Дело № 2-4709/2022
64RS0045-01-2022-007665-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2022 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Волковой А.А.,
при секретаре Удовенко О.В.,
с участием истца Вартуховой Е.Н., представителя ответчика Наугмановой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вартуховой Е.Н. к Министерству труда и социальной защиты населения Саратовской области о постановке на учет по выделению автотранспорта (микроавтобуса) многодетной семье с установлением верной очередности,
установил:
Вартухова Е.Н. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением (с учетом его уточнений) к Министерству труда и социальной защиты населения Саратовской области, мотивируя свои требования тем, что семья истца является многодетной, имеющей более 7 несовершеннолетних детей, в связи с чем истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГКУ СО УСПН по Калининскому району с заявлением о выделении автотранспорта. В силу п. 3.19 Регламента общий срок предоставления государственной услуги составляет 14 дней, однако ответ на обращение истец получила нарочно ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в предоставлении государственной услуги было отказано. Не согласившись с указанным ответом, истец обращалась в различные инстанции, в том числе и в правоохранительные органы. ДД.ММ.ГГГГ ею было повторно подано заявление о предоставления государственной услуги и ДД.ММ.ГГГГ истец была поставлена на очередь под номером <данные изъяты>. Вместе с тем по результатам прокурорской проверки было установлено нарушение прав истца со стороны ГКУ СО УСПН по Калининскому району, из-за которого, по мнению истца, ее семья не была поставлена на очередь на получение автомобиля в 2021 году, а в марте 2022 года истцу стало известно, что транспортное средство в 2022 году ее семье не будет выделено. В этой связи истец вновь начала обращаться в различные инстанции. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратилась с названным иском в суд, с учетом уточнений истец просит признать решение Министерства труда и социальной защиты населения Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет по выделению автотранспорта (микроавтобуса) многодетной семье с даты ее первичного обращения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложить на ответчика обязанность поставить ее семью на учет по выделению автотранспорта (микроавтобуса) многодетной семье с даты ее первичного обращения в ГКУ СО УСПН по Калининскому району от ДД.ММ.ГГГГ, установив при этом верную очередность.
Истец (законный представитель несовершеннолетних третьих лиц) в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, с учетом уточнений просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, возражения на исковое заявление не представили.
С учётом положений ст. 167 ГПК РФ и мнением истца (законного представителя несовершеннолетних третьих лиц), представителя ответчика, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, показания свидетелей, изучив и исследовав материалы гражданского дела, представленные ГКУ Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Калининского района» личные дела Вартуховой Е.Н. за 2021 и-2022 годы, надзорное производство № суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. «ж.1)» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Как следует из п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ), решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей, и в том числе многодетных семей, малоимущих граждан, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 26.3 Закона № 184-ФЗ осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
В соответствии с п.п. 3.1 и 4 ст. 26.3 Закона № 184-ФЗ по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации. По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" к основным принципам предоставления государственных и муниципальных услуг относятся, в том числе доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.
В силу пп. 1, 3 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; предоставлять в иные органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, в подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, многофункциональные центры по межведомственным запросам таких органов и организаций документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 настоящего Федерального закона перечень документов, безвозмездно, а также получать от иных органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных органов, от подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров такие документы и информацию.
В силу ст. 6 Закона Саратовской области от 01.08.2005 № 74-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области» многодетным семьям, постоянно проживающим на территории области не менее последних пяти лет, имеющим на момент обращения семь и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), и не признанным находящимися в социально опасном положении, бесплатно выделяется автотранспорт (микроавтобус) в порядке, установленном Правительством области, в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Постановлением Правительства Саратовской области от 13.07.2016 № 365-П «О порядке выделения автотранспорта (микроавтобуса) многодетным семьям, имеющим семь и более несовершеннолетних детей» утверждено Положение о порядке выделения автотранспорта (микроавтобуса) многодетным семьям, имеющим семь и более несовершеннолетних детей (далее - Положение).
В силу п. 2 Положения право на бесплатное выделение автотранспорта (микроавтобуса) имеют многодетные семьи, постоянно проживающие на территории Саратовской области не менее последних 5 лет, имеющие на момент обращения семь и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), и не признанные находящимися в социально опасном положении.
Согласно п. 3 Положения заявление для выделения автотранспорта (микроавтобуса) подается одним из родителей (усыновителей), на имя которого оформлено удостоверение многодетной семьи, (далее - заявитель) в органы социальной защиты населения по месту жительства (по месту пребывания) непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (в соответствии с заключенным соглашением о взаимодействии). Для выделения автотранспорта необходимы, в том числе следующие документы (сведения, содержащиеся в указанных документах):
а) документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;
б) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, вид на жительство (разрешение на, временное проживание) - для заявителя, являющегося иностранным гражданином;
в) вид на жительство (разрешение на временное проживание) - для заявителя, являющегося лицом без гражданства;
г) свидетельства о рождении всех несовершеннолетних детей, документы, подтверждающие усыновление (удочерение) несовершеннолетних детей;
д) свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданные компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык;
е) свидетельства об усыновлении, выданные органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской;
ж) документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (по месту пребывания) заявителя и несовершеннолетних детей, - при наличии у заявителя и несовершеннолетних детей регистрации по месту жительства (по месту пребывания);
з) копия вступившего в законную силу решения суда об установлении места жительства на территории области заявителя и (или) несовершеннолетних детей - при отсутствии у заявителя и (или) несовершеннолетних детей регистрации по месту жительства (по месту пребывания) на территории области, за исключением детей, не достигших возраста 14 лет.
В соответствии с п. 5 Положения заявление и документы (сведения, содержащиеся в указанных документах), указанные в подпунктах "а", "б", "в", "д", "е", "з" части первой пункта 3 настоящего Положения, могут быть представлены лично, направлены в электронной форме через единый портал государственных и муниципальных услуг или по почте. В случаях направления или представления копий документов они должны быть нотариально заверены.
Днем обращения за выделением автотранспорта (микроавтобуса) считается день регистрации заявления с приложением документов (сведений из документов, поступивших с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в случае обращения через единый портал государственных и муниципальных услуг).
Заявление с документами, указанными в подпунктах "а", "б", "в", "д", "е", "з" части первой пункта 3 настоящего Положения (сведениями из документов, поступивших с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг), регистрируется органом социальной защиты населения или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в установленном порядке в течение 3 календарных дней.
Заявление о выделении автотранспорта (микроавтобуса) регистрируется в журнале учета заявлений на выделение автотранспорта (микроавтобуса) многодетным семьям по форме, установленной приложением N 1 к настоящему Положению по месту подачи заявления органом социальной защиты населения по месту жительства заявителя либо многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в течение 3 календарных дней.
Заявителю выдается расписка о приеме заявления и документов с указанием даты приема и номера регистрации заявления (п. 6 Положения).
Органы социальной защиты населения направляют в исполнительный орган области в сфере социальной защиты населения заявку на выделение автотранспорта (микроавтобуса) многодетной семье с приложением заявления заявителя, а также сведения из документов по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению в течение 7 календарных дней со дня регистрации заявления (п. 7 Положения).
Исполнительный орган области в сфере социальной защиты населения рассматривает заявление и сведения из документов заявителя, формирует личное дело и принимает решение о выделении или об отказе в выделении автотранспорта (микроавтобуса) многодетной семье не позднее 14 календарных дней со дня регистрации заявления и документов (п. 8 Положения).
Исполнительный орган области в сфере социальной защиты населения -в течение 3 календарных дней со дня принятия решения направляет решение в орган социальной защиты населения по месту жительства или регистрации на бумажном носителе или в электронной форме для информирования заявителя (п. 9 Положения).
Органы социальной защиты населения направляют заявителю решение о выделении или об отказе в выделении автотранспорта (микроавтобуса) многодетной семье на бумажном носителе или электронной форме в течение 3 календарных дней со дня получения решения (п. 10 Положения).
В соответствии с п. 11 Положения основанием для отказа на предоставление автотранспорта (микроавтобуса) многодетным семьям является, в том числе не соответствие статуса семьи требованиям пункта 2 настоящего Положения, а именно постоянное проживание многодетной семьи на территории Саратовской области не менее последних 5 лет.
В силу п. 12 Положения решение об отказе в выделении автотранспорта (микроавтобуса) многодетной семье заявитель может обжаловать в установленном законодательством порядке.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, личных дел Вартуховой Е.Н. за 2021-2022 годы, надзорного производства № Вартухова Е.Н. является матерью ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 10-17),
Вартухова Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке с Вартуховым С.С., что подтверждается свидетельством о заключении брака серии II-РУ № (л.д. 21).
Семья Вартуховой Е.Н. имеет статус многодетной семьи, что подтверждается удостоверением многодетной семьи серии №№ (л.д. 24).
ДД.ММ.ГГГГ Вартухова Е.Н. обратилась в ГКУ СО УСПН Калининского района с заявлением о постановке ее и членов ее семьи на учет в целях предоставления автотранспорта, приложив пакет документов: паспорта, свидетельства о рождении детей, свидетельство о заключении брака, сведения о регистрации места жительства истца и членов ее семьи, данные СНИЛС на каждого члена семьи.
Административный регламент предоставления Министерством социального развития Саратовской области государственной услуги по выделению автотранспорта (микроавтобуса) многодетным семьям, имеющим семь и более несовершеннолетних детей (утвержден Приказом Минсоцразвития Саратовской области 11.07.2008 № 429 и действовал до утверждения нового Административного регламента от 20.12.2021) устанавливает сроки и последовательность действий (далее - административные процедуры) по предоставлению государственной услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации, требования к порядку предоставления государственной услуги, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме и особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, а также определяет формы контроля за исполнением Административного регламента и досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц.
В соответствии с данным Административным регламентом заявителями на предоставление государственной услуги являются: один из родителей (усыновителей), на чье имя выдано удостоверение многодетной семьи, постоянно проживающий на территории Саратовской области не менее последних 5 лет, имеющий на момент обращения семь и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), и не признанных находящимися в социально опасном положении (п. 1.2 Регламента).
Государственная услуга предоставляется министерством труда и социальной защиты Саратовской области (далее - Министерство).
Органами (организациями), уполномоченными на прием заявлений и документов на предоставление государственной услуги (далее - уполномоченный орган), являются учреждения социальной защиты населения области (далее - Учреждения), МФЦ (в соответствии с заключенным соглашением о взаимодействии) (п. 2.1 Регламента).
В предоставление государственной услуги также участвуют: администрации муниципальных районов и городских округов Саратовской области; органы записи актов гражданского состояния; учреждения образования, здравоохранения, жилищно-коммунальных служб; организации почтовой связи; организации, осуществляющие управление жилищным фондом; Управление по вопросам миграции ГУМВД России по Саратовской области; поставщик автотранспорта (микроавтобуса) для многодетных семей; МФЦ (в соответствии с заключенным соглашением о взаимодействии) (п. 2.2 Регламента).
Конечными результатами предоставления государственной услуги являются: выделение автотранспорта (микроавтобуса) многодетной семье; отказ в выделении автотранспорта (микроавтобуса) многодетной семье (п. 2.4 Регламента).
Автотранспорт (микроавтобус) бесплатно выделяется многодетной семье в порядке очередности, с учетом даты постановки на учет, и в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете и выделяемых на текущий финансовый год, в течение календарного года.
В случае не предоставления государственной услуги в течение календарного года (до заявителя не дошла очередь) предоставление государственной услуги продлевается на следующий год (п. 2.5 Регламента).
Срок принятия решения о выделении или об отказе в выделении автотранспорта (микроавтобуса) многодетной семье составляет 14 (четырнадцать) календарных дней со дня регистрации заявления и документов, подлежащих представлению заявителем (п. 2.6 Регламента).
Учреждение уведомляет заявителя о принятом решении о выделении либо об отказе в выделении автотранспорта (микроавтобуса) многодетной семье на бумажном носителе или в электронной форме в течение 6 календарных дней со дня принятия решения (п. 2.7 Регламента).
В силу указанных норм необходимым условием получения услуги являлась регистрация заявителя на территории Саратовской области не менее 5 лет.
В соответствии с вышеуказанными Положением и Административным регламентом Учреждением в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашиваются сведения о рождении всех несовершеннолетних детей, о государственной регистрации по месту жительства (по месту пребывания) заявителя и несовершеннолетних детей, справка от комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав при Правительстве области об отсутствии нахождения семьи в базе данных семей, находящихся в социально опасном положении.
Как следует из материалов личного дела Вартуховой Е.Н. за 2021 год, ГКУ СО УСПН Калининского района была истребована соответствующая информация о семье Вартуховой Е.Н.
Так, по информации комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Калининского МР Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ семья Вартуховой Е.Н., проживающей по адресу: <адрес>, на профилактическом учете как семья, находящаяся в социально-опасном положении, не состоит, на заседаниях комиссии Вартухова Е.Н. не рассматривалась.
ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ГКУ СО УСПН Калининского района были направлены запросы в МО МВД России «Калининский» о предоставлении сведений о регистрации по месту жительства (пребывания) истца и членов ее семьи на территории Саратовской области, при этом в запросах не был указан и конкретизирован период запрашиваемых сведений о месте регистрации (пребывания) ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ аналогичные запросы были направлены в отдел адресно-справочной работы в ГУ МВД России по Саратовской области.
ДД.ММ.ГГГГ в учреждение поступили ответы на запросы из МО МВД России «Калининский» и отдела адресно-справочной работы в ГУ МВД России по <адрес>, которые содержали в себе неполную информацию о периодах регистрации истца по месту жительства на территории Саратовской области, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ были направлены повторные запросы, содержащие указание на конкретные периоды регистрации Вартуховой Е.Н. и членов ее семьи на территории Саратовской области.
Поступившие в тот же день ответы из отдела адресно-справочной работы ГУ МВД России по Саратовской области на запросы содержали в себе полную информацию о регистрации Вартуховой Е.Н. на территории Саратовской области.
ДД.ММ.ГГГГ заявление Вартуховой Е.Н. и пакет документов были направлены в Министерство труда и социальной защиты населения Саратовской области для принятия решения о выделении либо отказе в выделении автотранспорта многодетной семье.
На основании письма Министерства труда и социальной защиты населения Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ принято решение об отказе в выделении семье Вартуховой Е.Н. автотранспорта (микроавтобуса) согласно п. 11 Постановления <адрес> от №.
ДД.ММ.ГГГГ письмом № ГКУ СО УСПН Калининского района сообщила Вартуховой Е.Н. об отказе в выделении автотранспорта (микроавтобуса) в соответствии с п. 11 Положения, поскольку одно из оснований предоставления автотранспорта многодетным семьям (проживание на территории Саратовской области не менее 5 лет заявителя) не было подтверждено.
Не согласившись с указанным решением, Вартухова Е.Н. обращалась в Аппарат уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, к Уполномоченному по правам человека в Саратовской области, к заместителю председателя Правительства Саратовской области (л.д. 33,40,43,44-45, 46, 47-49).
По обращению Вартуховой Е.Н. была произведена проверка прокуратурой Саратовской области на основании поступившего ее обращения в Генеральную прокуратуру РФ.
В рамках проведенной проверки были отобраны объяснения от сотрудников ГКУ СО УСПН Калининского района, из которых следует, что первичные сведения о регистрации по месту жительства, предоставленные МВД России ДД.ММ.ГГГГ, содержали данные о регистрации по месту жительства заявителя на территории Саратовской области с 2020 года, что составляет менее 5 лет на момент обращения в 2021 году, в связи с чем у сотрудников Учреждения возникла необходимость повторно направить запросы о месте жительства членов семьи Вартуховой Е.Н. за последние 5 лет. Между тем сведения о регистрации по месту жительства заявителя и членов ее семьи, якобы предоставленные МВД России вторично ДД.ММ.ГГГГ, приложенные к заявке, поступившей в Министерство, были оформлены некорректно, а также не были подписаны должностным лицом, что вызвало сомнение в их подлинности, в связи с чем они не могли являться документами, подтверждающими проживание семьи Вартуховой Е.Н. на территории Саратовской области не менее 5 лет.
По результатам проверки прокуратурой Саратовской области было также установлено, что должностными лицами ГКУ СО УСПН Калининского района нарушены сроки предоставления государственной услуги, в связи с чем по данному факту директору ГКУ СО УСПН Калининского района внесено представление, которое было рассмотрено и удовлетворено, должностное лицо ГКУ СО УСПН Калининского района – главный специалист отдела назначения детский пособий, компенсаций и других социальных выплат ФИО5 привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания, о чем вынесен соответствующий приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с.
При рассмотрении дела судом были также допрошены в качестве свидетелей работники Министерства труда и социальной защиты населения Саратовской области ФИО6, ФИО7, которые суду показали, что в Министерство ДД.ММ.ГГГГ поступили документы на семью Вартуховой Е.Н. с заявлением о выделении автотранспорта многодетной семье. Представленные документы содержали некорректные сведения о регистрации места жительства (пребывания) заявителя и разночтения, в связи с чем потребовались дополнительные запросы по системе межведомственного взаимодействия. Вместе с тем полученные ответы на повторные запросы были оформлены некорректно, сведения изложены рукописным текстом неопределенного лица, ответы не были подписаны руководителем, отсутствовала печать организации, что вызвало сомнение в их подлинности. При этом сроки принятия решения не были нарушены. Вместе с тем отметили, что пакет документов на семью Вартуховой Е.Н. был направлен Учреждением с нарушением установленных сроков.
Показания свидетелей последовательны, конкретны, соответствуют письменным доказательствам, не верить показаниям свидетелей у суда нет оснований, поскольку последние предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Вартухова Е.Н. повторно обратилась с заявлением на выделение транспортного средства.
ГКУ СО УСПН Калининского района повторно были истребованы о регистрации по месту жительства (пребывания) истца и членов ее семьи на территории Саратовской области, при этом в запросах не были указан и конкретизирован период запрашиваемых сведений о месте регистрации (пребывания) Вартуховой Е.Н., на которые получены надлежащим образом оформленные ответы за подписью начальника ОВМ МО МВД России «Калининский» Саратовской области ФИО8
На основании письма Министерства труда и социальной защиты населения Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ ГКУ СО УСПН Калининского района уведомило письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Вартухову Е.Н. о принятом решении о постановке на очередь на выделение автотранспорта (микроавтобуса), указан порядковый номер очередности 21.
Вместе с тем истец выразила несогласие с присвоенным порядковым номером очередности, ссылалась на нарушения ее прав действиями ответчика, выразившиеся в ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей сотрудниками Учреждения, указала, что факт нарушения ее прав был установлен прокурорской проверкой, что послужило ее основанием для обращения в суд с названным выше иском.
Поскольку ответственность за утверждение решения о выделении автотранспортного средства несет Министерство труда и социальной защиты населения <адрес>, применительно к ст. 56 ГПК РФ на ответчике лежала обязанность опровергнуть факт нарушения прав истца при ее первичном обращении в Учреждение с заявлением о выделении ее многодетной семье автотранспорта (микроавтобуса).
Доказательств, опровергающих доводы истца относительно заявленных требований, ответчиком, на котором лежала такая обязанность, не представлено, факт нарушения прав истца со стороны ответчика нашел свое подтверждение в судебном заседании совокупностью доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства по данному делу.
Доводы ответчика о законности и обоснованности принятого решения об отказе в постановке семьи Вартуховой Е.Н. на учет в порядке очередности с момента ее первичного обращения с заявлением от 27.10.2021 ввиду того, что одно из оснований предоставления автотранспорта многодетной семье не было подтверждено, поскольку были получены некорректные ответы МО МВД России «Калининский» и отдела адресно-справочной работы в ГУ МВД России по Саратовской области по вопросу предоставления сведений о регистрации заявителя на территории Саратовской области, во внимание судом во внимание не принимаются и отклоняются как несостоятельные, поскольку вины в этом самого истца не установлено, доказательств обратного не представлено.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства и законодательство, суд приходит к выводу о том, что в данном случае имеет место нарушение законных прав истца в постановке на учет в порядке очередности с учетом ее первичного обращения с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем исковые требования истцом заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем суд полагает, что заявленное истцом требование об установлении верной очередности в постановке на учет удовлетворению не подлежит, поскольку данное требование не соответствует способам защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ.
Кроме того, в нормах действующего законодательства, регламентирующих вид и порядок предоставления дополнительной социальной поддержки многодетным семьям в виде предоставления автомобиля, не предусмотрено такое понятие как верная очередь.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Вартуховой Е.Н. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Министерства труда и социальной защиты населения Саратовской области об отказе Вартуховой Е.Н. в постановке на учет по выделению автотранспорта (микроавтобуса) многодетной семье с даты ее первичного обращения от ДД.ММ.ГГГГ, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ№.
Возложить на Министерство труда и социальной защиты населения <адрес> обязанность поставить семью Вартуховой Е.Н. на учет по выделению автотранспорта (микроавтобуса) многодетной семье с даты первичного обращения Вартуховой Е.Н. от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение суда может быть подана в Саратовский областной суд апелляционная жалоба через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Волкова