Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 20 марта 2020 года
Намский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Христофоровой Е.В. единолично, при секретаре Ивановой У.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ГКУ «Дирекция строительства Министерства сельского хозяйства и РС(Я)» к ФИО1 об истребовании нецелевого использования средств федерального и республиканского бюджета,
у с т а н о в и л :
ГКУ «Дирекция строительства Министерства сельского хозяйства и РС(Я)» (далее Дирекция) обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы социальной выплаты в размере 880 890 руб. 00 коп., предоставленной на строительство жилья в соответствии с федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2013-2020 годы».
В обоснование исковых требований Дирекция ссылается на то, что в 2018 году в рамках реализации государственной программы РС(Я) Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 – 2020 годы, утвержденного постановлением правительства РС(Я) от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 получил свидетельство на право получения социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в размере 880890 рублей 00 копеек из федерального бюджета и бюджета республики. Дирекция на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ с получателем субсидии ФИО2, являясь «Уполномоченным агентом», перечислил на счет подрядчика денежные средства в общей сумме 880890 рублей 00 копеек. ДД.ММ.ГГГГ в результате проверки Министерства финансов РС(Я) № выяснилось, что владелец свидетельства социальной выплаты, не направил средства полностью или частично на строительство жилого 3-х комнатного дома, находящегося по адресу РС(Я) Намский улус, <адрес> корпус 1, дом недостроен. Согласно п. 2.1.2 договора от ДД.ММ.ГГГГ «Владелец строительства» обязался построить жилой дом на средства социальной выплаты до ДД.ММ.ГГГГ с привлечением подрядчика (исполнителя), «Владелец свидетельства» также был уведомлен об ответственности за нецелевое использование средств социальной выплаты согласно п. 2.1.8 договора от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца-Ераскумов В.А., действующий по доверенности, на судебное заседание не явился, просил рассмотреть без его участия в связи с эпидемиологической ситуацией, связанной с коронавирусной инфекцией. В ходе подготовки исковые требования полностью поддерживал.
Ответчик ФИО1 на судебное заседание не явился, просил рассмотреть без его участия, о чем направил письменное заявление, в котором указал, что возражает против исковых требований, так как работы по строительству дома не завершены из-за отсутствия газораспределительных и электрических коммуникаций, указал, денежные средства потрачены на закупку стройматериалов и оплату работы подрядчика, приложил расходные документы.
Судебное заседание проведено без участия представителя истца и ответчика, просивших о рассмотрении дела без их участия, в соответствии с п.5 ст.167 ГПК РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2).
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Статьями 2, 5 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 717 была утверждена государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», одной из основных задач которой являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
Во исполнение данной программы принят ряд нормативных документов, в числе Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе, молодым семьям и молодым специалистам (далее по тексту – Типовое положение).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», согласно которой целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов. Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем, в том числе, предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности.
Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретения) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № к ФЦП), которым установлен порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее – Типовое положение).
В соответствии с п. 2 Типового положения социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов. Согласно п. 8 Типового положения гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома (п.п. «б»).
Согласно в п. 12 Типового положения право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением № к Программе. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Получатель социальной выплаты в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, представляет свидетельство в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления социальной выплаты (п. 24 Типового положения).
Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 30 Типового положения).
Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О реализации мероприятий подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2021 годы», в соответствии с которым утверждено Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилым гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности Республики Саха (Якутия), в том числе молодым семьям и молодым специалистом (далее- Положение), согласно п. 1.1. настоящее положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности Республики Саха (Якутия), в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность (далее соответственно - социальные выплаты, гражданин, молодая семья, молодой специалист). Социальные выплаты предоставляются на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса и в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 2.12 указанного Положения исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным на формирование и утверждение сводных списков участников мероприятий - получателей социальных выплат по <адрес> (Якутия) на очередной финансовый год и плановый период, является Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия).
В соответствии с п. 2.9 Положения гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности представляют в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности по установленной форме с приложением необходимых документов.
В соответствии с пунктом 2.11 Положения, органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 2.9 настоящего Положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в орган исполнительной власти. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления не позднее 10 рабочих дней со дня поступления документов возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Согласно 2.16 Положения в случае предоставления социальной выплаты на завершение ранее начатого строительства жилого дома размер социальной выплаты ограничивается остатком сметной стоимости строительства жилого дома.
При этом стоимость не завершенного строительством жилого дома, определенная независимым оценщиком, учитывается в качестве собственных средств гражданина в софинансировании строительства жилого дома в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.1 настоящего Положения, а именно наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 2.15 настоящего Положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 2.19 настоящего Положения. Доля собственных и (или) заемных средств (в процентах) от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается приказом Министерства. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий".
Согласно п. 2.29 Положения, жилое помещение оформляется в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный приказом Министерства. В случае использования для софинансирования строительства (приобретения) жилья ипотечного жилищного кредита (займа) допускается оформление построенного (приобретенного) жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом лицо (лица), на чье имя оформлено право собственности на жилое помещение, представляет в орган исполнительной власти заверенное в установленном порядке обязательство переоформить после снятия обременения построенное (приобретенное) жилое помещение в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный приказом Министерства. В случае использования для софинансирования строительства (приобретения) жилья средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформление построенного (приобретенного) жилого помещения в собственность осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий". Министерство истребует в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность.
Согласно приказу Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я) от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ведении реестра выданных свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в рамках реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства в регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы» и оформлении в собственность введенных в эксплуатацию жилых домов» установлен срок, согласно которому в течение шести месяцев со дня окончания срока действия свидетельства, построенное (приобретенные) жилье должно быть обязательство оформлено в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Администрацию МО «Намский улус» РС(Я) с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы РС(Я) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы», жилищные условия он планировал улучшить путем строительства жилого дома в МО «I-Хомустахский наслег» <адрес> Республики Саха (Якутия).
Распоряжением Администрации муниципального образования «Хомустахский 1-й наслег» Намского улуса РС(Я) от ДД.ММ.ГГГГ№-Р ФИО1 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Согласно Договора о прядке владения, использования и распоряжения средствами социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках (направления) подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий" государственной программы Республики Саха (Якутия) "развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы" от ДД.ММ.ГГГГ владелец свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности ФИО1 обязался направить выделенную социальную выплату в размере 880 890 руб., в том числе - средства федерального бюджета – 468 091 руб., средства бюджета субъекта РФ– 412 799 руб.,на инвестирование строительства 3-комнатного жилого дома по адресу:<адрес>, а также обязался построить в срок до ДД.ММ.ГГГГ и оформить в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве.
Однако жилой дом не был достроен и введен в эксплуатацию ответчиком в указанный срок, право общей долевой собственности не оформлено.
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Из материалов дела усматривается, что согласно договору безвозмездного пользования земельным участком от 28.12.2016г. ФИО1 был предоставлен земельный участок общей площадью 1500 кв.м. по адресу: <адрес>, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ заключил с ИП ФИО3 договор на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> Намского улуса, на предоставленном ему земельном участке, срок строительства- до ДД.ММ.ГГГГ, стоимость объекта составила 1448206 руб., в том числе средства федерального бюджета 468091 руб., средства бюджета РС(Я) 412799 руб., собственные средства 567316 руб. В тот же день ФИО1 написал заявление о перечислении суммы в размере 888890 руб. согласно договору подряда на счет ИП ФИО4 Данный факт никем не оспаривается.
Фактическое приобретение товаров (строительных материалов) также подтверждается реестром затрат ИП ФИО4, договором поставки № от 11.12.2018г., товарными чеками- всего на общую сумму 884448 руб. Из содержания указанных документов следует, что полученные ФИО1 денежные средства в качестве социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности были израсходованы строго по целевому назначению. Из справки администрации МО «Хомустахский 1 наслег» от 06.02.2020г. следует, что по адресу постройки дома ответчика отсутствуют газораспределительные и электроснабжающие сети.
Исходя из анализа норм действующего законодательства, а также с учетом установленных фактических обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что ответчиком не утрачены условия, дающие основание на использование социальной выплаты на приобретение жилья в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы РС(Я) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы», поскольку ФИО1 продолжает постоянно проживать в сельской местности, денежные средства социальной выплаты были использованы им на строительство жилого дома, в связи с чем цели и задачи программы, направленные на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в данном случае соблюдены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Несоблюдение установленных сроков предоставления документов, подтверждающих право собственности на вновь возведенный жилой дом, не является безусловным основанием к возврату полученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности, и не может свидетельствовать о нецелевом использовании средств федерального и республиканского бюджетов.
Учитывая возможные сроки строительства объекта, в т.ч. ограниченную возможность строительства в зимнее время, а также необходимость вложения личных средств в строительство, предусмотренный законодателем срок для строительства жилого дома и ввода его в эксплуатацию и последующей регистрации права собственности является явно недостаточным.
Соответственно при наличии произведенных работ подрядчиком по приобретению строительных материалов, и принимая во внимание, что имеется недостроенный жилой дом, который будет достраиваться, установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что цели и задачи программы, направленные на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в данном случае соблюдены.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П по делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № к Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территориий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№) в связи с жалобой гражданки ФИО5, Федеральная программа развития сельских территорий направлена на замедление процессов их депопуляции и повышение уровня жизни местного населения. Для создания комфортных условий проживания на селе, в частности, предусмотрена социальная выплата. Эта безвозмездная мера социальной поддержки носит целевой характер. Для стимулирования своевременного и должного использования выплаты введен срок регистрации права собственности приобретаемого жилья. Если действия получателя выплаты входят в противоречие с теми целями, для достижения которых она предоставлена, средства могут быть затребованы к возвращению. В то же время добросовестным гражданам должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своих действий и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей. КС РФ неоднократно указывал на необходимость тщательного исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, где гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона. И значительное ухудшение его имущественного положения – вопреки целям социального государства – может стать результатом применения правовых норм без учета всех обстоятельств дела. Оспариваемые нормы Типового положения не ограничивают круг доказательств, свидетельствующих об использовании получателем социальной выплаты этих средств непосредственно по целевому назначению и всех приложенных им усилий для приобретения жилья и его своевременной регистрации. Не может производиться взыскание денежных средств с гражданина, если он проявил заботливость, осмотрительность и предпринял все зависящие от него меры для реализации целевой выплаты и регистрации права собственности на приобретенное жилье в срок. При этом совершение контрагентом гражданина - продавцом жилого помещения или строительным подрядчиком - противоправных действий не может само по себе предопределять вывод о недобросовестности получателя выплаты. Не должна игнорироваться и достаточность установленного срока для строительства (приобретения) жилого помещения. Взыскание выплаты при подтверждении ее расходования по целевому назначению только ввиду отсутствия записи о регистрации права собственности по истечении определенного срока исказило бы саму суть рассматриваемых правоотношений. При подобном подходе предоставление выплаты утрачивало бы характер меры социальной поддержки граждан, избравших место жительства в сельской местности. Их имущественное положение в этой ситуации, напротив, было бы ухудшено, притом, что речь идет о лицах, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Таким образом, оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ, поскольку предполагают, что судебное решение о взыскании с получателя социальной выплаты, если он не зарегистрирует право собственности в срок, должно основываться на исследовании всех имеющих значение для дела обстоятельств. Одно лишь отсутствие регистрации права собственности не может быть основанием для возврата выплаты, поскольку это означало бы сугубо формальный подход к отправлению правосудия и противоречило Конституции РФ. Правительство РФ не лишено возможности уточнить правовое регулирование всех обстоятельств, связанных с отсутствием регистрации права собственности на жилое помещение по истечении установленного срока, и предусмотреть дифференциацию таких сроков в зависимости от выбранного гражданином способа реализации потребности в жилище.
На основании ст.ст.194-197, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требованиях ГКУ «Дирекция строительства Министерства сельского хозяйства и РС(Я)» к ФИО1 об истребовании нецелевого использования средств федерального и республиканского бюджета – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение тридцати дней со дня принятия решения в окончательной форме через Намский районный суд Республики Саха (Якутия).
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Е.В. Христофорова