ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-470/18 от 16.07.2018 Хилокского районного суда (Забайкальский край)

Дело №2-470/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Хилок 16 июля 2018 год

Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Ходукиной Л.В.,

при секретаре Сенотрусовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению Детский сад №4 г.Хилок о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, о возложении обязанности,

установил:

Истец обратилась в суд с указанным иском. В обоснование иска указала, что она работает в МБДОУ Детский сад №4 в должности воспитателя, согласно трудовому договору № 102 от 17 марта 2014 года, заключенному на неопределенный срок, работа является основной, оформлена приказом о приеме на работу № 14 от 17.03.2014 года, с окладом <данные изъяты> руб., ЕДВ – <данные изъяты>. и выплатами компенсационного характера. Всего её заработная плата составляла <данные изъяты>, что не соответствует майским Указам президента РФ от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Сославшись на положения Конституции Российской Федерации, согласно которым политика России, как правового и социального государства, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гуманистические начала социального государства относят право каждого работающего на справедливое и удовлетворительное вознаграждение за труд, обеспечивающее достойное существование человека для него и его семьи, на нормы международного права, согласно которым правовое регулирование оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору, должно гарантировать установление им размера заработной платы на основе объективных критериев, указав, что положения Конституции РФ, майского Указа Президента № 597 от 07.05.2012 года, а также нормы международного права нарушены работодателем. Указывав, что нарушения выразились в том, что указание Президента России, обязывающее работодателя переоценить критерии и поднять стоимость недооцененного труда работников дошкольных и общеобразовательных учреждений за счет прибавления к базовому окладу единовременной выплаты без учета внешнего совмещения. Таким образом, Распоряжение Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 23.01.2018 года № 22-р не выполняется. Считает, что по вине работодателя труд продолжает оставаться дешевым, для выполнения приведенных норм и Указа Президента регионам, в том числе и Забайкальскому краю, Правительством РФ предоставлена дополнительная финансовая помощь, а также проведена реструктуризация задолженности, по итогам которой сокращены долговые обязательства субъектов.

Также сославшись на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 года « О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», согласно п.56 которого работник вправе обратиться в суд по взысканию неначисленной и невыплаченной заработной платы работодателем, поскольку срок на обращение в суд не пропущен, т.к. нарушение носит длящийся характер, и обязанность работодателя по своевременной, и в полном объеме, выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора. Сославшись на Распоряжение Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 23 января 2018 года № 22-р, во исполнение Указа Президента, т.е. для поднятия стоимости труда, к базовому окладу педагогических работников дошкольных образовательных учреждений ( без учета совмещения) необходимо произвести единовременную выплату. Считает, что неначисленная и невыплаченная заработная плата за весь период её работы согласно трудовому договору с учреждением составляет 211392 рублей 30 копеек. Просила суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 211392 рубля 30 копеек, обязать ответчика при полной отработке нормы рабочего времени производить ей ежемесячно начисление и выплату заработной платы не ниже установленного Указом Президента РФ от 07.05.2012 года № 597, то есть путем начисления единовременной выплаты к базовому окладу педагогических работников дошкольных образовательных учреждений без учета совмещений.

В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования поддержала по доводам, указанным в иске, просила взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 211392 рубля 30 копеек, обязать ответчика при полной отработке нормы рабочего времени производить ей ежемесячно начисление и выплату заработной платы не ниже установленного Указом Президента РФ от 07.05.2012 года № 597, то есть путем начисления единовременной выплаты к базовому окладу педагогических работников дошкольных образовательных учреждений без учета совмещений.

Представитель истицы по доверенности ФИО2 исковые требования поддержал.

Соответчики - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 г.Хилок», Комитет образования муниципального района «Хилокский район», Администрация муниципального района «Хилокский район», будучи надлежащим образом и своевременно извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. Представитель Комитета образования, ФИО3, в письменных возражениях на иск просила судебное заседание провести в отсутствие Комитета образования.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований – Комитет по финансам муниципального района «Хилокский район», Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили. Представитель Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, ФИО4, направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из дела следует, ФИО1 с 17 марта 2014 года работает в МБДОУ детский сад № 4 на основании трудового договора № 102 от 17 марта 2014 года в должности воспитатель. Указанным трудовым договором установлена оплата труда: должностной оклад (ставка) <данные изъяты>; ЕДВ – <данные изъяты> рублей в месяц, компенсационные выплаты – 30% за стаж в Читинской области – <данные изъяты> рублей, 40% - районный коэффициент – 2103,5 рублей (л.д.5-7).

Стороной ответчика заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд.

В соответствии со ст.392 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

В 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами положений Трудового кодекса РФ» разъяснено, при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

С иском в суд истица обратилась 10 мая 2018 года. Требования заявлены за период с марта 2014 года по март 2018 года. Выплата заработной платы производится 28 – го числа текущего месяца и до 12 числа месяца, следующего за отчетным. Поэтому, истицей пропущен годичный срок обращения в суд с требованием о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с марта 2014 года по март 2017 года, поскольку о размере заработной платы за апрель 2017 года истице стало известно в мае 2017 года, а в суд она обратилась в мае 2018 года. В связи с чем, доводы представителя Комитета образования подлежат удовлетворению в данной части. Что касаемо требований истца за период с апреля 2017 года по март 2018 года, доводы представителя Комитета образования о пропуске срока, подлежат отклонению.

Вместе с тем, необходимо отметить, положения п. 56 указанного Пленума Верховного Суда РФ в данном случае не могли быть применимы, поскольку истице заработная плата в размере средней заработной платы в сфере общего образования в Забайкальском крае не начислялась.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций государственной и муниципальной форм собственности по Забайкальскому краю педагогических работников дошкольных образовательных учреждений по данным Забайкалкрайстата составляла в 2017 году – 22762,5 рублей (л.д. 26).

Согласно расчетных листков начисленная заработная плата истицы за апрель, май, 2017 года составила <данные изъяты> рублей, июнь 2017 года – <данные изъяты> рублей, июль 2017 г – <данные изъяты> рублей, август 2017 года – <данные изъяты> рублей (за отработанные 48 часов), сентябрь 2017 года – <данные изъяты> рублей (за отработанные 16 часов), октябрь 2017 – <данные изъяты> рублей; ноябрь 2017 – <данные изъяты> рублей, декабрь – <данные изъяты> рублей (л.д. 9-17, 23-25).

Следовательно, заработная плата истицы за вышеуказанный период менее среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций государственной и муниципальной форм собственности по Забайкальскому краю педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в 2017 годах.

Подпунктами «а» и «е» пункта 1 Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597 Правительству РФ предписано обеспечить: а) доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе; е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев: установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам; повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций.

Таким образом, Указ Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597 не регулирует вопрос установления оплаты труда конкретного работника. Не содержит предписаний работодателям по вопросам установления оплаты труда. Указ Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597 содержит указания Правительству РФ по целевым показателям экономики, в том числе в части заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.

Указ Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597 не регулирует трудовые отношения между работодателем и работником.

В соответствии с ч.3 ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 ст.129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст.144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета; государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Из вышеприведенных положений законодательства следует, заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Таким образом, трудовое законодательство обязывает работодателя начислить и выплатить работнику заработную плату за месяц, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации.

Требований об обязанностях работодателя, начислять и выплачивать работникам муниципальных учреждений ежемесячную заработную плату не ниже средней заработной платы в определенной сфере в соответствующем регионе, трудовое законодательство не содержит.

Положение об оплате труда работников МБДОУ детский сад № 4 г.Хилок ( 2014 г.) не содержит условий о начислении и выплате работникам ежемесячной заработной платы не ниже средней заработной платы в сфере общего образования Забайкальского края. Не предусматривает указанное положение установление работникам ежемесячной выплаты, обеспечивающей ежемесячную заработную плату работника не ниже средней заработной платы в сфере общего образования в Забайкальском крае (л.д.___)

Следовательно, отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика обязанности выплачивать истице ежемесячную заработную плату в размере не ниже средней заработной платы в сфере общего образования в Забайкальском крае, для взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с марта 2014 года по декабрь 2014 года.

Распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 23 января 2018 года № 22-р, установлена единовременная выплата к базовым окладам педагогических работников муниципальных дошкольных и образовательных учреждений в целях достижения целевых показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников образования в рамках исполнения указов Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597. Выплата является единовременной и начисляется на базовые оклады всем педагогическим работникам муниципальных дошкольных общеобразовательных учреждений за январь 2018 года (л.д. 27).

Таким образом, указанное распоряжение также не предписывает (не обязывает) работодателей - муниципальные дошкольные и образовательные учреждения, ежемесячно (регулярно) начислять и выплачивать работникам таких учреждений, единовременную выплату к базовым окладам в целях достижения целевых показателей повышения оплаты труда.

Согласно расчетным листкам за январь, февраль, март 2018 года ФИО1 единовременная выплата начислена и выплачена в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей за январь, <данные изъяты> рублей за февраль, <данные изъяты> рублей за март 2018 года. Следовательно, указанное распоряжение в отношении истицы исполнено (л.д.9).

Таким образом, считаю, что у суда нет оснований для возложения обязанности на ответчика ежемесячно начислять и выплачивать истице единовременную выплату к базовому окладу в соответствии с Распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 23 января 2018 года № 22-р., следовательно, по этим основаниям необходимо отказать в удовлетворении исковых требований.

Таким образом, судом не установлено нарушений трудовых прав истицы, по основаниям указанным в иске. В связи с чем, не имеется оснований для применения ст.237 ТК РФ о компенсации морального вреда.

При таком положении в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Хилокский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись.

Верно.

Судья Л.В. Ходукина