ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4703/12 от 17.12.2012 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-4703/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2012 года Фрунзенский районный суд г.Владивостока в составе председательствующего судьи Елагиной Н.И., с участием помощника прокурора Ульященко Ю.Ю., при секретаре Кореневой И.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Управлению Росприроднадзора по Приморскому краю, Администрации Чугуевского муниципального района Приморского края о признании незаконными заключение государственной экологической экспертизы и приказ об утверждении заключения экспертизы,

УСТАНОВИЛ:

Приморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Управлению Росприроднадзора по Приморскому краю, Администрации Чугуевского муниципального района Приморского края о признании недействительным заключения государственной экологической экспертизы и приказа об утверждении заключения экспертизы, указав, что Приказом управления Росприроднадзора по Приморскому краю № 856 от 13.09.2012 утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы по проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района Приморского края».

Указанное заключение государственной экологической экспертизы и приказ об его утверждении являются незаконными и подлежат отмене.

Указывает, что статьей 3 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об экологической экспертизе" установлены принципы экологической экспертизы, в которой наряду с иными принципами закреплены принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; гласности и учета общественного мнения при проведении экспертизы.

Между тем, государственная экологическая экспертиза по проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района Приморского края» проведена с нарушением установленных законом указанных принципов.

Проведенной прокуратурой Проверкой установлено, что согласно экспертному заключению (раздел «Общие сведения об объекте экспертизы». «Основные проектные решения», «Характеристика современного состояния основных компонентов природной среды в районе расположения проектируемого объекта», «Оценка воздействия на земельные ресурсы, мероприятия по охране, земель», «Общая оценка представленных материалов») строительство полигона твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района планируется осуществить на месте действующей с 1998 года санкционированной свалки.

Так, свалка расположена в 2, 5 км от с. Чугуевка в бывшем карьере строительных материалов. На территории карьера остались островки нетронутого грунта, заросшие кустарником и деревьями. Отходы на существующей свалке складируются беспорядочно, навалом. Объем накопленных отходов составляет 207000 куб. м. (73213 тонн), из которых 150357, 6 куб.м. подлежат уплотнению. До 2003 года площадка использовалась в качестве карьера гравия при строительстве автодороги, естественный рельеф участка нарушен в результате эксплуатации существующей санкционированной свалки. Грунт, извлекаемый при строительстве котлованов полигона, используется для промежуточной и окончательной изоляции твердых бытовых отходов.

Всего в течение периода строительства, проектом установлено образование 14 видов отходов 3, 4, 5 классов опасности в количестве 56476, 4 тонн.

Отходы, образующиеся на этапе строительства, подлежат передаче лицензированным организациям на обезвреживание и /или использование.

Однако, в оспариваемом заключении не учтены обстоятельства необходимости проведения рекультивации загрязненных земель до начала строительных работ, также указанные виды работ не рассмотрены в процессе строительства.

В заключении ГЭЭ отсутствуют обоснования возможности проведения работ по строительству участков складирования твердых бытовых отходов на загрязненном и захламленном грунте, не решены вопросы очистки территории, вывоза, размещения, утилизации уже размещенных в границах указанной территории отходов, общим объемом 207000 куб. м. (73213 тонн), из которых 150357, 6 куб.м требуют уплотнения.

В связи с чем, реализация указанного проекта до разрешения вопросов о рекультивации земельного участка, используемого под место накопления, размещения отходов различного классов опасности невозможна.

Однако как в проектной документации, материалах и документах, представленных заказчиком для проведения государственной экологической экспертизы, не представлены документы, подтверждающие проведение указанных мероприятий, так и экспертами комиссии ГЭЭ не дана оценка отсутствию таких материалов и документов.

Однако, проектная документация, а вследствие этого и положительное заключение ГЗЭ сведений о необходимости рекультивации объекта, проектных разработках по проведению системы мероприятий рекультативных работ не содержит.

В нарушение требований 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", экспертами комиссии ГЭЭ не верно дана оценка материалам общественных слушаний.

В нарушение требований указанной нормы закона, а также п.п. 4.9. Приказа Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" протокол общественных слушаний от 16 августа 2011 года, подготовленный администрацией Чугуевского муниципального района подписан не всеми лицами, участвовавшими в проведении таких слушаний. Так, в указанном протоколе имеются подписи председателя <...>

Вместе с тем, в протоколе отсутствуют подписи сотрудников администрации Чугуевского района <...>

В связи с чем, считает, что руководителем управления Росприроднадзора по Приморскому краю при утверждении положительного заключения ГЭЭ и экспертной комиссией ГЭЭ в нарушение требований статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" неверно определен не только перечень материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, но и содержание таких документов, тем самым нарушено право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии в соответствии с требованиями ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Просит признать недействительными: положительное заключение государственной экологической экспертизы по проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района Приморского края» по материалам проекта, заказчиком которой является администрация Чугуевского муниципального района Приморского края, приказ Управления Росприроднадзора по Приморскому краю № 856 от 13.09.2012 об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы по проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района Приморского края».

В судебном заседании помощник прокурора уточнила исковые требования, просит признать незаконными положительное заключение государственной экологической экспертизы по проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района Приморского края» по материалам проекта, заказчиком которой является администрация Чугуевского муниципального района Приморского края, приказ Управления Росприроднадзора по Приморскому краю № 856 от 13.09.2012 об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы по проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района Приморского края». Настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по Приморскому краю исковые требования не признала, представила письменный отзыв на иск, указала, что представленный на экспертизу проект (документы), определяется на соответствие нормам законодательства об охране окружающей среды. «Проект организации строительства» 153-09-ПОС нормам законодательства об охране окружающей среды соответствует, о чем сделаны выводы в заключении ГЭЭ. Протокол общественных слушаний подписан председателем и секретарем. Отсутствие подписей присутствующих не является нарушением, влекущим за собой недействительность заключения ГЭЭ. Уведомление о проведении общественных слушаний опубликовано в трех печатных изданиях. Из экспертного заключения следует, что строительство полигона не противоречит разрешенному использованию земельного участка. Участок складирования ТБО с сопутствующей инфраструктурой при штатном режиме эксплуатации не окажут сверхнормативного воздействия на земельные ресурсы. Строительство такого объекта является необходимым мероприятием для улучшения экологической обстановки в Чугуевском районе, связанной с эксплуатацией свалки. Просит в иске отказать.

Представитель Администрации Чугуевского муниципального района исковые требования не признала, представила письменный отзыв на иск, указала, что «Проект организации строительства» 153-09-ПОС нормам законодательства об охране ок­ружающей среды соответствует, о чем сделаны выводы в заключении ГЭЭ. Из экспертного заключения следует, что строительство полигона не противоречит разрешенному использованию земельного участка. Участок складирования ТБО с сопутствующей ифраструктурой при штатном режиме эксплуатации не окажут сверхнормативного воздействия на земельные ресурсы. Строительство полигона ТБО улучшит экологическую обстановку в Чугуевском районе. Просит в иске отказать.

Специалист <...> суду пояснил, что являлся членом комиссии государственной экологической экспертизы. Ему была доступна вся проектная документация, он видел схему, описание земельного участка. Проектом предусмотрено перемещение старых твёрдых бытовых отходов на новый полигон. Полигон строится поэтапно. Строительство полигона ТБО окажет влияние на земельный ресурс. При строительстве полигона на том месте, где складируются отходы, полигон строить нельзя. Вместе с тем, указал, что оценивал влияние строительства полигона на подземные воды. Однако расчёты почвы не делал. На первом этапе строительства отходы будут перемещаться на 1-ю карту. При этом, не рассматривался вопрос, куда будут складироваться вновь поступающие отходы.

Специалист Департамента градостроительства Приморского края <...> пояснила, что является членом экспертной комиссии государственной экспертизы проектов Департамента градостроительства Приморского края. На рассмотрение представлялась проектная документация, по которой проведена экологическая экспертиза.. Она рассматривала раздел- организация строительства. В нём не было решения по организации существующей свалки. В заключении государственной экологической экспертизы не отражены вопросы перемещения существующих отходов и перезахоронение их. При проведении данной экспертизы был выявлен ряд нарушений, в том числе, отсутствие в представленной проектной документации проектных решений по рекультивации существующей свалки либо решений по вопросам утилизации накопленных отходов.

Специалист <...> суду пояснила, что работает главным инженером проекта ООО «ПФ Аркс». Все 12 гектаров являются территорией свалки Указала, что они сделали целый раздел, в котором оценивалась территория и всё, что на ней находится. Проект организации строительства» 153-09-ПОС нормам законодательства об охране окружающей среды соответствует, о чем сделаны выводы в заключении ГЭЭ. Согласно п.2.5 проектной документации «Проект организации строительства» 153-09-ПОС участок располагается на месте действующей санкционированной свалки. Полигон является комплексом, предназначенным для складирования и изоляции отходов, обеспечивая защиту от загрязнения окружающей среды. Проектом предусмотрено перемещение масс отходов на период строительства отдельных карт полигона. Также проектом предусмотрена рекультивация строящегося полигона ТБО.

Выслушав стороны, специалистов, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Приказом управления Росприроднадзора по Приморскому краю № 856 от 13.09.2012 утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы по проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района Приморского края».

Указанное заключение государственной экологической экспертизы и приказ об его утверждении являются незаконными и подлежат отмене по следующим основаниям.

Статьей 3 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об экологической экспертизе" установлены принципы экологической экспертизы, в которой наряду с иными принципами закреплены принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; гласности и учета общественного мнения при проведении экспертизы.

Между тем, государственная экологическая экспертиза по проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района Приморского края» проведена с нарушением установленных законом указанных принципов.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что объект размещения отходов -специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов, в том числе полигон. Все работы по складированию, уплотнению и изоляции ТБО на полигонах выполняются механизированно.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ, в которой закреплены цели охраны земель, - земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

При этом, по правилам требований ст. 13 Земельного кодекса РФ - в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить природоохранные мероприятия, в том числе по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

Также ст. 14 данного кодекса предусмотрен порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению.

Однако, указанные требования закона как при разработке проектной документации по строительству полигона твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района Приморскогокрая, так при оценке указанных материалов экспертной комиссией государственной экологической экспертизы учтены не были.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2001 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Проведенной прокуратурой Проверкой установлено, что согласно экспертному заключению (раздел «Общие сведения об объекте экспертизы». «Основные проектные решения», «Характеристика современного состояния основных компонентов природной среды в районе расположения проектируемого объекта», «Оценка воздействия на земельные ресурсы, мероприятия по охране, земель, «Общая оценка представленных материалов») строительство полигона твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района планируется осуществить на месте действующей с 1998 года санкционированной свалки.

Так, свалка расположена в 2, 5 км от с. Чугуевка в бывшем карьере строительных материалов. На территории карьера остались островки нетронутого грунта, заросшие кустарником и деревьями. Отходы на существующей свалке складируются беспорядочно, навалом. Объем накопленных отходов составляет 207000 куб. м. (73213 тонн), из которых 150357, 6 куб.м. подлежат уплотнению. До 2003 года площадка использовалась в качестве карьера гравия при строительстве автодороги, естественный рельеф участка нарушен в результате эксплуатации существующей санкционированной свалки.

Всего в течение периода строительства, проектом установлено образование 14 видов отходов 3, 4, 5 классов опасности в количестве 56476, 4 тонн.

Отходы, образующиеся на этапе строительства, подлежат передаче лицензированным организациям на обезвреживание и /или использование.

Однако, в оспариваемом заключении не учтены обстоятельства необходимости проведения рекультивации загрязненных земель до начала строительных работ, также указанные виды работ не рассмотрены в процессе строительства.

В заключении ГЭЭ отсутствуют обоснования возможности проведения работ по строительству участков складирования твердых бытовых отходов на загрязненном и захламленном грунте, не решены вопросы очистки территории, вывоза, размещения, утилизации уже размещенных в границах указанной территории отходов, общим объемом 207000 куб. м. (73213 тонн), из которых 150357, 6 куб.м требуют уплотнения.

При таких обстоятельствах, строительство и размещение полигона твердых бытовых отходов и отходов производства на фактически занятом земельном участке, используемом с нарушениями требований действующего природоохранного законодательства, санитарных норм и правил противоречит требованиям земельного законодательства, в части необходимости проведения работ по рекультивации земель с проектированием указанных работ и проведением ГЭЭ по проекту рекультивации в соответствии с требованиями ст. 11 Федерального Закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

В связи с чем, реализация указанного проекта до разрешения вопросов о рекультивации земельного участка, используемого под место накопления,, размещения отходов различного классов опасности невозможна.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" предусмотрено, что рекультивация земель, нарушенных при проведении всех видов строительных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.

"Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов" (утв. Минстроем РФ 02.11.1996) определены требования к выбору участков под строительство.

В частности п.п. 1.4 инструкции установлено, что возможность капитального строительства на участках складирования ТБО определяется в каждом конкретном случае дополнительными исследованиями.

Также в разделе 3 данной инструкции приведены необходимые требования по рекультивации территорий закрытых полигонов.

Рекультивацией закрытых полигонов - является комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности восстанавливаемых территорий, а также на улучшение окружающей среды.

Рекультивация таких свалок требует выполнения большого объема подготовительных работ, а именно: проведения комплекса экологических исследований (гидрогеологических, геологических, почвенных, исследования атмосферы, проверки отходов на радиоактивность и т.п.); решения вопросов по утилизации отходов, консервации фильтрата, использованию биогаза, устройству экранов и т.д.

Кроме того, работы по рекультивации закрытых полигонов составляют систему мероприятий, осуществляемых как в период эксплуатации, так и в процессе самого производства работ. Для определения объемов работ, выбора технологии и оборудования в период подготовки к проведению рекультивации производится паспортизация полигона по отчетным данным спецавтохозяйства, комбинатов благоустройства и т.д. по подчиненности, - за весь период эксплуатации закрытого полигона.

Однако проектная документация, а вследствие этого и положительное заключение ГЗЭ сведений о необходимости рекультивации объекта, проектных разработках по проведению системы мероприятий рекультативных работ - не содержит.

Более того, в нарушение требований 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", экспертами комиссии ГЭЭ не верно дана оценка материалам общественных слушаний.

В нарушение требований указанной нормы закона, а также п.п. 4.9. Приказа Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" протокол общественных слушаний от 16 августа 2011 года, подготовленный администрацией Чугуевского муниципального района, подписан не всеми лицами, участвовавшими в проведении таких слушаний, так в указанном протоколе имеются подписи председателя ФИО1 и секретаря Бондаревой К.И.

Вместе с тем, в протоколе отсутствуют подписи сотрудников администрации Чугуевского района <...>

При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным положительное заключение государственной экологической экспертизы по проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района Приморского края» по материалам проекта, заказчиком которой является администрация Чугуевского муниципального района Приморского края.

Признать незаконным приказ Управления Росприроднадзора по Приморскому краю № 856 от 13.09.2012 об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы по проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов и отходов производства в с. Чугуевка Чугуевского муниципального района Приморского края».

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения 24 декабря 2012 года.

Председательствующий Елагина Н.И.