66RS0016-01-2021-001993-44 Дело № 2-470/2022
Мотивированное решение составлено 06.07.2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2022 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Поджарской Т.Г., при участии истца Гилязова Р.М., представителя истца Гилязовой Л.Г., представителя ответчика Бузанова Д.В., при секретаре Уразмановой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гилязова Р. М. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Свердловской области об освобождении от уплаты транспортного налога,
УСТАНОВИЛ:
Гилязов Р.М. обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Свердловской области об освобождении от уплаты транспортного налога.
В обоснование заявленных требований Гилязов Р.М. в исковом заявлении указал, что ему МИФНС № 23 по СО незаконно был начислен транспортный налог за 2020 год по автомобилю TOYOTA CAMRY, 2013 года выпуска, дата VIN: №, государственный регистрационный знак М672ХЕ196 за период с 25.08.2020 по 15.10.2020 на сумму 834 руб., по автомобилю TOYOTA CAMRY, 2019 года выпуска, VIN: №, государственный регистрационный знак М070АУ196, за период с 10.02.2020 по 31.12.2020 на сумму 11 321 руб. Автомобиль TOYOTA CAMRY, 2013 года выпуска, был передан истцом в ООО "Компания АВТО ПЛЮС" согласно договору выкупа автомобиля с пробегом № ЗКАП20-00994 от 25.08.2020. С 25.08.2020 данный автомобиль истцом в качестве транспортного средства не использовался. Истец обращался в МИФНС с заявлением на уточнение данных об объекте от 09.11.2021, 11.11.2021 поступил отказ. Автомобиль TOYOTA CAMRY, 2019 года выпуска, в результате ДТП, произошедшего 09.02.2021 в 22:00 часа на 83 километре автодороги Екатеринбург-Реж-Алапаевск, получил повреждения, не допускающие его дальнейшую эксплуатацию. Согласно экспертному заключению ООО «Урало-Сибирская оценочная компания» № 036-Р/20 от 07.04.2020, расчетная стоимость восстановительного ремонта данного автомобиля составляет 3 272 000 руб. (169,7% от стоимости автомобиля), расчетная рыночная стоимость аналогичного ТС в до аварийном состоянии составляет 1 928 400 руб., расчетная стоимость годных остатков составляет 246 700 руб. (12,8% от стоимости автомобиля), данный автомобиль не подлежит ремонту. С 09.02.2020 данный автомобиль не мог использоваться истцом в качестве транспортного средства. Гилязов P.M. обращался в МИФНС с заявлением о гибели или уничтожении транспорта от 01.11.2021 для перерасчета транспортного налога, 03.12.2021 поступил отказ. Истец не обращался в ГИБДД для того, чтобы снять с учета автомобиль TOYOTA CAMRY, 2019 года выпуска, поскольку в период с момента ДТП (09.02.2020) по 02.08.2021 данный автомобиль являлся объектом досудебных споров и судебных разбирательств со страховой компанией и виновником ДТП.
Просит освободить от уплаты транспортного налога в отношении автомобиля TOYOTA CAMRY, 2013 года выпуска, VIN: №, за период с 25.08.2020 по 15.10.2020 на сумму 834 руб., в отношении автомобиля TOYOTA CAMRY, 2019 года выпуска, VIN: №, за период с 10.02.2020 по 31.12.2020 на сумму 11 321 руб.
Истец Гилязов Р.М., представитель истца Гилязова Л.Г., действующая на основании устного ходатайства, в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика МИФНС № 23 по Свердловской области Бузанов Д.В., действующий на основании доверенности (л.д. 54-55), в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что оснований для освобождения истца от уплаты транспортного налога по доводам иска не имеется (л.д. 57-62).
Суд, заслушав пояснения истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации, объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» на территории Свердловской области установлен и введен в действие транспортный налог.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансового платежа по налогу) самостоятельно.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В силу части 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Суд установлено, следует из письменных материалов дела, что на Гилязова Р.М. были зарегистрированы транспортные средства TOYOTA CAMRY, 2013 года выпуска, VIN: №, мощностью 181 л/с, в период с 19.07.2013 по 15.10.2020; TOYOTA CAMRY, 2019 года выпуска, VIN: №, мощностью 249 л/с, в период с 07.05.2019 по 18.06.2021 (л.д. 68, 70, 71).
Налоговым органом истцу исчислен транспортный налог за 2020 год в отношении автомобиля TOYOTA CAMRY, 2013 года выпуска, с учетом перерасчета за период владения в 2020 году (за 9 месяцев) в размере 4 439 руб.; в отношении автомобиля TOYOTA CAMRY, 2019 года выпуска, за период владения в 2020 году (за 12 месяцев) в размере 12 350 руб. (л.д. 34, 72).
Согласно договору выкупа автомобиля с пробегом № ЗКАП20-00994 от 25.08.2020, Гилязов Р.М. продал ООО «Компания АВТО ПЛЮС» автомобиль TOYOTA CAMRY, 2013 года выпуска, VIN: № (л.д. 7-13).
09.11.2021 Гаязов Р.М. обратился в налоговый орган с заявлением об уточнении данных в отношении автомобиля TOYOTA CAMRY, 2013 года выпуска, поскольку данный объект налогообложения не принадлежит на праве владения, пользования, снят с учета 15.10.2020, корректное значение: 25.08.2020, на которое получен отказ МИФНС № 23 по Свердловской области от 11.11.2021 (л.д. 15, 16).
01.11.2021 Гаязов Р.М. обратился в налоговый орган с заявлением о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу в отношении автомобиля TOYOTA CAMRY, 2019 года выпуска, в связи с участием данного автомобиля в ДТП 09.02.2020, на который получен отказ МИФНС № 23 по Свердловской области от 03.12.2021, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие факт гибели транспортного средства (л.д. 26, 27).
Согласно экспертному заключению ООО «Урало-Сибирская оценочная компания»№ 036-Р/20 от 07.04.2020, расчетная стоимость восстановительного ремонта автомобиля TOYOTA CAMRY, 2019 года выпуска, VIN: №, составляет 3 272 000 руб., размер затрат на проведение восстановительного ремонта с учетом износа (восстановительные расходы) составляет 2 998 900 руб., расчетная рыночная стоимость аналогичного ТС в доаварийном состоянии составляет 1 928 400 руб., расчетная стоимость годных остатков составляет 246 700 руб., расчетная стоимость УТС составляет 214 100 руб.
Согласно договору купли-продажи автомобиля от 06.05.2021, Гилязов Р.М. продал автомобиль TOYOTA CAMRY, 2019 года выпуска, VIN: №, стоимость автомобиля по данному договору составила 600 000 руб. (л.д. 69).
Согласно ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.
Прежний владелец транспортного средства имеет право обратиться в регистрационное подразделение с заявлением о прекращении государственного учета данного транспортного средства, представив документ, подтверждающий смену владельца транспортного средства. На основании представленного документа в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств вносятся сведения о смене владельца транспортного средства.
В связи с чем, судом отклоняются доводы истца об отсутствии у него права собственности на автомобиль TOYOTA CAMRY, 2013 года выпуска, в период с 25.08.2020 по 15.10.2020, поскольку для определения лица, являющегося плательщиком транспортного налога, в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации, имеет значение то, на кого зарегистрировано это транспортное средство. В данном случае в указанный период спорное транспортное средство было зарегистрировано за Гилязовым Р.М. и с учета им в связи с продажей 25.08.2020 не было снято.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, а объектом налогообложения данным видом налога являются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.
Таким образом, возникновение указанной выше обязанности по уплате транспортного налога законодатель связывает с фактом регистрации транспортного средства на имя налогоплательщика. Сам по себе факт отсутствия автомобиля во владении истца в налогооблагаемый период и неосуществления им правомочий собственника в указанный период с 25.08.2020 по 15.10.2020, в том числе и в связи с его продажей, исходя из установленного законодательством Российской Федерации правового регулирования, значения не имеет и от налогового обязательства не освобождает.
Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, то есть возникает с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Таким образом, по смыслу закона, транспортное средство остается объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным в установленном законом порядке.
Судом также отмечается, что прежний владелец транспортного средства наделен правом обратиться в регистрационное подразделение с заявлением о прекращении государственного учета данного транспортного средства, представив документ, подтверждающий смену владельца транспортного средства. При нежелании воспользоваться данным правом прежний владелец несет риски наступления неблагоприятных последствий.
В связи с чем, оснований для освобождения истца от уплаты транспортного налога в отношении автомобиля TOYOTA CAMRY, 2013 года выпуска, за период с 25.08.2020 по 15.10.2020 на сумму 834 руб. не имеется.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 223 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Согласно ст. 11 НК РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 3.1 ст. 362 НК РФ в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган налогоплательщиками - физическими лицами через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В случае, если документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о гибели или уничтожении объекта налогообложения, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 19 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае прекращения существования транспортного средства оно подлежит снятию с государственного учета по заявлению владельца транспортного средства или организации, уполномоченной в установленном Правительством Российской Федерации порядке, после утилизации транспортного средства.
Согласно пункту 71 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 N 1764), снятие с государственного учета транспортного средства после утилизации осуществляется при предъявлении с заявлением заинтересованного лица свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства. Иных оснований для снятия в заявительном порядке транспортного средства с государственного учета в связи с прекращением его существования законодательством не установлено.
Для прекращения налогообложения транспортного средства в связи с прекращением его существования по волеизъявлению его собственника налоговыми органами в качестве основания должно рассматриваться свидетельство (акт) об утилизации, подтверждающее факт уничтожения транспортного средства, выданное лицом, выполнившим данные действия.
Согласно пункту 5 статьи 10 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты в размере полной страховой суммы.
Учитывая изложенное и условия получения страховой выплаты по договору страхования транспортного средства, являющегося объектом налогообложения, в налоговые органы в качестве основания прекращения исчисления налога могут представляться:
- договор страхования;
- соглашение об отказе от права собственности на транспортное средство в пользу страховщика и выплате страхового возмещения в связи с гибелью транспортного средства (далее - соглашение о страховом возмещении);
- экспертное заключение, предусмотренное договором страхования в качестве основания заключения соглашения о страховом возмещении, в котором содержится вывод о гибели транспортного средства;
- акт приема-передачи транспортного средства (фактически - оставшихся частей транспортного средства), подписанный сторонами соглашения о страховом возмещении (если договор страхования и (или) соглашение о страховом возмещении предусматривают подписание такого акта).
Исполнение сторонами договора страхования пункта 5 статьи 10 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в случае гибели транспортного средства, подтвержденное вышеперечисленными документами, является основанием прекращения исчисления налога в соответствии с пунктом 3.1 статьи 362 НК РФ.
При этом, истцом не представлено доказательств, достоверно подтверждающих гибель или уничтожение автомобиля TOYOTA CAMRY, 2019 года выпуска, являющихся основанием для прекращения исчисления налога в соответствии с пунктом 3.1 статьи 362 НК РФ.
В данном случае в спорный период с 10.02.2020 по 31.12.2020 данное транспортное средство было зарегистрировано за Гилязовым Р.М. и снято с учета 18.06.2021, в связи с чем, оснований для освобождения истца от уплаты транспортного налога в отношении автомобиля TOYOTA CAMRY, 2019 года выпуска, за период с 10.02.2020 по 31.12.2020 на сумму 11 321 руб. не имеется.
На основании изложенного, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Гилязова Р. М. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Свердловской области об освобождении от уплаты транспортного налога в отношении автомобиля TOYOTA CAMRY, 2013 года выпуска, VIN: №, за период с 25.08.2020 по 15.10.2020 на сумму 834 руб., в отношении автомобиля TOYOTA CAMRY, 2019 года выпуска, VIN: №, за период с 10.02.2020 по 31.12.2020 на сумму 11 321 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, путем подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме.
Судья: Т.Г. Поджарская