ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-46/19 от 14.06.2019 Урмарского районного суда (Чувашская Республика)

Дело №2-46/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2019 года пос. Урмары

Урмарский районный суд Чувашской Республики,

под председательством судьи Соловьевой К.А.,

с участием прокуроров Казакова Ю.А. и Никифорова Ю.Н.,

при секретаре судебного заседания Кузьминой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

И.о. прокурора Урмарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Автодорсервис", КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии об обязании устранить нарушения требований законодательства об охране и рациональном использовании земель (почвы) в части рекультивации земель в овраге Сокорвар и косогоре поля №4 с. Шигали Урмарского района Чувашской Республики,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Урмарского района Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Автодорсервис", КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии об обязании устранить нарушения требований законодательства об охране и рациональном использовании земель (почвы) в части рекультивации земель в овраге Сокорвар и косогоре поля №4 с. Шигали Урмарского района Чувашской Республики по тем мотивам, что проведенной прокуратурой Урмарского района во исполнение поручения прокуратуры Чувашской Республики от 23.11.2018 №7-285-18 в связи с рассмотрением коллективного обращения жителей с. Шигали Урмарского района по вопросу строительства моста проверкой в деятельности ООО «Автодорсервис» выявлены нарушения законодательства об охране и рациональном использовании земель (почвы).

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: - использовать земельные участки в соответствии с их целевым
назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в
том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования
градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-
гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, аболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения Химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим кодексом, Федеральным законом от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного значения», Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране Окружающей среды».

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных Насаждений.

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Проверкой установлено, в соответствии с государственным контрактом от 12.05.2017 №43-с, заключенным с заказчиком КУ ЧР «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства ЧР, подрядчиком ООО «Автодорсервис» в течение 2017 года выполнены работы по строительству автомобильной дороги в с. Шигали Урмарского района.

В соответствии с проектной документацией объекта «Строительство автомобильной дороги в с.Шигали Урмарского района Чувашской Республики» грунт для устройства насыпи при строительстве автодороги предусмотрено завозить с существующего карьера, расположенного на расстоянии 1,5 км восточнее с. Шигали (справка главы Шигалинского сельского поселения от 14.12.2009 №68). Несмотря на указанное требование проектной документации администрацией ООО «Автодорсервис» в период с 01.06. по 25.09. 2017 г. осуществлялась выемка грунта для отсыпки земляного полотна автодороги из двух мест (овраг Сокорвар, расположенный в начале (адрес изъят), и косогор поля ). Выемка грунта произведена без письменных разрешений администраций Урмарского района и Шигалинского сельского поселения.

При проверке представителями Управления Россельхознадзора по ЧР и Ульяновской области, Министерства природных ресурсов и экологии ЧР при участии главы Шигалинского сельского поселения Семенова А.А. и депутата Собрания депутатов Шигалинского сельского поселения Тапинова М.Н. 12.12.2017 установлено, что в ходе осмотра двух земельных участков обнаружено снятие и перемещение верхнего, плодородного слоя почвы. На данных участках проведены вскрышные работы с последующей добычей и вывозом грунта для строительства автомобильной дороги в с. Шигали. Площадь нарушения составила на одном участке 60 кв.м., на другом - 120 кв.м.

Проверкой прокуратурой района установлено, что в нарушение требований ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ администрацией ООО «Автодорсервис» по состоянию на 12.04.2018 не приняты меры по рекультивации земель после выемки грунта для строительства дороги в с.Шигали Урмарского района ЧР. По факту выявленных нарушений закона прокуратурой района 12.04.2018 в адрес директора ООО «Автодорсервис» внесено представление об устранении нарушений закона об охране и рациональном использовании земель (почвы).

По результатам рассмотрения представления (ответ от 23.04.2018 исх. №78) ООО «Автодорсервис» обязалось в срок до 20.06.2018 г. провести мероприятия по рекультивации вышеуказанных земельных участков. Вместе с тем, при повторной проверке с выездом на место 11.12.2018 представителями Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, отдела земельных и имущественных отношений администрации Урмарского района при участии главы Шигалинского сельского поселения Семенова А.А. и в ходе проведенного осмотра двух земельных участков обнаружено снятие и перемещение верхнего, плодородного слоя почвы с двух земельных участков, расположенных на косогоре оврага Сокорвар, в 100 м от границы приусадебного хозяйства (адрес изъят) Чувашской Республики, и в 50 м от (адрес изъят) Чувашской Республики.

Установлено, что на первом земельном участке в некоторых местах выявлены места снятия и перемещения верхнего, плодородного слоя почвы на площади 120 кв. м.

На втором земельном участке, расположенном на косогоре поля , на расстоянии 50 м от (адрес изъят), выявлены места снятия и перемещения верхнего, плодородного слоя на площади 60 кв. м. На момент осмотра проведение земельных работ не выявлено. В ходе осмотра установлено, что каких-либо мероприятий по рекультивации вышеуказанных земельных участков не проведено.

Указанные нарушения закона могут привести к смещению грунта, возникновению оползня и расширению оврага, в связи с чем, водные потоки в весенний период и в дождливую погоду могут вызвать эрозию почвы и способствовать размыванию дорожного полотна и моста через (адрес изъят) в (адрес изъят).

В связи с этим, создается непосредственная угроза безопасности жизни, здоровья людей и их имущества, и могут привести к тяжелым последствиям, связанным с гибелью людей и материальным ущербом. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просит обязать ООО «Автодорсервис» устранить выявленные нарушения требований законодательства об охране и рациональном использовании земель (почвы) в части рекультивации земель в овраге Сокорвар и косогоре поля села (адрес изъят) Чувашской Республики в течение 6 месяцев со
дня вступления в законную силу решения суда.

В ходе судебных заседаний участвующие по делу прокуроры Казаков Ю.А. и Никифоров Ю.Н. исковые требования и.о. прокурора Урмарского района поддержали в полном объеме по указанным в них основаниям и просят иск удовлетворить.

Представители ответчика ООО «Автодорсервис» по доверенности Жарков К.К. и Афанасьева Т.К. иск прокурора первоначально не признали по мотивам, изложенным в возражении на иск, и ими было заявлено ходатайство о привлечении соответчиком заказчика работ КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии, указав, что они являются ненадлежащими ответчиками. Обоснование о том, что они не являются ненадлежащими ответчиками, ими было представлено суду в письменном виде. Судом указанное ходатайство было удовлетворено и соответчиком по делу привлечено КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии.

Однако, после выхода на место судом и тщательного осмотра мест, указанных в иске прокурора, то есть осмотра оврага Сокорвар и косогоре поля , расположенных в селе (адрес изъят) Чуашкой Республики, представитель ответчика Жарков К.К. иск прокурора признал, поясняя, что в настоящее время они начали работу по рекультивации земель после строительства автодороги в (адрес изъят), то есть в овраге Сокорвар и косогоре поля . При этом они договорились с представителями сельского поселения и руководителем СХПК «Шигали, которые обещали им помочь землей и торфом, чтобы закрыть образовавшиеся после изъятия земли свободное простанство, чтобы его заполнить. С учетом всего указанного намерены в ближайшее время эту работу завершат, так как с момента изъятия с этих участков земли, на этих местах естественным образом часть пространства наполнилось в весеннее время во время таяния снега.

При вынесении решения просим суд учесть, что ООО «Автодорсервис» является
микропредприятием (см. Сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего
предпринимательства от 18.01.2019г). ООО «Автодорсервис», как малое предприятие,
выполняя дополнительные работы, не предусмотренные сметой, может оказаться под
угрозой банкротства.

Представитель соответчика КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии по доверенности Кузнецова Я.Р. иск прокурора не признала по мотивам, изложенным в отзыве на иск, согласно которой они выражают свое несогласие с привлечением Учреждения к участию в деле в качестве ответчика (по ходатайству ответчика ООО «Автодорсервис»). По существу рассматриваемого дела к КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии поясняет следующее.

1. Постановлением Кабинета Министров ЧР от 30.03.2017 № 116 утверждено распределение средств республиканского бюджета Чувашской Республики на проектирование и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, в том числе строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, в том числе: Урмарский район - строительство автомобильной дороги в с.Шигали Урмарского района Чувашской Республики, вид покрытия - асфальтобетонное.

В соответствии с п.2 Постановления органам местного самоуправления надлежит выполнить ряд мероприятий, в частности: подготовить и передать в КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии документацию, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", необходимую для проведения торгов на строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения, указанных в приложении к настоящему постановлению.

Необходимо отметить, что КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии не является заказчиком проектной документации на строительство автомобильной дороги в с.Шигали Урмарского района Чувашской Республики. Довод ООО «Автодорсервис» о том, в проектной документации отсутствует раздел «Рекультивация земель», является упущением КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии является голословным и несостоятельным. Заявляя указанный довод ООО «Автодорсервис» вводит суд в заблуждение. Согласно п.3 Постановления КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии по согласованию с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики надлежит осуществить процедуру проведения торгов на строительство, реконструкцию автомобильных дорог в сроки и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

12 мая 2017г. между КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии и ООО «Автодорсервис» заключен государственный контракт № 43-с, по которому Подрядчик обязался выполнить строительство автомобильной дороги в с.Шигали Урмарского района ЧР с вводом в эксплуатацию в 2017 г., а Заказчик обязался принять и оплатить выполненные работы.

В соответствии с п. 1.2. Контракта Подрядчик обязуется выполнить надлежащим образом все работы по строительству Объекта в объеме и в сроки в соответствии с Проектом, имеющим положительное заключение государственной экспертизы, и утвержденном в соответствующем порядке, технической документацией, условиям настоящего контракта и всех приложений к нему и сдать Заказчику выполненные в установленном порядке работы по Объекту. КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии обязательства по контракту исполнены в полном объеме, о чем свидетельствует следующие документы: Акт приемочной комиссии о готовности к приемке объекта строительства автомобильной дороги от 15.12.2017; заключение № 138 от 18.12.2017 о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, утвержденное приказом Минстроя Чувашии от 19.12.2017; Разрешение на ввод в эксплуатацию от 21.12.2017; Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) № 10 от 20.12.2017 на сумму 47 662 606,01 руб. (п.4.1.Контракта - общая стоимость работ по Контракту составляет 47 439 695,01 руб. - доп. соглашение № 2 от 20.12.2017г. увеличение 47 662 606,01 руб.) - копии прилагаются.

2. В соответствии с п. 7.1. государственного контракта № 43-с от 12.05.2017 в случае необходимости Подрядчик в течение 10 (десяти) календарных дней с момента получения технической и проектной документации от Заказчика направляет замечания по ней.

Отсутствие таких замечаний в установленный срок свидетельствует о проверке проектной документации Подрядчиком, и лишает Подрядчика права ссылаться на недостатки данных чертежей в дальнейшем. Актом от 12.05.2017 Заказчик передал Подрядчику проектную документацию на строительство автомобильной дороги в с.Шигали Урмарского района Чувашской Республики (копия прилагается). В соответствии с условиями Контракта Подрядчик письмом № 40 от 22.05.2017 обратился к Заказчику о согласовании замены звеньев железобетонной водопропускной трубы (копия прилагается). В свою очередь, ООО «Автодорсервис» к КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии с замечаниями по проектной документации в части выемки грунта из существующего карьера, не обращался.

В период выполнения работ ни Подрядчик, ни администрация Шигалинского сельского поселения также не обращались к Заказчику с письмами о невозможности выполнения работ по Контракту из-за проблем выемки грунта из существующего карьера. Между тем, Заказчиком (комиссия) ввиду ошибок в проектной документации, неоднократно принимались решения о необходимости внесения изменений и уточнения объемов работ по проектной документации (копии Актов № 1,2,3,4 прилагаются).

3. 04.07.2017 между КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии (Заказчик) и ООО
«Крисдор» (Исполнитель) заключен государственный контракт № 175 на оказание услуг по
проведению строительного контроля по строительству автомобильной дороги в с. Шигали
Урмарского района Чувашской Республики. В соответствии с контрактными обязательствами Исполнителем осуществлялся строительный контроль за всеми работами, предусмотренными проектной документацией, ведомостью объемов работ, а также за дополнительными работами, выполняемыми подрядной организацией при строительстве Объекта, в соответствии с действующими нормативными документами и правовыми актами, а также нормативными документами и требованиями Заказчика. Исполнителем было обеспечено ежедневное присутствие на объекте инженера-резидента строительного контроля на Объектах в ходе выполнения строительно-монтажных работ. Согласно Отчетам по строительному контролю за Объектом, сведений о произведении выемки грунта из места, не предусмотренного проектной документацией, не зафиксировано.

4. Также довод Подрядчика об обязанности Заказчика получения всех необходимых
согласований для выполнения работ по Контракту является несостоятельным. Так, согласно п. 9.1.4. Контракта если в ходе исполнения настоящего Контракта потребуется получение специального разрешения (лицензии, допуска) на выполнение отдельных видов работ, то Подрядчик обязан получить разрешение (лицензию, допуск) до начала их выполнения (копия письма ООО «Автодорсервис» № 37 от 17.05.2017 прилагается).

5. В п. 1 ст. 716 ГК РФ определено, что подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Подрядчик, не предупредивший Заказчика об обстоятельствах, указанных в п. 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или, несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства. В ст. 719 ГК РФ установлено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности, не предоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок. При наличии обстоятельств, заявленных Истцом, Подрядчик согласно ч. 1 ст. 719 ГК РФ обладал правом приостановить выполненные работы. Доказательств, свидетельствующих о том, что Подрядчик воспользовался предоставленным указанной нормой правом на приостановление работ, в материалы дела не представлено.

Суд, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, заключение прокурора, считает иск и.о. прокурора Урмарского района подлежащим удовлетворению в связи с их обоснованностью по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ " Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст. 3, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ " Об охране окружающей среды" ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях возложена на органы местного самоуправления. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения Химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим кодексом, Федеральным законом от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного значения», Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране Окружающей среды». При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных Насаждений.

В случае если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что согласно проверке прокуратуры Урмарского района в нарушение требований ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ администрацией ООО «Автодорсервис» по состоянию на 12.04.2018 не приняты меры по рекультивации земель после выемки грунта для строительства дороги в (адрес изъят) ЧР. По факту выявленных нарушений закона прокуратурой Урмарского района 12.04.2018 в адрес директора ООО «Автодорсервис» внесено представление об устранении нарушений закона об охране и рациональном использовании земель (почвы). Согласно ответу на представление от 23.04.2018 исх. №78 ООО «Автодорсервис» обязалось в срок до 20.06.2018 г. провести мероприятия по рекультивации вышеуказанных земельных участков.

При повторной проверке прокуратурой Урмарского района с выездом на место 11.12.2018 г. представителями Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР, отдела земельных и имущественных отношений администрации Урмарского района при участии главы Шигалинского сельского поселения Семенова А.А. и в ходе проведенного осмотра двух земельных участков обнаружено снятие и перемещение верхнего, плодородного слоя почвы с двух земельных участков, расположенных на косогоре оврага Сокорвар, в 100 м от границы приусадебного хозяйства (адрес изъят) ЧР, и в 50 м от (адрес изъят) Чувашской Республики.

При этом установлено, что на первом земельном участке в некоторых местах выявлены места снятия и перемещения верхнего, плодородного слоя почвы на площади 120 кв. м. На втором земельном участке, расположенном на косогоре поля , на расстоянии 50 м от (адрес изъят), выявлены места снятия и перемещения верхнего, плодородного слоя на площади 60 кв. м. На момент осмотра проведение земельных работ не выявлено. И в ходе осмотра установлено, что каких-либо мероприятий по рекультивации вышеуказанных земельных участков не проведено. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, в суде установлено, что вышеуказанные нарушения закона могут привести к смещению грунта, возникновению оползня и расширению оврага, в связи с чем, водные потоки в весенний период и в дождливую погоду могут вызвать эрозию почвы и способствовать размыванию дорожного полотна и моста через (адрес изъят) в (адрес изъят), и, в связи с этим, создается непосредственная угроза безопасности жизни, здоровья людей и их имущества, и могут привести к тяжелым последствиям, связанным с гибелью людей и материальным ущербом.

Итак, суд приходит к выводу, что в целях устранения выявленных нарушений требований законодательства об охране и рациональном использовании земель (почвы) в части рекультивации земель в овраге Сокорвар и косогоре поля села (адрес изъят) Чувашской Республики следует обязать ООО «Автодорсервис» устранить выявленные нарушения требований законодательства об охране и рациональном использовании земель (почвы) в части рекультивации земель в овраге Сокорвар и косогоре поля села (адрес изъят) Чувашской Республики.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ООО «Автодорсервис» устранить выявленные нарушения требований законодательства об охране и рациональном использовании земель (почвы) в части рекультивации земель в овраге Сокорвар и косогоре поля села (адрес изъят) Чувашской Республики в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Урмарский районный суд.

Судья К.А. Соловьева