Дело № 2-47 (2018)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Село Малая Сердоба Пензенской области 10 мая 2018 года
Малосердобинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Толкуновой Е.А.,
при секретаре Лариной М.А.,
с участием заместителя прокурора Малосердобинского района Пензенской области Тюниной Ж.В.,
представителя ответчика ФИО1,
представителя третьего лица - Управления образования администрации Малосердобинского района Пензенской области - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Малосердобинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа с. Марьевка Малосердобинского района Пензенской области о возложении обязанности по оборудованию здания образовательного учреждения турникетами,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Малосердобинского района Пензенской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа с. Марьевка Малосердобинского района Пензенской области о возложении обязанности по оборудованию здания образовательного учреждения турникетами.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что в МБОУ ООШ с. Марьевка в нарушение действующего законодательства отсутствует система контроля и управления доступом, а именно, турникет, который способствовал бы исключению фактов несанкционированного прохода в здание посторонних лиц и проносу запрещенных предметов, при этом посетители дошкольных учреждений и имеющиеся при них вещи никем не осматриваются.
Нарушение требований законодательства, считает прокурор, может способствовать совершению диверсионно-террористических актов, что повлечет за собой человеческие жертвы, значительные материальные потери.
Прокурор просит обязать ответчика оборудовать здание образовательного учреждения турникетом.
В судебном заседании заместитель прокурора Малосердобинского района Тюнина Ж.В. исковые требования и их обоснование поддержала, пояснила, что прокуратурой района при проведении проверки МБОУ ООШ с. Марьевка выявлены нарушения антитеррористического законодательства: в школе отсутствует турникет, вход в помещение школы свободный, посетителей и имеющиеся при них вещи никто не осматривает. Тюнина Ж.В. просила иск удовлетворить, обязать ответчика устранить выявленные нарушения в срок до 1 сентября 2018 года.
Представитель ответчика, директор школы ФИО1, с исковыми требованиями прокурора согласилась, суду пояснила, что содержание здания школы и ее территории в соответствии со всеми техническими и санитарными нормами, требованиями законодательства требует значительных материальных затрат, учебное заведение не получает достаточных средств для исполнения всех предписаний, однако требования прокурора будут по мере возможности исполняться. Ссылаясь на недостаточное финансирование, ФИО1 просила суд освободить школу от уплаты государственной пошлины.
Представитель третьего лица, и.о. начальника Управления образования администрации Малосердобинского района Пензенской области ФИО2, с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что работа по установке турникетов в образовательных учреждениях ведется, однако недостаточное финансирование не позволило установить турникеты во всех школах и садах района.
Представитель третьего лица - администрации Малосердобинского района Пензенской области - в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна. О дате, времени и месте рассмотрения дела третье лицо надлежащим образом извещено, о рассмотрении дела в отсутствие представителя или об отложении рассмотрения дела администрация суд не просила.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в том числе по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона № 273-ФЗ установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно части 7 статьи 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 21 Постановления Правительства РФ от 25.03.2015г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (далее - Постановление № 272) предусмотрено, что антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем: проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий; определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов; контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей; применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей; оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами; контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей; осуществления мероприятий по защите информации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2008г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму основывается на принципах: обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма; системности и комплексного использования политических информационно- пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности и др.
Согласно ст. 3 Закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Пунктом 3.1 статьи 5 Закона № 35-ФЗ установлено, что юридические лица выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Правильное планирование и организация проведения профилактических мероприятий, их результативность, является наиболее существенным фактором, влияющим на предупреждение преступлений террористического характера.
Вместе с тем, в ходе проведения прокуратурой Малосердобинского района проверки в МБОУ ООШ с. Марьевка выявлены нарушения требований вышеуказанного законодательства, которые нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Судом установлено, что МБОУ ООШ с. Марьевка отсутствует система контроля и управления доступом, а именно турникет, который способствовал бы исключению фактов несанкционированного прохода в здание посторонних лиц и проносу запрещенных предметов. Посетители дошкольных учреждений и имеющиеся при них вещи никем не осматриваются.
Несоблюдение вышеуказанных требований законодательства о противодействии терроризму, отсутствие системной целенаправленной работы в данной сфере, непринятие комплекса предупредительных мер могут способствовать совершению диверсионно-террористических актов, что повлечет за собой человеческие жертвы, значительные материальные потери.
Проанализировав названные выше нормы права, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Малосердобинского района обоснованы и подлежат удовлетворению. Срок для исполнения обязанности по установке турникетов, указанный прокурором, суд считает разумным и достаточным.
При этом суд считает, что недостаточное финансирование ответчика не является основанием для освобождения юридического лица от исполнения им своих обязанностей и не исключает его гражданско-правовую ответственность.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Статья 103 ГПК РФ (часть 1) устанавливает, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Часть 2 ст. 333.20 НК РФ предусматривает, что суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 НК РФ.
С учетом имущественного положения ответчика, который является муниципальным учреждением, финансируемым из местного бюджета, суд считает возможным освободить его от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Малосердобинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа с. Марьевка Малосердобинского района Пензенской области о возложении обязанности по оборудованию здания образовательного учреждения турникетами удовлетворить полностью.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Марьевка Малосердобинского района Пензенской области в срок до 1 сентября 2018 года оборудовать здание образовательного учреждения системой контроля и управления доступом - турникетом.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Марьевка Малосердобинского района Пензенской области освободить от уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в Пензенский областной суд через Малосердобинский районный суд Пензенской области.
Судья