселения «Водоканал Дубровский» исх.№89 от 22.06.2022 года, водопроводные сети, расположенные на территории Рековичского сельского поселения Дубровского муниципального района Брянской области, в хозяйственное ведение МУП Дубровского городского поселения «Водоканал Дубровский» не поступали.
В ходе прокурорской проверки установлено, что на кадастровый учет объект недвижимости – водопроводная сеть протяженностью 2 км, расположенная по <адрес>, не поставлена, сведения о регистрации права на нее в органах Управления Росреестра по Брянской области отсутствуют.
Данное обстоятельство также подтверждено информацией, отраженной в отзыве Управления Росреестра по Брянской области, согласно которой в ЕГРН сведения о государственной регистрации прав в отношении вышеуказанной водопроводной сети, отсутствуют.
Таким образом, в нарушение вышеизложенных норм законодательства ответчиком Рековичской сельской администрацией не принимается практических мер, направленных на обращение в регистрирующий орган с заявлением о постановке объекта недвижимости на учет с последующей регистрацией права собственности на него.
При этом, ответчик, как административный орган, обязан действовать в защиту прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного сельского поселения, так как указанный объект недвижимого имущества расположен в административных границах данного сельского поселения, и к полномочиям органа местного самоуправления относится сфера водоснабжения населения.
Отсутствие собственника вышеуказанной водопроводной сети создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, так как указанный объект жизнеобеспечения находится в бесконтрольном состоянии, что способствует возникновению затруднительных условий для населения сельского поселения, использующих питьевую воду, в части обеспечения бесперебойной и качественной подачи воды, возникновения аварийных ситуаций, а также невозможностью обеспечения сохранности данного объекта социального назначения, его безопасной эксплуатации и предотвращения чрезвычайных ситуаций, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.
Также отсутствие государственной регистрации права собственности на спорную водопроводную сеть не позволяет административному органу совершать в полном объеме действия, связанные с владением и распоряжением указанным имуществом, в том числе выделять бюджетные средства на содержание, ремонт и использование объекта недвижимости по целевому назначению, при этом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в регистрирующим органе с последующей государственной регистрацией права собственности на него.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество направлена на реализацию принципов публичности и достоверности сведений о правах на объекты недвижимого имущества и их правообладателях, она создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом (определения КС РФ от 5 июля 2001 года № 132-О и № 154-О и др.).
При указанных обстоятельствах, отсутствие зарегистрированного права собственности на водопроводную сеть не способствует стабильности гражданского оборота, в связи с чем исковые требования прокурора <адрес> о возложении на ответчика обязанности по постановке на учет водопроводной сети протяженностью 2 км, расположенной по <адрес>, с последующей регистрацией права собственности, подлежат удовлетворению, так как направлены на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.
Глава Рековичской сельской администрации Шарыгина Е.А. в поданном заявлении просила предоставить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2022 года.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке исполнения решения суда, в течение которого ответчиком должны быть выполнены возложенные на него обязанности по устранению допущенных нарушений, выявленных в ходе прокурорской проверки, принимая во внимание временные и материальные затраты, оценивая предлагаемые сторонами сроки, с учетом их доводов, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2022 года, который, по мнению суда, будет отвечать требованиям справедливости и обеспечивать баланс прав и законных интересов сторон, является разумным и достаточным для исполнения судебного акта.
В силу ч.2 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области (в порядке ст.45 ГПК РФ) в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Рековичской сельской администрации Дубровского района Брянской области о понуждении к совершению действий, направленных на постановку на кадастровый учет, с последующей государственной регистрацией права собственности на водопроводную сеть, расположенную по адресу: <адрес> - удовлетворить.
Возложить на Рековичскую сельскую администрацию обязанность обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на кадастровый учет с последующей государственной регистрацией права собственности на водопроводную сеть, протяженностью 2 км, расположенную по адресу: <адрес>.
Установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца через Дубровский районный суд Брянской области со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2022 года.
Председательствующий по делу И.В. Ерохина