Дело № 2-470/2013
Кизеловского городского суда
Пермского края
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Ибрагимовой Н.Ю.,
с участием прокурора Якимова М.А.,
представителя администрации Кизеловского городского поселения Шевчук Д.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле Пермского края гражданское дело по иску прокурора города Кизела о признании бездействия администрации Кизеловского городского поселения в части непринятия мер к государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги местного значения общего и не общего пользования в границах населенных пунктов городского поселения незаконным и обязать администрацию Кизеловского городского поселения зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения,
у с т а н о в и л :
Прокурор города Кизела обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Кизеловского городского поселения в части непринятия мер к государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги местного значения общего и не общего пользования в границах населенных пунктов городского поселения незаконным и обязать администрацию Кизеловского городского поселения зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения в срок до 01 июня 2014 года.
Требования обосновываются тем, что в соответствии со ст. 6 ч. 1 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 года « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. Частью 8 статьи 6 названного Закона установлено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п. 2 ч. 2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Пункт 5 части 1 ст. 14 данного Закона относит к вопросам местного значения поселения дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок ( парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статей 2, 4 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В ходе проверки установлено, что Законом Пермского края от 18.12.2006 года № 3410-801 « О разграничении имущества, находящегося в собственности Кизеловского муниципального района», в муниципальную собственность Кизеловского городского поселения были переданы внутрипоселенческие дороги протяженностью 133,8 км. Согласно выписки из реестра муниципального имущества Кизеловского городского поселения по состоянию на 01.10.2013 года в собственности Кизеловского городского поселения находятся внутрипоселенческие дороги протяженностью 133,8 км. Несмотря на то, что указанные объекты фактически находятся в муниципальной собственности Кизеловского городского поселения, до настоящего времени право собственности на них в соответствии с действующим законодательством не зарегистрировано.
Отсутствие надлежащего оформления права собственности в отношении автомобильных дорог местного значения общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения и предназначенных для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, создает препятствия к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние, и, как следствие- на безопасность дорожного движения, на возмещение вреда здоровью или имуществу при пользовании автомобильными дорогами, в связи с чем бездействие администрации Кизеловского городского поселения нарушает права неопределенного круга лиц.
Вместе с тем, в настоящее время невозможно определить границу ответственности городского поселения и иных муниципальных образований, входящих в состав Кизеловского муниципального района.
Обращение прокурора основано на положениях ст. 45 ГПК РФ, согласно которым прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. По смыслу данной нормы закона, под понятием « защита неопределенного круга лиц» понимается защита общих интересов физических лиц, когда их точного установления не требуется.
Кроме того, в этом случае затрагиваются интересы Российской Федерации, поскольку согласно п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а при таких обстоятельствах единообразное применение федеральных законов не обеспечивается, нарушается единство правового пространства Российской Федерации.
Участвующий в судебном заседании помощник прокурора Якимов М.А. поддержал исковые требования, указав, что проведенной проверкой исполнения законодательства о дорожной деятельности было установлено, что администрацией Кизеловского городского поселения не зарегистрировано право собственности на автомобильные дороги надлежащим образом. Регистрация права собственности на автомобильные дороги включает не только получение свидетельства о такой регистрации, но и проведение инвентаризации соответствующих дорог. Поскольку не проведена инвентаризация дорог, то вообще невозможно определить их местонахождение. Закон Пермского края от 18.12.2006 года указывает только протяженность переданных поселению автомобильных дорог и не содержит перечень конкретных дорог. Указанное препятствует осуществлению надлежащего государственного контроля и надзора за техническим состоянием дорог и в случае их несоответствия предъявляемым требованиям приведению в надлежащее состояние и в конечном результате влияет на безопасность дорожного движения, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц. В 2012 году проводилась аналогичная проверка в администрации Кизеловского городского поселения, на данное нарушение было указано.
Представитель администрации Кизеловского городского поселения Шевчук Д.В. с иском не согласен, пояснил, что Закон Пермского края от 18.12.2006 года определяет, что моментом возникновения права собственности является момент включения имущества в указанный Закон. Статья 154 п. 11.1 Федерального закона № 122 от 22.08.2004 года « Об общих принципах организации законодательных, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» предусматривает, что право собственности на передаваемое имущество возникает с момента устанавливаемого законом субъекта. К правоотношениям при разграничении имущества нормы Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ применяется в части не противоречащей указанной статье. Отсюда следует, что государственная регистрация права собственности на автомобильные дороги не является обязательной, такое право собственности определено уже Законом Пермского края.
Срок исполнения обязанности по регистрации автомобильных дорог до 01.06.2014 года считает не достаточным. Стоимость составления технических паспортов согласно перечня автомобильных дорог составляет около № рублей, регистрация всех автомобильных дорог может составлять два миллиона рублей. В бюджете на 2014 год финансирование на эти цели не предусмотрено. Указанные средства возможно запланировать в бюджете на 2015 год. Кроме того, провести инвентаризацию автомобильных дорог в зимний период невозможно из-за снежного покрова, поэтому считает, что произвести регистрацию автомобильных дорог возможно не ранее 01.01.2015 года. В настоящее время администрацией поселения утвержден перечень внутрипоселенческих дорог и дорожных сооружений, в котором включены автомобильные дороги местного значения общего пользования, межквартальные, внутриквартальные и прочие проезды протяженностью 88, 5 км. Автомобильные дороги не имеют паспортов. Считает, что отсутствие государственной регистрации права не нарушает права и законные интересы граждан, не находится в прямой причинной связи с состоянием дорог, не улучшит их состояние.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российско Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических и юридических лиц.
Частью 8 статьи 6 названного Закона установлено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п. 2 ч.2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Пункт 5 части 1 статьи 14 данного закона относит к вопросам местного значения поселения дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок ( парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статей 2, 4 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним-юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения ( обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Как следует из материалов дела и установлено судом в реестр муниципального имущества Кизеловского городского поселения включены внутрипоселенческие дороги протяженностью 133,8 км.
Постановлением Главы администрации Кизеловского городского поселения №169 от 09.10.2013 года был утвержден перечень внутрипоселенческих дорог поселения и дорожных сооружений протяженностью 88,5 км., однако, право муниципальной собственности на автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования, до настоящего времени не зарегистрировано.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии у администрации городского поселения в силу закона обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги в границах данного муниципального образования, а также о том, что неисполнение данной обязанности органом местного самоуправления нарушает единство правового пространства Российской Федерации.
Данный вывод соответствует нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения и материалам дела.
Утверждения представителя администрации Кизеловского городского поселения об отсутствии необходимости в государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги ввиду того, что данное право возникло в силу Закона Пермского края от 18.12.2006 года, судом не принимаются, поскольку администрацией не представлены доказательства возникновения и надлежащего оформления права муниципальной собственности на автомобильные дороги в соответствии с законодательством.
Не состоятельны доводы представителя ответчика и в части нарушения прокурором норм и положений ст. 45 ГПК РФ.
Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, при этом, в рассматриваемом случае бездействием администрации городского поселения нарушается единство правового пространства Российской Федерации.
Кроме того, в силу ст. 12 Федерального Закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Росси йской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник.
Частью 18 статьи 5 Федерального закона « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена обязанность проведения классификации автомобильных дорог. Согласно п. 6 Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации их отнесения к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленным Министерством транспорта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги местного значения-органом местного самоуправления.
Таким образом, отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги, расположенные в пределах границ муниципального образования и предназначенные для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, для препятствий к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям -приведению в надлежащее состояние, в связи с чем суд считает, что оспариваемое прокурором бездействие администрации Кизеловского городского поселения нарушает права неопределенного круга лиц, что также свидетельствует о наличии у прокурора города Кизела предусмотренных ст. 45 ГПК РФ полномочий для обращения в суд.
Доводы представителя Кизеловского городского поселения в части того, что решение о понуждении зарегистрировать право собственности повлечет расходы местного бюджета, не является основанием к отказу в иске, поскольку вопросы формирования, утверждения и исполнения бюджета поселения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения относится к вопросам местного значения, в связи с чем органы местного самоуправления обязаны предусмотреть в местных бюджетах соответствующие расходы.
Прокурор просит установить срок для исполнения обязанности по государственной регистрации права до 01 июня 2014 года. Суд считает, что с указанным сроком следует согласиться, поскольку он является достаточным для проведения работ по паспортизации автомобильных дорог и их государственной регистрации.
При определении данного срока исполнения обязанности, суд учитывает, что ответчиком требования инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог и их государственной регистрации не производятся с 2007 года, как следует из пояснений прокурора в судебном заседании еще в 2012 году администрации городского поселения было указано на необходимость государственной регистрации права собственности, однако, до настоящего времени данное требование закона администрацией Кизеловского городского поселения не исполнено. Непринятие мер к государственной регистрации права на автомобильные дороги, как было указано выше, нарушает законные права, свободы и интересы неопределенного круга лиц. Установление более длительного срока исполнения обязанности по государственной регистрации права собственности, по мнению суда, будет нарушать права, свободы и интересы неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд исковые требования прокурора города Кизела о признании бездействия администрации Кизеловского городского поселения в части непринятия мер к государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги местного значения общего и необщего пользования в границах населенных пунктов городского поселения незаконным и возложении обязанности на администрацию Кизеловского городского поселения зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения считает необходимым удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города Кизела удовлетворить.
Признать бездействие администрации Кизеловского городского поселения в части непринятия мер к государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги местного значения общего и необщего пользования в границах населенных пунктов городского поселения незаконным и обязать администрацию Кизеловского городского поселения зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения в срок до 01.06.2014 года.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья: (подпись) Н.Н. Рылова
ВЕРНО:
Судья: Н.Н. Рылова
Секретарь: Н.Ю. Ибрагимова