ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4708/2014 от 12.09.2014 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 сентября 2014 г. г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Брянской О.Е., при секретаре Жойкиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-4708/2014 по заявлению ФИО1 <данные изъяты> о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании предоставить земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, ФИО2 просила признать незаконным отказ МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ» (далее КУИиЗ) от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в собственность (бесплатно), обязать КУИиЗ предоставить земельный участок в собственность (бесплатно).

Заявитель указала, что ДД.ММ.ГГГГ фактически владеет и пользуется указанным земельным участком с домом. В ДД.ММ.ГГГГ обратилась в КУИиЗ с заявлением о предоставлении ей бесплатно в собственность данного земельного участка на основании п. «д» ст. 1 закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» (далее Закон РБ от 16.10.2002 № 115-III). В предоставлении участка КУИиЗ было отказано, поскольку данный земельный участок расположен в коммунальной зоне (зона К) и санитарно-защитной зоне железной дороги. Градостроительным регламентом в коммунальной зоне размещение объектов индивидуального жилищного строительства, не предусмотрено.

Считает отказ незаконным, поскольку по кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования - участок, занимаемый существующим жилым домом; категория земель: земли населенных пунктов - весь. Перевод земельного участка в другую категорию земель осуществлен не был. Правила землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ» были приняты лишь в 2008 году, без учета того, что на момент принятия Правил жилой дом уже стоял и в нем проживали люди. Как следует из содержания Правил, они распространяются на отношения по возведению новых объектов, тогда как заявитель просила предоставить земельный участок для размещения уже существующего строения. Земельный участок прошел инвентаризацию. Данный земельный участок не поставлен на кадастровый учет как принадлежащий железной дороге. Полоса отвода и санитарно-защитная зона железной дороги не определена. В ситуационном плане, выданном Управлением архитектуры г. Улан-Удэ ни зона К-1, ни санитарно-защитная зона также не обозначены.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МУ «Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ» (далее КАГиЗ).

В судебном заседании заявитель ФИО2 и ее представитель ФИО3 (доверенность от 24.03.2014) требования поддержали. Представитель ФИО3 дополнительно пояснила, что железная дорога расположена в выемке, в связи с чем расстояние до участка не должно быть менее 50 метров, участок заявителя расположен на большем расстоянии от железной дороги. Также, карта с распределением территориальных зон никем не утверждена, при этом в Правилах написано, какие объекты могут быть расположены в коммунальной зоне, там же располагаются только жилые дома, коммунальных объектов нет, жилой сектор от других зон отделен улицей, согласно ст. 9 Правил.

Представитель КУИиЗ и КАГиЗ ФИО4 (доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании требования не признала, пояснила, что совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения заявления, отсутствует. Отказ КУИиЗ был основан на заключении КАГиЗ от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которому испрашиваемый земельный участок расположен в коммунальной зоне и в санитарно-защитной зоне железной дороги. Исходя из положений ст. 9 Правил землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ» (утв. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 № 817-82), в качестве одного из вида территориальных зон на карте территориального зонирования города Улан-Удэ определены коммунальные зоны. Градостроительный регламент коммунальной зоны (зоны К) Правил землепользования и застройки г. Улан-Удэ не предусматривает размещение индивидуальных жилых домов на территории зоны К. В соответствии с п. 8.20 «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» (утв. Приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 820) жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. Санитарно-защитная зона железных дорог установлена в силу прямого указания закона. Так как испашиваемый земельный участок находится в зоне ограничения жилищного строительства, право на приобретение земельного участка, предусмотренное п. «д» ст. 1 Закона РБ от 16.10.2002 № 115-Ш, у заявителя возникнуть не могло, а значит, не могло и быть нарушенным. Оснований для удовлетворения требований ФИО2 не имеется.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии с п. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Как следует из материалов дела, ФИО5 обратилась в КУИиЗ с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно на основании ст. 1 Закона РБ от 16.10.2002 № 115-III земельного участка площадью 402 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на котором размещен самовольно возведенный жилой дом, где заявитель проживает с семьей.

Согласно ответу КУИиЗ от 02.06.2014, в предоставлении земельного участка в собственность заявителю было отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок согласно Правила землепользования и застройки г. Улан-Удэ расположен в коммунальной зоне (зона К) и санитарно-защитной зоне железной дороги. Градостроительным регламентом в коммунальной зоне размещение объектов индивидуального жилищного строительства не предусмотрено.

Суд находит отказ в предоставлении земельного участка не противоречащим закону и не нарушающим прав заявителя по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Исходя из положений ч. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам.

Согласно абз. 2, 3 ч. 2 указанной нормы закона Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.

Согласно абз. 1 ч. 3 указанной нормы закона градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 1 Закона РБ от 16.10.2002 № 115-III бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, находящиеся вне зон ограничения жилищного строительства в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных частью 4.1 статьи 1.2 настоящего Закона.

В разделе 6 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности (утв. решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 № 807-82) (далее Положение о порядке предоставления земельных участков) определен порядок рассмотрения заявлений граждан и принятия решений о бесплатном предоставлении земельных участков в собственность в рамках Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ № 115-III.

Согласно п. 6.8, п. 6.8.1, пп. 3 п. 6.8.1.1 Положения о порядке предоставления земельных участков, в отношении категории граждан, предусмотренных пунктом «д» части 1 статьи 1 Закона РБ от 16.10.2002 № 115-III, Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в течение 10 календарных дней со дня регистрации заявления направляет в Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ копию заявления, указанного в п. 6.1 настоящего Положения, по основаниям, предусмотренным пунктом 6.8 настоящего Положения, для определения возможности предоставления земельного участка относительно зон ограничения жилищного строительства в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации.

При определении невозможности предоставления земельного участка для испрашиваемых целей Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ в течение 14 календарных дней со дня поступления заявления направляет письменное соответствующее заключение в Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ. Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в недельный срок со дня получения заключения от Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ направляет заявителю письменный мотивированный отказ в предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 6.8.1.2 настоящего Положения.

Согласно подпункту 6.8.1.2 Положения о порядке предоставления земельных участков одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка является нахождение земельного участка в зоне ограничения жилищного строительства в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации.

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 № 817-82 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ» (далее Правила).

Согласно п. 1 ст. 9 указанных Правил, на карте градостроительного зонирования города Улан-Удэ выделены в числе прочих:

- зоны инженерной и транспортной инфраструктур - зоны размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов (пп. 4 п. 1 ст. 9);

- коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов (пп. 5 п. 1 ст. 9).

Согласно градостроительным регламентам, возможность размещения объектов индивидуального жилищного строительства в указанных зонах не предусмотрена (п. 1 ст. 14 Правил).

Согласно п. 1 ст. 10 Правил границы территориальных зон установлены на карте градостроительного зонирования города Улан-Удэ.

Как видно из представленной представителем КУИиЗ выкопировки из карты градостроительного зонирования, истребуемый ФИО2 земельный участок находится в коммунальной зоне, распложен на расстоянии 61,5 м от железной дороги.

Согласно сведениям КАГиЗ, предоставленным в рамках рассмотрения заявления ФИО2 о предоставлении земельного участка, жилой дом по <адрес>, расположен в коммунальной зоне (зона К) и в санитарно-защитной зоне железной дороги (СП 42.13330.2011, п. 8.20) (письмо от 22.05.2014).

Аналогичные сведения предоставлены КАГиЗ в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда.

Суд находит доказанным, что истребуемый заявителем земельный участок расположен в коммунальной зоне г. Улан-Удэ. Сомневаться в достоверности предоставленных сведений о границах коммунальной зоны и нахождении в ее пределах земельного участка заявителя у суда оснований не имеется.

Поскольку пунктом «д» части 1 статьи 1 Закона РБ от 16.10.2002 № 115-III предусмотрена возможность бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, которые находятся вне зон ограничения жилищного строительства в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации, при этом истребуемый заявителем земельный участок находится в коммунальной зоне, где жилищное строительство градостроительными нормами не предусмотрено, отказ КУИиЗ в предоставлении ФИО2 земельного участка по указанному основанию является законным.

Невозможность предоставления земельного участка для испрашиваемых целей в связи с нахождением в коммунальной зоне при рассмотрении заявления ФИО2 была подтверждена КАГиЗ, в связи чем решение КУИиЗ об отказе в предоставлении земельного участка принято в соответствии с подпунктом 6.8.1.2 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ и в пределах компетенции КУИиЗ.

Доводы заявителя о том, что градостроительные нормы регулируют строительство нового жилья, тогда как она просит предоставить земельный участок под уже существующим домом, не могут быть приняты судом, поскольку пунктом «д» части 1 статьи 1 Закона РБ от 16.10.2002 № 115-III регулируется предоставление гражданам земельных участков, занятых уже существующими домами, и предоставление именно таких земельных участков закон ставит в зависимость от их месторасположения вне зон ограничения жилищного строительства в соответствии с градостроительным законодательством, действующим в настоящее время.

Рассмотрев довод заявителя о том, что земельный участок находится вне санитарно-защитной зоны железной дороги, суд приходит к следующему.

Согласно п. 8.20 «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 № 820) (далее СП 42.13330.2011) жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СП 51.13330, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.

Согласно пункту 1.1 приведенного СП 42.13330.2011, настоящий документ распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.

Исходя из положений пп. 4 п. 1 ст. 9 Правил землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ», зона инженерной и транспортной инфраструктур (зона ИТ) является зоной размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.

Поскольку указанным техническим регламентом является в числе прочего и СП 42.13330.2011, суд приходит к выводу, что выделенная на карте градостроительного зонирования зона ИТ, составляющая в месте расположения дома заявителя согласно карте менее 61,5 м от оси крайнего железнодорожного пути, включает в том числе и санитарно-защитную зону, определенную и конкретизированную по требованиям СП 42.13330.2011. Следовательно, оснований для определения санитарно-защитной зоны железной дороги в указанном месте не менее 100 м, далее установленной зоны ИТ, не имеется. Согласно представленной выкопировке из карты градостроительного зонирования истребуемый земельный участок находится за пределами зоны ИТ.

Исходя из изложенного, нахождение земельного участка в санитарно-защитной зоне железной дороги нельзя признать доказанным.

Однако, не смотря на указанные обстоятельства, отказ КУИиЗ в предоставлении земельного участка не может быть признан незаконным в связи с нахождением земельного участка в коммунальной зоне, что является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении земельного участка, в соответствии с приведенными выше нормами законодательства.

Таким образом, поскольку оспариваемое решение об отказе в предоставлении земельного участка принято в соответствии с законом, в пределах компетенции КУИиЗ, не нарушает права и законные интересы заявителя, оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Руководствуясь ст. 258, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ФИО1 <данные изъяты> о признании незаконным отказа МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ» от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка в собственность (бесплатно), обязании предоставить земельный участок - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья О.Е. Брянская