Ижемский районный суд Республики Коми Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ижемский районный суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело 2-47/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Ижма 06 марта 2012 года
Ижемский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Пестрикова В.В.
прокурора Матвеевой Т.А.
при секретаре Артеевой В.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску:
Прокурора Усть-Цилемского района в интересах ФИО1 к МБОУ «Усть-Цилеская средняя общеобразовательная школа», Правительству Республики Коми и Министерству финансов РФ о возложении обязанности организовать бесплатное питание детей, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Усть-Цилемского района в интересах истицы ФИО1 обратился в суд с иском к МОУ «Усть-Цилеская средняя общеобразовательная школа», Правительству Республики Коми и Министерству финансов РФ о возложении обязанности организовать бесплатное питание, утверждая, что истица ФИО1 имеет трех несовершеннолетних детей, являющихся учащимися МОУ «Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа» и в связи с тем, что семья истицы ФИО1 является многодетной, на основании Указа Президента РФ № 431 от 05 мая 1992 года «О мерах социальной поддержки многодетных семей», её дети должны обеспечиваться бесплатным питанием (завтраками и обедами) в школе. Поскольку МОУ «Усть-Цилемская СОШ» мер по организации бесплатного питания, в виде завтраков и обедов несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 и ФИО4 не принимает, чем нарушаются права истицы, являющейся многодетной матерью и её несовершеннолетних детей, прокурор просит суд обязать МОУ «Усть-Цилемская СОШ» организовать бесплатное питание (завтраки и обеды) детей ФИО1, учащихся МОУ «Усть-Цилемская СОШ»: ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ., ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ., признать не законным бездействие Правительства Республики Коми, выразившееся в неисполнении Указа Президента РФ № 431 от 05.05.1992 года, в части установления для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений из многодетных семей бесплатного питания (завтраки и обеды), обязать Правительство Республики Коми предоставить семье ФИО1 социальную поддержку в виде бесплатного питания её несовершеннолетних детей и обязать Министерство Финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации осуществлять финансирование предоставления бесплатного питания (завтраки и обеды), учащихся МОУ «Усть-Цилемская СОШ» ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ.
До рассмотрения дела по существу прокурор Усть-Цилемского района в порядке ст.39 ч.1 ГПК РФ изменив исковые требования и по доводам искового заявления просит обязать МБОУ «Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа» и Правительство Республики Коми организовать бесплатное питание (завтраки и обеды) детей ФИО1, учащихся МБОУ «Усть-Цилемская СОШ»: ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ., ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании помощник прокурора Матвеева Т.А. на исковых требованиях настаивает, просит обязать МБОУ «Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа» и Правительство Республики Коми организовать бесплатное питание (завтраки и обеды) детей ФИО1, учащихся МБОУ «Усть-Цилемская СОШ»: ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ., ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ пояснив, что семья истицы является многодетной и на основании Указа Президента РФ № 431 от 05.05.1992 года её детям, которые являются учащимися МБОУ «Усть-Цилемская СОШ», должны предоставляться бесплатные завтраки и обеды в школе.
Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела была уведомлена надлежащим образом, просит рассмотреть дело без ее участия в процессе. В судебном заседании 28.11.2011 года истица ФИО1 иск прокурора поддержала, пояснив, что является матерью троих детей и имеет статус многодетной матери. Статуса малообеспеченной семьи у неё нет. Её дети являются учащимися МОУ «Усть-Цилемская СОШ». Бесплатно завтракает в школе только младший сын, который является учеником начальной школы. Двое старших завтракают за деньги. Обеды для всех её детей являются платными.
Представитель Правительства Республики Коми в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия в процессе, в направленном в суд отзыве исковые требования не признает, указав, что в соответствии с принципами и нормами, закрепленными в федеральном законодательстве, определение видов, размера и порядка предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, Республика Коми, как субъект Российской Федерации, осуществляет самостоятельно. Меры социальной поддержки на территории Республики Коми установлены принятыми в установленном порядке республиканскими нормативными правовыми актами, в том числе Законом Республики Коми № 143-ФЗ от 26.12.2005 года и расходы на реализацию указанных нормативных правовых актов предусматриваются ежегодно в законе Республике Коми о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Представитель Министерства Финансов РФ в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия в процессе и удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель МБОУ «Усть-Цилемская СОШ» в судебное заседании не явился, просит рассмотреть дело без его участия в процессе, в направленном в суд ходатайстве исковые требования не признает, указав, что на сегодняшний день, законодательство Республики Коми и муниципального образования муниципального района «Усть-Цилемский» не регламентирует вопрос организации бесплатного питания многодетных семей. Вопрос организации и предоставления льгот многодетных семей находится в компетенции региональных и местных органов власти. МБОУ «Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа» может предоставлять меры социального обеспечения только в соответствии с нормативными актами Республики Коми и муниципального образования муниципального района «Усть-Цилемский» обеспеченными соответствующим финансированием.
Суд заслушав помощника прокурора Матвееву Т.А. и исследовав материалы дела приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Истица ФИО1 является матерью трех несовершеннолетних детей: ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ. и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ., учащихся МБОУ «Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа» и имеет статус многодетной семьи.
Согласно Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «ж» ч.1 ст.72). По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Из изложенного следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки многодетных семей и исполнять указанные расходные обязательства за счет средств собственного бюджета.
Пунктом 1 Указа Президента РФ № 431 от 05.05.1992 года «О мерах социальной поддержки многодетным семьям» органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга было предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей меры социальной поддержки, в том числе бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений. Пунктом 3 этого же документа Министерству финансов Российской Федерации предписано в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным Указом. Такой порядок не разработан до настоящего времени. Финансирование Республики Коми из федерального бюджета на указанные цели не осуществлялось и не предусмотрено.
В отсутствие федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетным семьям собственное правовое регулирование данного вопроса субъектом Российской Федерации за счет средств своего бюджета не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав граждан.
Федеральный от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, предоставивший указанные нормотворческие полномочия субъектам Российской Федерации, принят позднее упомянутого выше Указа и по своей юридической силе имеет приоритет над ним.
Статьей 19 Закона Республики Коми № 55-РЗ от 12.11.2004 года «О социальной поддержке населения в РК» установлены меры социальной поддержки многодетных семей, среди которых: оплата в размере 30 процентов указанным семьям за жилое помещение в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения; оплата в размере 30 процентов указанным семьям коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, за исключением отопления (теплоснабжения), предоставляемого в пределах установленных нормативов потребления и установленной социальной нормы площади жилого помещения; многодетным семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива или компенсация в размере 50 процентов стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива; первоочередной прием детей в дошкольные образовательные учреждения; пособие на оплату проезда детей, являющихся учащимися общеобразовательных учреждений, в пассажирском транспорте в расчете на каждого; первоочередное получение садово-огородных участков.
В силу статьи 2 Закона РК от 26 декабря 2005 года № 143-РЗ «О предоставлении питания учащимся государственных общеобразовательных учреждений, государственных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Республики Коми, а также муниципальных общеобразовательных учреждений из семей, в установленном порядке признанных малоимущими, и внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Коми» решение о предоставлении питания принимается государственным учреждением Республики Коми, определенным Правительством Республики Коми, по месту жительства либо либо месту пребывания малоимущей семьи. Предоставление питания осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Коми.
Порядок предоставления питания учащимся, обучающимся по очной форме обучения в государственных общеобразовательных учреждениях, государственных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Республики Коми, и муниципальных общеобразовательных учреждениях, из семей, в установленном порядке признанных малоимущими, утвержден Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2005 года № 342.
Образовательные учреждения не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляют в центры по предоставлению государственных услуг табели посещаемости учащимися учебных заведений и документы, подтверждающие произведенные расходы по предоставлению питания. Финансирование расходов по предоставлению питания осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год Агентством Республики Коми по социальному развитию в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущим, лицу претендующему на указанный статус необходимо представить в центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения предусмотренные законом соответствующие заявление и документы.
Как видно из справок ГБУ РК «Центр по предоставлению услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Цилемского района» № 298-05 от 02.03.2012 г. и 335-03 от 05.03.2012 года семья ФИО1, зарегистрированной по адресу статуса малоимущей не имеет и как многодетная семья пользуется мерами социальной поддержки в соответствии со статьей 19 Закона Республики Коми от 12.11.2004 года «О социальной поддержке населения в Республике Коми».
Согласно имеющихся в деле справок МБОУ «Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа», отдела образования МР «Усть-Цилемский», администрации МР «Усть-Цилемский», пояснений опрошенного в судебном заседании 28.11.2011 года представителя МБОУ «Усть-Цилемская СОШ», МБОУ «Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа» собственных денежных средств для обеспечения бесплатным питанием на основании Указа Президента РФ № 431 от 05.05.1992 года не имеет, бюджетом Республики Коми выделяются средства только на бесплатные завтраки учащихся начального звена, согласно Постановления Правительства Республики Коми № 439 от 10.02.2010 года и для учащихся из малообеспеченных семей на основании Закона Республики Коми № 143-РЗ от 26.12.2005 года и в связи с отсутствием источника финансирования исполнить закон не возможно.
Законом Республики Коми № 55-РЗ от 12.11.2004 года «О социальной поддержке населения в Республике Коми» обеспечение бесплатным питанием (завтраками и обедами) в школе детей из многодетных семей не предусмотрено.
Так как в отсутствие федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренных Указом Президента РФ № 431 от 05.05.1992 года собственное правовое регулирование данного вопроса субъектом Российской Федерации за счет средств своего бюджета не противоречит федеральному законодательству, при этом исходя из полномочий и финансовых возможностей Правительством Республики Коми был принят Закон № 143-ФЗ от 26.12.2005 года, предусматривающий бесплатное питание в учебных заведениях только учащихся из семей, признанных в установленном порядке малоимущими и указанный выше закон не противоречит требованиям Указа Президента РФ № 431 от 05.05.1992 года, так как данным Указом наряду с мерами социальной поддержки было предложено так же определить круг семей, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке, учащиеся начальных классов, в том числе сын истицы ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются бесплатными завтраками на основании Постановления Правительства Республики Коми № 439 от 10.12.2010 года, МБОУ «Усть-Цилемская СОШ» является бюджетным учреждением и собственных денежных средств для осуществления бесплатного питания детей из многодетных семей не имеет, обеспечение бесплатным питанием (завтраками и обедами) в школе детей из многодетных семей статьей 19 Закона Республики Коми № 55-РЗ не предусмотрено и учитывая, что семья истицы ФИО1 в установленном порядке малоимущей не признана, пользуется мерами социальной поддержки в соответствии со статьей 19 Закона Республики Коми от 12.11.2004 года «О социальной поддержке населения в Республике Коми», суд каких-либо оснований для удовлетворения исковых требований прокурора обязать МБОУ «Усть-Цилемская СОШ» и Правительство Республики Коми организовать бесплатное питание (завтраки и обеды) детей ФИО1, учащихся МБОУ «Усть-Цилемская СОШ»: ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ., ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ не находит.
Кроме того, Правительство Республики Коми, являясь органом исполнительной власти, исходя из сферы своей деятельности мер по оказанию социальной поддержки населению не оказывает, так как согласно постановления Правительства Республики Коми № 580 от 19.12.2011 года «Об Агентстве Республики Коми по социальному развитию» указанные функции возложены на Агентство Республики Коми по социальному развитию и исходя из принципа разделения властей суд не вправе обязать Правительство Республики Коми принять тот или иной нормативно правовой акт.
Доводы прокурора, что на основании статьи 19 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» меры социальной поддержки для многодетных семей распространяются не зависимо от материального положения, предоставление бесплатного питания в виде завтраков и обедов предусмотрено пунктом «б» статьи 1 Указа Президента РФ № 431 от 05.05.1992 года и пробел в законодательном регулировании не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан не могут быть признаны обоснованными и повлиять на принятое судом решение, поскольку, исходя из регионального законодательства, которое не противоречит указанному выше Указу Президента РФ предоставление бесплатного питания в школах и других образовательных учреждениях предусмотрено только семьям либо лицам имеющим статус малоимущих, который истица ФИО1 не имеет и при наличии достаточных на то оснований не лишает её право на получение указанного статуса и соответствующих льгот в установленном законом порядке, предусмотренные же статьей 19 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» льготы истице предоставляются.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Усть-Цилемского района в интересах истицы ФИО1 к МБОУ «Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа», Правительству Республики Коми и Министерству финансов РФ обязать МБОУ «Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа» и Правительство Республики Коми организовать бесплатное питание (завтраки и обеды) детей ФИО1, учащихся МБОУ «Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа»: ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца с момента вынесения, через Ижемский районный суд Республики Коми.
Судья: В.В.Пестриков