Ишимский городской суд Тюменской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ишимский городской суд Тюменской области — БАНК СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.Ишим Тюменской области 22 июня 2010 года
Ишимский городской суд Тюменской области в составе:
председательствующей судьи Клишевой И.В.,
при секретаре Карповой В.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-470
по исковому заявлению ФИО1 к Государственному автономному учреждению Тюменской области «Центр занятости населения города Ишима и Ишимского района Тюменской области» об оспаривании приказов
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному автономному учреждению ... «Центр занятости населения ... и ...» об обжаловании приказа о признании его безработным, о назначении пособия по безработице, возложении обязанности издания приказа о признании его безработным с Дата обезличена года, о назначении пособия по безработице в процентном отношении к получаемому им заработку. Требования мотивированы тем, что Дата обезличена года он был уволен по сокращению штата работников организации в соответствии с п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ с ОАО «Ямальская железнодорожная компания» с должности помощника тепловоза. Дата обезличена года он обратился в Государственное автономное учреждение ... «Центр занятости населения ... и ...» (далее центр занятости), где им было заполнена заявление-анкета о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, заявление-анкета о предоставлении государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации, также инспектором Центра занятости К.Н.А. была заполнена карточка персонального учета гражданина ищущего работу. Им были представлены в центр занятости: справка о заработной плате, копия паспорта, копия трудовой книжки, документ об образовании. Его ознакомили с графиком отметок, который он соблюдал постоянно. В течение шести месяцев с увольнения он получал компенсации по месту работы в размере среднего заработка. Дата обезличена года его ознакомили с приказами о том, что признан безработным только с Дата обезличена года и приказом о назначении ему пособия в сумме 977 рублей 50 копеек ежемесячно, то есть в минимальном размере, с которыми он не согласен. Считает, что он должен быть признан безработным с момента обращения, так как он изначально отмечался в центре занятости как безработный, в случае признания его безработным с Дата обезличена года, он имел право на получение пособия в процентном отношении к заработку, а не в минимальном размере, после того как предприятие прекратило ему выплаты по увольнению.
ФИО1 иск в суде поддержал, в суде пояснил дополнительно, что справку о среднем заработке он приносил в Центр занятости в середине марта 2010 года, работники Центра занятости возвратили ее, так как она была неправильно оформлена, он предложил запросить справку о зарплате по факсу, но ему было отказано, он пока с места работы смог взять справку о зарплате, прошло время, справку представил только Дата обезличена года. Работниками центра занятости ему не разъяснялись его права и обязанности, он не знал о том, что ему нужно было представить справку о заработной плате, как можно раньше и что это может повлиять на размер назначаемого ему пособия по безработице.
Представитель ответчика ФИО2, действующая по доверенности от Дата обезличена года, с иском не согласна, так как Рыбак надлежащую справку о заработке от Дата обезличена года принес в Центр занятости только Дата обезличена года, после чего его признали безработным и назначили пособие по безработице в минимальном размере, так как за последний год перед признанием его безработным он работал менее чем 26 недель. Рыбак обратился в Центр занятости Дата обезличена года и был поставлен на первичный регистрационный учет, не отрицает, что Рыбак занимался самопоиском работы, ему выдавались направления по различным местам работы, которые он посещал, также два раза в месяц он отмечался в Центре занятости в соответствии с графиком.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, показания свидетелей, изучив письменные доказательства, считает требования, подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Согласно Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличен регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности: первичная регистрация безработных граждан, регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы, регистрация граждан в качестве безработных, перерегистрация безработных граждан (п.2) Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в учреждения службы занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов (п.4). Для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют в учреждения службы занятости по месту жительства справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке, и предъявляют: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж, документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию (п.7). Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами.
( п.8). Учреждения службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера. В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен план самостоятельного поиска работы (п.9,10.). На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В личном деле производятся соответствующие записи о всех предложениях учреждений службы занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в учреждения службы занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями учреждений службы занятости (п.13).
Согласно трудовой книжки ФИО1 был уволен Дата обезличена года по сокращению штата работников ОАО «Ямальская железнодорожная компания» ... по п. 2 части первой ст.81 Трудового кодекса РФ (л.д. 22)
ФИО1 обратился в Центр занятости Дата обезличена года и заполнил заявление о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, заявлению – анкету о предоставлении государственной услуги по информированию по положению на рынке труда в субъекте Российской Федерации л.д. 10-11).
Дата обезличена года на него была заведена карточка персонального учета гражданина ищущего работу л.д. 9.), в которой указано, что он ознакомлен с правами и обязанностями ищущего работу. Достоверность сведений, представленных им для регистрации в целях поиска работы, подтверждает.
В суд представлено личное дело ФИО1, в котором имеется карточка самопоиска работы от Дата обезличена года, в указанном личном деле не представлен лист регистрации посещений Центра занятости ФИО1, но данный факт установлен на основании объяснений ФИО1 и представителя ответчика ФИО2, которые указали на то, что Рыбак до Дата обезличена года два раза в месяц отмечался в Центре занятости.
Допрошенная в качестве свидетеля К.Л.А. в суде пояснила, что она работает в Центре занятости и на нее возложена функция первичного учета безработных, она приняла заявление от ФИО1, зарегистрировала и выдала ему бланк справки о заработной плате, предложила ему собирать документы, она его зарегистрировала в качестве ищущего работу в сентябре 2009 года, а регистрация безработным проходит в другом кабинете.
Указанные обстоятельства опровергают доводы представителя ответчика в той части, что ФИО1 состоял на первичном учете в качестве безработного, так как карточка была заведена на ищущего работу, ему были разъяснены права как ищущему работу, он отмечался два раза в месяц как безработный, ему предлагался самопоиск работы.
Кроме того, сторонами не отрицается, что за третий и последуюшие месяцы после увольнения Центром занятости по месту работы выдавалась справка о том, что он обратился в Центр занятости, при этом суд учитывает, что обращение ФИО1 зарегистрировано только Дата обезличена года.
В соответствии Порядком регистрации безработных граждан суд считает, что ФИО3 и Центром занятости выполнялись действия, свидетельствующие о том, что он зарегистрирован в качестве лица ищущего работу Дата обезличена года.
Согласно п.2 Порядка установлены формы документов по ведению учета безработных на разных стадиях принятия решения о признании лица безработным, среди которых указаны карточка, обратившегося за консультацией и карточка персонального учета лица ищущего работу, других форм документов не предусмотрено.
ФИО1 пояснил, что справку о заработной плате он представил в середине марта 2010 года, которая не была принята работником Центра занятости, так как не был указан заработок за последний месяц работы, впоследствии справку в связи с удаленностью бухгалтерии (г.Новый Уренгой) он мог представить только Дата обезличена года. Данные обстоятельства не оспариваются сторонами.
Отказ в принятии справки о заработке подтвердила в суде свидетель Т.Д.В., которая пояснила в суде, что в середине марта 2010 года Рыбак представил справку о заработной плате, в которой не был указан заработок за последний месяц работы, справка была ему возвращена.
Согласно п.6 Порядка признания гражданина безработным при первичной регистрации безработным гражданам предоставляется информация о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработных.
В суде не представлено доказательств тому, что работники Центра занятости объясняли ФИО1 необходимость предоставления справки о заработной плате в определенное время для получения им пособия по безработице в процентном отношении к заработку, разъяснили последствия непредоставления справки в центр занятости населения.
После получения справки о зарплате от Дата обезличена года Центром занятости л.д. 29) были изданы приказы Номер обезличенД007 от Дата обезличена года о признании ФИО1 безработным с Дата обезличена года л.д. 33) и приказ Номер обезличенп005 от Дата обезличена года о назначении пособия по безработице в течение 6 месяцев с 8 апреля по Дата обезличена года в сумме 977 рублей 50 копеек.
Суд считает, что Рыбак был зарегистрирован в качестве лица ищущего работу Дата обезличена года (о чем свидетельствует карточка персонального учета) без справки о заработной плате, что является упущением Центра занятости и не должно негативно отражаться на правах ФИО1 При этом в дело не представлены доказательства, что истцу разъяснялись его права и порядок признания безработным. В сложившейся ситуации, учитывая, что он уже выполнял обязанности безработного - отмечаться два раза в месяц, истцу было затруднительно разобраться в своем статусе и он считал себя уже признанным безработным.
Законодателем регламентирован порядок признания лица ищущего работу безработными, установлено в ст.3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» при невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
С момента регистрации ФИО1 ищущим работу в течение 10 дней он должен был признан безработным, при этом в связи с тем, что при оформлении его лицом ищущим работу, у него не была затребована справка о заработной плате, на стадии признания его безработным ему должны были это разъяснить, о чем также не представлено доказательств.
Суд считает, что приказ о признании его безработным с Дата обезличена года в связи с изложенным надлежит признать незаконным, по обстоятельствам, установленным судом, после того как Рыбак был зарегистрирован лицом ищущим работу в течение 10 дней должен быть решен вопрос о признании его безработным, то есть не позднее Дата обезличена года.
Момент, с которого ФИО1 может быть признан безработным, имеет для него существенное значение, так как от этого зависит сумма начисленного ему пособия по безработице. Включительно по Дата обезличена года он получал компенсационные выплаты в размере заработка с Дата обезличена года.
Согласно ст.31 Закона РФ «О занятости населения в РФ» пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.
Согласно ст.30 указанного Закона пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Согласно ст.33 указанного Закона пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первом (12-месячном) периоде выплаты:
в первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;
в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;
во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Из смысла ст. 33 следует, что период 12 месяцев считается на начало безработицы, в этой ситуации очевидно, что началом безработицы для Рыбака надлежит считать дату обращения его в Центр занятости, с которой он был зарегистрирован в качестве лица ищущего работу, то есть Дата обезличена года. Согласно справке о заработной плате от Дата обезличена года он с октября 2008 года выработал необходимое количество недель (26), для получения пособия по безработице в процентном отношении к заработку.
В связи с чем суд считает незаконным приказ о назначении ему пособия в минимальном размере 977 рублей 50 копеек ежемесячно. Центр занятости необходимо обязать назначить ему с Дата обезличена года пособие по безработице в процентном отношении к среднему заработку в соответствии с п.1 ст.33 Закона РФ «О занятости населения в РФ»
На основании ст.103 ГПК РФ необходимо взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей, в связи с тем, что истец при подаче иска от уплаты государственной пошлины был освобожден, а также в связи с удовлетворением иска.
Руководствуясь ст. 56, 98, 194-199 ГПК РФ, ст.ст.3, 31 Закона РФ « О занятости населения» суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконными приказы Государственного автономного учреждения ... «Центр занятости населения ... и ...» от Дата обезличена года о признании ФИО1 безработным с Дата обезличена года и приказ от Дата обезличена года о назначении ему пособия по безработице в сумме 977 рублей 50 копеек.
Обязать государственное автономное учреждение ... «Центр занятости населения ... и ...» вынести приказ о признании ФИО1 безработным с даты не позднее Дата обезличена года и возложить обязанность назначить ему пособие в соответствии с.п.1 ст.33 Закона РФ «О занятости населения» в процентом отношении к заработку с Дата обезличена года.
Взыскать в доход местного бюджета с Государственного автономного учреждения ... «Центр занятости населения ... и ...» государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в ... суд через Ишимский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено Дата обезличенагода.
Председательствующий:
Решение суда обжаловалось, кассационным определением ... суда от Дата обезличена года решение Ишимского городского суда оставлено без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.