ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-46/16 от 01.07.2016 Тугуро-чумиканского районного суда (Хабаровский край)

Дело 2-46/2016

РЕШЕНИЕ

ИменемРоссийскойФедерации

с. Чумикан 1 июля 2016 года

Тугуро-Чумиканский районный суд Хабаровского края

в составе

председательствующего судьи Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, исполняющего обязанности судьи Тугуро-Чумиканского районного суда Хабаровского края Смирнова С.С.,

при секретаре Галкиной О.Л.,

с участием

представителя истца - и.о. заместителя прокурора Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края Савина К.П.,

представителя ответчика - администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края по доверенности ФИО2,

главы сельского поселения «Село Удское» ФИО3, главы сельского поселения «Село Алгазея» ФИО4, главы сельского поселения «Село Тором» ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности создать муниципальную пожарную охрану на территории сельского поселения «Село Удское», сельского поселения «Село Алгазея», сельского поселения «Село Тором», сельского поселения «Село Тугур»,

УСТАНОВИЛ

Прокурор Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности создать муниципальную пожарную охрану на территории сельского поселения «Село Удское», сельского поселения «Село Алгазея», сельского поселения «Село Тором», сельского поселения «Село Тугур», в обоснование своих требований ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в сельских поселениях Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края было установлено, что администрацией Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края не приняты все предусмотренные законом меры для тушения и ликвидации возможных пожаров, муниципальная пожарная охрана на территории сельского поселения «Село Удское», сельского поселения «Село Алгазея», сельского поселения «Село Тором», сельского поселения «Село Тугур» отсутствует. В связи с отсутствием на территории поселений муниципальной пожарной охраны, достаточной территориальной удаленностью от сил и средств государственной пожарной охраны, в случае возникновения очагов возгорания, при отсутствии муниципальной пожарной охраны, могут наступить тяжкие последствия. На органы местного самоуправления возложено создание муниципальной пожарной охраны, предназначенной для обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Разрешение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. Учитывая, что обязанность по созданию муниципальной пожарной охраны на территории поселений сельское поселение «Село Тугур», сельское поселение «Село Тором», сельское поселение «Село Алгазея», сельское поселение «Село Удское» возложена на Тугуро-Чумиканский муниципальный район Хабаровского края, просит суд обязать администрацию Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края создать муниципальную пожарную охрану на территории указанных поселений.

В судебном заседании представитель истца и.о. заместителя прокурора Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края Савин К.П. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. На удовлетворении исковых требований настаивал. Считает возможным в случае удовлетворения исковых требований установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании представитель ответчика – администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края по доверенности ФИО2 заявленные исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, пояснил, что создание муниципальной пожарной охраны является правом, а не обязанностью сельского муниципального образования. На территории сельских поселений «Село Удское», «Село Алгазея», «Село Тором», «Село Тугур» созданы добровольные пожарные дружины. Кроме того, администрация района не обладает практической возможностью создания муниципальной пожарной охраны в сельских поселениях, в связи с отсутствием финансовых средств в бюджете администрации района.

Принимающие участие в судебном заседании главы сельских поселений «Село Удское», «Село Алгазея», «Село Тором», пояснили, что на территории поселений действительно созданы добровольные пожарные дружины, работающие на добровольной основе, приняты меры по созданию, обновлению защитных противопожарных минерализованных полос, однако при этом указали на то, что принятых на уровне поселений первичных мер пожарной безопасности не достаточно, а так же на отсутствие практической возможности создания муниципальной пожарной охраны силами администраций поселений, и невозможности с учетом дислокации пожарной охраны района приезда подразделения в течение 20 минут на вызов в поселения в случае возникновения пожарной ситуации.

Глава сельского поселения «Село Тугур» ФИО1. надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения искового заявления, в суд не явилась, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Муниципальная пожарная охрана является создаваемой органами местного самоуправления на территории муниципальных образований системой органов, подразделений и организаций, и призвана обеспечивать пожарную безопасность на местном уровне.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 данного Федерального закона. В соответствии с ч. 1 ст. 76, дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в сельских поселениях не должно превышать 20 минут.

Согласно ст. 63 данного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов отнесено: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Согласно исследованным судом материалам и пояснениям участвующих лиц, на территории сельских поселений «Село Удское», «Село Алгазея», «Село Тором», «Село Тугур» силами администраций поселений созданы добровольные пожарные дружины, приняты первичные меры пожарной безопасности.

Добровольные пожарные дружины в соответствии с Законом о пожарной безопасности являются одним из пяти видов пожарной охраны, к которым относятся также Государственная противопожарная служба, ведомственная, частная и муниципальная пожарные охраны, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Согласно тому же закону создание муниципальной пожарной охраны не включено в первичные меры пожарной безопасности и, следовательно, не относится к вопросам местного значения.

В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Принимая во внимание тот факт, что обеспечение пожарной безопасности является соответствующей обязанностью органов местного самоуправления, оценив в совокупности исследованные доказательства, предоставленные сторонами, суд считает исковое требование подлежащим удовлетворению.

Исходя из анализа п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Методических рекомендаций органам местного самоуправления по реализации данного закона в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения является самостоятельной обязанностью муниципального образования. Согласно этому же Закону органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями входящих в них муниципальных образований.

Согласно ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится создание условий для организации добровольной пожарной охраны, но не создание муниципальной пожарной охраны.

Судом, с учетом мнения присутствующих в заседании глав поселений, принимаются доводы истца о необходимости возложения обязанности по созданию муниципальной пожарной охраны на территории сельских поселений «Село Тугур», «Село Тором», «Село Алгазея», «Село Удское», входящих в состав Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края, на администрацию Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края. Судом учитываются принятые главами сельских поселений первичные меры пожарной безопасности – создание добровольных пожарных дружин у себя на территории. Суд соглашается с доводами истца о недостаточности принятых мер на территории поселений, принимая во внимание достаточную территориальную удаленность от сил и средств государственной пожарной охраны, их дислокация. При этом, суд полагает, что создание муниципальной пожарной охраны силами администраций сельских поселений будет являться невыполнимой.

Довод представителя ответчика о том, что в сельских поселениях созданы добровольные пожарные дружина, не может быть признан судом достаточным для осуществления и выполнения требований пожарной безопасности. Первичные меры пожарной безопасности – создание добровольной пожарной дружины, это изначальные мероприятия, направленные непосредственно на предотвращение неконтролируемых возгораний, реализуемые на низовом уровне, и они не могут быть признаны достаточными мерами, таким образом, целесообразно решить вопрос о создании муниципальной пожарной охраны.

Доводы представителя ответчика о том, что создание муниципальной пожарной охраны является правом, а не обязанностью сельского муниципального образования, а так же о том, что администрация района не обладает практической возможностью создания муниципальной пожарной охраны в сельских поселениях, в связи с отсутствием финансовых средств в бюджете администрации района, признаются судом несостоятельными.

Полномочия органов местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных Конституцией РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их защищенности. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также права граждан на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций определены ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

При этом отсутствие или недостаточность денежных средств в соответствующем бюджете основанием для освобождения от исполнения установленной обязанности являться не может. В случае недостаточности доходов местных бюджетов для решения вопросов местного значения финансовые средства могут и даже должны предоставляться из доходов вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчик вправе обратиться за предоставлением отсрочки и рассрочки исполнения решения суда.

Согласно положениям ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

С учетом данной нормы, позиций лиц, участвующих в деле, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования прокурора Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края создать муниципальную пожарную охрану на территории сельского поселения «Село Удское», сельского поселения «Село Алгазея», сельского поселения «Село Тором», сельского поселения «Село Тугур», - удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края создать муниципальную пожарную охрану на территории сельского поселения «Село Удское», сельского поселения «Село Алгазея», сельского поселения «Село Тором», сельского поселения «Село Тугур» в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Тугуро-Чумиканский районный суд Хабаровского края в течение 1 (одного) месяца со дня принятия решения судом.

Судья С.С. Смирнов