Свердловский районный суд Орловской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Свердловский районный суд Орловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-47/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Змиёвка 10 февраля 2011 г.
Свердловский районный суд Орловской области в составе председательствующего Конкиной Е.А., с участием
прокурора Свердловского района Орловской области Чаплыгина С.Д.,
представителя заинтересованного лица – главного специалиста-юриста администрации пос.Змиевка Свердловского района Орловской области Батуновой Л.В.,
при секретаре Савоськиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Свердловского районного суда Орловской области гражданское дело по заявлению прокурора Свердловского района Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Свердловского района Орловской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта. В заявлении указал следующее. Прокуратурой района проведена проверка исполнения требований Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществления градостроительной деятельности, а также в части соответствия нормативных правовых актов в указанной сфере требованиям законодательства. В ходе проверки установлено следующее. Решением Змиевского поселкового Совета народных депутатов № 27/111 от 25.12.2008 г. утверждено Положение о градостроительной деятельности на территории городского поселения Змиевка. В соответствии с п. 2 Положения к полномочиям Змиевского поселкового Совета народных депутатов отнесено утверждение документов по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом. Однако, согласно ч. 13 ст. 46 Градостроительного кодекса глава местной администрации поселения принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения. Просит суд признать п. 2 данного Положения незаконным с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Свердловского района Орловской области Чаплыгин С.Д. исковые требования уточнил, просил признать незаконным абзац 5 п.2 Положения, на удовлетворении уточненных заявленных требованиях настаивал.
Представитель заинтересованного лица – главный специалист-юрист администрации пос.Змиевка Батунова Л.В. заявленные требования признал в полном объеме.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 местное самоуправление, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В соответствие со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлению прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обращаться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено следующее.
Решением Змиевского поселкового Совета народных депутатов № 27/111 от 25.12.2008 г. утверждено Положение о градостроительной деятельности на территории муниципального образования городское поселение Змиевка (далее по тексту Положение) (л.д.4).
Данное Положение вступило в законную силу с 31.12.2008 г.(л.д.5-10).
В соответствии с п. 2 Положения «Полномочия Змиевского поселкового Совета народных депутатов в сфере регулирования градостроительной деятельности» к полномочиям поселкового Совета народных депутатов отнесено утверждение документов по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 13 ст. 46 Градостроительного кодекса глава местной администрации поселения с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Важную роль в сфере территориального планирования в России в настоящее время играет проблема разработки документов в сфере территориального планирования. Необходимость разработки таких документов предусматривает глава 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Так, в соответствии со ст. 9 Кодекса в документах территориального планирования определяется назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В качестве документов территориального планирования выступают схемы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Утвержденная документация по планировке территории является основанием для изменения правил землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Таким образом, превышение полномочий поселкового Совета народных депутатов по утверждению документации по планировке территорий ведет к нарушению прав граждан на благоприятные условия жизнедеятельности., прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта, ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
Несоответствие оспариваемого акта закону охватывает: неправильное толкование или применение закона при принятии акта; издание акта соответствующим органом с превышением своих полномочий или нарушением процедуры его принятия; издание нормативного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; привлечение к ответственности, не предусмотренной нормативными актами, и другие нарушения.
В соответствие с п. «д» ч. 3 «Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 96 от 26.02.2010 г. коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются, в том числе, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
Таким образом, несоответствие нормативного правового акта в сфере градостроительной деятельности требованиям законодательства может порождать факты коррупционных злоупотреблений и нарушений в указанной сфере правоотношений, в связи с чем суд находит, что заявление прокурора Свердловского района Орловской области подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Свердловского района Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить.
Признать абзац 5 п. 2 Положения о градостроительной деятельности на территории городского поселения Змиевка, утвержденного решением Змиевского поселкового Совета народных депутатов № 27/111 от 25.12.2008 г. незаконным с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Орловский областной суд в течение 10 дней, со дня его вынесения в окончательной форме, через Свердловский районный суд.
Председательствующий Е.А. Конкина