ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-46/2013 от 29.03.2013 Нехаевского районного суда (Волгоградская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2013 года                                                                                ст-ца Нехаевская

Нехаевский районный суд <адрес>

в составе: председательствующего судьи Ефремова Н.Н.,

при секретаре Арчаковой А.М.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика администрации Нижнедолговского сельского поселения Нехаевского муниципального района волгоградской области ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к <данные изъяты>, <данные изъяты> о понуждении приведении правового акта <данные изъяты> в соответствии с законодательством <адрес> и выплате недоплаченной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1, обратилась в Нехаевский районный суд с исковым заявлением к администрации <данные изъяты> о понуждении приведении правового акта <данные изъяты> в соответствии с законодательством <адрес> и выплате недоплаченной пенсии, в котором просила суд обязать Совет <данные изъяты> внести изменения в п. 3 ст.5 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальные должности <данные изъяты> и должности муниципальной службы <данные изъяты> вместо <данные изъяты>; обязать <данные изъяты> выплатить ей разницу между пенсией рассчитанной на <данные изъяты> и на <данные изъяты> в сумме <данные изъяты>; обязать администрацию <данные изъяты> выплатить ей сумму индексации в связи с повышением оплаты труда <данные изъяты>.

Требование мотивировала тем, что на основании Постановления территориальной избирательной комиссии № 55-2 от 17 октября 2005 года «О результатах выборов глав сельских поселений <данные изъяты>» истец была избрана главой <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> и в этой должности проработала до 2009 года. На основании Постановления территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> № 65/244 от 12.10.2009 «О результатах выборов глав сельских поселений <данные изъяты>», в связи с избранием нового главы администрации <данные изъяты> и Распоряжения № 52 от 29.10.2009 администрации <данные изъяты> полномочия истца были прекращены. В соответствии с Положением о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности в <данные изъяты> и Решения Совета депутатов № 50/6 от 05.03.2009, истцу была назначена муниципальная пенсия. На основании протокола заседания совместной комиссии <данные изъяты> и Совета депутатов <данные изъяты>, Приложений №.2, № 5, № 6 и №.7 к Положению о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности истцу установлена доплата за выслугу лет в размере <данные изъяты> копеек из расчёта <данные изъяты> среднемесячного денежного содержания. В силу п. 6 ст.5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу и граждан, проходивших государственную гражданскую службу. В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 11 Закона о муниципальной службе, муниципальный служащий и лица, замещавшие должности муниципальной службы имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. В области пенсионного обеспечения на муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности в полном объёме распространяются права государственного служащего и лиц, замещавших государственные должности, установленные Законом Волгоградской области от 30.11.2002 № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области». Законами Волгоградской области от 08.06.2010 № 2051-ОД вступившим в силу с 26.08.2010 и № 41-ОД от 20.04.2012, вступившим в силу с января 2012 года были внесены изменения в Закон о пенсионном обеспечении, в том числе законом № 2051-ОД от 08.06.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области» статьей 4 предусматривалось увеличение размера назначаемой пенсии за выслугу лет с 36% до 45% ежемесячно. Поскольку Законы Волгоградской области обязательны для всех граждан, предприятий организаций и учреждений области, то все муниципальные образования, в том числе <данные изъяты>, обязаны привести свои нормативные акты в соответствие с областным законодательством. В мае 2012 года прокуратурой <адрес> проводилась проверка исполнения законов муниципальными образованиями района, в ходе которой были выявлены многочисленные нарушения и Совету депутатов <данные изъяты> было предложено привести Положение «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальных служащих муниципальной службы <данные изъяты> <данные изъяты> в соответствие с законодательством Волгоградской области. Решением от 22.05.2012 № 28/4 «О внесении изменений в решение Совета депутатов № 50/6 от 05.03.2009» были внесены изменения, однако п.3 ст.5 Положения не был изменён и размер назначаемой пенсии за выслугу лет, лицу замещающему муниципальную должность, то есть истцу вместо <данные изъяты> назначается до настоящего времени в размере <данные изъяты> среднемесячного денежного содержания. На неоднократные просьбы истца и обращения о внесении изменений в Положение о пенсионном обеспечении и перерасчёте пенсии, председатель <данные изъяты> отказывается сделать это. Кроме того, при начислении пенсии истцу не производили индексацию пенсии в связи с увеличением на <данные изъяты> и на <данные изъяты> Согласно справки-расчёта разница между пенсией, рассчитанной на <данные изъяты> и на <данные изъяты> за 2011 -2012 годы составила <данные изъяты> копейки и сумма индексации в связи с повышением составила <данные изъяты>. Таким образом истец считает, что всего ей недоплатили <данные изъяты>. Не приведением в соответствие местного законодательства с законом Волгоградской области и недоплатой истцу пенсии нарушаются её пенсионные права и по этому она вынуждена обратиться в суд за защитой своих законных прав и интересов.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала полностью и просила суд удовлетворить их.

Представитель ответчика – <данные изъяты> – ФИО2, действующая на основании доверенности, требования истца не признала и просила суд отказать в удовлетворении требований истца.

Представитель ответчика - <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела извещен надлежащим образом, заявления о причинах отсутствия в судебное заседание не представлено.

Представитель третьего лица на стороне ответчика <данные изъяты> ФИО3, действующая на основании доверенности в судебное заседание представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, представив возражения по иску в которых указала, что в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 34 названного закона финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местных бюджетов. Пунктом 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливать муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. Таким образом, определение размера муниципальных пенсий относится к полномочиям органов местного самоуправления; максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности; дотации для повышения муниципальных пенсионных выплат за счет средств областного бюджета органам местного самоуправления не предоставляются.

Выслушав, объяснения истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании ФИО1 в соответствии с решением территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № приступила к исполнению обязанностей <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №

На основании постановления территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> от 12.10.2009г. № «О результатах выборов глав сельских поселений Нехаевского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ», полномочия ФИО1 в должности <данные изъяты> были прекращены с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № «об увольнении <данные изъяты>».

В соответствии с Законом РФ № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ была назначена трудовая пенсия по старости, что подтверждается пенсионным удостоверением.

Решением совета депутатов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности <данные изъяты> и должности муниципальной службы <данные изъяты> совет депутатов решил: Предоставить право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим решением, лицам замещающим муниципальные должности <данные изъяты> и лицам, замещающим должности муниципальной службы <данные изъяты>, в связи с этим лицам, замещавшим должности муниципальной службы <данные изъяты>, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа государственной службы, установленного пунктом 3 статьи 5 настоящего Положения в размере 45 процентов ежемесячного денежного содержания а лицам, замещавшим муниципальные должности <данные изъяты> <данные изъяты>, назначается пенсия за выслугу лет в размере <данные изъяты> процентов ежемесячного денежного вознаграждения за вычетом базовой и страховой части трудовой пенсии по старости, установленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением совместной комиссии <данные изъяты>, ФИО1 как лицу, замещавшему муниципальную должность <данные изъяты> назначена пенсия за выслугу лет в размере <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, рассчитанная исходя из <данные изъяты> процентов ежемесячного денежного вознаграждения за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости.

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась к главе администрации <данные изъяты> с заявлением о перерасчете назначенной ей доплаты к трудовой пенсии из расчета <данные изъяты> процентов а так же в связи с индексацией. Согласно представленного расчета разница между пенсией рассчитанной ей из <данные изъяты> процентов и из <данные изъяты> процентов составила денежную сумму <данные изъяты>, производя расчет от этой суммы индексация в связи с повышением оплаты труда составила <данные изъяты>.

Согласно решению совета депутатов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № 36/1, размер пенсии был оставлен на прежнем уровне, то есть в размере <данные изъяты> процентов ежемесячного денежного вознаграждения за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Провести индексацию назначенной пенсии ФИО1 в соответствии с Положением «О пенсионном обеспечении за выслугу лет, лицам, замещающим муниципальные должности <данные изъяты> и должности муниципальной службы <данные изъяты>».

Главой администрации <данные изъяты> на поданные ФИО1 заявления был дан ответ согласно которому, размер пенсии оставлен на прежнем уровне – <данные изъяты> процентов ежемесячного денежного вознаграждения за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости. Произведена индексация пенсии с учетом повышения на ДД.ММ.ГГГГ – на <данные изъяты>, на ДД.ММ.ГГГГ – на <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ – на <данные изъяты> Доплата в сумме <данные изъяты> копеек и пенсия за декабрь – <данные изъяты> вам будет выплачена в декабре 2012 года. Перерасчет пенсии из расчета <данные изъяты> не производили, т.к. нет решения совета депутатов.

В силу ст. 10 Конституции Российской Федерации, власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно положению ст. 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

По смыслу приведенных правовых Конституционных норм, органы судебной власти не вправе вмешиваться в компетенцию законотворческой деятельности органов местного самоуправления, в части возложения на представительный и законодательный орган местного самоуправления обязанностей по приведению части нормативно правового акта вынесенного законодательным органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации. Суд, в этом случае действуя в пределах установленных законом полномочий в праве проверить по заявлению заинтересованных лиц соответствие нормативно правового акта изданного органом местного самоуправления Федеральному законодательству.

Таким образом, учитывая выше приведённые правовые нормы и установленные обстоятельства дела суд считает, что поскольку конституционно правовые нормы не содержат положения позволяющие суду возложить на представительный и законодательный орган местного самоуправления, вышеуказанные обязанности, то требование истца ФИО1, «обязать <данные изъяты> внести изменения в п. 3 ст.5 Положения «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальные должности <данные изъяты> и должности муниципальной службы <данные изъяты> вместо <данные изъяты> - <данные изъяты> не основано на законе и удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 №25-фз «О муниципальной службе в Российской Федерации», должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утвержденным законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 выше названного закона, реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. В реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такая должность муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Законодатель в указанных правовых нормах, достаточно подробно раскрывает дефиницию понятия «должности муниципальной службы», тем самым предоставляя возможность выявить основные черты этой категории: 1) это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, сформированных в соответствии с уставом муниципального образования; 2) установленный круг обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица замещающего муниципальную должность; 3) такая должность устанавливается муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утвержденными законом субъекта России; 4) замещение такой должности осуществляется путем заключения трудового договора (контракта).

В Приложении 1 к Закону Волгоградской области «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области» от 11.02.2008 № 1626-од, установлен реестр должностей муниципальной службы Волгоградской области, в котором указано, что должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Волгоградской области. В разделе 5 реестра установлен перечень должностей муниципальной службы в городском и сельском поселении Волгоградской области с численностью населения менее десяти тысяч человек, где в перечне должностей муниципальной службы в местной администрации городского и сельского поселения, в должностях замещаемых на определенный срок, относящихся к высшей группе должностей указана должность главы местной администрации при найме по контракту.

Судом установлено, что ФИО1 замещала выборную должность <данные изъяты> без заключения трудового договора (при найме по контракту), в связи с чем замещение такой должности осуществленной выборным путем не входит в перечень должностей муниципальной службы установленной в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Волгоградской области.

Таким образом, муниципальная служба рассматривается судом именно как профессиональная деятельность на должностях муниципальной службы. Профессиональная деятельность ФИО1 замещавшей должность главы муниципального образования выборным путем под понятие муниципальной службы не подпадает. Следовательно при определении размера ее пенсионного обеспечения связанного с замещением муниципальной должности в <данные изъяты> <адрес> на данные правоотношения не распространяется законодательство о муниципальной службе в Российской Федерации. В данном случае возникшие правоотношения регулируются уставом <данные изъяты> и принятого на основании его Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности <данные изъяты> и должности муниципальной службы <данные изъяты>.

Учитывая указанные выше правовые нормы и установленные в судебном заседании обстоятельства дела, подтвержденные доказательствами, которые не вызывают сомнений в их достоверности и допустимости, суд считает, что поскольку определяя размер доплаты к пенсии за выслугу лет ФИО1 исходили из расчета <данные изъяты> процентов ежемесячного денежного вознаграждения в соответствии с положением о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальные должности <данные изъяты> и должности муниципальной службы <данные изъяты> которое в данном случае законно, то требование истца ФИО1, «обязать администрацию <данные изъяты> выплатить ей разницу между пенсией рассчитанной на <данные изъяты> и на <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> и обязать администрацию <данные изъяты> выплатить ей сумму индексации в связи с повышением оплаты труда <данные изъяты>», не основано на законе и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

    РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к администрации <данные изъяты>, Совету <данные изъяты> о понуждении приведении правового акта сельского поселения в соответствии с законодательством Волгоградской области и выплате недоплаченной пенсии, отказать.

Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Волгоградском областном суде через Нехаевский районный суд Волгоградской области, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Решение изготовлено в совещательной комнате с применением компьютера.

Судья                                                                                                 Н.Н.Ефремов