ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-46/21 от 20.02.2021 Советского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-46/21 (2-1703/20)

54RS0009-01-2020-001695-41

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«20» февраля 2021 года г. Новосибирск

Советский районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Дузенко Е.А.

при секретаре Бердыбаеве Т.К.

с участием истца – прокурора Гребневой Е.С.

с участием представителя ответчика ФГБУ «ЖКУ ННЦ» ФИО1

с участием представителя третьих лиц МЧС России и ГУ МЧС России по Новосибирской области ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Советского района г. Новосибирска в порядке ст. 45 ГПК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Новосибирска, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Жилищно-коммунальное управление Новосибирского научного центра» (далее также ФГБУ «ЖКУ ННЦ») о возложении обязанности привести в соответствие с требованиями действующих нормативных правил защитное сооружение гражданской обороны по адресу: <адрес>

В исковом заявлении указано, что прокуратурой Советского района г. Новосибирска по заданию прокуратуры Новосибирской области проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне при содержании, использовании и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>

В ходе проверки указанного защитного сооружения гражданской обороны выявлены нарушения требований к его содержанию и эксплуатации, предусмотренные Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 .

В результате выявленных нарушений не обеспечивается состояние постоянной готовности защитного сооружения гражданской обороны к переводу на режим защитных сооружений и не создаются необходимые условия для безопасного пребывания лиц, укрываемых в защитном сооружении. Указанные обстоятельства нарушают интересы Российской Федерации, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц – граждан, у которых в случае возникновения военных конфликтов, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера могут возникнуть потребности в использовании защитного сооружения.

Исходя из того, что спорное защитное сооружение гражданской обороны передано на праве хозяйственного ведения ответчику ФГБУ «ЖКУ ННЦ», прокурор обратился к нему с настоящим иском.

В судебном заседании прокурор уточнил свои исковые требования и просил суд обязать ФГБУ «ЖКУ ННЦ» за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели главным распорядителем бюджетных средств в лице Министерства науки и высшего образования РФ, привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 , а именно:

- восстановить ограждающую конструкцию ЗС ГО (стену);

- смонтировать фильтровентиляционное оборудование, в том числе электроручной вентилятор (ЭРВ-49), предфильтр пакетный ПФП-1000, фильтры-поглотители (ФП-200), клапан герметический ГК-2-100;

- смонтировать вентиляционные трубы;

- провести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт с целью приведения в удовлетворительное состояние защитно-герметических дверей и ставня;

- провести ремонт строительных конструкций, защитных устройств и технических систем;

- обеспечить герметизацию и гидроизоляцию, защитно-герметические двери привести в нормативное состояние;

- обеспечить целостность ограждающих конструкций защитного сооружения;

- окрасить в серый цвет герметические двери и герметические ставни; окрасить в желтый цвет воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции; воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых лиц окрасить в белый цвет;

- обеспечить установку на подставки герметических дверей, находящихся в открытом положении.

Установить ФГБУ «ЖКУ ННЦ» срок для исполнения решения суда - 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора Гребнева Е.С. исковые требования поддержала, дала соответствующие объяснения.

Представитель ФГБУ «ЖКУ ННЦ» ФИО1 в судебном заседании пояснила, что поскольку ответчик является также и управляющей компанией по обслуживанию многоквартирных жилых домов, то приведение защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с установленными требованиями возможно лишь за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели главным распорядителем бюджетных средств в лице Министерства науки и высшего образования РФ, и в случае, если такие денежные средства будут выделены, то защитное сооружение в обязательном порядке будет приведено в соответствие с нормативными требованиями.

Ответчик Министерство науки и высшего образования РФ о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило.

Третьи лица ТУ Росимущество по НСО, Сибирское ТУ Минобрнауки России о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.

Представитель третьих лиц МЧС России и ГУ МЧС России по НСО ФИО2 требования искового заявления прокурора поддержала.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (абзац первый); организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, - организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (абзац восьмой).

В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Согласно п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем (абзац второй); обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства (абзац пятый).

Исходя из положений п.п. 2,3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, к числу объектов гражданской обороны отнесены убежища - защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; убежища создаются для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

В соответствии с п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. При этом данные обязанности возложены на все организации, независимо от организационно-правовой формы.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Прокуратурой Советского района г. Новосибирска по заданию прокуратуры Новосибирской области проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне при содержании, использовании и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>

В ходе проверки указанного защитного сооружения гражданской обороны выявлены нарушения требований к его содержанию и эксплуатации, предусмотренных Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (приказ МЧС России от 15.12.2002 ), а именно:

- в ограждающей конструкции ЗС ГО (стена) сделан проем, который в настоящее время закрыт гипсокартонном (п. 3.2.2 Правил);

- демонтировано фильтровентиляционное оборудование, в том числе электроручной вентилятор (ЭРВ-49), предфильтр пакетный ПФП-1000, фильтры-поглотители (ФП-200), клапан герметический ГК-2-100 (п. 3.2.2 Правил);

- демонтированы вентиляционные трубы (п. 3.2.2 Правил);

- защитно-герметические двери и ставень находятся в неудовлетворительном состоянии: резиновые детали частично отсутствуют, частично отсутствуют запорные механизмы – сломана рукоять, обустроено сквозное отверстие, имеются следы коррозии – не проводится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт (п.п. 3.2.1, 3.2.10, 5.1.1 Правил);

- не проводится ремонт строительных конструкций, защитных устройств и технических систем (п.п. 5.1.1, 5.2.1, 5.2.2 Правил);

- техническое обслуживание и ремонт данного защитного сооружения и его технических систем не проводится, не обеспечена сохранность оборудования защитного сооружения (инженерно-техническое оборудование демонтировано), не обеспечена герметизация и гидроизоляция, защитно-герметические двери находятся в неудовлетворительном состоянии (следы коррозии) (п.п. 3.2.1, 3.2.2, 5.1.1, 5.2.1, 5.2.2 Правил);

- в защитном сооружении при прокладке труб водоснабжения была нарушена целостность ограждающих конструкций (п. 3.2.2 Правил);

- герметические двери и герметические ставни не окрашены в серый цвет, воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции не окрашены в желтый цвет; воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых лиц не окрашены в белый цвет (п. 3.2.10 Правил);

- герметические двери, находящиеся в открытом положении, не установлены на подставки (п. 3.2.5 Правил).

Указанные обстоятельства подтверждаются инвентаризационной карточкой защитного сооружения гражданской обороны от 01.09.2019, подписанной директором ФГУП «ЖКХ ННЦ» М.В., в котором указано, что ЗС ГО находится у ответчика на праве хозяйственного ведения; актом инвентаризации; выпиской из реестра федерального имущества, согласно которой ЗС ГО находится у ответчика на праве хозяйственного ведения; сведениями по защитным сооружениям ФГУП «ЖКХ ННЦ», подписанными специалистом ФГУП «ЖКХ ННЦ» по ГО А.С.; справкой по проверке защитных сооружений гражданской обороны, составленной старшим инспектором ОНДиПР по г. Новосибирску УНДиПР МЧС России по Новосибирской области К.И.

В результате выявленных нарушений не обеспечивается состояние постоянной готовности защитного сооружения гражданской обороны к переводу на режим защитных сооружений и не создаются необходимые условия для безопасного пребывания лиц, укрываемых в защитном сооружении.

Требование о приведении защитного сооружения гражданской обороны по адресу: <адрес> в соответствие с нормами Правил эксплуатации защитных сооружений, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 , заявлено прокурором Советского района г. Новосибирска к ФГБУ «ЖКУ ННЦ» как к организации, владеющей данным защитным сооружением на праве хозяйственного ведения.

Проверяя ранее заявленные доводы ФГБУ «ЖКУ ННЦ» о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку право хозяйственного ведения на спорный объект у ФГБУ «ЖКУ ННЦ» не возникло, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Согласно п.п. 3,4 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

В силу ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Как установлено судом, защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности.

ФГБУ «ЖКУ ННЦ» до реорганизации, проведенной 22.06.2020, существовало в форме федерального государственного унитарного предприятия – ФГУП «ЖКХ ННЦ».

Государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук» было создано на основании постановления Президиума РАН от 26.03.2002 .

Учредителем и собственником имущества предприятия являлась Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя и собственника закрепленного за предприятием имущества от имени Российской Федерации осуществляла Российская академия наук. При этом предприятие находилось в ведении Сибирского отделения Российской Академии наук, осуществлявшего управление предприятием.

Как установлено судом, распоряжением Президиума РАН от 31.03.2006 защитное сооружение гражданской обороны по адресу: <адрес> числе других объектов передано с баланса Сибирского отделения РАН на баланс ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство ННЦ СО РАН».

Этим же распоряжением Президиума РАН от 31.03.2006 Сибирскому отделению РАН и ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство ННЦ СО РАН» предписано обратиться в Территориальное управление Росимущества о внесении соответствующих изменений в реестр федеральной собственности.

Таким образом, указанное выше распоряжение от 31.03.2006 предполагало, что на его основании будет произведено внесение изменений в учетных сведениях реестра федерального имущества о владельце имущества.

В дело представлена Выписка из реестра федерального имущества, из которой следует, что правообладателем помещения убежища (защитное сооружение) по адресу: <адрес> на праве хозяйственного ведения является Государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирского научного центра Сибирского отделения РАН».

Судом предпринимались меры к истребованию у ТУ Росимущества по НСО документов-оснований возникновения права хозяйственного ведения на спорное защитное сооружение у ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН».

В ответ на судебный запрос ТУ Роимуществом по НСО предоставлена следующая информация относительно оснований внесения сведений о правообладателе спорного имущества в реестр федерального имущества.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 «О совершенствовании учета федерального имущества» правообладатель для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном им по договорам, или на иных основаниях поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязан в 14-дневный срок со дня приобретения имущества направить в систему учета:

а) карты сведений об объекте учета по формам реестра федерального имущества;

б) документы, подтверждающие приобретение объекта учета правообладателем и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте учета.

ФГУП «ЖКХ ННЦ» (в настоящее время ФГБУ «ЖКУ ННЦ») карты сведений о рассматриваемом объекте направлены 31.03.2011.

В качестве документа-основания возникновения права хозяйственного ведения представлен акт, подписанный директором ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН» от 23.05.2006, о приемке документации и оборудования встроенного защитного сооружения по адресу: <адрес>

Таким образом, направлением в ТУ Роимуществом по НСО карт сведений о спорном объекте (в электронном виде, согласно постановлению Правительства РФ от 16.07.2007 карты сведений направляет только правообладатель имущества), а также актом, подписанным директором ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН» от 23.05.2006, подтверждается факт передачи спорного объекта, находящегося по адресу: <адрес> Государственному унитарному предприятию «ЖКХ ННЦ СО РАН» на праве хозяйственного ведения, сообщив данные сведения ТУ Росимущества по НСО в целях внесения информации о правообладателе в реестр федерального имущества.

Впоследствии своими действиями ФГУП «ЖКХ ННЦ» (в настоящее время ФГБУ «ЖКУ ННЦ») подтверждало факт признания за собой вещного права в отношении спорного объекта, фактически реализовывало правомочия владельца.

Так, директором ФГУП «ЖКХ ННЦ» М.В. 01.09.2019 подписана инвентаризационная карточка защитного сооружения гражданской обороны , в которой указано, что защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес> находится в федеральной собственности, состоит на балансе ФГУП «ЖКХ ННЦ», вид правообладания: хозяйственное ведение. В качестве организации, эксплуатирующей защитное сооружение гражданской обороны, указано: ЖЭУ-2 (ФГУП ЖКХ ННЦ), в строке «кто укрывается» указано: ФГУП «ЖКХ ННЦ» (рабочая смена). В строке «состав звена обслуживания» указано: 6 человек от ЖЭУ-2 (ФГУП ЖКХ ННЦ).

Принимая во внимание данное доказательство, суд находит необоснованными ранее высказанные доводы ответчика о том, что ФГБУ «ЖКУ ННЦ» не нуждается в данном защитном сооружении, не эксплуатирует его и не заинтересован в его использовании.

Кроме того, специалистом ФГУП «ЖКХ ННЦ» по гражданской обороне А.С. составлялись и подписывались сведения по защитным сооружениям ФГУП «ЖКХ ННЦ», в числе которых названо указанное выше защитное сооружение.

По результатам прокурорской проверки ФГУП «ЖКХ ННЦ» внесено представление от 01.10.2019 об устранении нарушений требований законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны.

В ответ на данное представление директор ФГУП «ЖКХ ННЦ» М.В. указал, что вопрос соблюдения законодательства о гражданской обороне при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны взят им под личный контроль. В целях устранения допущенных нарушений принято решение о переводе бомбоубежищ в статус противорадиационных укрытий (ПРУ). После изменения статуса указанные помещения будут соответствовать нормам законодательства о гражданской обороне, установленным для ПРУ. В целях реализации указанных мер в Главное управление МЧС России по Новосибирской области 07.10.2019 направлено заявление об изменении статуса бомбоубежищ на статус ПРУ.

Приказом от 28.10.2019 помощник директора по ГО и ЧС А.С. привлечен к дисциплинарной ответственности.

Данные действия ответчика свидетельствуют о том, что он фактически признавал себя законным владельцем спорных защитных сооружений, в том числе ответственным за их надлежащее содержание.

Совокупность представленных в дело доказательств свидетельствует о том, в 2006 г. Российская академия наук, исполняющая от имени Российской Федерации функции и полномочия учредителя предприятия, а также собственника закрепленного за ним имущества, передала спорное имущество во владение правопредшественнику ответчика, обязав последнего внести соответствующие учетные сведения в реестр федерального имущества.

Соответствующие учетные сведения о правообладателе спорного защитного сооружения в реестр федерального имущества были внесены, что подтверждается представленной в дело выпиской из реестра федерального имущества.

Впоследствии ответчик своими фактическими действиями реализовал правомочия лица, владеющего спорным имуществом на праве хозяйственного ведения, в связи с чем следует вывод о том, что учетные сведения о правообладателе, внесенные в реестр федерального имущества, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Непринятие ответственными лицами мер по регистрации на имя ответчика права хозяйственного ведения на защитное сооружение в Едином государственном реестре недвижимости не является основанием для вывода о том, что право хозяйственного ведения у ответчика не возникло.

Определяющим значением для решения вопроса о возникновении у ответчика права хозяйственного ведения на спорный объект является установление факта передачи данного объекта собственником ответчику на рассматриваемом вещном праве, поскольку в силу п. 1 ст. 299 ГК РФ и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является правоподтверждающим, а не правоустанавливающим действием.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что отсутствие в ЕГРН записи о праве хозяйственного ведения ФГБУ «ЖКУ ННЦ» на спорный объект не может явиться безусловным основанием для отказа в иске.

Закрепляя имущество за предприятиями и учреждениями, собственник наделяет их правами по владению и пользованию, в том числе, по управлению имуществом в установленном порядке.

Лицо, за которым помещения закреплены на праве хозяйственного ведения, в силу норм действующего законодательства обязано нести расходы по содержанию и ремонту закрепленного имущества.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных нормативных актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными, обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 , Территориальное управление несет расходы на содержание и обслуживание объектов, составляющих казну Российской Федерации, то есть находящихся в собственности Российской Федерации и не закреплённых за федеральными структурами на ином вещном праве.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что обязанность по содержанию в надлежащем состоянии постоянной готовности ЗС ГО должны нести правообладатели таких сооружений, за которыми они закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Таким образом, исковые требования прокурором заявлены к надлежащему ответчику, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Также, суд полагает обоснованным требование прокурора обязать ФГБУ «ЖКУ ННЦ» привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес> в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 , за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели главным распорядителем бюджетных средств в лице Министерства науки и высшего образования РФ, поскольку как следует из материалов гражданского дела, в том числе устава ФГБУ «ЖКУ ННЦ», утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 13.05.2020 , функции и полномочия учредителя ФГБУ «ЖКУ ННЦ» осуществляет Министерство науки и высшего образования РФ; функции и полномочия собственника имущества, переданного ФГБУ «ЖКУ ННЦ», осуществляет, в том числе Министерство науки и высшего образования РФ; ФГБУ «ЖКУ ННЦ» выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное Министерством науки и высшего образования РФ в установленном порядке в соответствии с предусмотренными настоящим уставом основными видами деятельности; основными целями и предметом деятельности ФГБУ «ЖКУ ННЦ» является, в том числе содержание (эксплуатация) имущества, находящегося в государственной собственности, обеспечение эксплуатационно-технического обслуживания объектов и помещений, а также содержание указанных объектов и помещений, оборудования и прилегающей территории в надлежащем состоянии (п.п. 4,5,13,20 устава).

Доводы о том, что в настоящее время ответчиком инициирована процедура изменения статуса данного защитного сооружения с «убежище» на «укрытие», на выводы суда о необходимости удовлетворения иска не влияют, поскольку на момент вынесения решения юридически данный перевод не осуществлен.

При таких обстоятельствах рассматриваемое защитное сооружение подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, предъявляемых к убежищам.

В соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая объем мероприятий, совершение которых требуется при приведения защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями законодательства, суд находит разумным установление срок для исполнения решения 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Советского района г. Новосибирска удовлетворить.

Обязать ФГБУ «ЖКУ ННЦ» за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели главным распорядителем бюджетных средств в лице Министерства науки и высшего образования РФ, привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес> в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 , а именно:

- восстановить ограждающую конструкцию ЗС ГО (стену);

- смонтировать фильтровентиляционное оборудование, в том числе электроручной вентилятор (ЭРВ-49), предфильтр пакетный ПФП-1000, фильтры-поглотители (ФП-200), клапан герметический ГК-2-100;

- смонтировать вентиляционные трубы;

- провести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт с целью приведения в удовлетворительное состояние защитно-герметических дверей и ставня;

- провести ремонт строительных конструкций, защитных устройств и технических систем;

- обеспечить герметизацию и гидроизоляцию, защитно-герметические двери привести в нормативное состояние;

- обеспечить целостность ограждающих конструкций защитного сооружения;

- окрасить в серый цвет герметические двери и герметические ставни; окрасить в желтый цвет воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции; воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых лиц окрасить в белый цвет;

- обеспечить установку на подставки герметических дверей, находящихся в открытом положении.

Установить ФГБУ «ЖКУ ННЦ» срок для исполнения решения суда - 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в мотивированной форме.

Судья Е.А. Дузенко

Мотивированное решение изготовлено 03.03.2021.