ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-46/2022 от 17.02.2022 Веденского районного суда (Чеченская Республика)

Дело №2-46/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 февраля 2022 года с. Ведено

Веденский районный суд Чеченской Республики в составе: председательствующего судьи Садулаева И.А., при секретаре Гудаевой М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-46/2022 по иску заместителя прокурора Веденского района ЧР Аюбовой Э.С-А., в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Даргинская СОШ №2» (далее – Учреждение) Веденского муниципального района ЧР о признании незаконным бездействие Учреждения, выразившееся в отсутствии проведённого технического обслуживания объектов теплоснабжения и обучения согласно п. 2.3.58 ПТЭТЭ директора Учреждения и обязании Учреждения в течении 2-х месяцев с момента вступления решения в законную силу принять конкретные меры, направленные на исполнение следующих требований: провести приемо-сдаточные испытания электроустановок; организовать прохождение обучения согласно п. 2.3.58 ПТЭТЭ директора Учреждения,

УСТАНОВИЛ:

Истец – заместитель прокурора Веденского района ЧР Аюбова Э.С-А., в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим.

Прокуратурой района в январе текущего года проведена проверка исполнения МБОУ «Даргинская СОШ №1» Веденского муниципального района (далее – Учреждение) законодательства о теплоснабжении и об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, в ходе которой выявлены существенные нарушения закона, требующие принятия конкретных мер по их устранению и недопущению впредь.

Ранее по данному факту в адрес директора Учреждения внесено представление об устранении указанных нарушений закона, которые по настоящее время имеют место быть.

Непринятие мер в данной сфере негативно влияет на интересы государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В судебном заседании помощник прокурора Веденского района Чеченской Республики Улубаев А.А. поддержал заявленные исполняющим обязанности прокурора требования.

Ответчик – МБОУ «Даргинская СОШ №2» Веденского муниципального района Чеченской Республики, будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание представителя не направил, что согласно ч. 4 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению гражданского дела.

Выслушав помощника прокурора, проверив материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанность государства.

Так, Федеральный закон от 27 июня 2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Одними из основных принципов организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение экологической безопасности теплоснабжения; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

Статьей 23.2 Федерального закона № 190 установлены требования безопасности в сфере теплоснабжения, согласно которых под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (далее – Федеральный закон № 261) установлено, что Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах:

1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;

2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115 (далее – ПТЭТЭ) устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования.

Руководитель организации обеспечивает:

- содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, требований безопасности и охраны труда, соблюдение требований промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений, а также других нормативно-технических документов;

- своевременное и качественное проведение профилактических работ, ремонта, модернизации и реконструкции тепловых энергоустановок;

- разработку должностных и эксплуатационных инструкций для персонала;

- обучение персонала и проверку знаний правил эксплуатации, техники безопасности, должностных и эксплуатационных инструкций;

- поддержание исправного состояния, экономичную и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.

Согласно п. 2.3.58. ПТЭТЭ длительное периодическое обучение руководящих работников, эксплуатирующих тепловые энергоустановки, руководителей структурных подразделений и специалистов проводится не реже одного раза в пять лет в образовательных учреждениях.

Между тем, повторная прокурорская проверка показала, что в Учреждении в целях реализации основных принципов Федерального закона № 261, директор Учреждения обучение согласно п. 2.3.58. ПТЭТЭ не проходил, документ о его прохождении отсутствует.

Кроме того, истек срок действия свидетельства о проведении приемо-сдаточных испытаний электроустановок.

Ранее по данному факту в адрес директора Учреждения внесено представление об устранении указанных нарушений закона, которые по настоящее время имеют место быть.

Непринятие мер в данной сфере негативно влияет на интересы государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Принимая во внимание, что после принятых ранее мер прокурорского реагирования Учреждением добровольно нарушения требований федерального законодательства не устранено, в связи, с чем возникла необходимость в решении этого вопроса не иначе как в судебном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, неисполнение МБОУ «Даргинская СОШ №2» Веденского муниципального района Чеченской Республики требований рассматриваемого законодательства нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах дела, требования прокурора суд признает обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Веденского района ЧР Аюбовой Э.С-А., в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Даргинская СОШ №2» Веденского муниципального района ЧР о признании незаконным бездействие Учреждения, выразившееся в отсутствии проведённого технического обслуживания объектов теплоснабжения и обучения согласно п. 2.3.58 ПТЭТЭ директора Учреждения и обязании Учреждения в течении 2-х месяцев с момента вступления решения в законную силу принять конкретные меры, направленные на исполнение следующих требований: провести приемо-сдаточные испытания электроустановок; организовать прохождение обучения согласно п. 2.3.58 ПТЭТЭ директора Учреждения - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МБОУ «Даргинская СОШ №2» Веденского муниципального района, выразившиеся в отсутствии проведенного технического обслуживания объектов теплоснабжения и обучения согласно п. 2.3.58. ПТЭТЭ директора МБОУ «Даргинская СОШ №2» Веденского муниципального района.

Обязать МБОУ «Даргинская СОШ №2 » Веденского муниципального района в течении 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять конкретные меры направленные на исполнение следующих требований закона:

- провести приемо-сдаточные испытания электроустановок;

- организовать прохождение обучения согласно п. 2.3.58. ПТЭТЭ директора МБОУ «Даргинская СОШ №2» Веденского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Веденский районный суд Чеченской Республики в течение месяца со дня его принятия.

Решение изготовлено в окончательной форме 18 февраля 2022 года.

Председательствующий: И.А. Садулаев