Дело № 2-46/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 22.01.2018 года
Мотивированное решение составлено 26.01.2018 года
г. Прокопьевск 22 января 2018 года
Прокопьевский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего Герасимчук Т.А.,
при секретаре Левшиной ОН.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе к администрации Яснополянского сельского поселения о понуждении к совершению действий, направленных на выполнение санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованием о понуждении администрации Яснополянского сельского поселения к совершению действий, направленных на выполнение санитарного законодательства.
Требования мотивированы тем, что при проведении плановой выездной проверки в отношении администрации Яснополянского сельского поселения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. На территории Яснополянского сельского поселения имеются кладбища для захоронения умерших людей: в <адрес>. Эксплуатация данных кладбищ осуществляется без установления размеров санитарно-защитной зоны. Кладбища не имеют санитарно-эпидемиологического заключения по установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны, что противоречит требованиям ст. 11, п.3.ст. 20, ч.2 ст.21, ч.1 ст.24, ч.3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», п. 3 ст. 16, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха», п. 1.5., п. 2.1., п. 2.2., п. 3.1., п. 4.1., п.4.3., п.5.1., п. 7.1.12 СанПиН 2.1.1/ 2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в новой редакции, п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п. 2.1., п.2.5., п.2.9. СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ зданий и сооружений похоронного назначения».
За выявленные нарушения глава администрация Яснополянского сельского поселения привлечен к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ постановлением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе № от ДД.ММ.ГГГГ, назначено наказание в виде штрафа в размере 500 руб. Предписанием должностного лица об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ. администрации Яснополянского сельского поселения предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить размеры санитарно-защитных зон кладбищ, расположенных на территории Яснополянского сельского поселения Прокопьевского района в <адрес>.
По исполнению предписания № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Яснополянского сельского поселения не представлены документы по установлению размеров санитарно-защитной зоны кладбищ. Просит обязать администрацию Яснополянского сельского поселения в срок 1 год с момента вступления решения суда в законную силу установить размеры санитарно-защитной зоны, оформить документы по согласованию размеров санитарно- защитной зоны в установленном порядке для кладбищ, расположенных на территории Яснополянского сельского поселения Прокопьевского района в <адрес>.
В судебном заседании представитель истца – <данные изъяты> Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе ФИО1, действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, уточнила исковые требования, дала объяснения, аналогичные исковому заявлению, просит обязать администрацию Яснополянского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить размеры санитарно-защитной зоны для кладбищ, расположенных на территории Яснополянского сельского поселения Прокопьевского района в <адрес>.
Представитель ответчика администрации Яснополянского сельского поселения в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы дела, находит уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.ст. 20, 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (п. 4 ст. 7 указанного Закона).
В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к данным санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Пунктом 3.1 правил установлено, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах.
Согласно п. 1.5 указанных правил, санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Классификация объектов по классам опасности приведена в разделе 7.1.12 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», в соответствии с которой кладбища площадью до 40 га отнесены ко 2 классу опасности.
Судом установлено, что на территории <адрес> Яснополянского сельского поселения Прокопьевского муниципального района Кемеровской области расположены кладбища.
Доводы представителя истца о том, что эксплуатация кладбищ осуществляется с нарушением санитарного законодательства, нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания.
Так, в соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении ТО Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе плановой выездной проверки в отношении администрации Яснополянского сельского поселения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: эксплуатация кладбищ, расположенных в <адрес> Яснополянского сельского поселения Прокопьевского муниципального района осуществляется без установления санитарно-защитной зоны, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение по установленной СЗЗ (л.д. 10-11).
По результатам проведенной проверки администрации Яснополянского сельского поселения дано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить размеры СЗЗ кладбищ, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 12-13).
Постановлением начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе № от ДД.ММ.ГГГГ глава администрация Яснополянского сельского поселения привлечена к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500руб. (л.д. 8-9).
Сведений о том, что акт проверки, предписание были оспорены ответчиком, суду не представлено и в материалах дела не содержится.
Таким образом, установлено, что до настоящего времени предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации кладбищ, расположенных в <адрес> Яснополянского сельского поселения Прокопьевского муниципального района, не выполнено, что свидетельствует о нарушении ответчиком прав граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, право на жизнь и охрану здоровья. В связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности требований ТО Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе о понуждении администрации Яснополянского сельского поселения к совершению действий, направленных на выполнение санитарного законодательства.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая объем возлагаемых обязанностей, суд полагает возможным установить ответчику заявленный истцом срок – до 01.03.2019 года.
В силу пп. 13, 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе и администрация Яснополянского сельского поселения освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненные исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе удовлетворить.
Обязать администрацию Яснополянского сельского поселения в срок до 01.03.2019 года установить размеры санитарно-защитной зоны кладбищ, расположенных на территории Яснополянского сельского поселения Прокопьевского района в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд Кемеровской области в течение месяца.
Председательствующий: подпись.
Копия верна. Судья: Т.А.Герасимчук (На момент опубликования решение в законную силу не вступило.)