ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-46/2021 от 17.06.2021 Краснощековского районного суда (Алтайский край)

Дело

УИД 22RS0027-01-2021-000001-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Краснощеково 17 июня 2021 года

Краснощёковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Васильевой Т.Г.,

с участием: истца Исаевой С.Л.,

представителя ответчика – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края Домуховской А.И.,

представителя ответчика – Министерства финансов Алтайского края Карионова Е.А.,

представителя ответчика – Администрации Краснощековского района Алтайского края Холодулиной Т.В.,

при секретаре судебного заседания Кудрявцевой М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Исаевой С.Л. к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Администрации Краснощёковского района Алтайского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, Главному управлению Министерства чрезвычайных ситуаций России по Алтайскому краю, Министерству финансов Алтайского края, Правительству Алтайского края, Министерству социальной защиты Алтайского края о признании действий (бездействия) незаконными, признании права на получение мер социальной поддержки в виде финансовой выплаты для приобретения жилого помещения, взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Исаева С.Л. обратилась в суд с иском к Администрации Краснощековского района Алтайского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, Главному управлению Министерства чрезвычайных ситуаций России по Алтайскому краю о признании действий (бездействия) незаконными, обязании выдать государственный жилищный сертификат.

В обоснование требований указала, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. 27 марта и 10 апреля 2018 г. в <адрес> края в результате чрезвычайной ситуации ее дом пострадал от наводнения, вследствие чего был признан непригодным для проживания, что подтверждается актом межведомственной комиссии <адрес> от 10.10..2018 и заключением №1321-3-70-18. Истцом был собран пакет документов и представлен в <адрес> для принятия решения о выдаче жилищного сертификата для приобретения жилья взамен утраченного. Постановлениями Администрации Краснощековского района от 30.10.2018 №702 и 703 утвержден сводный реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате последствий паводка в марте-апреле 2018 г. по Краснощековскому району.

Из ответа Прокуратуры Алтайского края истцу известно, что распоряжением Правительства Алтайского края от 22.07.2019 №266-р утвержден сводный реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате последствий паводка 2018 года на территории Алтайского края, в который включен дом истца, согласован в установленном порядке с Минстроем России. Сводный список граждан-получателей жилищных сертификатов был согласован с ГУ МСЧ России по Алтайскому краю, УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю, главами муниципальных образований.

В связи с изменениями законодательства в части порядка и формы списка семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, взамен утратившего с 01.01.2020 Постановления Правительства Алтайского края от 15.02.2014 №110, Правительством РФ утверждено Постановление от 16.10.2019 №1327 «Об утверждении правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и(или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Минстроем края вновь сформирован актуализированный список лиц, утративших жилое помещение в результате паводка 2018 года, находится на согласовании уполномоченных органов, после чего будет передан на утверждение Губернатору края и направлен в Минстрой России.

Считает, что на протяжении 2 лет 8 месяцев ответчики целенаправленно затягивают рассмотрение и принятие решения по выдаче государственного жилищного сертификата, нарушили все сроки рассмотрения заявления, установленного Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110, дотянули до изменения законодательства в части порядка и формы списка семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что также нарушает ее законные права.

Просила признать действия/бездействие ответчиков по невыдаче государственного жилищного сертификата незаконными, обязать Администрацию Краснощековского района Алтайского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, ГУ Министерство чрезвычайных ситуаций России по Алтайскому краю выдать ей государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения взамен утраченного в результате паводка 2018 года.

В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточняла исковые требования, окончательно просила признать незаконным действия (бездействие) ответчиков по неоказанию истцу мер социальной поддержки в виде финансовой выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка в марте-апреле 2018 г. на территории <адрес>, признать за Исаевой С.Л. право на получение меры социальной поддержки в виде финансовой выплаты для приобретения жилого помещения исходя из расчета площади жилого помещения – 66,8 кв.м., взыскать с ответчиков солидарно денежные средства в качестве меры социальной поддержки, исходя из расчета площади жилого помещения – 66,8 кв.м., обратить решение суда к немедленному исполнению. В качестве соответчиков также указала Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Алтайского края, Правительство Алтайского края, Министерство труда и социальной защиты Алтайского края. Помимо вышеуказанных обстоятельств ссылается на то, что она и члены ее семьи: И.А.В., И.Н.Н., И.К.А., И.Е.А. были включены в Список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате поводка от сильных дождей, прошедших в марте-апреле 2018 года на территории Краснощековского района Алтайского края, утвержденный Постановлением Администрации Краснощековского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №134. В связи с изменениями законодательства в части порядка и формы списка семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, взамен утратившего с 01.01.2020 Постановления Правительства Алтайского края от 15.02.2014 №110, Правительством РФ утверждено Постановление от 16.10.2019 №1327. Минстроем Алтайского края вновь был сформирован актуализированный список лиц, утративших жилое помещение в результате паводка 2018 г., находится на согласовании уполномоченных органов, после чего будет передан для утверждения Губернатору Алтайского края. Считает, что Правительство Российской Федерации видоизменило законодательно форму социальной поддержки граждан путем замены выдачи государственного жилищного сертификата предоставлением гражданам выплат на приобретение или строительство жилых помещений взамен утраченного в результате паводка из резервного фонда Правительства РФ. С 2018 г. у истца возникло право на получение государственного жилищного сертификата, но в связи с изменением Правительством РФ порядка социальной поддержки граждан, утратившим свои жилые помещения в результате чрезвычайных ситуаций, он имеет право на социальную поддержку в виде социальной выплаты. Размер подлежащей выплаты необходимо исчислять из площади утраченного жилого помещения – 66,8 кв.м.

В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить. Пояснила, что первоначально в мае 2018 г. в Администрацию Краснощековского района с заявлением о включении семьи Исаевых в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, как лицам, лишившимся жилья в результате паводка, произошедшего в марте-апреле 2018 г., обратился ее супруг, И.В.С., но в связи с его смертью сыну И.А.В. пришлось повторно в октябре 2018 г. обращаться с аналогичным заявлением, предоставив все необходимые документы. Документы неоднократно возвращались из Минстроя Алтайского края в Администрацию Краснощековского района на доработку, объясняли это ошибками в офомлении. Считает, что в связи с тем, что ответчики затягивали оформление документов для выдачи государственного жилищного сертификата, неоднократно их возвращали на доработку, изменилось законодательство, и сейчас им отказывают в выдаче государственного жилищного сертификата. Считает, что имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1327 как лицо, лишившееся жилого помещения в результате паводка. Её жилой дом признан не пригодным для проживания, в связи с чем она имеет право на меры социальной поддержки в виде финансовой выплаты на приобретение жилья.

Представитель ответчика – Администрации Краснощековского района Алтайского края Фролов В.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщал. Ранее в судебных заседаниях возражал против удовлетворения исковых требований, пояснял, что со стороны Администрации Краснощековского района Алтайского края не было бездействия или действий, нарушающих права истца. Списки граждан на получение государственного жилищного сертификата были утверждены постановлением Администрации района 29.12.2019, направлены в Минстрой. В связи с тем, что формируется сводный реестр граждан на получение государственного жилищного сертификата, данные списки несколько раз возвращались и доработывались.

Представитель ответчика - Администрации Краснощёковского района Алтайского края Холодулина Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в том виде, в котором они заявлены. Со стороны Администрации Краснощековского района Алтайского края не было бездействия или действий, нарушающих права истца. Списки граждан на получение государственного жилищного сертификата были утверждены постановлением Администрации района 29.12.2019, направлены в Минстрой. Считает, что у истца не возникло права на получение мер социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья, предусмотренной Постановлением №1327, поскольку данное постановление вступило в законную силу 16.10.2019 и не распространяется на правоотношения, возникшие в 2018 г.

Представитель ответчика - Правительства Алтайского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, в заявлении просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В возражениях на исковое заявление ссылаются на следующие обстоятельства.

Постановлением Правительства Алтайского края №179 от 25.05.2018 утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 на территории Алтайского края. Порядком предусмотрены следующие единовременные денежные выплаты: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости ( из расчета за частично утраченное имущество- 50 000 руб. на человека, за полностью утраченное имущество -100 000 руб.; выплата единовременного пособия. Указанным порядком не была предусмотрена мера социальной поддержки в виде финансовой выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка в марте-апреле 2018 г. на территории Алтайского края.

Правительству Алтайского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в соответствии с Правилами выделению бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110, были выделены бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, произошедшего в 2018 году. Средства резервного фонда Правительства РФ были выделены только на следующие меры социальной поддержки – оказание гражданам единовременной материальной помощи и на оказание финансовой помощи в связи с частичной или полной утратой гражданами имущества первой необходимости.

Ссылка истца на постановление Правительства РФ от 16.10.2019 №1327 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и(или) повреждены в результате ЧС природного и техногенного характера» несостоятельна, так как указанное постановление вступило в законную силу 17.10.2019 и не распространяется на правоотношения, возникшие до вступления его в законную силу( паводок в 2018 году).

Наличие сводного списка граждан-получателей государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилых помещений в результате последствий паводка 2018 года, не влечет правовых оснований для признания за истцом права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 №1327 предусмотрен ряд мер социальной поддержки для граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом порядок и условия предоставления перечисленных в данном постановлении мер социальной поддержки, на реализацию которых предоставляются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ путем принятия нормативных правовых актов. Таким образом, за высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ закреплено право определять виды мероприятий, связанные с мерами социальной поддержки граждан при реализации указанных правоотношений. На указанные мероприятия выделяются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Постановление Правительства РФ от 16.10.2019 №1327 также не предоставляет истцу права для признания за ним указанной меры.

Представитель ответчика – Министерства финансов Алтайского края Карионов Е.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что осуществление требуемых выплат в виде финансовой помощи на приобретение жилого помещения в соответствии с Постановлением №1327 не отнесено к расходным обязательствам Алтайского края, межбюджетные трансферты предоставляются из резервного фонда Правительства РФ. Предоставление истцу меры социальной поддержки в виде финансовой выплаты на приобретение жилья на основании Постановления №1327 невозможно, поскольку оно не распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие – до 16.10.2019. Кроме того, пояснил, что на Министерство финансов Алтайского края возложена только обязанность по заполнению бланков, поступивших из Министерства финансов РФ и выдаче сертификатов гражданам, включенным в список, при наличии соответствующего решения Правительства РФ, в связи с чем требования о призании незаконными бездействия Министерства финансов Алтайского края являются необоснованными.

Представитель ответчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края по доверенности Домуховская А.И. исковые требования не признала, просила в иске отказать по основаниям, представленным в возражении на исковое заявление.

В возражениях на исковое заявление ссылается на следующие обстоятельства.

Положениями Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и(или) повреждены в результате ЧС природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 №1327 на Министерство не возложено никаких полномочий или обязанностей по совершению каких-либо в отношении граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации. Таким образом, у Министерства обязанность по оказанию мер социальной поддержки в виде финансовой выплаты в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации жилья, возложенная Правилами №1327, отсутствует, следовательно, признание действий (бездействия) Министерства незаконными, невозможно. Кроме того, в уточненном исковом заявлении не указано, какие именно незаконные действия совершены Министерством или в чем выражено незаконное бездействие Министерства в отношении истца.

Пунктом 5 Правил №1327 установлены цели, на которые могут быть направлены межбюджетные трансферты из федерального бюджета в рамках реализации правил №1327.

Выплаты гражданам на приобретение или строительство ими жилых помещений, установленные подпунктом «а» п.5 Правил №1327, являются одним из видов мероприятий, реализуемых за счет предоставления указанных трансфертов. При этом на основании подпункта 2 пункта 16 Правил №1327 перечень мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляются трансферты из федерального бюджета, определяется нормативным правовым актом субъекта РФ. Следовательно, требования о признании права истца на определенное мероприятие (выплату) неправомерно и удовлетворению не подлежит, поскольку указанный в требованиях определенный вид поддержки в виде выплаты, входит в альтернативный перечень мероприятий, предусмотренный Правилами №1327, право выбора из которого принадлежит только субъекту РФ посредством утверждения нормативного правового акта, который в настоящее время на уровне региона не принят.

Мероприятия, предусмотренные Правилами №1327, обеспечиваются за счет иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ и бюджетам муниципальных образований субъектов РФ. Согласно п.3 Правил №1327 трансферты предоставляются из резервного фонда Правительства РФ в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета и доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ как получателя средств федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий. В силу пункта 15 Правил №1327 порядок и условия предоставления выплат гражданам на приобретение и строительство ими жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. В настоящее время указанный порядок и условия на территории Алтайского края не установлены. Обязанность Министерства, предусматривающая осуществление выплаты для приобретения или строительства жилья законом не предусмотрена, в связи с чем основания для применения в отношении Министерства мер солидарной ответственности отсутствуют.

Представитель ответчика – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, в заявлении просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представили возражения, в которых указывают, что паводок, произошедший в период с 23 по 31 марта на территории Алтайского края, отнесен к чрезвычайной ситуации регионального характера. Финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в марте 2018 г. на территории Алтайского края, отнесено к расходным обязательствам Алтайского края. Правительство Алтайского края ранее обращалось в Правительство РФ о предоставлении из федерального бюджета межбюджетных трансфертов для выплат гражданам на приобретение или строительство ими жилых помещений, взамен утраченных в результате паводка, произошедшего в период с 23 по 31 марта 2018 г. на территории Алтайского края. Как следует из письма Минфина России от 22.10.2020, №06-07-10/92235, параметры консолидированного бюджета Алтайского края позволяют решать вопросы, отнесенные к полномочиям региона, без предоставления дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета. Основания для предоставления дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета бюджету Алтайского края отсутствуют. В связи с изложенным, принято решение об отсутствии оснований для предоставление дополнительных средств за счет федерального бюджета, получение мер социальной поддержки на приобретение или строительство ими жилых помещений взамен утраченных в результате паводка возможно за счет средств бюджета Алтайского края.

Положения Правил №1327 не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку на момент возникновения чрезвычайной ситуации, произошедшей в марте 2018 г. на территории Алтайского края действовали Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (Правила №110), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110. С 1 января 2020 г. постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. № 1928.

В соответствии с ранее действующими Правилами № 110 бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий выделяются федеральным органам исполнительной власти и (или) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях погашения в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (подпункт «а» пункта 4 Правил № 110).

Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. № 982 (далее - Порядок № 982).

Правилами № 110 и Порядком № 982 предусмотрены порядок обеспечения финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий путем предоставления государственных жилищных сертификатов, и порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках данного финансирования, соответственно.

Истцом не принято во внимание, что Правилами № 1327 и Правилами № 110 предусмотрены различные цели и категории граждан, получающих меры социальной поддержки, различные порядки выделения бюджетных ассигнований и предоставления межбюджетных трансфертов и их источники финансирования, различный предмет правового регулирования.

Пунктами 5 и 6 Правил № 1327 предусмотрены исчерпывающие перечни целей предоставления трансфертов и категорий граждан, в отношении которых реализуются мероприятия по обеспечению реализации мер социальной поддержки.

Правилами № 1327 не предусмотрено выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации на погашение и выпуск государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, в том числе на основании судебных решений.

Кроме того, в соответствии с Правилами № 110 предоставление бюджетных ассигнований предусмотрено из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в том время как Правилами № 1327 - из резервного фонда Правительства Российской Федерации.

Способ защиты права истца путем признания за ним права на получение социальной выплаты в соответствии с Правилами № 1327 является ненадлежащим, поскольку Правила № 1327 не распространяются на правоотношения с участием истца, возникшие до вступления в силу Правил № 1327, финансирование ликвидации чрезвычайной ситуации, произошедшей в марте 2018 г. на территории Алтайского края, отнесено к расходным обязательствам Алтайского края, средства федерального бюджета бюджету Алтайского края на предоставление выплат гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, не предусмотрены.

Правительство Российской Федерации, Минстрой России не уполномочены на предоставление требуемой ко взысканию социальной выплаты, не состоят в правоотношениях с истцом и не нарушают какие-либо права и законные интересы последнего, а также не имеют возможности предпринять действия по их восстановлению в связи с отсутствием соответствующих полномочий.

Истцом не представлены доказательства наличия противоправных действий (бездействия) со стороны Правительства Российской Федерации, Минстроя России

Поскольку финансирование мероприятий по ликвидации последствий паводка, произошедшего в период с 23 по 31 марта 2018 г. на территории Алтайского края, отнесено к расходным обязательствам Алтайского края, Правилами № 1372 не предусмотрено предоставление социальной выплаты на обеспечение жильем граждан, пострадавших в результате вышеуказанного паводка, и на погашение государственных жилищных сертификатов, Правительством Российской Федерации, Минстроем России права и законные интересы истца не нарушены, истцом выбран ненадлежащий способ защиты, Правительство Российской Федерации и Минстрой России являются ненадлежащими ответчиками по делу, не уполномочены на предоставление социальной выплаты на обеспечение жильем, законодательством не предусмотрена солидарная ответственность органов государственной власти, исковые требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика – Правительства Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщали. В возражениях, представленных Минстроем России, указано, что на основании письма Аппарата Правительства РФ от 25.05.2021 №П-49-34490, Минстрой представляет интересы Правительства РФ.

Представители ответчиков – Министерства финансов РФ, Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, Министерства социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, отзывов и возражений на уточненные исковые требования не представили.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.

Суд, выслушав пояснения истца, представителей ответчиков, изучив письменные доводы представителей ответчиков, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В силу ст. 18 Федерального Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ (далее – Закон) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст.1 Федерального Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Режим чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий введен на территории Алтайского края постановлением Администрации Алтайского края № 103 от 27.03.2018.

Распоряжением Администрации Краснощёковского района Алтайского края от 26.03.2018 № 32-р на территории Краснощёковского района Алтайского края введен режим чрезвычайной ситуации, в связи со сложными погодными условиями, образованием большого объеме талых, склоновых вод и резкого подъема уровня воды в реках Маралиха и Чарыш.

Постановлением Правительства Алтайского края от 27 июня 2018 года №235 в связи с необходимостью организации работ по ликвидации последствий паводка и проведения мероприятий по жизнеобеспечению населения продлен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на все территории Алтайского края, введенный постановлением Правительства Алтайского края от 27 марта 2018 года №103. Определены границы зоны чрезвычайно ситуации в пределах территорий, в том числе <адрес>.

Постановлением Правительства Алтайского края от 06.08.2018 № 311 режим чрезвычайной ситуации, обусловленный паводковой обстановкой, на территории Алтайского края, отменен.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что семья истца Исаевой С.Л. проживала на момент чрезвычайной ситуации по адресу: <адрес>

Согласно сведениям из ЕГРН, на момент возникновения чрезвычайной ситуации, собственником жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, являлся И.В.С. (т.1 л.д. 99, 130-131).

Другого жилого помещения в собственности истца и членов ее семьи не имеется (т.2 л.д. 112-115).

Заключением №1321-3-70-18 от 16.05.2018 АО «<данные изъяты>» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан не пригодным для проживания (т.1 л.д. 13-25).

В мае 2018 года И.В.С. в администрацию <адрес> подано заявление о включении его и членов его семьи в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилья в результате паводка, произошедшего на территории <адрес> в марте-апреле 2018 года, что не оспаривается ответчиками.

И.В.С. умер ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 27).

Наследником, принявшим наследство после смерти И.В.С., является его супруга, Исаева С.Л., которой были выданы свидетельства о праве на наследство, в том числе на спорный жилой дом (т.1 л.д. 28-31).

Письмом <адрес> от 03.09.2018 №31219 Исаевым было сообщено о невозможности рассмотрения документов по обращению И.В.С. о признании жилого помещения по адресу: <адрес>, не пригодным для проживания, в связи со смертью заявителя (т.1 л.д. 98).

Межведомственной комиссией, сформированной распоряжением главы Администрации Краснощековского района Алтайского края от 26.06.2017 №88 проведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес>, по результатам которого составлен акт от 10.10.2018 и заключение №3 от 10.10.2018, согласно которым дом признан не пригодным для постоянного проживания, не подлежащим восстановлению и подлежащим сносу ( т.1 л.д. 8-9, 10-11, 12).

29.10.2018 И.А.В., сыном истца, проживавшем по адресу: <адрес>, в администрацию <адрес> подано заявление о включении его и членов его семьи в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилья в результате паводка, произошедшего на территории <адрес> в марте-апреле 2018 года (т.2 л.д. 28-29).

Постановлением администрации Краснощёковского района Алтайского края № 702 от 30.10.2018 утвержден сводный реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате последствий паводка в марте-апреле 2018 г. на территории Алтайского края. В данный реестр включен жилой дом по адресу: <адрес> (т.2 л.д. 55-56).

Постановлением администрации Краснощёковского района Алтайского края № 703 от 30.10.2018 вышеуказанное жилое помещение выведено из состава жилищного фонда (т.2 л.д. 57-58).

Распоряжением Правительства Алтайского края от 22.07.2019 №266-р утвержден сводный реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края.

В данный реестр включен жилой дом по адресу: <адрес>.

Постановлением Администрации Краснощековского района №557 от 27.12.2019 утвержден список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной последствиями паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, в который включены истец Исаева С.Л. и члены ее семьи (т.1 л.д. 32-36).

27.04.2020 Постановлением Администрации Краснощековского района №134 вновь утвержден список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной последствиями паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, в который также включены истец Исаева С.Л. и члены ее семьи (т.1 л.д. 43-44).

Из ответа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края от 11.11.2020 на коллективное обращение от 12.10.2020 следует, что процедура подготовки документов на получение государственного жилищного сертификата состоит из двух этапов: подготовка сводного реестра жилых помещений, признанных не пригодными для проживания в результате последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта на территории Алтайского края, и утверждение его на уровне Минстроя России; подготовка списка граждан- получателей государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилых помещений в результате последствий паводка 2018 г., и утверждение его на уровне МСЧ России и Минфина России. Постановлениями Администрации Краснощековского района от 30.10.2018 №702 и 703 утвержден реестр жилых помещений, признанных не пригодными для проживания в результате паводка 2018 г. и данные жилые помещения выведены из жилищного фонда. Сводный реестр жилых помещений, признанных не пригодными для проживания, утвержден распоряжением Правительства Алтайского края от 22.07.2019 №266-р, и согласован с Минстроем России. По утвержденному сводному реестру подготовленный Сводный1 список был согласован с ГУ МЧС России по Алтайскому краю, УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю, главами муниципальных образований. Взамен утратившего силу Постановления №110 постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 №1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансирования которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера. Правительством Алтайского края на имя Председателя Правительства РФ направлено письмо от 01.10.2020 №6326 о предоставлении Алтайскому краю из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов для выплат гражданам на приобретение или строительство ими жилых помещений взамен утраченных. Список по новой форме в настоящее время подготовлен и согласовывается. После утверждения его Губернатором Алтайского края, Список будет направлен в Минстрой России для рассмотрения (т.1 л.д. 47-48).

Согласно ответа Министерства финансов Алтайского края от 30.12.2020 №06-04/ПА/2947, сводный реестр жилых помещений, признанных не пригодными для проживания в результате последствий паводка, утвержден Правительством Алтайского края только 22.07.2019, список граждан на получение государственного жилищного сертификата не утвержден. В связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 16.10.2019 №1327 вместо выдачи государственных жилищных сертификатов предусмотрено предоставление субъектам РФ иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, что позволяет оказывать меры социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации. Порядок и условия предоставления выплаты устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Указанный порядок Правительством Алтайского края до настоящего времени не утвержден.

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее-Правила), которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера ( далее - Правила №110).

Указанные Правила действовали на момент возникновения чрезвычайной ситуации, произошедшей в марте 2018 года на территории Алтайского края.

С 01.01.2020 постановление Правительства РФ от 15.02.2014 №110 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 28.12.2019 №1928.

В соответствии п.4 ранее действовавших Правил №110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органом исполнительной власти и(или) органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях погашения в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и(или) при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Согласно п.5 Правил №110 федеральные органы исполнительной власти при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня введения режима ЧС для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержден постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 №982 (далее - Порядок №982).

В соответствии с п.6 Порядка, выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата.

Таким образом, из нормативных положений, действовавших на момент обращения истца с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата, в их взаимосвязи следует, что право на получение государственного жилищного сертификата возникает у граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, то есть утративших единственное жилое помещение, в котором они проживали. Обязательным условием реализации этого права является обращение таких граждан в компетентные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации с соответствующим заявлением и приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов.

На основании заявлений граждан, лишившихся жилья вследствие чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, при условии предоставления ими всех необходимых документов органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых проживают такие граждане, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.

На основании этих списков, утвержденных решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, определяется потребность в государственных жилищных сертификатах и Правительством Российской Федерации принимается решение об их выпуске.

Таким образом, основанием для выдачи бланка сертификата является решение Правительства Российской Федерации, принятое на основании утвержденного списка граждан.

Пунктом «а» п.1 постановления Правительства РФ от 14.02.2020 №142 внесены изменения в п.22 Порядка №982, который до внесения изменений устанавливал, что погашение государственного жилищного сертификата осуществляется за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

После внесения изменений в п.22 Порядка указано, что погашение государственного жилищного сертификата осуществляется за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ.

Цели использования бюджетных ассигнований резервного фонда установлены в Положении об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2019 №1846 на получение государственного жилищного сертификата.

В силу п.4 Положения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2019 N 1846 (далее- Положение), погашение государственных жилищных сертификатов не является целью, на которую могут быть использованы бюджетные ассигнования резервного фонда.

До 01.01.2021 подпунктом «б» п.4 Положения было предусмотрено, что бюджетные ассигнования резервного фонда используются на погашение государственных жилищных сертификатов выданных субъектами РФ гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и не погашенных за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2020 №2248 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 26.12.2019 №1846 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации указанная норма изменена.

В соответствии с изменениями, бюджетные ассигнования резервного фонда используются на предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в размере не менее объема бюджетных ассигнований, направленных в резервный фонд в соответствии с подпунктами « б»-«г» п.2 настоящего Положения.

В силу п.б» п.4 Положения бюджетные ассигнования резервного фонда используются на погашение государственных жилищных сертификатов, выданных субъектами РФ гражданам, лишившимся жилого помещения в результате ЧС и не погашенных за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Таким образом, положения постановления Правительства РФ от 14.02.2020 №142 внесли изменения в порядок финансирования реализации такой меры государственной поддержки, как государственные жилищные сертификаты, в соответствии с которыми указанное мероприятие, начиная с 26.02.2020 финансируется из резервного фонда Правительства РФ и только с целью погашения уже выданных, но не погашенных государственных жилищных сертификатов.

Вместе в тем, в настоящее время на основании подпункта «а» п.4 Положения, бюджетные ассигнования резервного фонда могут быть использованы на реализацию мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера и их последствий, ликвидации последствий, террористических актов и(или) пресечения террористических актов правомерными действиями и оказанию гуманитарной помощи иностранным государством по перечню, согласно приложению №1.

Перечень к Приложению №1 предусматривает список из девяти мероприятий, на которые могут быть использованы бюджетные ассигнования резервного фонда. Реализация мер социальной поддержки граждан в виде погашения государственного жилищного сертификата в указанном перечне отсутствует.

Истец ссылается на постановление Правительства РФ от 16.10.2019 №1327 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и(или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который предусматривает, в том числе, реализацию мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в виде финансовой выплаты для приобретения жилого помещения, и просит признать право на получение меры социальной поддержки в виде финансовой выплаты, поскольку в связи с изменениями в действующем законодательстве мера социальной поддержки для граждан, пострадавших в результате паводка 2018 г. на территории Алтайского края в виде предоставления государственного жилищного сертификата в настоящее время не предусмотрена.

Постановление Правительства РФ от 16.10.2019 №1327 вступило в законную силу 17.10.2019 и не распространяется на правоотношения, возникшие до вступления его в законную силу, так как чрезвычайная ситуация в Алтайском крае была объявлена в 2018 года.

Согласно п.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Правила №1327 не содержат положений о том, что их действие распространяется на правоотношения, регулируемые Правилами №110.

В п.6 Правил №1327 указаны условия, при которых реализуются мероприятия предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и(или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и граждане, в отношении которых реализуются указанные мероприятия.

В соответствии с п.15, подпунктом «а» п.16 Правил №1327 порядок и условия предоставления выплат гражданам, указанным в п.6 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в п.6 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и(или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Трансферты предоставляются при соблюдении следующих условий:

-наличие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляются трансферты.

Таким образом, право определения видов мероприятия, которые могут быть реализованы в соответствии с Правилами №1327 и осуществлены на территории субъекта РФ принадлежит органам власти субъекта Российской Федерации и предусмотренные п.п.15 и 16 Правил нормативные правовые акты субъекта РФ в настоящее время на территории Алтайского края не приняты.

В соответствии с п.21 Правил для предоставления трансфертов высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заявку о предоставлении трансфертов по форме, установленной соглашением о предоставлении трансфертов, а так же списки граждан, указанные в п.17 настоящих Правил.

Администрацией Краснощековского района Алтайского края сформирован реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, в который вошел жилой дом истца.

Распоряжением Правительства Алтайского края от 22.07.2019 сформирован сводный реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края.

Вместе с тем, в связи с отсутствием в настоящее время на территории Алтайского края принятого порядка и условий предоставления выплат гражданам на приобретение или строительство ими жилых помещений, на финансовое обеспечение которых предоставляются трансферты, списки граждан на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Правилами №1327, не могут быть сформированы и направлены в Минстрой России.

Таким образом, в судебном заседании истцом не предоставлены доказательства наличия со стороны ответчиков противоправных действий (бездействия) по неоказанию истцу мер социальной поддержки в виде финансовой выплаты для приобретения жилого помещения.

Способ защиты права истца путем признания за ним права на получение социальной выплаты в соответствии с Правилами №1327 является ненадлежащим, поскольку Правила №1327 не распространяются на правоотношения с участием истца, возникшие до вступления в силу Правил №1327.

Требования о взыскании с ответчиков солидарно в пользу истца денежных средств в качестве меры социальной поддержки, исходя из расчета площади жилого помещения – 66,8 кв.м., также не подлежат удовлетворению, поскольку у истца не возникло право на получение мер социальной поддержки в виде финансовой выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате паводка в марте-апреле 2018 г.

Таким образом, учитывая вышеприведенные требования действующего законодательства, исковые требования истца Исаевой С.Л. не подлежат удовлетворению. В настоящее время не представляется возможным признать за истцом, в том числе минуя установленный действующим правовым регулированием порядок, право на получение мер социальной поддержки в виде финансовой выплаты на приобретение жилья. Удовлетворение требований истца в том виде, в котором они заявлены, не повлечет за собой получения государственной помощи как гражданину Российской Федерации, лишившемуся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в том виде и объеме, который предусмотрен действующим законодательством.

В связи с чем, исковые требования Исаевой С.А. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, районный суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Исаевой С.Л. к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Администрации Краснощёковского района Алтайского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, Главному управлению Министерства чрезвычайных ситуаций России по Алтайскому краю, Министерству финансов Алтайского края, Правительству Алтайского края, Министерству социальной защиты Алтайского края о признании действия (бездействия) незаконными, признании права на получение мер социальной поддержки в виде финансовой выплаты для приобретения жилого помещения, взыскании денежных средств отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Краснощёковский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Т.Г. Васильева

Мотивированное решение изготовлено: 22 июня 2021 года.