ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-470/2022 от 21.07.2022 Саянского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Саянск 21 июля 2022 года

Гражданское дело № 2-470/2022

Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Уваровской О.А., при секретаре судебного заседания Драчевой Е.А., с участием истца ФИО1, представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по по доверенности ФИО2,

рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по о взыскании недополученных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по (далее МИФНС , ответчик) о взыскании не выплаченных сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 86565,16 рублей; компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в сумме 18465,25 рублей; недоплаты по выплатам за ежегодные оплачиваемые отпуска за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 19 934,32руб. и компенсации морального вреда в сумме 5000 рублей.

В обоснование заявленных требований истица указала, что она (ФИО1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в трудовых отношениях с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой по (далее - Инспекция). В период работы занимала должности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности специалиста 1 разряда отдела общего обеспечения; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности специалиста 1 разряда правового отдела; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ведущего специалиста-эксперта правового отдела.

ДД.ММ.ГГГГ с истцом был, расторгнут служебный контракт, она была освобождена от должности федеральной гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с реорганизацией Межрайонной Федеральной налоговой службой по путем присоединения к Межрайонной Федеральной налоговой службой по (далее - Ответчик) и сокращением должностей гражданской службы в Межрайонной Федеральной налоговой службой по по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.01.2004г. № 79 -ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При расторжении служебного контакта (увольнении) истцу была выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 25дней в сумме 23083,00рубля, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 114 326,60рублей из расчета месячного содержания в размере 28581,65рубль.

Истец считает, что при исчислении месячного денежного содержания и расчете денежной компенсации Инспекцией не были учтены полученные ею средства материального стимулирования в период с октября 2020 г. по сентябрь 2021 г. в размере 96 352,00рубля, также не полностью учтено выплаченное в течение 12 месяцев перед увольнением (с октября 2020 г. по сентябрь 2021 г.) материальное стимулирование сверх фонда оплаты труда в размере 163 343,48рублей. В связи с изложенным истец полагает, что размер ее месячного денежного содержания должен был составлять 50 222,94рубля, и Инспекцией должна быть выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 200 891,76рублей, вместо фактически выплаченной компенсации в размере 114 326,60рублей, недоплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания составляет 86 565,16рублей. Также размер компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 25дней, с учетом вышеуказанных выплат должен был составлять 41548,25рублей, вместо фактически выплаченной компенсации в размере 23 083,00рубля, недоплата компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск составляет 18 465,25рублей, а также полагает, что неверно начислена выплата за ежегодный очередной отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по расчетам истца, ей должна быть выплачена сумма в размере 46082,68руб., по факту ей выплачена сумма в размере 26148,36руб., таким образом, недоплата по выплате за ежегодный очередной отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 19934,32рубля.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Инспекцию с заявлением о перерасчете денежного содержания для выплаты компенсации с учетом разъяснений, содержащихся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-04-05/34482 о том, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплат компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7.

ДД.ММ.ГГГГ исходящим письмом за по результатам рассмотрения заявления истца ей было отказано Инспекцией в перерасчете.

В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на ст.ст. 50, 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562, Указ Президента РФ от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, ст.ст. 236, 237 ТК РФ.

Истец указала, что выплаченные за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда суммы материального стимулирования и единовременные поощрения включаются в состав денежного содержания государственного служащего как иные дополнительные выплаты, предусмотренные ч.10 ст.50 ФЗ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и неправомерно не учтены при расчете отпускных и компенсационных выплат при сокращении.

В судебном заседании истица ФИО1 поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям. Истец дополнительно пояснила, что считает, что выплаченные за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда суммы материального стимулирования и единовременные поощрения включаются в состав денежного содержания государственного служащего как иные дополнительные выплаты, предусмотренные ч.10 ст.50 ФЗ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и ответчиком неправомерно не учтены при расчете отпускных и компенсационных выплат при сокращении.

Представитель ответчика - Межрайонной ИФНС России по ФИО2 исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме. Налоговый орган полагает, что требования истца о взыскании не полностью выплаченных сумм за период нахождения в отпуске, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания являются необоснованными по следующим основаниям.

По мнению представителя ответчика в судебном заседании, а также из возражений на исковое заявление, из буквального толкования положений ч.1, 2, 5 ст.50 ФЗ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правил №562 следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих учёту подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе, на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, регламентирован входящим в систему законодательства о государственной гражданской службе специальным нормативным актом, а именно Правилами №562.

Все указанные в законе составляющие денежного содержания государственного гражданского служащего были учтены при расчете истцу отпускных и выплат при сокращении.

Материальное стимулирование государственных служащих осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на соответствующие периоды, в связи с чем, данные средства не могут являться гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, поскольку не входят в состав денежного содержания и не учитываются при исчислении размера денежного содержания, в том числе, при исчислении денежного содержания в период нахождения государственного гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Материальное стимулирование не относится к премиям в понятии пункта 4 части 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, подпункта «д» пункта 2 Правил № 562, выплаты которых производятся исключительно в пределах установленного фонда оплаты труда.

Ссылка истца на письмо Министерства Финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7» является необоснованной, поскольку в данном письме идет речь о дополнительном материальном стимулировании, выплачиваемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7. Между тем из имеющихся документов не следует, что спорные суммы выплачивались на основании данного постановления Правительства РФ. Позиция, изложенная в письме Министерства Финансов РФ от 15.07.2014 №14-04-05/34482, не носит обязательного характера, не регулирует спорные правоотношения и не применима к спорным выплатам. Исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования, регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты.

При этом, ни нормы Федерального закона №79-ФЗ, ни Указ Президента РФ от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных служащих», ни Правила № 562, ни Положение о премировании, утвержденное Приказом Управления ФНС по Иркутской области № 07-03-10/17ахд)@ не предусматривают включение средств материального стимулирования в фонд оплаты труда, и, как следствие, не приравнивают данные выплаты к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий.

В рассматриваемом случае дополнительное материальное стимулирование осуществлялось в качестве иной выплаты, что подтверждается расчетными листами истца, расчетами отпускных, где спорные выплаты обозначены как средства материального стимулирования.

ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ замещала должность государственной гражданской службы - ведущий специалист-эксперт правового отдела Межрайонной ИФНС России по .

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, в соответствии с п. 8.2 с1 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе» с ФИО1 служебный контракт расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Разделу 4 служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ в состав ежемесячного денежного содержания ФИО1 входят: месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы, который составляет оклад за классный чин, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу летна государственной гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада в месяц, премии за выполнение особо важных и сложных заданий,

Средства материального стимулирования, выплачиваемые за счет дополнительных бюджетных ассигнований, не входят в состав денежного содержания ФИО1, соответственно, не могут учитываться при расчете денежного содержания на период нахождения в отпуске, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск и выплат при сокращении.

Налоговый орган также полагает необоснованными требования заявителя о компенсации морального вреда в размере 5000 рублей. Инспекция считает, что в рассматриваемом случае не допущено неправомерной недоплаты денежного содержания на период нахождения Истца в очередных оплачиваемых отпусках, в связи с чем, отсутствуют основания для взыскания сумм морального вреда.

Довод о наличии нравственных страданий, в связи с неполной выплатой денежного содержания государственного служащего на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, не обоснован и не подтвержден доказательствами. В период 2021 г.г., за который Истцом взыскиваются с Инспекции недоплаченные денежные средства, Истец не обращался к Инспекции с заявлениями о недоплате сумм отпускных, не принимал мер по урегулированию данного вопроса, от него не поступало соответствующих жалоб, что могло бы свидетельствовать о том, что Истец испытывал переживания по поводу неполной оплаты отпускных, знает о нарушении своих прав и принимает какие-либо меры по их защите.

Представитель третьего лица -Управления ФНС по ФИО3 в судебное заседание не явилась, направив в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в удовлетворении исковых требований просила отказать по следующим основаниям.

Выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства Российской Федерации материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания. Нормы права, устанавливающие выплату материального стимулирования на постоянной основе, законодательством Российской Федерации не предусмотрены. На основании приказов и писем не следует, что данные денежные средства подлежат выплате в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий.

Для включения сумм средств материального стимулирования в денежное содержание гражданских служащих необходимо их отнести к той или иной выплате, предусмотренной частями 2 или 5 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ. При этом, средства материального стимулирования, в соответствии с положениями статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ, не относится к ежемесячным надбавкам и не являются ежемесячным денежным поощрением. Средства материального стимулирования не могут рассматриваться в качестве премии за выполнение особо важных заданий в виду следующего.

В соответствии с подпунктом 2.1 Положения, утвержденного приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ ахд@, премирование работников осуществляется по результатам работы в целях повышения эффективности их деятельности, связанной с реализацией задач и функций, возложенных на территориальные инспекции Управления. Согласно подпункту 2.2 Положения выплата премии производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств.

Согласно механизму распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, оно осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службой в 2020 году.

Таким образом, премии за выполнение особо важных и сложных заданий и средства материального стимулирования по своей сути являются разными выплатами, так как выплата премий за выполнение особо важных и сложных заданий осуществляется в пределах фонда оплаты труда; выплата средств материального стимулирования производится сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих. Источником для выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий является экономия средств фонда оплаты труда соответствующих налоговых органов; материальное стимулирование выплачивается за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе за соответствующий период.

Решение о выплате премии гражданским служащим принимается начальником налогового органа, его размер устанавливается в зависимости от конкретного вклада гражданского служащего в выполнении особо важных и сложных заданий; материальное стимулирование территориальным налоговым органам выплачивается во исполнение приказов Управления, его размер устанавливается в соответствии с решением Комиссии Управления по оценке эффективности деятельности подведомственных инспекций и сотрудников аппарата Управления.

Денежное содержание на период нахождения гражданского служащего в отпуске (компенсация при увольнении) в соответствии со статьей 8.1 Федерального Закона №79-ФЗ исчисляется в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Данная позиция отражена в Письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 марта 2019 года № 18-4/10/В-2197.

Выплата денежного содержания государственных гражданских служащих осуществляется за счет средств федерального бюджета, лимит которых доводится до государственного органа в виде фонда оплаты труда.

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента; 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичный перечень выплат, за счет которых формируется фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа, определен пунктами 8, 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».

Из вышеуказанных норм следует, что при формировании фонда оплаты труда гражданских служащих на год учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере двух окладов денежного содержания.

Министерство Финансов РФ в письме от ДД.ММ.ГГГГ указало, что позиция Минфина России, изложенная в письме от ДД.ММ.ГГГГ , не носит обязательного характера и не регулирует спорные правоотношения.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ч.2 ст.139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В силу ч.5 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Согласно ч.10 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

С учетом изложенного, иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, указаны в ч.10 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которая регулирует составляющие оплаты труда гражданского служащего, а из содержания ч. 5 ст. 50 и ч. 1, 2, 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует, что иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежат включению в денежное содержание, если они входят в систему оплаты труда государственного гражданского служащего и выплачиваются за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №562 (далее - Правила от 6 сентября 2007 г. №562).

Как указано в п. 2 Правил, согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся:

а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

г) ежемесячное денежное поощрение;

д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;

ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

В силу п.4 Правил от 6 сентября 2007 г. №562 для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в п.п. 2 и 3 настоящих Правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно абз.1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

В указанных Правилах отсутствует указание на то, что какие-либо дополнительные выплаты, входящие в систему оплаты труда и производимые из фонда оплаты труда, подлежат исключению из денежного содержания, определяемого для указанных целей.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз.2 п. 8 Правил).

В силу ч.1 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

Согласно ч.2 ст.51 Федерального закона 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.6 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а)должностных окладов; б)окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

На основании п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз.8, 10 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы; совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, установленных в ч.2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ, в том числе, за счет средств, направленных на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ замещала должность государственной гражданской службы - ведущий специалист-эксперт правового отдела Межрайонной ИФНС России по .

Согласно Разделу 4 служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом дополнений) в состав ежемесячного денежного содержания ФИО1 входят: месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 4700 руб. (с ДД.ММ.ГГГГ - 4374 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 4563 руб.), месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы, который составляет оклад за классный чин в размере 1694руб. в месяц (с ДД.ММ.ГГГГ - 965 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 1227 руб., с 01.10.2019г. - 1280 руб., с 18.06.2020г. - 1371 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 1413 руб.), ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере 10 % этого оклада, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 60 % этого оклада, ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада в месяц, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.

Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 9 служебного контракта).

Приказом Управления Федеральной налоговой службы по от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России по реорганизована с ДД.ММ.ГГГГ путем присоединения к Межрайонной ИФНС России N 6 по .

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, в соответствии с п.8.2 ч.11 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе», служебный контракт с ФИО1 расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ, она освобождена от должности федеральной гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с реорганизацией МИФНС по путем присоединения к МИФНС по и сокращением должностей гражданской службы в МИФНС по по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79 -ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 114326,60 руб. и компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 25 дней за отработанный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 23083 руб.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Межрайонную ИФНС России N 6 по с заявлением о перерасчете выплаченной ей суммы четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск с учетом сумм материального стимулирования и премий, выплаченных ей в течение двенадцати месяцев, предшествующих увольнению.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГФИО1 был направлен ответчиком ответ об отсутствии оснований для перерасчета, поскольку выплаченные ей дополнительные стимулирующие выплаты не входят в систему оплаты труда гражданских служащих и не являются гарантированной выплатой в структуре денежного содержания, что явилось основанием для обращения истицы в суд.

Суд не может согласиться с указанной позицией ответчика в соответствии с вышеизложенными нормами права.

Кроме того, в соответствии с ответом первого заместителя Министра финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , разъяснениями руководителя Федерального казначейства России от ДД.ММ.ГГГГ , исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования, регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты (в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий или в форме иной выплаты). В соответствии с письмом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ /В-2197, также предусматривается, что установление п.2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ исчерпывающего перечня выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил, не исключает отнесение каких-либо выплат с иным наименованием к указанному перечню с учетом оценки целевого характера выплат и их правовой природы.

На основании пункта 1 Приказа ФНС от ДД.ММ.ГГГГ № ЕД-8-5/10дсп@ «О материальном стимулировании за 4 квартал 2019 года» принято решение утвердить распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов - ФНС России, сверх установленного фонда оплаты труда за 4 квартал 2019 года.

Аналогичные приказы ФНС России были приняты за 1, 2, 3, 4 кварталы 2020 года, 1, 2 кварталы 2021 года, что подтверждается приказами от ДД.ММ.ГГГГ № ЕД-8-5/18дсп@, от ДД.ММ.ГГГГ № ЕД-8-5/25дсп@, от ДД.ММ.ГГГГ №КЧ-8-5/36дсп@, от 14.04.2021№ЕД-8-5дсп@, от ДД.ММ.ГГГГ № ЕД-8-5/25 дсп@, от ДД.ММ.ГГГГ № ЕД-8-5/27 дсп@.

В соответствии с выписками из протоколов заседаний комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России было принято решение об определении механизма распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за соответствующие кварталы 2020 и 2021 годов. Механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России был установлен соответствующими приложениями к указанным протоколам заседаний.

Согласно механизму распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России (приложение к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России дсп от ДД.ММ.ГГГГ, приложение к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России дсп от ДД.ММ.ГГГГ, приложение к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России дсп от ДД.ММ.ГГГГ приложение к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России дсп от ДД.ММ.ГГГГ, приложение к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России дсп от ДД.ММ.ГГГГ), материальное стимулирование, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

Приказами УФНС России по от 10.04.2020г. дсп@, от ДД.ММ.ГГГГ дсп@, ДД.ММ.ГГГГ дсп@, ДД.ММ.ГГГГ дсп@, ДД.ММ.ГГГГ дсп@, от ДД.ММ.ГГГГ № ЕД-8-5/483дсп@, ДД.ММ.ГГГГ дсп@, от ДД.ММ.ГГГГ дсп@, от ДД.ММ.ГГГГ дсп@ «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих», в пределах полномочий главного распорядителя средств федерального бюджета, в распоряжение начальников территориальных инспекций ФНС доведены дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России. Руководителям территориальных ФНС России предоставлено право на принятие решений о направлении указанных ассигнований на материальное стимулирование государственных гражданских служащих за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования.

Приказами Межрайонной ИФНС Росси по "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России по » за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на налоговые органы , ФИО1 были произведены выплаты единовременного поощрения за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда: от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 49228,82 руб., от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 29000 руб., от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 46311,41 руб., от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 30000 руб., от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 54867,60 руб., от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 19000 руб., от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 22014,50 руб., от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 13000 руб., от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 23600 руб., от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 41526,28 руб., от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 55501,70 руб., от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 35000 руб., от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 44301 руб., от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 24752 руб.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС Росси по ФИО1 произведена выплата премии за январь 2020 года в сумме 4563 руб., приказом от ДД.ММ.ГГГГг. произведена выплата истцу премии за декабрь 2020 г. в сумме 50559,26 руб., приказом от ДД.ММ.ГГГГ произведена истцу выплата премии за февраль 2021 года в размере 4000 рублей.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что выплата государственным гражданским служащим органов ФНС России указанного материального стимулирования и премии связана с исполнением ими должностных обязанностей и, по сути, имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

В соответствии с приказом Межрайонной ИФНС по от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, выплатить ФИО1 при увольнении компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 25 за отработанный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и компенсацию в размере четырехмесячного содержания.

Согласно расчету отпускных и денежного содержания сотрудника ФИО1 при увольнении от ДД.ММ.ГГГГ, представленному ответчиком, при расчете компенсации за неиспользованный отпуск и выходного пособия ФИО1 учитывались ежемесячное денежное поощрение, оклад за классный чин, надбавка за особые условия госслужбы, надбавка за выслугу лет, районный коэффициент, северная надбавка, на общую сумму 21576 руб. Также в расчет были включены дополнительные выплаты, включаемые в размере 1/12 фактически начисленных сумм за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5477,40 руб. (при расчете компенсации за неиспользованный отпуск) и 7005,65 руб. (при расчете выходного пособия)

Компенсация за неиспользованный отпуск составила 23083 руб. из расчета месячного денежного содержания в сумме 27053,40 руб. Четырехмесячное денежное содержание составило 114326,60 руб., из расчета месячного денежного содержания в сумме 28581,65 рублей.

Основанием для обращения истца ФИО1 в суд послужило не включение в расчет денежного содержания за 4 месяца при увольнении сотрудника в связи с сокращением численности штата и компенсации за неиспользованный отпуск всех сумм материального стимулирования и премий, выплаченных ей за период с октября 2020 года по сентябрь 2021 года за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Проанализировав все вышеизложенные нормы права и подзаконные акты, суд пришел к выводу, что средства материального стимулирования и премии выплачены истцу в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и указанные суммы следует учитывать в порядке пп. 6 и 8 Правил от 6 сентября 2007 г. №562 в качестве выплат, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенных ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования ФИО1 к Межрайонной ИФНС России по о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск и денежного содержания за 4 месяца при увольнении сотрудника, рассчитанных, исходя, в том числе, из выплаченных сумм материального стимулирования и премий, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, основаны на законе.

Так, судом установлено, что в расчет компенсации за неиспользованный отпуск истице не включены суммы материального стимулирования и премии, выплаченные в 2020-2021 годах в размерах, указанных выше, выплата которых подтверждается расчетными листами по заработной плате за 2020, 2021 годы, предоставленными истцом, и расчетом компенсации за неиспользованный отпуск и денежного содержания за 4 месяца при увольнении сотрудника, представленного ответчиком.

В результате невключения ответчиком сумм материального стимулирования и премий в расчет ежемесячного денежного содержания, которое при включении указанных спорных выплат составит 50222.94 рублей, истец недополучил денежное содержание за 4 месяца при увольнении в размере 86565,16 рублей, и компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, исходя из денежного содержания в размере 48694,69 руб. - в размере 18465,37 рублей.

Также, основанием для обращения истца ФИО1 в суд послужило не включение в расчет сумм выплаченных отпускных за отпуск в количестве 28 календарных дней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сумм премий и средств материального стимулирования сотрудников в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Судом установлено, что приказом Межрайонной ИФНС России по от ДД.ММ.ГГГГФИО1 предоставлен отпуск на 28 календарных дней с 01 июня по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно расчетам отпускных, произведенным на основании указанного приказа, при расчете сумм отпускных ФИО1 учитывались ежемесячное денежное поощрение, доплата за классный чин, оклад, надбавка за госслужбу, районный коэффициент, северная надбавка, ежемесячные вознаграждения за выслугу лет. В расчет отпускных не включены суммы материального стимулирования и премии, выплаченные истцу в 2020-2021 годах за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Таким образом, в результате невключения ответчиком всех указанных сумм материального стимулирования и премий в расчет ежемесячного денежного содержания (для расчета отпускных сумм), которое должно составлять 48222.25 рублей, истцу недоначислена сумма отпускных за отпуск в количестве 28 дней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 19934,34 рублей.

Порядок расчета приведенных сумм истец и представитель ответчика в судебном заседании не оспаривали.

При вынесении решения суд руководствуется расчетом, предоставленным стороной ответчика, поскольку данный расчет является верным, арифметически правильным и соответствует обстоятельствам дела, установленным судом.

С учетом изложенного, поскольку истцу произведен расчет причитающихся выплат без учета сумм всех премий и материального стимулирования, выплаченных истцу в 2020-2021 годах за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск или дню увольнения истца, соответственно, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 25 дней за отработанный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 18465,37 рублей; недоначисленной суммы отпускных за отпуск в количестве 28 календарных дней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 19934,34 руб.; недоначисленной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении в размере 86565,16 рублей.

Ссылка ответчика на положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н, является несостоятельной, так как данное материальное стимулирование имеет иную правовую природу, в силу п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и п. 2 указанного порядка от 17.10.2007 №90н, оно производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007-2010 годах и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.

Кроме того, правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ устанавливает Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, который прямо закрепляет, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных служащих.

Судом установлено, что расчет компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсаций, причитающихся за неиспользованный отпуск, размера ежегодного оплачиваемого отпуска, произведен истцу без учета выплат средств дополнительного материального стимулирования за счет ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органах сверх установленного фонда оплаты труда, что не отрицалось ответчиком в ходе рассмотрения дела по существу.

Доводы представителя ответчика и третьего лица о несогласии с правовой природой полученных истцом выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку по своей правовой природе они производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, то есть относятся к категории других выплат, предусмотренных федеральными законами.

Обращение работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора соответствует требованиям ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, сроки обращения в суд не являются нарушенными.

В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя. В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

На основании п. 1, 2 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 2 постановления от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», моральный вред, в частности, может заключаться в том числе, в нравственных переживаниях в связи с временным ограничением или лишением каких-либо прав.

В п. 8 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Учитывая, что Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случаях нарушения трудовых прав работников, причинение морального вреда работнику при нарушении работодателем его трудовых прав презюмируется.

Таким образом, действующее законодательство, предусматривая в качестве способа защиты трудовых прав компенсацию морального вреда, устанавливает общие принципы определения размера такой компенсации, относя определение конкретного размера компенсации на усмотрение суда.

Установив, что ответчиком допущено нарушение трудовых прав истца, выразившееся в невыплате истцу денежных средств при увольнении, причитающихся ФИО1 по закону, суд считает обоснованными доводы истца о взыскании компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, необходимость истца защищать свои трудовые права в судебном порядке, факт длительного нарушения прав истца ответчиком, а также принципы разумности и справедливости, что соответствует положениям статей 151, 1101 ГК РФ и разъяснениям, содержащимся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».

Принимая во внимание фактические обстоятельства, индивидуальные особенности истицы, характер перенесенных ею нравственных страданий, с учетом длительности невыплаты причитающихся по закону денежных средств, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, что, по мнению суда, отвечает требованиям разумности и справедливости.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд приходит к следующему выводу.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст. 94 ГПК РФ). Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах (ч. 2 ст. 88 ГПК РФ).

В силу ст. 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), государственная пошлина подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов.

В соответствии со ст. 393 Трудового кодекса Российской Федерации, п.п. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

В силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В силу п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.

Федеральная налоговая служба освобождена от уплаты государственной пошлины как государственный орган Российской Федерации и не может быть отнесена к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.

Таким образом, с учетом приведенного правового регулирования этого вопроса оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины в доход местного бюджета не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 214 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требований ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по о взыскании недополученных денежных средств удовлетворить.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по в пользу ФИО1:

- недоначисленную компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 86565руб. 16 коп.;

- недоначисленную компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 25 дней за отработанный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 18465 руб. 25 коп.;

- недоплату по выплатам за ежегодный оплачиваемый отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 19934 руб. 32 коп.,

- компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, всего взыскать 126964 (сто двадцать шесть тысяч девятьсот шестьдесят четыре) руб. 73 коп.

Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Саянский городской суд.

Судья О.А. Уваровская