Дело № 2-4708/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2012 г.
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,
при секретаре Пановой К.Л.,
с участием представителя заявителя – и.о. прокурора города Перми – Нартымова А.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми дело по заявлению прокурора города Перми о признании незаконным и недействующим п. 2 постановления администрации города Перми от 08.02.2011 г. № 41,
установил:
Прокурор города Перми (далее по тексту – прокурор) обратился в суд с заявлением в порядке ст. 251 ГПК РФ, в котором просит признать незаконным и недействующим п. 2 постановления от 08.02.2011 г. № 41 «О внесении изменений в постановление администрации города Перми от 20.03.2008 г. № 197 «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Перми».
Свое заявление прокурор обосновал тем, что постановлением № 41 от 08.02.2011 г. внесены изменения в другое постановление – от 20.03.2008 г. № 197, которое утверждало Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Перми; нормы Положения предполагают возможность неоднократного применения, обращены к неопределенному кругу лиц – всем тем, кто в данный момент или в будущем может стать участником отношений, регулируемых Положением; постановление от 20.03.2008 г. № 197 администрацией в установленном порядке опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» № 22 от 28.03.2008 г. (по данным Системы <Наименование>). Указанные признаки свидетельствуют о нормативном характере постановления администрации от 20.03.2008 г. № 197, из чего следует, что и постановление № 41 от 08.02.2011 г. является нормативным правовым актом, так как вносит изменения в другой нормативный правовой акт. При этом прокурор полагает, что п. 2 постановления, указывающий на вступление его в силу с момента подписания противоречит федеральному законодательству. Администрацией не соблюдены положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, п. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», части 2-4 ст. 9 Устава города Перми, касающиеся вступления в силу муниципальных правовых актов после их официального опубликования, чем нарушены права неопределенного круга лиц, лишенных возможности своевременно ознакомиться с постановлением администрации от 08.02.2011 г. № 41, а также нарушены интересы Российской Федерации, заключающиеся в надлежащем исполнении федерального законодательства. Постановление опубликовано в средстве массовой информации органа после вступления в законную силу решения Ленинского районного суда г.Перми от 06.11.2011 года, которым признано незаконным бездействие администрации г.Перми, выразившееся в неопубликовании нормативного правового акта, что также свидетельствует о том, что п. 2 постановления противоречит федеральному законодательству.
В судебном заседании представитель прокурора на заявлении настаивал.
Администрация о рассмотрении дела извещена надлежащим образом и заблаговременно, просила рассмотреть дело без участия представителя, в отзыве указала, что с заявлением не согласна, полагая, что оспаривается нормативный правовой акт, измененный постановлением администрации от 16.10.2012 г. № 628, в связи с чем постановление от 08.02.2011 г. № 41 формально не отменено, но фактически не действует, следовательно, не порождает правовых последствий и не может повлечь нарушений охраняемых законом прав и свобод. Кроме того, постановление опубликовано в средстве массовой информации органа местного самоуправления «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования г.Пермь» № 84 от 08.11.2011 года.
Выслушав представителя прокурора, оценив доводы администрации, исследовав материалы дела, суд признает заявление правомерным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.13 ГК РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что постановлением администрации от 20.03.2008 г. № 197 «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Перми» утверждены Положение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Перми и состав этой комиссии с указанием ее председателя, заместителей председателя, секретаря и членов комиссии, что подтверждается текстом данного постановления (л.д. 9-14). Как следует из п. 2 постановления, оно вступает в силу с момента подписания.
По данным Системы <Наименование> указанное постановление в первоначальном тексте опубликовано в издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь», № 22, 28.03.2008 г.
При этом из содержания постановления усматривается, что оно направлено на неоднократное применение, что в нем присутствуют правовые нормы (правила поведения), обязательные для как для лиц, входящих в состав комиссии, так и для федеральных и государственных органов государственной власти, органов исполнительной власти Пермского края, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений по предоставлению необходимых комиссии материалов и информации, для государственных надзорных органов, организаций и общественных объединений по участию в работе комиссии; Положением о комиссии определено утверждение состава комиссии Постановлением администрации.
Постановлением администрации г.Перми от 08.02.2011 года № 41 внесены изменения в состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Перми и состав этой комиссии с указанием ее председателя, заместителей председателя, секретаря и членов комиссии, что подтверждается текстом данного постановления. Как следует из п. 2 постановления, оно вступает в силу с момента подписания (л.д. 15-17).
Исходя из признаков нормативного правового акта, изложенных в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд приходит к выводу о том, что постановление администрации от 20.03.2008 г. № 197, утвержденные им Положение о комиссии и состав комиссии, а также постановление от 08.02.2011 года № 41 имеют существенные признаки нормативного правового акта.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ, имеющим преюдициальное значение для рассматриваемого спора по правилам ст. 61 ГПК РФ.
Частью 3 ст. 15 Конституции РФ определено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
На основании частей 2 и 3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 9 Устава города Перми предусмотрено, что постановления и распоряжения администрации города входят в систему правовых актов города.
Согласно пунктам 2-4 ст. 9 Устава города Перми, правовые акты города вступают в силу с момента их подписания, а подлежащие опубликованию – с момента опубликования, если иное не установлено самим правовым актом, за исключением решений Думы о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории города.
Нормативные правовые акты, а также иные муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному официальному опубликованию не позднее десяти дней со дня подписания, если законодательством не установлен иной срок, и вступают в силу только после такого опубликования. В других случаях правовые акты в обязательном порядке рассылаются лицам, на которых они распространяются.
Официальное опубликование правовых актов осуществляется в учрежденном органами городского самоуправления средстве массовой информации либо в средствах массовой информации, определяемых по результатам конкурса. В случаях, предусмотренных действующим законодательством и правовыми актами города, правовые акты также подлежат размещению на официальном сайте муниципального образования город Пермь.
Судом установлено, что администрация своим постановлением от 08.02.2011 г. за № 41 внесла изменения в постановление от 22.03.2008 г. № 197, а именно утвердила новый состав комиссии, что не оспаривается администрацией в ее ответе на протест прокурора (л.д. 8), подтверждается данными Системы <Наименование>.
На основании вышеизложенного, п. 2 постановления от 08.02.2011 г. № 41 «О внесении изменений в постановление администрации города Перми от 20.03.2008 г. № 197 «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Перми» предписывающий, что настоящее постановление вступает в законную силу с момента его подписания противоречит изложенному выше федеральному законодательству.
Удовлетворяя заявление суд исходит из того, что постановление администрации г.Перми № 41 от 08.02.2011 года вносит изменения в нормативно-правовой акт администрации г.Перми, вступающий в силу после официального опубликования и опубликованного в установленном законом порядке, в связи с чем, как и первоначальное постановление, подлежало публикации. При этом суд учитывает, что изменения в составе комиссии, принятые постановлениями администрации от 25.03.2009 г. № 157, от 21.05.2009 г. № 276, от 06.04.2010 г. № 160 были опубликованы в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь за № 23 от 31.03.2009 г., за № 39 от 29.05.2009 г., за № 25 от 13.04.2010 г. соответственно.
Кроме того, суд, расценивая оспариваемый пункт постановления противоречащим закону, полагает возможным учесть и то, что вступление в силу до опубликования постановления от 08.02.2011 г. № 41 нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, так как в силу п. 7 Положения о комиссии заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Таким образом, публикация состава комиссии, утвержденного постановлением администрации от 08.02.2011 г. № 41, как составной части нормативного правового акта – постановления администрации от 22.03.2008 г. № 197, является обязательной, в том числе для определения вопроса правомочности принимаемых комиссией решений.
Ссылку администрации в ответе на протест прокурора о том, что данные изменения касаются только списочного состава комиссии, суд не принимает, так как состав комиссии (список лиц с указанием занимаемой основной должности и статуса в комиссии) является частью нормативного правового акта, в связи с чем изменение этой части нормативного правового акта также подлежало опубликованию.. Следовательно, являясь правовым актом, затрагивающим права и свободы населения, Постановление подлежало обязательному официальному опубликованию не позднее 10 дней с момента подписания, (поскольку законодательством иное не предусмотрено) и вступало в силу только после его опубликования.
Довод администрации о том, что в указанное постановление внесены изменения 16.10.2012 г., правового значения не имеет, так как судом проверяется установленный действующим нормативным правовым актом порядок вступления его в силу на соответствие действующему законодательству. Суд принимает во внимание, что в установленном законом порядке постановление администрации г.Перми от 08.02.2011 года не отменено и не утратило силу. Доказательств принятия в установленном законом порядке решения от отмене нормативного правового акта либо об утрате его силы администрацией г.Перми не представлено.
На день внесения изменений в оспариваемое постановление был разработан и утвержден Постановлением администрации г.Перми от 25.05.2012 года № 235 Порядок подготовки правовых актов администрации г.Перми, согласно которому
изменения, вносимые в постановления и распоряжения администрации города Перми, отмена или признание утратившими силу постановлений и распоряжений администрации города Перми оформляются правовым актом аналогичного вида и в обязательном порядке согласовываются с руководителем функционального, территориального органа, функционального подразделения администрации города Перми, осуществившим подготовку первоначального правового акта (п. 1.6). Как определено в п. 1.8 Порядка, в случае признания утратившим силу (отмены) постановления или распоряжения администрации города Перми, который признавал утратившим силу (отменял) ранее принятое постановление или распоряжение администрации города Перми, правовые нормы в ранее принятом постановлении или распоряжении администрации города Перми не становятся действующими.
При таких основаниях, суд признает возражения администрации явно несостоятельными, поскольку разрабатывая самостоятельные порядки для внесения изменений и нормативные правовые акты, для их отмены и признания утратившими силу, этим же актом установлены и различные правовые последствия в отношении срока действия актов в которые лишь внесены изменения.
При изложенных обстоятельствах суд полагает возможным заявление прокурора удовлетворить, признав противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 2 постановления администрации г.Перми от 08.02.2011 г. № 41.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
заявление и.о. прокурора города Перми удовлетворить –
признать незаконным и недействующим п. 2 постановления администрации города Перми от 08.02.2011 г. № 41 «О внесении изменений в постановление администрации города Перми от 20.03.2008 г. № 197 «О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Перми».
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Курнаева Е.Г.