гражданское дело № 2-470/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Богородское 21 мая 2013 года
Ульчский районный суд Хабаровского края в составе судьи Горбачева А.В.,
при секретаре Зайдуллиной О.М.,
с участием председателя Совета депутатов Де-Кастринского
сельского поселения Хабаровского края ФИО1
представителя ответчика Главы Де-Кастринского сельского
поселения Хабаровского края по доверенности ФИО2
и.о. прокурора Ульчского района Хабаровского края Ляпина Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Совету депутатов Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края и Главе Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края о признании решения Совета депутатов Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края № 100/24 от 23.12.2011г. «О бюджете Де-Кастринского сельского поселения на 2012 год» недействующим полностью со дня его принятия, на основании ст. 253 ГПК РФ, в связи с установленным Ульчским районным судом Хабаровского края фактом непроведения заседания 23.12.2011г. правомочным составом Совета депутатов Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Совету депутатов Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края (далее – Совет депутатов Де-Кастринского СП) и Главе Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края (далее – Глава Де-Кастринского СП) о признании решения Совета депутатов Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края № 100/24 от 23.12.2011г. «О бюджете Де-Кастринского сельского поселения на 2012 год» недействующим полностью со дня его принятия, на основании ст. 253 ГПК РФ, в связи с установленным Ульчским районным судом Хабаровского края фактом непроведения заседания 23.12.2011г. правомочным составом Совета депутатов Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края.
В обоснование предъявленных требований указано, что 23.12.2011г. Советом депутатов Де-Кастринского СП решением № 100/24 «О бюджете Де-Кастринского сельского поселения на 2012 год» утвержден бюджет поселения. Данное решение опубликовано в административном вестнике «Де-Кастринский вестник» № 12 от 30.12.2011г. Решение, на основании которого Глава поселения расходует бюджетные деньги незаконное, так как 08.06.2012г. Ульчским районным судом установлен факт, что 23.12.2011г. заседание Совета депутатов не проводилось. Данное решение нарушает права заявителя на осуществление местного самоуправления, на основании ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 1 ст. 130, 132 Конституции РФ, ст. 4 Европейской хартии. Средства муниципального бюджета расходуются без принятого в установленном законом порядке бюджета Де-Кастринского СП.
Истец ФИО3, о времени и месте рассмотрения дела извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела без её участия, что в соответствии со ст. 167 ГПК РФ позволяет суду рассмотреть дело по существу.
Председатель Совета депутатов Де-Кастринского СП ФИО1, представитель ответчика Главы Де-Кастринского СП по доверенности ФИО2 в судебном заседании предъявленные требования не признали, ссылаясь на следующие обстоятельства. 23.12.2011г. заседание Совета депутатов Де-Кастринского СП проводилось, бюджет Де-Кастринского СП на 2012 год принят в соответствии с Положением о бюджетном процессе в Де-Кастринском СП.
И.о. прокурора Ульчского района Хабаровского края Ляпин Н.В. в заключении по делу считает иск не подлежащим удовлетворению, поскольку 23.12.2011г. заседание Совета депутатов Де-Кастринского СП состоялось, бюджет Де-Кастринского СП на 2012 год принят в соответствии с Положением о бюджетном процессе в Де-Кастринском СП, ссылка истца на решение Ульчского районного суда от 08.06.2012г. основана на неверном понимании данного решения, которым установлено, что 23.12.2011г. состоялось последнее заседание Совета депутатов Де-Кастринского СП, и именно с 23.12.2011г. до 30.05.2012г. заседаний Совета депутатов Де-Кастринского СП прошлого созыва не было.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний 23.11.2011г. состоялись публичные слушания по проекту бюджета Де-Кастринского сельского поселения на 2012 год.
Согласно протокола № 23 заседания Совета депутатов и решения Совета депутатов № 99/23 на заседании Совета депутатов Де-Кастринского СП 08.12.2011г. рассмотрен бюджет Де-Кастринского СП на 2012 год в первом чтении. Присутствовало 9 депутатов. За принятие бюджета в первом чтении проголосовало 8 депутатов, воздержался 1 депутат.
Согласно протокола № 24 заседания Совета депутатов и решения Совета депутатов от № 100/24 23.12.2012г. состоялось заседание Совета депутатов Де-Кастринского СП, на котором принят бюджет Де-Кастринского СП на 2012 год. Присутствовали 7 депутатов. За принятие бюджета проголосовали 6 депутатов, против 1 депутат.
30.12.2011г. в выпуске № 12 информационного вестника Де-Кастринского СП «Де-Кастринский Вестник» опубликовано решение Совета депутатов Де-Кастринского СП от 23.12.2011г. № 100/24 «О бюджете Де-Кастринского сельского поселения на 2012 год».
Решением Ульчского районного суда Хабаровского края от 08.06.2012г. установлен факт непроведения правомочным составом Совета депутатов Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края правомочного заседания в течение трех месяцев подряд – с 23.12.2011г. по 30.05.2012г.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (ч. 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 1 ч. 1 ст. 5 Устава Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края (далее – Устава) к вопросам местного значения поселения относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.
В соответствии со ст. 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (п. 2 ч. 1). Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 3).
В соответствии со ст. 21 Устава Совет депутатов поселения обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории поселения. Совет депутатов состоит из десяти депутатов, избираемых населением на муниципальных выборах сроком на четыре года.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 22 Устава в исключительной компетенции Совета депутатов находятся утверждение бюджета поселения и отчета о его исполнении.
В соответствии с ч. 5 ст. 33 Устава решение Совета депутатов, носящее нормативный правовой характер, считается принятым, если за него проголосовало более пяти депутатов. Иные решения Совета депутатов принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Совета депутатов.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 39 Устава порядок формирования, утверждения, исполнения местного бюджета и контроля за его исполнением устанавливается нормативным правовым актом Совета депутатов с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральным законом № 131-ФЗ, а также принимаемыми, в соответствии с ними, законами края.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава порядок рассмотрения проекта бюджета поселения, утверждения и исполнения бюджета, осуществления контроля за его исполнением, утверждения отчета об исполнении бюджета устанавливается Положением о бюджетном процессе в поселении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и предусматривает обязательное проведение публичных слушаний.
В соответствии с абз. 2 ст. 4 Положения о бюджетном процессе в Де-Кастринском сельском поселении Ульчского муниципального района (далее – Положение) представительный орган поселения образования осуществляет следующие бюджетные полномочия: рассматривает и утверждает проект местного бюджета, представленный местной администрацией.
В соответствии со ст. 13 Положения Совет депутатов поселения рассматривает проект решения о местном бюджете на очередной финансовый год в двух чтениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Положения проект решения о местном бюджете на очередной финансовый год считается принятым в первом чтении, если за него проголосовало 2/3 от установленного числа депутатов Совета депутатов поселения.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Положения проект решения о местном бюджете на очередной финансовый год принимается голосованием в порядке, определенном Уставом Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района.
В судебном заседании установлено, что 23.11.2011г. состоялись публичные слушания по проекту бюджета Де-Кастринского сельского поселения на 2012 год.
08.12.2011г. на заседании Совета депутатов Де-Кастринского СП рассмотрен бюджет Де-Кастринского СП на 2012 год в первом чтении. Присутствовало 9 депутатов. За принятие бюджета в первом чтении проголосовало 8 депутатов, воздержался 1 депутат. То есть, за принятие бюджета в первом чтении проголосовало более 2/3 от установленного числа депутатов Совета депутатов поселения.
23.12.2012г. состоялось заседание Совета депутатов Де-Кастринского СП, на котором принят бюджет Де-Кастринского СП на 2012 год. Присутствовали 7 депутатов. За принятие бюджета проголосовали 6 депутатов, против 1 депутат. То есть, за принятие бюджета проголосовало более пяти депутатов Совета депутатов поселения.
30.12.2011г. в выпуске № 12 информационного вестника Де-Кастринского СП «Де-Кастринский Вестник» опубликовано решение Совета депутатов Де-Кастринского СП от 23.12.2011г. № 100/24 «О бюджете Де-Кастринского сельского поселения на 2012 год».
Таким образом, существенные положения указанных выше нормативных правовых актов, регулирующих процедуру принятия бюджета Де-Кастринского сельского поселения, Советом депутатов Де-Кастринского СП соблюдены.
Довод ФИО3 о том, что решением Ульчского районного суда от 08.06.2012 года установлен факт непроведения заседания 23.12.2011г. правомочным составом Совета депутатов Де-Кастринского СП несостоятелен, как основанный на неверном понимании смысла данного решения суда. Указанным решением суда, наоборот, установлено, что 23.12.2011г. состоялось последнее заседание Совета депутатов Де-Кастринского СП прошлого созыва, после которого заседания не проводились.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения факт нарушения прав и свобод ФИО3 оспариваемым решением Совета депутатов Де-Кастринского СП, так как каких-либо доказательств этого суду не представлено.
В силу ч. 1 ст. 252 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При установленных фактических и правовых обстоятельствах заявление ФИО3 об оспаривании нормативного правового акта удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ ФИО3 надлежит возместить ответчикам понесенные по делу судебные расходы на проезд в суд в сумме 2 147 руб. 20 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО3 к Совету депутатов Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края и Главе Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края о признании решения Совета депутатов Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края № 100/24 от 23.12.2011г. «О бюджете Де-Кастринского сельского поселения на 2012 год» недействующим полностью со дня его принятия, на основании ст. 253 ГПК РФ, в связи с установленным Ульчским районным судом Хабаровского края фактом непроведения заседания 23.12.2011г. правомочным составом Совета депутатов Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края – отказать.
Взыскать с ФИО3 в пользу Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края возмещение судебных расходов в сумме 2 147 (две тысячи сто сорок семь) руб. 20 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 27.05.2013г.
Судья подпись А.В. Горбачев
<данные изъяты>
31.05.2013г. решение в законную силу не вступило
Судья А.В. Горбачев